Файл: 1. Теоретические основы работы с кадрами государственных служащих 5.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы работы с кадрами государственных служащих 5
1.1 Понятие государственной службы и содержание системы государственной службы. Организация работы с кадрами государственных служащих 5
1.2 Основные направления подготовки и развития государственных служащих 17
2. Работа с кадрами государственных служащих на примере префектуры Северо-Западного округа г. Москвы 31
2.1 Общая характеристика организации 31
2.2 Анализ кадрового состава и организации работы с кадрами 39
2.3 Выявление проблемы в работе с кадрами 53
2.4 Задание на разработку проекта по совершенствованию работы с кадрами 66
Список использованных источников 68
Приложения 71
Шония Елена Ивановна 72
Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап общественного развития выдвигает принципиально новые требования к кадрам государственной службы, организации и содержанию их подготовки и переподготовки. Возникает необходимость разработки долгосрочной комплексной программы формирования кадров государственной службы, базирующейся на анализе и прогнозе их качественного состава и структуры, эффективной системе профессиональных организационных, социально-экономических и правовых мероприятий, которые должны быть увязаны с задачами реформы, переменами в объектах управления, местными факторами.
На государственную службу возлагается решение ответственных задач. От профессионализма и компетентности государственного служащего зависит успех многих государственных дел. От целевой направленности действий и уровня профессионализма государственных служащих определяющим образом зависит эффективность решения жизненно важных для населения конкретных повседневных проблем.
Объект исследования – префектура Северо-Западного административного округа г. Москвы.
Предмет исследования – работа с кадрами государственных служащих.
Цель исследования – анализ работы с кадрами государственных служащих исследуемой организации и разработка предложений по ее совершенствованию.
Задачи, поставленные в работе для достижения намеченной цели:
-
раскрыть понятие государственной службы и содержание системы государственной службы; -
изучить организацию работы с кадрами государственных служащих; -
рассмотреть основные направления подготовки и развития государственных служащих; -
дать общую характеристику исследуемой организации – префектуры Северо-Западного административного округа г. Москвы; -
проанализировать кадровый состав и организацию работы с кадрами в исследуемой организации; -
выявить проблемы в работе с кадрами префектуры Северо-Западного административного округа г. Москвы; -
разработать предложения по совершенствованию работы с кадрами государственных служащих префектуры Северо-Западного административного округа г. Москвы.
Исследование проблем работы с кадрами относится к направлению, достаточно широко и полно освещенному в научной литературе. Методологические аспекты исследования рассматриваются в работах зарубежных и отечественных ученых Абдувалиева С.К., Гричука А.Г., Иванова В.Н., Патрушева В.И., Караева О.Г., Маковской Н., Травина В.В., Шугриной Е. и других. Тем не менее, непосредственно для системы государственной службы их применение затруднено в силу специфики этой области. Поэтому в настоящее время назрела объективная необходимость в уточнении, переосмыслении, систематизации понятий, связанных с кадровым обеспечением государственной службы.
При написании работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, труды отечественных ученых, материалы периодической печати и сети Internet.
1. Теоретические основы работы с кадрами государственных служащих
1.1 Понятие государственной службы и содержание системы государственной службы. Организация работы с кадрами государственных служащих
В 90-е годы XX века в России в принятых нормативных правовых документах сформировалось современное понимание сущности государственной службы и системы государственной службы.
В советское время к государственным служащим практически относились все те служащие, которые занимали должности в государственных предприятиях, учреждениях и организациях, в том числе и в органах государственной власти и управления, и получали заработную плату из государственного бюджета.
Подобное понимание государственных служащих имеет место в настоящее время и в ряде зарубежных стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде и других. При этом в разных странах используются различные термины - «государственная служба» (state servis), «публичная служба» (public servis), «гражданская служба» (civil servis), далеко не совпадающие по своему содержанию.
Современная трактовка понятия «государственные служащие» в постсоветской России формировалось постепенно. Большую положительную роль в этом отношении сыграли, в частности, опубликованные в начале 90-х годов первые проекты законов о государственной службе и ее реформировании.
Утвержденное Указом Президента РФ в декабре 1993 г. Положение о федеральной государственной службе и принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»1 стали первыми основополагающими актами в правовой базе, регламентирующей эту сферу отношений.
После принятия данного Федерального закона весьма динамично и главным образом в соответствии с ним стало развиваться правотворчество субъектов РФ в сфере правового регулирования государственной службы и организации госаппарата. Именно законодательный массив субъектов РФ в значительной мере дает реальное представление о состоянии правового регулирования служебной деятельности государственных служащих, численность которых в региональных органах власти и управления превышает численность федеральных госслужащих.
Согласно закону «под государственной службой... понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов»(п. 1 ст. 2). При этом «Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей» (ст. 1). Причем к государственным служащим относятся не все лица, занимающие государственные должности, а только те из них, которые занимают должности категории «Б» (учрежденные для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих категории «А») и госдолжности категории «В» (учреждаемые госорганами для исполнения и обеспечения их полномочий) 1.
Итак, в соответствии с Федеральным законом о системе государственной службы:
-
государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: -
Российской Федерации; -
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; -
субъектов Российской Федерации; -
органов государственной власти и иных государственных органов субъектов Российской Федерации; -
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; -
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституциями, Уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Рассматривая функции государственной службы, прежде всего, следует отметить, что сама она «может пониматься в функциональном смысле,т.е. как конкретный вид государственной деятельности персонала, служебного аппарата государственных органов, деятельность административно-управленческих структур».
Деятельность государственных служащих проявляется (осуществляется) в следующих функциях1: (рисунок 1.1).
1) правоприменительная функция – реализация полномочий регулятивного и распорядительного характера; осуществление государственных полномочий от имени государства либо государственного органа при исполнении служебных обязанностей;
Рисунок 1.1 – Функции государственной службы
2) правотворческая функция – разработка и принятие нормативных правовых актов, выдача юридически-властных предписаний для различных субъектов права в системе государственно-управленческой иерархии, законопроектная деятельность, издание приказов и распоряжений; их подготовка, принятие и исполнение; дача указаний и т.п.;
3) регулирующая функция – разработка и реализация государственной политики во всех сферах общества, реализация юрисдикционных полномочий и действий, т.е. применение мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам; обеспечение согласования различных интересов;
4) организационная функция – обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, совершение организационных действий и материально-технических операций (проведение различного рода совещаний, оперативок, конференций, заседаний, экспертиз, проверок и т.д.);
5) правозащитная функция – осуществление мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению ими обязанностей перед государством; государственных и иных органов – перед гражданами1.
Государственные служащие, как видим, выполняют большей объем непосредственно административно-управленческих функций, как-то: государственное управление, государственно-ориентированные мероприятия, государственный контроль и надзор, государственное планирование и прогнозирование, государственный учет, государственное руководство и координация.
Таким образом, в практико-функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.
Цель кадровой политики заключается в определении (установлении) основных принципов, направлений и требований к государственным служащим, к их отбору, обучению и использованию их на практике.
Основная задача комплексной программы работы с кадрами государственной службы заключается в разработке единой системы профессиональных, социально-экономических, организационных и правовых норм и мероприятий долговременного и краткосрочного характера, осуществление которых позволило бы обеспечить четкую, эффективную и экономную деятельность государственной службы (аппарата) по реализации своих полномочий (функций).
Весь механизм государственной службы (совокупность государственных и органов местного самоуправления) создается для решения общих дел, обеспечения общественно значимых интересов: экономических, социальных, правовых, которые обусловливают основные принципы кадровой политики1.
Принцип демократизации предполагает:
-
полное и постоянное соответствие деятельности государственных служащих интересам граждан, общества, государства; -
общедоступность государственной службы, равноправность всех граждан в возможности занятия должности; -
гласность, открытость в работе с кадрами; -
сменяемость кадрового состава, выборность, конкурсность.
Принцип плановости предполагает:
-
планомерность работы; -
прогнозирование потребности в кадрах; -
улучшение работы с резервом; -
систематическую профессиональную подготовку кадров для занятия государственной должности; -
повышение квалификации.
Принцип комплексной оценки качеств госслужащих предполагает при подборе, выдвижении работников учитывать профессиональные, деловые, нравственные качества, их физическое и психическое состояние.
Принцип профессионализма требует, чтобы умения, знания и навыки кандидата на должность соответствовали требованиям, предъявляемым к должности и профессии государственного служащего.
Принцип конкретности означает необходимость учета не только общего соответствия должности кандидата, но и сложившейся конкретной ситуации.
Принцип компенсации предполагает так подбирать кадры, чтобы отрицательные качества характера одного работника компенсировать соответствующими положительными качествами другого.
Принцип отражения национальной структуры населения в составе аппарата государственной службы учитывается во всех органах управления республики.
Принцип социально-правовой защиты госслужащих означает создание необходимых социально-экономических, технических условий для нормальной деятельности, принятия мер к устранению препятствий осуществлению служебных обязанностей.