Файл: 1. Теоретические основы работы с кадрами государственных служащих 5.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С учетом результатов аттестации государственного служащего и рекомендаций Комиссии префект принимает одно из следующих решений:
-
о соответствии государственного служащего, замещающего должности государственной службы; -
о повышении государственного служащего в должности; -
о направлении государственного служащего на профессиональную переподготовку (переквалификацию) за счет средств бюджета СЗАО; -
о понижении государственного служащего в должности; -
об увольнении государственного служащего.
В префектуре СЗАО последняя аттестация проводилась в период с 12 по 22 мая 2011 года. Аттестацию походили 15 работников структурных подразделений префектуры СЗАО, 13 работников соответствовали занимаемой должности, 2 работника прошли аттестацию с замечаниями аттестационной комиссии.
Исходя из опыта проведенной аттестации, хотелось бы обратить внимание на ряд проблем при аттестации государственных служащих. Одной из таких проблем являлось отсутствие квалифицированных характеристик должностей государственных служащих.
Единый тарифно-квалификационный справочник должностей служащих не отражает специфики государственной службы. А поскольку основной целью аттестации является проверка соответствия служащего занимаемой должности, то возникает вопрос: а чему он должен соответствовать, на основании каких документов проверять его соответствие.
Отдел по вопросам государственной службы и кадров префектуры СЗАО за 2011 год добилась 100% подготовки таких инструкций на всех работников префектуры СЗАО, что в значительной мере облегчит предстоящую процедуру аттестации государственных служащих.
График проведения аттестации государственных служащих префектуры СЗАО на 2012 год представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – График проведения аттестации государственных служащих префектуры СЗАО на 2012 год
N п/п | ФИО аттестуемого, его должность | Дата проведения последней аттестации | Дата и время проведения аттестации | Срок представления отзыва и иных документов в аттестационную комиссию | ФИО лица, ответственного за предоставление документов на аттестационную комиссию | Отметка об ознакомлении муниципального служащего с датой аттестации (дата, подпись) |
1 | Ковалевская Екатерина Анатаольевна Главный специалист | 12.05.2009 | 15.05.2012 14-00 | 1.05.12 | Еремеева Н.А. | |
2 | Ефимова Ольга Юрьевна Главный специалист | 14.05.2009 | 15.05.2012 14-30 | 1.05.12 | Ковалевская Е.А | |
3 | Колесова Галина Ивановна Ведущий специалист организационного сектора | 14.05.2009 | 15.05.2012 15-00 | 1.05.12 | Еремеева Н.А. | |
4 | Гамалеева Елена Николаевна Ведущий специалист-бухгалтер | 13.05.2009 | 16.05.2012 11-00 | 1.05.12 | Солодкова Н.П. | |
5 | Ильина Светлана Геннадьевна Ведущий специалист организационного сектора | 12.05.2009 | 16.05.2012 11-30 | 1.05.12 | Еремеева Н.А. | |
6 | Блицау Ольга Юрьевна Специалист 1 категории | 12.05.2007 | 16.05.2012 12-00 | 1.05.12 | Ковалевская Е.А. | |
7 | Жовмеренко Екатерина Александровна Специалист 1 категории | 13.05.2009 | 17.05.2012 14-00 | 1.05.12 | Лебедев Н.Н. | |
8 | Авербух Анастасия Владимировна Специалист по вопросам молодежной, семейной политики | 12.05.2009 | 17.05.2012 14-30 | 1.05.12 | Еремеева Н.А. | |
Через отдел по вопросам государственной службы и кадров проходит вся документация по аттестации служащих, составляющая немалый объем. Однако, увидев отношение как аттестуемых, так и сотрудников, не подлежавших аттестации, был сделан вывод, что данная процедура носит в основном формальный характер, в том смысле, что реальной оценке подвергаются лишь образовательный уровень и опыт работы (в плане соответствия должностным инструкциям), а уже потом внимание уделяется оценке реальной деятельности служащих, их сильных и слабых сторон в профессиональном и личностном плане. Но при этом следует заметить, что все сотрудники, их руководители, а также организаторы оценки признают необходимость и значимость аттестации. Если говорить о продвижении по служебной лестнице, то, по словам сотрудников отдела, это событие случается не чаще, чем раз в несколько лет. При этом формально существует кадровый резерв, однако при появлении вакантных должностей о нем почему-то «забывают».
Большинство сотрудников префектуры СЗАО имеют высшее образование, многие имеют два высших образования, почти все окончили курсы повышения квалификации. Из этого следует, что в целом уровень образования и профессиональной подготовки служащих префектуры СЗАО находится на высоком уровне.
Стоит заметить, что в префектуре СЗАО наблюдается авторитарный стиль руководства. В принципе, данный факт во многом обусловлен спецификой самой организации, поскольку вся система государственного управления построена иерархически – распоряжения передаются сверху вниз по вертикали, а снизу вверх поступает информация об исполнении полученных распоряжений и различного рода отчетность. Из-за этого недостаточно хорошо развита обратная связь в процессе выполнения работ, так как единственно важная вещь – сдать документы и отчеты в срок.
Все выше перечисленное говорит о том, что аттестация служащих в префектуре СЗАО проводится недостаточно эффективно, а сотрудники (в целом достаточно компетентные) признают этот факт также как необходимость лучшего проведения аттестации.
2.3 Выявление проблемы в работе с кадрами
Для анализа действующей системы профессионального развития сотрудников префектуры СЗАО нами было проведено социологическое исследование. В социологическом анкетном опросе приняли участие 44 служащих префектуры СЗАО. Среди респондентов:
40,9% мужчин;
59,1% женщин;
6,9% - государственные служащие до 30 лет;
64,5% - от 30-44 лет;
28,8% - муниципальные служащие в возрасте 50 и более лет.
Были опрошены представители четырех основных должностных категорий государственных служащих в следующем соотношении:
-
руководители высшего звена – 14,6%; -
заместители начальника (руководителя) – 8,7%; -
начальники (заведующие) отдела – 41,8%; -
специалисты (в том числе главных, ведущих) – 27%; -
другие должностные категории – 2,9%.
В ходе опроса было выявлено 20 характеристик, определяющих удовлетворенность подготовкой и возможностью повышения квалификации государственных служащих:
1. Образовательный уровень.
2. Характер базового профессионального образования.
3. Наличие дополнительного образования по какой-либо специальности муниципальной службы.
4. Опыт управленческой работы.
5. Стаж работы в органах местного самоуправления.
6. Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) за последние 3 года.
7. Полезность предметных форм профессиональной переподготовки для муниципальных служащих.
8. Степень соответствия профессионального образования работе муниципального служащего.
9. Навыки работы муниципальных служащих.
10. Потребность в дополнительных занятиях.
11. Уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих.
12. Деловые качества, необходимые для государственных (муниципальных) служащих.
13. Идеальный образ государственного (муниципального) служащего.
14. Личные качества, необходимые муниципальному служащему.
15. Степень внимания муниципального служащего к своему имиджу.
16. Степень внимания к имиджу структуры.
17. Престижность работы муниципального служащего.
18. Оценка населением эффективности работы муниципальных органов власти.
19. Отношения между населением и муниципальными органами власти.
20. Удовлетворенность муниципальных служащих работой.
Анкета, предложенная для заполнения, представлена в приложении Б. Рассмотрим полученные по каждой характеристике результаты.
1. Образовательный уровень (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7 – Образовательный уровень респондентов
Наибольшее количество государственных служащих префектуры СЗАО имеют высшее образование – 75,6%, только одна треть имеет общее среднее, среднее специальное или незаконченное высшее образование (соответственно – 0,6%; 18%; 5,8%). Это говорит о том, что подавляющее большинство (93%) служащих получили образование либо в ВУЗе, либо среднем специальном учебном заведении и имеют соответствующие дипломы.
2. Характер базового профессионального образования.
Государственные служащие распределены следующим образом по характеру полученного ими базового образования (в порядке убывания) (рисунок 2.8):
Данное распределение соответствует распределению основных видов базового образования по степени массовости. Доминирование представителей какой-либо профессии (отраслевой) не отмечается, за исключением специалистов, получивших естественно-техническое образование.
3. Наличие дополнительного образования по какой-либо специальности государственной службы.
Рисунок 2.8 – Характер базового профессионального образования респондентов
Только 10% респондентов ответили на вопрос имеете ли вы образование по вашей специальности? утвердительно. Таким образом, 9/10 государственных служащих потенциально нуждаются в дополнительном образовании.
4. Опыт управленческой работы.
3/4 опрошенных (75,6%) указали на то, что до поступления на службу у них уже имелся опыт управленческой работы и только 24,4% пришли на службу в государственные органы впервые.
5. Стаж работы в органах государственной власти (местного самоуправления).
Наибольшее количество служащих (около одной трети или 29,8%) имеют стаж до 5 лет, за ними следуют служащие со стажем свыше 20 лет (16,1%). Примерно одинаковое количество служащих имеют стаж от (от 5 до 10 лет -14,4% и от 10 до 15 лет -14,8%) - таким образом, группа служащих со стажем во временном диапазоне от 5 до 15 лет также составляет примерно одну треть - 29,2%. Чуть больше одной десятой от общего числа опрошенных составляют служащие со стажем до 5 лет (12,8%), а также служащие со стажем работы от 15 до 20 лет.
6. Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) за последние 3 года.
Неоднократно проходили переподготовку в течение трех предыдущих лет 16%, также 16% проходили ее лишь дважды. Таким образом, для 32% служащих процесс прохождения переподготовки за плечами. Почти половина (44,6%) опрошенных указали на то, что проходят переподготовку в данный момент. Около одной трети (17,2%) в переподготовке за последние три года не участвовали. 8% опрошенных сообщили, что в данный момент они осуществляют учебу в ВУЗе.
7. Полезность предметных форм профессиональной переподготовки для государственных служащих (рисунок 2.9).
Рисунок 2.9 – Полезность предметных форм профессиональной переподготовки для муниципальных служащих
Однозначно полезной для себя пройденную переподготовку считают 71,4% респондентов. Ни один респондент не указал на ее полную бесполезность. Однако 16,8% отметили, что переподготовка была не совсем полезна, а 11,8% - затруднились с ответом, это говорит о том, что более четверти государственных служащих не считают профессиональную переподготовку полностью полезной.
8. Степень соответствия профессионального образования работе государственного служащего.
Абсолютное большинство респондентов склонилось к мысли о соответствии их профессионального образования выполняемой ими работе, что говорит о широком прикладном потенциале базового образования в нашей стране. О полном соответствии заявили 46,9%. О соответствии в той или иной степени – 39,8%. О частичном несоответствии – 7,6%. О полном несоответствии – 7,6%.
9. Навыки работы государственных служащих.
Предлагаемая ниже таблица позволяет представить себе, в какой мере государственные служащие владеют различными профессиональными навыками. Ниже приводится таблица, в которой основные профессиональные навыки проранжированы по основному показателю «владею навыками вполне» (от максимума к минимуму). Два других показателя («не вполне владею, «не владею») не учитывались (таблица 2.9).
Таблица 2.9 – В какой мере государственные служащие префектуры СЗАО владеют различными профессиональными навыками
навык | ранг |
трудовое законодательство | 12 |
составление нормативно-распорядительных документов | 11 |
делопроизводство | 10 |
составление учредительных документов | 9 |
пользование компьютером | 8 |
деловой и протокольный этикет | 7 |
гражданское законодательство | 6 |
теория государственной и муниципальной службы | 5 |
бухгалтерский учет | 4 |
иностранный язык | 3 |
теория менеджмента | 2 |
финансовый менеджмент | 1 |
10. Потребность в дополнительных занятиях.