Файл: Характеристика и этапы развития Социология в системе наук. Объект и.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 1. Социология как наука: общая характеристика и этапы развития
-
Социология в системе наук. Объект и предмет социологии. -
Теоретические предпосылки становления учения об обществе -
Возникновение социологии как науки. Основные этапы ее развития -
Категориально-понятийный аппарат. Понятие и сущность социальных законов.
Основная цель лекции – определить сущность социологии как науки, выяснить ее отличие от других социально-гуманитарных наук, изучающих общество
В результате изучения данной темы студент должен:
знать:
- следующие понятия (макро-, микросоциология, методы социологи, социальный закон);
- основные этапы развития социологии;
-основные школы и направления социологии
уметь:
- формулировать предмет и объект социологии;
- выявлять специфику социологического подхода к изучению общества (по сравнению с подходами других социально-гуманитарных наук);
- содержательно, с помощью примеров раскрыть функции социологии;
владеть:
- навыками поиска материала, релевантного теме лекции;
- группировки материала в виде таблиц, схем.
Социология – инструмент для эффективной деятельности и поведения в современной жизни; позволяет анализировать и понимать, как устроен окружающий социальный мир, чтобы действовать в нем максимально результативно.
Социология в системе наук. Объект и предмет социологии.
Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука? Случайно ли ее зарождение именно в первой половине XIX века? Следствием вызревания каких социальных явлений она стала?
Возникновение и оформление социологии связано со спецификой исторического периода - эпохи Просвещения и Великой французской революции как поворотных моментов в развитии человеческой цивилизации. Это был период, когда: а) четко обозначился неоднозначный характер взаимоотношений между различными социальными организациями и институтами: религией, церковью и наукой; наукой и государством; наукой и искусством; искусством и религией и т.д., что выдвигало на повестку дня потребность разобраться в структуре этих отношений; б) человек (индивид) выдвинулся на принципиально новую социальную позицию во взаимоотношениях с различными социальными институтами (государством, семьей, церковью, образовательными учреждениями и т.п., что востребовало осмысления этих позиций); в) обозначился новый этап в познании человеком своей личной самоценности, что формально потребовало осмыслить место и роль отдельной личности в общественной (государственной) жизни.
Под объектом науки понимают ту часть универсума, которую исследователи мысленно ограничивают и рассматривают как самостоятельно существующую. А под предметом науки понимают ту сторону, грань, аспект, ракурс изучаемого объекта, которая изучается этой, только этой наукой. Оформление социологии в самостоятельную науку началось с дискуссий, обсуждений предмета ее изучения. Социология - не единственная социальная наука, она входит в блок социальных наук, к которому относятся и политология, юридические и экономические науки. Все социальные науки имеют общий объект познания - социум, но у каждой из них - свой специфический предмет изучения. Социум как объект социальных наук, в том числе и социологии, существует вне и независимо от познающего субъекта, а предмет любой социальной науки не существует вне познающего субъекта, вне его субъективности (вне его целей, идеалов, накопленного информационного тезауруса, опыта, интересов, мировоззрения и т.п.). Специфическим аспектом (стороной социума), который является предметом изучения именно социологии, можно считать социум с точки зрения структурной расчлененности людей в сообществе на группы, общности и характера их связей и взаимодействий, а также места и характера связей отдельного человека с ними (общностями). В современной социологии до сих пор нет единства в определении предмета данной науки. Одни исследователи ориентируются на социологический анализ поведения индивидов, другие - на институциализацию социальных связей, третьи – на организационный характер взаимоотношения и деятельности людей. История становления и развития социологии как науки также свидетельствует об эволюции ее предмета.
Теоретические предпосылки становления учения об обществе
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует: Подобно тому как математика - наука, во многом построенная на абстракциях,
начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Лао-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты «Махабхараты» определяют, в частности, порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.
Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которых безусловно можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Николо Макиавелли, Мишель Монтень - вот далеко не полный перечень великих средневековых ученых, поднимавших проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль.
Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создав механическую, рациональную модель общества, они выделили отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.
В этот период итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668- 1744) попытался создать основу новой науки об обществе, разработал схему «движения наций». Эта попытка осталась тогда единственной. В основном все исследования в этой области характеризовались несистематичностью, в связи с чем нельзя сказать возникновении в то время социологии как науки. Анализ поведения человека в группе, вопросов неоднородности и неравенства не привлекал достаточного внимания исследователей, и достижения в области изучения общественных явлений были незначительным по сравнению с успехами в других областях научной деятельно. Почему же наблюдалось такое отставание в изучении обществе явлений? Можно назвать несколько причин этого, заключавшихся в подходах к изучению социальных проблем.
Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому мнению, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве устанавливать справедливый порядок, если это не расходится с Божественной волей. Человек свободен как птица, а разве есть возможность научного изучения траектории и направления ее полета?
Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом и способностью к обучению. Из этого бесспорного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное - научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают всю необходимость наилучшей модели, устроят свою жизнь в соответствии с ней и установят наилучший социальный порядок и благоденствие. С точки зрения науки в этом случае интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства.
Такие или подобные им достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не выдвинуло вопросы практического решения проблем
взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и др. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. При этом выяснилось, что человек в обществе, несмотря на обладание сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования - все это ограничивает возможности проявления «свободной воли» человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведением членов социальной группы или общества, к которому он принадлежит.
Люди сами ограничивают свое поведение в ходе совместной жизни, подавляя природные инстинкты. Обычаи, мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага. Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики, и люди, как правило, не замечают возникновения новых ограничений или отмирания старых до тех пор, пока это не становится свершившимся фактом. Ограничение выбора поведения отдельного человека со стороны группы или общества исключает спонтанность человеческого поведения, поступки и действия людей с усложнением социальных связей становятся все более упорядоченными, в них появляется повторяемость, закономерность. Это означает, что социальное поведение становится в известной степени предсказуемым. Появляется возможность для научного анализа вопросов взаимодействия индивидов, групп, различного рода социальных отношений.
Конечно, люди не могут быть полностью ограничены рамками морали, они способны сознательно приспосабливаться к моральным нормам, видоизменять или избегать их. Другими словами, следует учитывать активность людей и некоторую возможность выбора ими новых форм отношений и взаимодействий. Существование такого выбора и активность людей приводят к постоянному изменению и развитию социальных отношений и культурных форм, которые выражаются в социальных процессах, также поддающихся изучению.
Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдалось бездействие и весьма значительное отставание.