Файл: Характеристика и этапы развития Социология в системе наук. Объект и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подобную социологическую грамотность продемонстрировали также правительственные круги и местные органы власти послевоенной Англии. По их заказам социологи (Т. Маршалл и др.) провели несколько серий проблемных эмпирических обследований. Их результатами стали регулярные обзоры по проблемам демографии, планирования городского и сельского строительства, положения бедноты и роли социальных служб, статуса средних классов и каналов мобильности, по вопросам социальных отношений на производстве, образования, преступности, расовых отношений и др. Эти обзоры становились предметом парламентских слушаний, по ним принимались законодательные акты, решения правительства и местных органов власти.

Третью форму данного этапа социологии можно охарактеризовать как методологически ориентированное расщепление предмета социологии на субпредметы. Сюда можно отнести символический интеракционизм Джорджа Мида, теорию социального обмена Джорджа Хоманса и Питера Блау и ряд других. Методологически ориентированное исследование предмета стало принципом деятельности немецких социологов Франкфуртской школы (40-60-е годы). Образцом их работы служит теоретико-эмпирическое исследование «Авторитарная личность» (1944—1950), выполненное под руководством Теодора Адорно (1903-1969). Предметом исследования стали черты личности, предпочитающей авторитарный режим; их изучение опиралось на теоретико-методологические концепции неомарксизма и потребовало разработки специальных методик для получения необходимых эмпирических данных.

В российской социологии период ранней теоретической классики начался с середины 60-х годов XIX века, т.е. с началом новой эпохи в истории российского общества (отмена крепостного права, развитие капитализма, ранняя либерализация), и продолжался до 90-х годов этого столетия. На небольшом отрезке времени сформировались и противоборствовали несколько разных концепций: гуманистически ориентированная «субъективная школа» П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского; географический детерминизм Л.И. Мечникова; сциентистски («чисто научно») ориентированное понимание социологии как учения об обществе и его законах Н.И. Кареева; социал-демократическая интерпретация марксистской социологии Г.В. Плехановым.

Независимо от этих концепций, под давлением практических задач общественной жизни России, происходило накопление значительных массивов эмпирических данных, характеризующих состояние и динамику социально-экономической сферы общества. Основным звеном создания достаточно представительной совокупности данных стала земская статистика, которая велась с 1865 г. по программе, разработанной B

учеными и практиками. Значительный вклад в решение задач репрезентативной выборки внес А.А. Чупров. Большую часть сыграла первая всеобщая перепись населения России (1897 г.). Появились теоретически ориентированные эмпирические исследования. С 90-х годов XIX в. наблюдается соединение социологической теории с эмпирией. В России возникает ранняя теоретико-методологическая классика, достигшая к 1917 г. значительного развития. Это, с одной стороны, марксистская социология: академичная, в работах М.И. Туган-Барановского, и пролетарски-революционная, в работах В.И. Ульянова-Ленина. С другой стороны, быстро развивается сциентистски-либеральная социология, представленная работами М.М. Ковалевского, Е.В. Де-Роберти, П.А. Сорокина. Двухтомная «Социология» (1910) М.М. Ковалевского становится учебником, его автор открывает первую в России кафедру социологии. Основано Русское социологическое общество (1916). С утверждением советской власти было прервано развитие эмпирически обоснованной социологии. Эмпирические данные теперь были сведены к официальной статистике, а социологическая теория - к историческому материализму. Лишь с середины 50-х годов XX в. советским ученым было позволено собирать эмпирические данные для подтверждения политики партии и правительства. Но уже в первой половине

60-х годов появляются несколько профессионально выполненных эмпирических исследований, ориентированных на разработку фундаментальных проблем социального развития советского общества. Появились учебные пособия по методологии и методам социологических исследований. Начался зрелый теоретико-методологический этап в развитии российской социологии.

В конце XX - начале XXI столетия возникли новые понимания предмета социологии, альтернативные классическим: в центре оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект как активное действующее лицо, как актор социальных процессов, изменений. Одни исследователи к ее особенностям относят развитие междисциплинарного и комплексного подхода к анализу социальной реальности; синтез социогуманитарного и естественнонаучного знания; использование полипарадигмальных подходов; включение современных направлений системного анализа (синергетика, диатропика, фрактальный подход и др.) в спектр методологических основ социологии. Многие ученые обращают внимание на то, что в постнеклассической науке все объекты считаются «человекоразмерными», т.е. развиваются на основе деятельностного отношения человека к миру. Наконец, некоторые ученые полагают, что для социологического понимания самоорганизующихся, нелинейно развивающихся структур требуется новая методология, которая получила название постнеклассической.