Файл: Общая характеристика частного и публичного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




2.1. Основы классификации и взаимосвязи отраслей

и правовых блоков в системе права России



К крупным блокам в системе права относятся публичное и частное право – членение системы права на нормы, регламентирующие государственные (конституционные) отношения, касающиеся общественно-значимых социальных интересов (публичное право), и нормы, регламентирующие частные интересы: лично-имущественные, семейно-брачные и т.п. (частное право). Это членение системы права на право публичное и частное предложили еще юристы Древнего Рима. Но они же отмечали и известную условность такого членения, так как многие «публичные» правовые решения оказывают неизбежное влияние и на личные интересы, а последние так или иначе связаны с общесоциальными отношениями. Однако история правового развития показывает, что признание частного права (гражданского права в современном прочтении) имеет большое социальное значение, так как на первый план выдвигает гражданина, индивида, утверждает о его экономических, личных, культурных правах, не заслоняет эти права государственно-правовым блоком.

Наличие частных прав делает их носителя активным участником общественной, прежде всего экономической жизни, делает его политически самостоятельным, способутвует стабильности, предсказуемости общественных отношений. Следует отметить, что развитие частного права – это общепланетарная тенденция. В современной России она получила свое воплощение в принятии Гражданского кодекса (первой и второй частей)1, многих других нормативно-правовых актов. Различение подсистем частного и публичного права дает наи­более общее представление о структуре права, внутрен­нем строе­нии системы правовых норм.

Подсис­темы – это наи­бо­лее крупные структурные подразделе­ния в системе права. При бо­лее детальном рассмотрении в системе права (и составляющих ее под­системах) раз­ли­чаются отрасли права и право­вые инсти­туты. А именно: система правовых норм как целое (и состав­ляющие ее подсистемы) подразде­ляется на от­расли права, ко­торые в свою очередь подразде­ляются на под­отрасли и право­вые институты.

Отрасль права – это совокупность пра­во­вых норм, регулирующих общест­венные отношения опре­де­лен­ного типа определенным мето­дом. В основе доктриналь­ного различе­ния от­раслей права лежат объек­тивные различия предметов пра­во­вого регулирования, то есть типов об­щест­вен­ных отно­шений, ре­гулируемых правом. Своеобразие регули­руе­мых отноше­ний (пред­мет регу­ли­рования) опре­деляет метод правового воз­дей­ствия на них: то или иное со­чета­ние запре­тов и доз­воле­ний, преимущественную диспозитивность или импера­тив­ность за­ко­нодатель­ства, специ­фику санкций. Это не значит, что каж­дая от­расль права имеет свой уни­кальный метод регулирования обще­ственных от­ноше­ний. Но ме­тоды от­раслей ча­стного права и публич­ного права принципи­ально раз­лича­ются.


Так, для частного, или гражданского, права более ха­рак­те­рен диспозитивный метод регулирования. Офици­ально при­знанные, сформулированные в законе нормы частного (граж­данского) права часто лишь предлагают образец поведения в типич­ных ситуациях (диспозитивные нормы). Субъ­екты частного права, формально равные и незави­симые друг от друга, ре­гулируют свои отноше­ния дого­ворами (так называемое автономное право­вое регулирова­ние). При этом они мо­гут вос­пользоваться предлагаемым об­разцом, но мо­гут установить в до­говоре иные права и обязан­ности, ибо они руково­дствуются прин­ципом «все, что не за­пре­щено пра­вом, разре­шено». Но в част­ном праве есть и императивные нормы, нарушение которых влечет за со­бой недействительность дого­вора.

Напротив, в отраслях публичного права – конститу­ци­он­ного, уголовного, административного, процессуаль­ного – действуют только императивные нормы, запрещающие противоправное пове­дение или требующие безусловного выполне­ния оп­реде­ленных обязан­но­стей. Например, кон­ституцион­ные, про­цессу­альные и администра­тивно-пра­во­вые нормы, уста­нав­ливаю­щие компетен­цию го­су­дар­ст­венных органов и полномочия должно­стных лиц, тре­буют осу­ществления этой ком­пе­тенции и запре­щают вы­ходить за ее пре­делы. В пуб­личноправовых отноше­ниях государствен­ные ор­ганы и должност­ные лица подчинены требованию «все, что не раз­ре­шено пра­вом, за­прещено».

Отрасль (подотрасль) права де­лится на правовые ин­сти­туты – обособленные группы юридических норм, ре­гули­рую­щих од­но­родные отношения.

Наиболее тесная систем­ная связь от­дель­ных правовых норм существует в рамках инсти­тутов. От­расле­вой пра­вовой институт – это группа правовых норм, регу­ли­рующих одно­родные от­ношения в пре­делах от­расли права, са­мо­стоятельное под­разделение отрасли права. Так, в граж­данском праве суще­ствуют, напри­мер, ин­ституты собственности, наследо­вания, обязательст­венного права, ав­тор­ского права; в конституци­онном – ин­ституты гра­ж­данства, из­бира­тельного права и другие. Кроме того, в науке принято выделять в рамках сис­темы права межотраслевые правовые инсти­туты – конст­рукции, имею­щие познавательно-информационное и практическое зна­чение. При этом в отдельные меж­отрас­левые институты объе­диняются сходные отраслевые ин­ституты: на­пример, ин­ститут юридической ответственно­сти в гра­жданском, уго­лов­ном, ад­министратив­ном праве. Помимо этого в меж­от­раслевой ин­сти­тут можно объеди­нять нормы разных от­рас­лей права, связан­ные с опреде­ленным отраслевым ин­ститу­том.



Так, в межотрас­левой институт избирательного права вклю­чают нормы не только конститу­ционного, но и админи­стратив­ного и уголов­ного права, регули­рующие от­ношения, связанные с выбо­рами. В межотрас­левой инсти­тут междуна­родного част­ного права включаются нормы гражданского, про­цессуаль­ного, а иногда и трудового права, регулирую­щие отношения с так называемым ино­стран­ным элементом.

Отраслевая структура права относится к числу доктринальных выводов юридической науки. Причем правовая доктрина раз­ли­чает от­расли права и отрасли правового законодатель­ства. От­расли (и подотрасли) права разграничиваются наукой (доктриной). Отрасли же правового законодательства разграничиваются законодателем по мере развития правовых систем в соответст­вии с выводами науки об отраслях (и подотраслях) права, об их соотношении и взаимодействии. Сово­куп­ность от­раслей права и совокупность от­раслей пра­вового законодатель­ства объемлют один и тот же норма­тивно-право­вой материал, но структу­рируют его по-раз­ному. Разли­чение отрас­лей правового за­конодатель­ства дает более дробное и бо­лее сложное струк­ту­рирование права.

Существует всего пять отрас­лей права. Во-первых, это част­ное, или гражданское, право: частное право как под­система права включает в себя только одну отрасль; следовательно, от­расль права, именуемую гра­жданским пра­вом, столь же уместно называть частным правом. Во-вто­рых, есть четыре от­расли пуб­личного права – конституци­онное («государственное»), уго­лов­ное, административное и про­цес­су­альное.

От­расли права раз­личаются по типу регу­лируемых от­но­шений и мето­дам регулирования. Они имеют объектив­ное пред­на­зна­че­ние, их форми­рование и обособле­ние не за­ви­сит от ус­мотрения за­коно­дателя. Нормы всех от­раслей права су­щест­вуют с того вре­мени, когда возникает право. По­следнее утверждение отно­сится и к нор­мам кон­ституционного права – нормам, определяющим исходную правосубъектность индивидов. Нормы гражданского права (частное право) описывают права и обязанности, характер­ные для типич­ных отно­ше­ний свободного эквивалентного обмена, и гаранти­руют установление субъективных прав и юридических обязанно­стей по принципу «неза­пре­щенное разре­шено».

Субъ­екты граж­данского права при­обре­тают и осуще­ствляют субъективные права своей волей и в своем интересе. Граж­данское право регу­лирует, главным образом, иму­щест­венные отноше­ния по принципу формального равенства, но оно не регулирует имуществен­ные отноше­ния, ос­нованные на администра­тив­ном или ином вла­стном под­чине­нии од­ной сто­роны другой.


Предназначение конституционного права – установление общих правовых рамок пуб­личной политической власти. В пред­мет кон­ститу­ци­он­ного права входят, прежде всего, от­ноше­ния типа «индивид-го­су­дарство». Кон­ституци­онное право определяет статус полноправных субъектов.

Современные конституции, прежде всего, га­ранти­руют пер­вичные права инди­вида (общий правовой статус че­ло­века и граж­да­нина). Далее, конституционное право уста­нав­ливает орга­ни­зацию государственной власти, не­об­ходи­мую ради пра­во­вой сво­боды. Когда законы или обычаи государства регламентируют правомочия высших государственных органов, они тем са­мым полагают правовые пределы власти.

Нормы, описы­ваю­щие общий право­вой ста­тус че­ло­века и гражда­нина, тем са­мым косвенно за­прещают кому бы то ни было, пре­жде всего – властным субъектам, на­ру­шать пределы мини­маль­ной не­отъ­емле­мой свободы. Эти нормы гарантируют такую сво­боду, которая ис­ключает публичное или частное вмешательство (status negativus), обеспечивают гражданам воз­мож­ность уча­стия в пуб­лич­ной жизни (status activus), позволяют тре­бовать полицейской и судебной защиты прав и свобод (status positivus).

Другие нормы конституционного права определяют ста­тус (правомочия) высших государственных органов, разграничи­вают их компетен­цию, устанавливают разделение вла­стей, пре­пятст­вующее узурпации государствен­ной власти и тирании. Если, вместо разделе­ния властей, кон­ституция закрепляет верховенство од­ного органа власти («полновла­стие»), то это – фик­тивная конституция, имити­рую­щая ограничение вла­сти.

Специфика конституционного права, в частности, за­клю­ча­ется в том, что конституционно-правовые нормы не имеют санк­ций. Действие норм конституцион­ного права защища­ется в пер­вую очередь уголовным правом. Это одно из проявлений системной связи всех правовых норм.

Нормы уголовного права угрозой наказания охраняют цен­но­сти, гарантированные конституционным правом. Пре­жде всего, они защищают индивида от посяга­тельств на его жизнь и здоро­вье, личную свободу, честь и достоин­ство, собст­вен­ность, за­щи­щают его неприкосно­венность – ду­ховную и фи­зическую, не­прикос­новен­ность жи­лища, тайну частной жизни, тайну ком­муника­ций, а также за­щищают естествен­ную среду оби­та­ния человека, общест­венную безопасность и общественный поря­док, консти­туци­онный строй, порядок государственного управ­ления и дру­гие социаль­ные блага.


Смысл административного права заключается в уста­нов­ле­нии полицейских полномочий, предназначенных для за­щиты тех же ценно­стей, ко­торые гарантируются консти­туци­онным правом и охраняются правом уголов­ным. Это специ­фическая отрасль права – дозволенные правом полицейские полномочия, то есть правомочия, по­зволяющие осу­ще­ств­лять публично-власт­ное прину­жде­ние вплоть до наси­лия. По­скольку это – правомочия, а не произвольно уста­новлен­ные полномочия, они должны устанавливаться ради обеспе­чения и за­щиты правовой сво­боды, но не наоборот.

Адми­нист­ративные (полицейские) правомочия государственных органов и должностных лиц уста­навлива­ются в за­коне (дозволяются законом) по принципу «все, что не разре­шено пра­вом, запрещено». Конкретно они предназна­чены для обес­пе­чения правопорядка, пресече­ния и наказа­ния пра­вона­руше­ний, а также для управле­ния иму­щест­вом, находя­щимся в го­су­дар­ственной собст­венности и вообще для ис­полнения зако­нов, для осуще­ствле­ния испол­ни­тельно-рас­поря­дитель­ной (подза­кон­ной) деятельности.

Нормы процессуального права устанавливают надле­жа­щую право­вую процедуру разрешения споров, а также пра­вила уго­лов­ного пре­следования и компетенцию орга­нов, осуществ­ляю­щих процессуальные действия. Несоблюдение процессу­альных правил лишает судебные и полицейские решения юри­дической силы. Надлежащая правовая про­це­дура разре­шения споров препятст­вует произвольному огра­ниче­нию сво­боды и собствен­ности.

Это су­дебная проце­дура: пе­ред лицом суда формально равны любые субъекты, высту­пающие в каче­стве сторон спора, любые участ­ники про­цесса.

Нормы отраслей права официально формулируются в за­ко­нах (законодательстве) и других источниках права. При этом от­рас­левая структура права не совпадает с от­раслевой структу­рой пра­вового законодательства, суще­ствующей в развитых право­вых систе­мах.

Отрасль пра­вового законода­тельства – это сово­купность правовых норм, обособлен­ных (систематизиро­ван­ных) законодате­лем в соответ­ствии с доктринальным деле­нием права на от­расли и подотрасли и в соответствии с потребно­стями зако­нодательного регули­рования.

В рамках от­расли за­коно­да­тель­ства нормы сис­тематизируются путем ко­ди­фи­кации (путем созда­ния ко­декса) или консолидации (объединения) норма­тив­ных ак­тов, относящихся к одному предмету регу­лирова­ния. Одной отрасли права могут соответствовать как одна, так и несколько от­раслей правового законодательства. Так, нормы конститу­ци­онного права содержатся только в кон­сти­туции и конституци­онно-право­вом законодательстве, нормы уголов­ного права – только в уго­ловном законодательстве (обычно – в уго­ловном ко­дексе). Но другим отрас­лям права обычно соот­ветст­вуют несколько отрас­лей зако­нодатель­ства.