Файл: Девушка 14ти лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 455

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2)Какие формы организации обучения одаренного мальчика могли посоветовать его родителям педагоги?

Хотя родители очень разные, тем не менее у них есть общие черты, и потому возможны общие рекомендации по работе с ними. 1. Не сравнивайте детей друг с другом. Ребенка можно сравнивать только с самим собой - сегодня он работал лучше, чем вчера, за последнее время снизил темп и тому подобное. Не нужно никого ставить в пример, ни в присутствии родителей, ни просто в общении с детьми. Это требование относится к любым детям, но в особенности к одаренным. Иначе конфликтов с родителями не избежать. 2. Необходимо сотрудничать с родителями - постоянно и терпеливо объяснять им основную стратегию развития, которая выбрана в отношении их ребенка. Индивидуальная психолого-педагогическая программа развития ребенка, которая составляется на каждого одаренного ученика, не будет вполне реализована, пока подробно не будет обсуждена с родителями, пока они не станут партнерами, коллегами учителей и психологами в работе с ребенком. Правда, при этом не следует впадать в другую крайность и позволять родителям управлять каждым вашим шагом, иначе работать будет невозможно. Можно разрешить посещение родителями уроков, но только в заранее оговоренное и ограниченное время.

3. Обязательно привлекайте родителей к развитию творческих способностей ребенка. Родители одаренных детей - это, как правило, очень способные люди. Практически всегда они понимают необходимость развития в ребенке творческих способностей. Будьте готовы к тому, что родители необычных детей - сами необычны. Примите их необычность.

3)Укажите особенности организации учебной деятельности одаренного мальчика в обычном классе общеобразовательной школы.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.). К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуаль­ным программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ребенка от коллектива сверстников. Занятия по свободному выбору - фа­культативные и особенно организация ма­лых групп - в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифферен­циацию обучения, предполагающую приме­нение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможно­сти одаренных детей.


Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих уча­щимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продви­жения и предмете. Сеть творческих объединений позволя­ет реализовать совместную исследователь­скую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному пред­мету. В школах, где не применяются указанные выше формы обучения, для одаренных детей является целесообразным сочетание школьного и внешкольного обучения. На­пример, обучение одаренного ребенка в обычной школе но индивидуальному плану может сочетаться с его участием в работе "школы выходного дня" (математического, историко-археологического, философско-лннгвистического профилей), которая обес­печивает общение с талантливыми специа­листами-профессионалами, включает в се­рьезную научно-исследовательскую работу и т.д. Часы занятий в такой школе должны быть компенсированы за счет уменьшения часов по данному предмету в общеобразовательной школе. Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых обще­образовательных школ может оказать при­менение различных форм организации обу­чения, которые основаны на идее группи­ровки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит от особенностей шко­лы: ее размера, традиций, наличия квалифи­цированных кадров, помещений, финансо­вых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.д.
Ситуация 29

Администрация школы, решая проблему дифференциации образования, определяет будущую форму профильного обучения. При выборе учитываются имеющиеся кадровые и материально – технические условия деятельности данного образовательного учреждения. Вопросы:

1)Охарактеризуйте возможные формы профильного обучения, которые могли быть внедрены в школе.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Можно выделить несколько вариантов или моделей организации профильного обучения. 1) Модель внутришкольной профилизации. Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной. Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам – в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп – в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы. 2) Модель сетевой организации. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.



2)Укажите значение введения профильного обучения для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций педагогического процесса в образовательном учреждении.

В профильном обучении появляется возможность удовлетворить запросы учащегося и его родителей в получении тех или иных знаний, умений, удовлетворении своих потребностей, что, в свою очередь, является эффективным в образовательном процессе. Повышается ли доступность к образованию? Повышается, потому что повышается свобода каждого ученика в получении знаний. Согласно государственному стандарту школьник должен освоить массу сведений, которые мало пригодятся ему в жизни. Любой отход от обязательности изучения определенной суммы сведений, с моей точки зрения, явление позитивное. Получение человеком определенной суммы сведений, информации к образованию не имеет никакого отношения. Современное образование - умение школьника взглянуть на реальную, жизненную ситуацию с позиции физика, химика, историка, географа и т.д. Причем не для того, чтобы стать исследователем в этой отрасли (с этим у нас всегда было все в порядке), а для того, чтобы эта ситуация разрешилась. Причем желательно в его пользу.

3)Охарактеризуйте возможные проблемы реализации профильного обучения, с которыми могут столкнуться педагоги школы.

Анализируя сегодняшнюю систему образования и пытаясь предположить, какими средствами могут быть достигнуты цели введения профильного обучения, важно обратить внимание на некоторые противоречия. Профильное обучение должно обеспечить углублённое изучение отдельных предметов, но внедряться оно будет за счёт сокращения инвариантного компонента, учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки обучающихся. Да и элективные курсы предпрофильной подготовки тоже реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. Но ведь школа должна способствовать формированию всесторонне развитой личности, а при увеличении одного за счёт другого вряд ли такое возможно. Целесообразнее начать подготовку к профильному обучению уже в среднем звене в 5 – 8 классах на факультативах, на заседаниях лингвистических клубов, научных обществ, кружков любителей русской словесности и т.п. При данной организации обучения не следует забывать о моральной и умственной перегрузке обучающихся (в случае неправильно выбранного профиля или при углублённом изучении предметов). Переход к профильному обучению преследует цель более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего образования. В настоящее время уже традиционно нарушена преемственность между школой и вузом, долгое время речь идёт о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных экзаменов и дальнейшего образования в вузах. Замечательно, что с введением профильного обучения будут устранены платные подготовительные курсы, репетиторство, ведь это большинству школьников малодоступно. Но возникает опасение, что программа профильного обучения может быть подменена программой обучения в вузах. Реализация принципа преемственности станет возможной, если в выпускных классах школы и на вступительных экзаменах в вузы требования к образованию будут соответствовать государственному стандарту. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам ЕГЭ, по ним же зачисляются абитуриенты в вузы. Но результаты экзаменов показывают, что процент поступления в вузы не так уж и высок, а сам ЕГЭ сдерживает процесс дифференциации. С введением профильного обучения следует предлагать выпускникам несколько вариантов ЕГЭ для различных профилей, более того необходимо ввести и утвердить соответствующие образовательные стандарты и прямо соотнести их с ЕГЭ. При организации профильного обучения необходимо обратить внимание на структуру, направления и модели. Внутришкольную профилизацию и сетевую организацию можно реализовать в городских школах, сельские же школы останутся непрофильными (универсальными), на это влияют следующие причины: малокомплектность, малочисленность, далёкое расположение школ различных сёл друг от друга, отсутствие в сёлах специализированных общеобразовательных учреждений. Получается, что путь в высшие учебные заведения выпускникам сельских школ в большинстве случаев закрыт.

Ситуация 30

Классный руководитель заметил существенное снижение интереса школьника к обучению, о чем свидетельствовали плохие оценки, жалобы учителей на невыполненные домашние задания, начавшиеся прогулы. Школьник в беседе с классным руководителем заявил, что ему неинтересно учиться. Вопросы:

1)Какие виды мотивов учения необходимо формировать у школьника в данной ситуации?

В данном случае следует отметить, что у мальчика необходимо формировать мотивы, связанные с содержанием учения и самим процессом учения (мотивы, заложенные в самой учебной деятельности)

2)Охарактеризуйте виды и уровни познавательного интереса.

Познавательный интерес — наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения.

Условно все показатели, характеризующие тот или иной уровень развития познавательного интереса, можно разделить на три группы: I. Показатели интеллектуальной активности: вопросы ученика, обращённые к учителю; стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование школьниками приобретёнными знаниями, умениями и навыками; стремление поделиться с окружающими новой, свежей информацией, почерпнутой из разных источников за пределами учебной программы. II. Показатели эмоциональных проявлений: переживание учащимися гнева, страха, возмущения радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и другие менее значимые. В своём эксперименте мы обнаружили, что эмоциональные показатели становятся менее выраженными при переходе детей в старшие классы, где они уже умеют скрывать и регулировать своё эмоциональное состояние. III.Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся: сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление учащихся к завершенности учебных действий; реакция учащихся на звонок, а также свободный выбор деятельности. Обнаружено 3 уровня развития познавательного интереса — элементарный, средний, высокий.

Высокий уровень - глубокий и устойчивый познавательный интерес, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Средний уровень - проявляет избирательное отношение к определенным предметам, активность при побуждающих действиях учителя, предпочитает не творческий, а поисковый, реже репродуктивный вид учебной деятельности. Учится на “четыре” и “три”. Познавательный интерес как мотив учения занимает серединное место в структуре мотивации учения. Он находится следом за мотивом ответственности перед своей будущей семьей. Далее стоит мотив долга перед родителями, учителями (“...они ведь в меня верят, я не должна их расстраивать своими оценками, поэтому мне надо учиться на “четыре” и “пять”...”), значительное место в системе мотивации учения занимает мотив избегания плохих оценок, недовольных оценок со стороны учителей и родителей. Элементарный уровень - характеризуется аморфностью и изменчивостью, никогда самостоятельно не включается в процесс урока, никогда не отвечает по собственному желанию. Несистематическое выполнение домашних заданий снижает объем и качество приобретаемых знаний. Волевые качества не развиты: частая отвлекаемость, невнимательность при объяснении нового материала, предпочтение репродуктивному виду учебной деятельности. Учится на “три” и “четыре”, “пятерки” редки. Характер работы на уроке свидетельствует о ситуативном характере познавательного интереса. Установлено, что в структуре мотивации учения познавательный интерес стоит на последней ступени, а первые занимают такие мотивы как: общение с другими,
внеклассные мероприятия, аттестат, долг перед родителями (“...учеба — это мое бремя, тяжелая работа...”). Т.е. познавательный интерес как мотив учения еще не осознан.

3)Какие пути и способы повышения мотивации учения может использовать педагог в данном случае? В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Вызвать интерес школьника к учебной деятельности можно следующим образом:

  • Использовать различные способы раскрытия материала;

  • Чаще организовывать работу в малых группах;

  • Превращать цель в мотив достижения успеха для учащегося;

  • Использование проблемных заданий на каждом этапе урока;

Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему понять материал, успешно выполнить задание. Это приводит к удовлетворению от выполненной работы. У ученика появляется желание еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важны для ученика нестандартные задания.