Файл: Девушка 14ти лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 452

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


*изменяющиеся и усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что окружает их детей и вызывает у них совсем иные запросы и потребности. Их непризнание или осознание родителями невозможности удовлетворения порождает напряженность во взаимоотношениях с детьми или их внутриличностную напряженность;

*снижение уровня педагогической культуры родителей. Это, отчасти, стало возможным по уже изложенным причинам (отрыв семьи от школы, отсутствие у родителей времени на анализ и рациональное управление взаимодействием с детьми и др.). Однако, к сожалению, во многих случаях это, как правило, обусловлено недостаточной ответственностью родителей за воспитание или полным отсутствием таковой
Ситуация 23

Молодой педагог по истечении полугода работы с новым классом после изучения его деятельности администрацией школы получил замечание, что плохо и неэффективно работает с семьями учеников, ограничиваясь лишь родительскими собраниями и телефонными звонками родителям наиболее проблемных школьников. Педагог объяснил это тем, что ему психологически трудно указывать взрослым людям, как они должны воспитывать своих детей. Он указал, что ситуация осложняется еще и тем, что у него нет своей семьи и детей, что не позволяет быть ему в этой ситуации авторитетом для родителей. Вопросы:

1. Как администрация школы должна была реагировать на данное высказывание педагога?

В данном случае администрация школы должна морально подготовить педагога к тому, что он работает педагогом. Аспектам данной профессии он обучался в высшем учебном заведении. Обучение в вузе предусматривает все факторы развития студента, как будущего специалиста. В данной ситуации педагог испытывает чувство неуверенности в себе и обладает заниженной самооценкой. Он боится контакта с родителями учащихся, так как имеет еще небольшой опыт профессиональной деятельности, а уж тем более опыт общения и взаимодействия с родителями учащихся. В данном случае администрации вместе с педагогом следует разработать план мероприятий с родителями учащихся, посодействовать педагогу в разработке программ.

2. Охарактеризуйте возможные методы работы данного классного руководителя с семьями учащихся. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.


Формы работы: Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете. Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Организация совместных досуговых мероприятий (участие родителей во внеклассных мероприятиях). Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возгла­вить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома. Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров. Университет педагогических знанийэто форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Практикум это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Ролевые игрыформа коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Индивидуальные тематические консультации



3. Какие психолого-педагогические проблемы могут возникнуть у молодого педагога при взаимодействии с семьями учеников?

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Это происходит по причине того, что родители считают, что знают, как воспитывать, общаться и взаимодействовать со своим ребенком. При этом своего ребенка они считают самым умным, самым положительным учеником. Существует и другая категория родителей, которых совершенно не интересует учебная деятельность ребенка. Это родители, которые не интересуются успехами и неудачами ребенка, событиями, происходящими в его жизни. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей. Для обсуждения могут быть предложены следующие вопросы:

— Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления.

— Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?

— В чем школа может помочь родителям, чем родители могут помочь школе, педагогам?

-   Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудничать? Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?

-   Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.

— Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?
Ситуация 24

В классе появилась новая девочка, которая никогда не отвечала на устные вопросы учителей, отказывалась выходить отвечать у доски. Она краснела, опускала вниз глаза и молчала. При этом успешно выполняла все письменные задания. Вопросы:

1)Каким образом педагог должен организовать учебную деятельность школьницы?

Данное поведение девочки можно охарактеризовать как проявление социофобии.

Педагогу необходимо создать для девочки ситуацию успеха, чаще хвалить ее и поощрять. Возможно сама учительница строга в поведении с детьми и ей необходимо изменить свое отношение.


Можно практиковаться, задавая вопросы с места. Встать и задать вопрос (особенно в "чужой" аудитории) - психологически это то же самое, что и выступление (эффект "На меня все посмотрели").

Можно делать так называемые отвлекающие движения (физические действия в целом снижают силу психологического напряжения). Но поскольку в классе это невозможно, можно делать микродвижения. Например, завести руки за спину и несколько раз энергично сжать кисти в кулаки и разжать их. Можно взять в руку какой-нибудь маленький предмет (ластик, монетку) и потихоньку (чтобы никто не видел) поигрывать им.

2)Какая работа должна проводиться педагогом с родителями девочки?

Педагог может дать психолого-педагогические рекомендации родителям девочки.

В данной ситуации родителям вместе с девочкой необходимо практиковаться - как можно больше, как можно чаще. Страх уходит, когда выступление перед аудиторией становится обыденным, привычным делом. Чтобы закрепить уверенность, для начала можно попрактиковаться в "дружественной" аудитории: пусть повыступает с небольшими устными выступленьицами перед родственниками, друзьями - то есть теми, кто не засмеется, не перебьет, не выкрикнет что-то обидное.

Если волнуешься, нужно говорить нарочито бодрым, уверенным голосом, тогда волнение постепенно снижается.

3)Оцените возможный вклад других специалистов (психологов, медиков) в решение данной проблемы.

Наибольший вклад в решение данной проблемы могут внести психолог и медик. Социофобия может предшествовать множеству различных психопатологических состояний. Для лечения может понадобиться немалый срок - около полугода. Коварство социофобии заключается в том, что сам по себе ни один метод лечения, каким бы замечательным он не был, не дает эффекта. Мучительным страхам, и это в настоящее время считается доказанным, может более или менее успешно противостоять только комплексное лечение, включающее психологическую работу с ребенком (использование элементов психоанализа), а также назначение необходимых медикаментов. Психологу необходимо выяснить, как давно наблюдаются подобные проявления в поведении девочки, возможные причины развития данного поведения, провести диагностику страхов, выяснить, кто воспитывает ребенка. Необходима также работа психолога и с родителями учащейся (с теми, кто воспитывает).

Ситуация 25

Родители ученицы озадачены успеваемостью своей дочери по химии – её оценки варьируются от двойки до пятерки. При этом в разговоре с дочерью выясняется следующее обстоятельство: самый высокий балл девочка получает при использовании письменного вида контроля успеваемости, самые низкие – при устных ответах, при решении задач у доски. Вопросы: