Файл: Девушка 14ти лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 452
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
*изменяющиеся и усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что окружает их детей и вызывает у них совсем иные запросы и потребности. Их непризнание или осознание родителями невозможности удовлетворения порождает напряженность во взаимоотношениях с детьми или их внутриличностную напряженность;
*снижение уровня педагогической культуры родителей. Это, отчасти, стало возможным по уже изложенным причинам (отрыв семьи от школы, отсутствие у родителей времени на анализ и рациональное управление взаимодействием с детьми и др.). Однако, к сожалению, во многих случаях это, как правило, обусловлено недостаточной ответственностью родителей за воспитание или полным отсутствием таковой
Ситуация 23
Молодой педагог по истечении полугода работы с новым классом после изучения его деятельности администрацией школы получил замечание, что плохо и неэффективно работает с семьями учеников, ограничиваясь лишь родительскими собраниями и телефонными звонками родителям наиболее проблемных школьников. Педагог объяснил это тем, что ему психологически трудно указывать взрослым людям, как они должны воспитывать своих детей. Он указал, что ситуация осложняется еще и тем, что у него нет своей семьи и детей, что не позволяет быть ему в этой ситуации авторитетом для родителей. Вопросы:
1. Как администрация школы должна была реагировать на данное высказывание педагога?
В данном случае администрация школы должна морально подготовить педагога к тому, что он работает педагогом. Аспектам данной профессии он обучался в высшем учебном заведении. Обучение в вузе предусматривает все факторы развития студента, как будущего специалиста. В данной ситуации педагог испытывает чувство неуверенности в себе и обладает заниженной самооценкой. Он боится контакта с родителями учащихся, так как имеет еще небольшой опыт профессиональной деятельности, а уж тем более опыт общения и взаимодействия с родителями учащихся. В данном случае администрации вместе с педагогом следует разработать план мероприятий с родителями учащихся, посодействовать педагогу в разработке программ.
2. Охарактеризуйте возможные методы работы данного классного руководителя с семьями учащихся. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Формы работы: Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете. Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Организация совместных досуговых мероприятий (участие родителей во внеклассных мероприятиях). Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома. Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров. Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Индивидуальные тематические консультации
3. Какие психолого-педагогические проблемы могут возникнуть у молодого педагога при взаимодействии с семьями учеников?
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Это происходит по причине того, что родители считают, что знают, как воспитывать, общаться и взаимодействовать со своим ребенком. При этом своего ребенка они считают самым умным, самым положительным учеником. Существует и другая категория родителей, которых совершенно не интересует учебная деятельность ребенка. Это родители, которые не интересуются успехами и неудачами ребенка, событиями, происходящими в его жизни. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей. Для обсуждения могут быть предложены следующие вопросы:
— Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления.
— Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?
— В чем школа может помочь родителям, чем родители могут помочь школе, педагогам?
- Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудничать? Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?
- Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.
— Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?
Ситуация 24
В классе появилась новая девочка, которая никогда не отвечала на устные вопросы учителей, отказывалась выходить отвечать у доски. Она краснела, опускала вниз глаза и молчала. При этом успешно выполняла все письменные задания. Вопросы:
1)Каким образом педагог должен организовать учебную деятельность школьницы?
Данное поведение девочки можно охарактеризовать как проявление социофобии.
Педагогу необходимо создать для девочки ситуацию успеха, чаще хвалить ее и поощрять. Возможно сама учительница строга в поведении с детьми и ей необходимо изменить свое отношение.
Можно практиковаться, задавая вопросы с места. Встать и задать вопрос (особенно в "чужой" аудитории) - психологически это то же самое, что и выступление (эффект "На меня все посмотрели").
Можно делать так называемые отвлекающие движения (физические действия в целом снижают силу психологического напряжения). Но поскольку в классе это невозможно, можно делать микродвижения. Например, завести руки за спину и несколько раз энергично сжать кисти в кулаки и разжать их. Можно взять в руку какой-нибудь маленький предмет (ластик, монетку) и потихоньку (чтобы никто не видел) поигрывать им.
2)Какая работа должна проводиться педагогом с родителями девочки?
Педагог может дать психолого-педагогические рекомендации родителям девочки.
В данной ситуации родителям вместе с девочкой необходимо практиковаться - как можно больше, как можно чаще. Страх уходит, когда выступление перед аудиторией становится обыденным, привычным делом. Чтобы закрепить уверенность, для начала можно попрактиковаться в "дружественной" аудитории: пусть повыступает с небольшими устными выступленьицами перед родственниками, друзьями - то есть теми, кто не засмеется, не перебьет, не выкрикнет что-то обидное.
Если волнуешься, нужно говорить нарочито бодрым, уверенным голосом, тогда волнение постепенно снижается.
3)Оцените возможный вклад других специалистов (психологов, медиков) в решение данной проблемы.
Наибольший вклад в решение данной проблемы могут внести психолог и медик. Социофобия может предшествовать множеству различных психопатологических состояний. Для лечения может понадобиться немалый срок - около полугода. Коварство социофобии заключается в том, что сам по себе ни один метод лечения, каким бы замечательным он не был, не дает эффекта. Мучительным страхам, и это в настоящее время считается доказанным, может более или менее успешно противостоять только комплексное лечение, включающее психологическую работу с ребенком (использование элементов психоанализа), а также назначение необходимых медикаментов. Психологу необходимо выяснить, как давно наблюдаются подобные проявления в поведении девочки, возможные причины развития данного поведения, провести диагностику страхов, выяснить, кто воспитывает ребенка. Необходима также работа психолога и с родителями учащейся (с теми, кто воспитывает).
Ситуация 25
Родители ученицы озадачены успеваемостью своей дочери по химии – её оценки варьируются от двойки до пятерки. При этом в разговоре с дочерью выясняется следующее обстоятельство: самый высокий балл девочка получает при использовании письменного вида контроля успеваемости, самые низкие – при устных ответах, при решении задач у доски. Вопросы: