Файл: Девушка 14ти лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 462
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неумение или невозможность приспособиться к темпу школьной жизни, личностные нарушения, направленность на другие, внешкольные интересы.
Ситуация 5.
На консультации у психолога родители с ребенком – учеником 3-го класса в связи с проблемой: у ребенка плохие отметки почти по всем предметам. Вопросы:
1) Каковы возможные причины отставания ребенка в учебе? Индивидуальные неудачи бывают обычно в тех школах, которые не стремятся приспособиться к нуждам и уровню каждого ученика, в которых с детьми обращаются грубо, требуя от них безоговорочного послушания, и где классные группы слишком велики для индивидуального подхода.
Причины плохой успеваемости могут быть заложены в самом ребенке. Они могут быть скрыты в его здоровье: плохое зрение или слух, утомляемость или хроническое заболевание. Причиной может быть психическое состояние ребенка: нервность и беспокойство по какому-либо поводу, неумение найти общий язык с преподавателем или учениками. Бывает, что ребенок плохо читает, потому что ему трудно узнавать написанные слова. Один ребенок не работает потому, что задания даются ему слишком легко, другой - потому, что слишком трудно. Здесь можно выделить следующие возможные причины отставания в обучении у ребенка:
1.Социальные: полная или неполная семья; уровень материальной обеспеченности; уровень культуры семьи; социальное окружение.
2.Медико-биологические (генетические, анатомо-физиологические, неврологические): наследственность; общее ослабление организма; слабый тип нервной системы; нарушение деятельности анализаторов; малоразвитая речь (+ заикание, косноязычие); микронарушения в коре головного мозга; состояние здоровья.
3.Психологические: не сформулирована мотивационная сфера учения, отсутствие интереса; низкий уровень познавательных способностей (слабая память, неразвитое мышление и т.д.); не сформулированы учебные умения и навыки (общие и специальные); нарушение эмоциональной и волевой сферы.
4.Педагогические: низкая систематичность учебной деятельности (отсутствие системы в знаниях); пробелы в знаниях, умениях и навыках за предшествующие годы; недостаточно дифференцированное обучение, индивидуальная работа; отсутствие навыков культуры умственного труда (умение конспектировать и работать с учебником); негативное отношение к предмету и учителю (конфликтные ситуации);
5.Отсутствие систематического контроля дома; внешние влияния и увлечения (окружающая среда); низкий уровень психопедагогической культуры учителя, родителя или лиц, их заменяющих.
2) Каковы методы диагностики и направления коррекционной работы в этом случае? - беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе психодиагностической таблицы трудностей - анкетный опрос родителей - наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности, - анализ письменных работ - анализ журнала успеваемости. Коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у ребенка интереса к занятиям. Как ни велико значение коррекционной работы по преодолению уже обнаружившихся учебных неблагополучий, главным направлением их ликвидации должна стать профилактика. Самым же действенным профилактическим средством является поклассная и внутриклассная дифференциация, а также индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
3) Какова роль родителей и школы в решении данной проблемы? Хороший учитель поощряет учеников принимать участие в планировании различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления, разрешает им самим распределять обязанности. Так дети учатся претворять планы в жизнь не только в школе, но и потом, в окружающем мире. Опыт показал, что если учитель руководит каждым шагом своих учеников, они работают, пока он рядом, но стоит ему уйти, дети перестают работать и начинают шалить. Дети приходят к выводу, что занятия - это ответственность учителя, а не их, поэтому, как только учитель отвернется, они пользуются возможностью делать то, что им нравится. Но если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом, они работают с одинаковым усердием, как при учителе, так и в его отсутствие. Почему? А потому, что они знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать. Они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы, потому что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми. Именно это поможет “слабому” ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом. Так же важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный фактор, и, прежде всего фактор нравственный. Не ладится что-то у ребенка в школе, ему часто делают замечания, его часто ругают. А придет домой, сделает что-то полезное - тут же услышит доброе слово родителей. И увидит он, что не такой уж плохой, и легче станет на душе, и жизнь покажется лучше, и
захочется сделать что-нибудь хорошее-хорошее, в том числе и исправить дела в школе.
Ситуация 6.
Ученик 10-го класса обратился к психологу с просьбой помочь в выборе профессии. Вопросы:
1. Какие индивидуальные особенности человека влияют на его успешность в той или иной профессиональной деятельности? Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности. Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы. Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое. Учёт особенностей темперамента в профессиональной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек-дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, лётчика и т.д. Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для характеристики его как исполнителя определённых видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.
2. Охарактеризуйте методы профориентационной работы в школе. Для изучения личности школьника в целях последующей профориентации можно использовать такие методы: 1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным и опосредственным, открытым и скрытым, включённым и невключённым, кратковременным и длительным, непрерывным и дискетным (первичным), многографическим и узким. 2. Анализ документов и результатов деятельности учащихся - их личных дел, итогов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений изделий и т.д. 3. Анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах в семье. 4. Анкетирование. Вопросы анкеты могут быть трёх видов: дихотомические (требующие ответа “да” или “нет”), закрытые (анкетируемому даётся возможность выбора вариантов ответа) и открытые (отсутствует ограничение в ответах). 5. Беседы, интервью. Для них должна быть тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так и с учителями, классными руководителями, директорами школ, родителями и т.д. 6. Педагогический эксперимент. Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. В ходе эксперимента используют наблюдение, беседу, анкетирование и другие методы. Педагогический эксперимент, проводимый в специальных лабораторных условиях, называют лабораторным. Его используют для уточнения методики педагогического исследования, определения наиболее эффективных приёмов воспитания профессиональных интересов, умений и навыков, способов контроля и самоконтроля за правильностью выполнения трудовых операций, в целях профотбора и т.д. 7. Метод обобщения независимых характеристик. Суть этого метода заключается в том, что учителя, работающие в том или ином классе, дают свою характеристику школьникам. С этой целью можно привлечь и других лиц: родителей, одноклассников, школьного врача и т.д. После этого классный руководитель обобщает полученные им независимые характеристики.
3. Охарактеризуйте понятие «способности» и их структуру. Способности – это психическое свойство личности, отражающее появления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Способности бывают общими (благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности) и специальными (возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности). совокупность общих и специальных способностей, составляет одаренность. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области – талант. Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности – гениальность.
Ситуация 7.
Учитель категорически и очень эмоционально отказывается разрешить психологу присутствовать на своем уроке. Вопросы:
1)Каковы могут быть причины такого поведения учителя?
Возможно, учитель был недостаточно хорошо подготовлен к уроку, при объяснении материала использует не те методы обучения, использует попустительский стиль общения с детьми. Возможно требования школы, предъявляемые к разработке урока, он не применяет в своей деятельности. Возможно, учитель не хотел, чтоб оценивали уровень его профессионализма, так как это было бы не в его интересах. Возможно, этот учитель входит в категорию педагогов, которые считают, что они все знают, отличаются высоким уровнем профессионализма, и они не нуждаются в оценке и помощи других специалистов.
2)Какие меры должен предпринять психолог для предупреждения подобных ситуаций?
На начальных этапах взаимодействия с педагогом психологу необходимо наладить с ним эмоциональный контакт. Кроме того, необходимо провести специальную работу, направленную на сближение ценностных ориентаций и установок, достижение взаимопонимания с педагогом. Далее психолог находит общие координаты и формирует на их основе программу профессионального общения. Важно для психолога завоевать учителей, сначала чисто эмоционально расположить их к себе, а затем донести до педагогов, в чем именно и как он может быть им полезен.
3) Какие профессиональные функции выполняет психолог в школе? Функции психолога в школе включают в себя: психологическое просвещение, психологическую профилактику, психологическое консультирование, психологическую диагностику, психологическую коррекцию.
Ситуация 8.
Во время объяснения нового материала в 8 классе учитель заметил, что ученики начали отвлекаться и заниматься своими делами, не слушая учителя. Вопросы:
1)Что провоцирует такое поведение учеников? Назовите возможные причины. Возможными причинами такого поведения учащихся были: низкий уровень подготовленности педагога; материал урока был достаточно «серым», не подкрепленным какими-либо примерами из практики. Учитель не использует наглядных пособий, примеров при объяснении материала. Возможно, сам педагог не проявляет особого интереса к данной теме, что, в свою очередь, передается учащимся. Возможно, уровень
2)Каковы должны быть действия учителя в этой ситуации? Зависят ли его действия от возраста учащихся и каким образом? В данной ситуации педагогу необходимо заинтересовать учащихся. А сделать это можно было привлечением их непроизвольного внимания или переключением внимания, рассказом какой-либо истории. Зависят ли действия педагога от возраста учащихся? Конечно, зависят. Категория подростков требует к себе особого внимания, потому что с ними необходимо обращаться, взаимодействовать уже как с взрослыми людьми. В данной ситуации можно задать риторический вопрос детям, чтоб они включились в мыслительную деятельность, постараться создать атмосферу для совместного обсуждения темы урока. Очень часто педагоги используют монолог при рассказе новой теме. Но и монолог может иметь разные последствия. Возможно, монолог данного учителя был скудным. В работе с подростками каждый этап урока должен быть подкреплен какой-то интересной историей, устным или практическим примером, риторическим вопросом, практическим заданием. Все это должно использоваться педагогом для постоянного поддержания интереса учащихся.