Файл: Девушка 14ти лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 451
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ситуация 1.
Девушка 14-ти лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе: выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой. В то же время при отъезде из дома (в молодежный лагерь) скучает по родителям, говорит о своей вине перед ними, решает исправиться. Вопросы:
1)Какие психологические феномены здесь наблюдаются? Можно предположить, что здесь очень ярко выделяется проявление такого феномена, характерного для подросткового возраста, как чувство взрослости – это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых. В данной ситуации мы можем наблюдать поверхностное представление ребенка о взрослости, которое проявляется лишь по внешним признакам (гуляние допоздна). Возможно, девушка ведет себя так противоречиво, потому что с одной стороны она демонстрирует интеллектуальную развитость, например, при разговорах с учительницей или родителями, а с другой стороны – обнаруживается инфантильность внешне выглядящей девочки (при поездке в лагерь).
2)Какой возрастной период переживает девушка, в чем его особенности? Девушке 14 лет. Как известно, это возраст, который является критическим в возрастной периодизации развития. Для этого периода характерны ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Кроме того, очень часто мы можем наблюдать у таких детей противоречивость побуждений, «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу), который связан с противоречием между низкой самооценкой и высоким уровнем притязаний.
3)Каковы направления психокоррекционной работы с этой девушкой? Необходимо провести психологическую диагностику с девочкой, включающую в себя исследование особенной проявления агрессивности (Басса-Дарки), уровень развития самооценки (Дембо-Рубинштейн, тест «Кто я?» (Т.Кун), «Личностный дифференциал), характер взаимоотношений (тест Лири). Кроме того, полезна и консультативно-методическая работа с девочкой, которая включает в себя обсуждение выявленных проблем и поиск их решения. Актуальным здесь может быть и участие девочки в социально-психологическом тренинге, в задачи которого может входить снятие тревожности и напряженности, развитие психологической устойчивости к возникающим трудностям, представление возможности осознания собственных проблем. Темами занятий могут быть такие, как: значение положительного подкрепления в общении. Осознание своего стиля в преодолении трудностей и поиск внутренних ресурсов.
Ситуация 2.
Ученица 11 класса обратилась за консультацией по профориентации. Она активная, общительная, открытая, у нее много знакомых в школе и вне ее. Хорошо ладит с одноклассниками, хотя иногда бывает вспыльчивой, может погорячиться и обидеть или обидеться, но незлопамятна и быстро мирится. Учится неравномерно, «скачками», в зависимости от настроения. Легко увлекается новыми предметами и занятиями, но непостоянна в своих увлечениях. Вопросы:
1)Какой тип темперамента у этой школьницы? Что характерно для людей с таким темпераментом? Для девушки характерно проявление холерического типа темперамента. Для данного типа темперамента характерна склонность к бурным эмоциональным вспышкам, наблюдается быстрая смена настроений, неуравновешенность, сильные загорающиеся чувства, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи.
2)Какого типа работу Вы посоветуете выбрать этой школьнице? Холерики часто бывают успешными в тех профессиях, которые требуют способности к повышенной концентрации внимания и энергичности, а также особого запаса прочности нервной системы, возможности переносить повышенные нагрузки без потери работоспособности и быстро восстанавливать свои силы. На работе холерику желательно выплескивать свою кипучую энергию в мирное русло, тем более, что целеустремленность – одна из характеристик этого типа темперамента. Холерик может стать хорошим хирургом, летчиком, диспетчером, тренером, менеджером, предпринимателем, строителем, электриком, поваром, следователем, водителем, геологом, телерепортером, режиссером и т.п. Но заставлять себя выполнять монотонную и однообразную работу, требующую тщательности и усидчивости, ежедневно и по нескольку часов в день – со стороны холерика жестоко по отношению к самому себе. Хроническая усталость может накопиться не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию. Холерику не стоит в качестве профессии выбирать цветоводство, библиотекарское дело или бухучет. В этом холерики и сангвиники во многом похожи. Холерик постоянно пытается «выплеснуть» свои эмоции наружу. Индивиды данного типа темперамента достигают успехов в профессиональной деятельности, связанной с необходимостью поддерживать высокий эмоциональный накал, «заряжать» окружающих своими эмоциями: артисты, музыканты, спортивные комментаторы. Холерик может вдохновлять, в том числе и личным примером (с энтузиазмом берётся за всё новое), что особенно важно для руководителя, однако как руководитель холерик часто бывает вспыльчив, несдержан, из-за чего с трудом вписывается в коллектив, часто не может найти с людьми общего языка.
3)Какие методы диагностики используются психологом в ходе профконсультации? В данном случае можно использовать такие методы диагностики, как «Карта интересов», «дифференциально-диагностический опросник» (Климов), методика выявления коммуникативных и организаторских способностей, методика диагностики характерологических особенностей личности Матолина. Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент. Для изучения личности школьника в целях последующей профориентации можно использовать такие методы: 1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным и опосредственным, открытым и скрытым, включённым и невключённым, кратковременным и длительным, непрерывным и дискетным (первичным), многографическим и узким. 2. Анализ документов и результатов деятельности учащихся -- их личных дел, итогов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений изделий и т.д. 3. Анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах в семье. 4. Анкетирование. Вопросы анкеты могут быть трёх видов: дихотомические (требующие ответа “да” или “нет”), закрытые (анкетируемому даётся возможность выбора вариантов ответа) и открытые (отсутствует ограничение в ответах). 5. Беседы, интервью. Для них должна быть тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так и с учителями, классными руководителями, директорами школ, родителями и т.д. 6. Педагогический эксперимент. Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. В ходе эксперимента используют наблюдение, беседу, анкетирование и другие методы. Педагогический эксперимент, проводимый в специальных лабораторных условиях, называют лабораторным. Его используют для уточнения методики педагогического исследования, определения наиболее эффективных приёмов воспитания профессиональных интересов, умений и навыков, способов контроля и самоконтроля за правильностью выполнения трудовых операций, в целях профотбора и т.д. 7. Метод обобщения независимых характеристик. Суть этого метода заключается в том, что учителя, работающие в том или ином классе, дают свою характеристику школьникам. С этой целью можно привлечь и других лиц: родителей, одноклассников, школьного врача и т.д. После этого классный руководитель обобщает полученные им независимые характеристики.
Ситуация 3.
Родителям девочки 6-ти лет нужно принять решение: отправлять ли ребенка в школу в этом году или лучше это сделать через год, когда ему исполниться 7 лет. Они обратились к психологу для определения степени готовности ребенка к обучению в школе. Вопросы:
1)Что является критериями готовности ребенка к обучению в школе? Критериями готовности ребенка к обучению в школе являются: его личностная готовность, интеллектуальная готовность, двигательная готовность, а также уровень развития предпосылок учебной деятельности.
2)Какими методами можно диагностировать готовность ребенка к школе? При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром может служить карта-характеристика, в которой заложены три уровня готовности к обучению по следующим параметрам: психологическая и социальная готовность; развитие школьно-значимых психофизиологических функций; развитие познавательной деятельности; состояние здоровья. Данный тест является сложным по своему содержанию, поэтому с ним в комплексе могут использоваться еще три простых теста, например, Тест фонематического слуха; тест копирования бесмыссленных слогов; тест словаря.
3)Предложите порядок проведения такой консультации и требования к психологу. Порядок проведения такой консультации может быть построении следующим образом:
1.поступает запрос от родителей, выясняются причины пожелания отправить ребенка в школу именно сейчас. Собирается материально-техническая база, информация для дальнейшей работы с ребенком.
2.психодиагностическое обследование ребенка (продолжительность: 15-20 минут). Обработка результатов.
3.разработка психолого-педагогической характеристики ребенка, определяющей его готовность к обучению в школе с комплексом рекомендаций по развитию тех или иных способностей и качеств испытуемого.
4.обсуждение характеристики ребенка и рекомендаций с родителями. Выяснение конечного результата.
Психолог, работающий с подобной проблемой, должен обладать рядом личностных качеств, таких как: эмпатия, доброжелательное отношение, терпение, эмоциональная уравновешенность, коммуникабельность. Кроме того, психолог, работающий над проблемой готовности ребенка к обучению в школе, должен обладать: - знаниями в области возрастной психологии, консультирования и психодиагностики. - навыками ведения психологической консультации и психодиагностического обследования. - умениями вести беседу, работать как со взрослыми, так и с детьми.
Ситуация 4.
На консультации у психолога родители с ребенком – учеником 1-го класса в связи с проблемой: у ребенка не складываются отношения с одноклассниками. Психолог классифицирует эту проблему как социальную дезадаптацию ребенка. Вопросы:
1)Каковы возможные причины социальной дезадаптации и методы ее диагностики у ребенка?
Причиной социальной дезадаптации данного ребенка может быть недостаточное интеллектуальное развитие. Возможно ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)
2)Предложите программу коррекции и социальной адаптации ребенка? Основные принципы психопрофилактики школьной дезадаптации: 1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции. 2. Учет возрастных индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка. 3. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития. 4. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов. Коррекционная программа в данной ситуации может включать в себя комплекс мероприятий, включающих в себя: специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям; семейная терапия или групповые занятия для ребенка в сочетании с групповыми занятиями с его родителями.
3)Охарактеризуйте возможные причины школьной дезадаптации. Причиной школьной дезадаптации является то, насколько ребенок пришел подготовленным к школе. Причины дезадаптации:
Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей;
Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);
Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей;
Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем). Кроме того, причинами дезадаптации могут быть:
Несформированность необходимых элементов учебной деятельности (позиция школьника, познавательная мотивация, подходящие учебные действия и др.);
Недостаточно развитая произвольность, низкий уровень памяти, внимания, зависимость от взрослых;