Файл: Понятие образовательной технологииПонятие образовательной технологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие образовательной технологии
Понятие образовательной технологии
Определение 1
Образовательная технология – это организованная и целенаправленная педагогическая деятельность, которая осуществляется на основании научно обоснованного дидактического проекта и обладает высоким уровнем эффективности, гарантированности и надежности результата.
Образовательный процесс предполагает определенную последовательность операций с применением необходимых средств и организацией оптимальных условий. Эффективность организуемой педагогом образовательной технологии во многом зависит от владения им особенностями учебного материала и спецификой функционирования изучаемых процессов.
Термин «технология», образован от латинского: texno - искусство, мастерство; logos - слово,
учение, знание. То есть оно обозначает гарантированный путь получения конкретного образовательного продукта, с заранее заданными свойствами.
Понятие «образовательная технология» было введено в педагогику в 60-х годах ХХ века.
Впервые оно было использовано в педагогических исследованиях.
Предметом образовательной технологии является определенная область знаний, которая охватывает сферу практического взаимодействия учащихся и педагога, во всех видах деятельности, организованной с четкой постановкой целей, в виде упорядоченной системы.
Замечание 1
Таким образом, образовательная технология предполагает обязательное инструментальное управление образовательным процессом с гарантированным получением ожидаемого результата, посредством решения всех поставленных целей и задач.
В настоящее время понятие образовательной технологии принято рассматривать с точки зрения тех аспектов:
Научный аспект – рассматривает образовательную технологию как часть педагогической
1.
науки, занимающуюся изучением и разработкой целей, содержания и методов обучения,
а также проектированием педагогических процессов.
Процессуальный аспект – представляет образовательную технологию в виде алгоритма,
2.
имеющего совокупность целей, методов, средств, приемов, конкретного содержания и комплекс ожидаемых результатов обучения.
Деятельностный аспект – рассматривает образовательную технологию, как
3.
осуществление педагогического процесса, направленного на организацию эффективного функционирования всех инструментальных, методологических и личностных средств.
Замечание 2
Таким образом, образовательная технология может функционировать:

в качестве науки, которая исследует наиболее оптимальные пути и средства обучения,
в качестве совокупности принципов, способов и регуляторов, применяемых с целью оптимизации обучения,
в качестве реального процесса обучения.
Сущность образовательной технологии
Сущность образовательной технологии состоит в том, что она представляет собой определенную систему. Однако необходимо понимать, что не каждая система может называться технологией. Так, система используется для того, чтобы описать определенную статистическую структуру, в то время как технология акцентирует внимание на процессах функционирования, которые изменяются во времени и подразумевают получение конкретного результата.
Замечание 3
Таким образом, технология представляет собой нечто более масштабное, чем методика. Любая методика может быть доработана до технологии, для этого необходима ее последовательная оптимизация, на основании обратной связи и корректировки отдельных составляющих.
Сущность образовательной технологии состоит в том, что она предусматривает:
Предварительное проектирование образовательного процесса, возможность его
1.
последующего применения на практике.
Целеобразование, направленное на предоставление возможности адекватного и
2.
обоснованного контроля, за достижением поставленных образовательных целей.
Наличие содержательной и структурной целостности процесса обучения, то есть
3.
невозможности изменить какой-либо компонент, не затронув другие.
Возможность выбора эффективных форм, методов и средств обучения.
4.
Наличие оперативной обратной связи, которая позволяет своевременно производить
5.
необходимую корректировку процесса обучения.
Таким образом, сущность образовательной технологии указывает на то, что она представляет собой целостную дидактическую систему, направленную на решение зада обучения с наибольшей их эффективностью и гарантированным качеством.
Качества и характеристики образовательной технологии
К современным образовательным технологиям предъявляется ряд требований, в первую очередь они должны обладать рядом качеств:
Научность (концептуальность) – технология должна иметь под собой научно
1.
обоснованную концепцию, указывающую на ее эффективность и уникальность.
Системность (комплексность, целостность) – технология представляет собой строго
2.
упорядоченную систему, представленную в виде совокупности методов, средств и приемов.
Управляемость – предоставлять реализующему ее педагогу возможность осуществлять
3.
диагностику технологии, прогнозирование результативности, эффективность применяемых методов и средств, воспроизводимость в различных условиях и оптимальность её применения в процессе обучения.


На основании данных качеств можно охарактеризовать структуру образовательной технологии,
которая представлена тремя частями:
Концептуальная основа – представлена определенной научной базой, психолого-
1.
педагогическими идеями, которые заложены в фундамент технологии; актуальность и основные концепции, её цель, задачи, принципы построения, функции и критерии эффективности технологии.
Содержательная часть обучения – представлена основной образовательной целью,
2.
содержанием учебного и научного материала.
Процессуальная часть – это непосредственно технологический процесс, который
3.
включает в себя организацию обучения, используемые методы, средства и формы учебной работы учащихся и педагога, управление образовательным процессом и его диагностика.
Таким образом, любая современная образовательная технология является синтезом достижений педагогической науки и практики, сочетанием традиционных элементов прошлого опыта и современности, гуманизации и демократизации общества.