Файл: Методические указания по самостоятельной работе Для студентов, обучающихся по направлениям 42. 03. 03. Издательское дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Е.Е. Дмитриева

Практическая и функциональная стилистика русского языка

Методические указания по самостоятельной работе


Для студентов, обучающихся по направлениям

42.03.03. «Издательское дело»


Санкт-Петербург

2019

Введение

Дисциплине «Практическая и функциональная стилистика русского языка» отводится важная роль в подготовке студентов, получающих образование по направлению «Издательское дело», так как их будущая профессиональная деятельность предполагает высокий уровень языковой компетенции. Для этого необходимо иметь знания о языке, его устройстве и функционировании, владеть нормами литературного языка, выработать способность оценивать языковые явления. . Решение этих задач невозможно без самостоятельной работы студента над учебным материалом, в процессе которой углубляются знания по дисциплине, воспитывается творческая активность, формируется умение самостоятельно осуществлять учебную и учебно-исследовательскую деятельность.

Предложенные методические рекомендации призваны помочь студенту при подготовке к практическим занятиям по стилистике, а также при написании курсовой работы по дисциплине: рассматриваются все этапах курсовой работы, начиная с выбора темы и сбора материала и кончая оформлением текста. Особое внимание в методических рекомендациях уделяется описанию структуры курсовой работы; правилам оформления ссылок, сносок, списка использованной литературы и приложения.


КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа – важнейшая форма самостоятельной работы студента, она углубляет теоретические знания и практические навыки стилистического анализа научного, официально-делового, публицистического и художественного текста, развивает и совершенствует навыки литературного изложения, расширяет профессиональный кругозор. В ходе работы студент закрепляет материал, полученный на аудиторных занятиях, приобретает навыки научного мышления, осваивает методологию исследования, самостоятельно получает дополнительные теоретические знания, закрепляет их на практике. Курсовая работа должна показать, насколько студент овладел материалом курса и методикой самостоятельной работы, как он умеет классифицировать и описывать языковой материал по избранной теме.

Важной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения собственные выводы и обобщения.


Курсовая работа не может быть простой компиляцией и состоять из фрагментов различных научных статей и монографий. Она представляет собой самостоятельное исследование, построенное на анализе конкретного языкового материала и опирающееся на изучение научных работ по лингвистике.


ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Лексическая стилистика


  1. Стилистическая роль полисемии в рассказах русских писателей.

  2. Использование антонимов в современной поэзии.

  3. Стилистические функции омонимов в художественных текстах.

  4. Стилистические функции иноязычной лексики в текстах современных газет.

  5. Стилистическая роль профессионализмов в языке художественной прозы.

  6. Стилистическая функция профессионализмов в специальных и художественных текстах.

  7. Использование военной лексики писателями и публицистами.

  8. Терминологическая лексика в научном тексте.

  9. Терминологическая лексика в научной фантастике.

  10. Терминологическая лексика в научно-популярных текстах.

  11. Использование неологизмов в современной газетной публицистике.

  12. Историзмы и архаизмы в учебниках по истории для средней школы.

  13. Приемы употребления фразеологических оборотов в фельетонах.

  14. Разговорная лексика в пьесах современных драматургов.

  15. Диалектизмы в «деревенской» прозе.

  16. Лексическая не сочетаемость как стилистический прием.

  17. Экспрессивная функция имен и фамилий в художественной литературе.

  18. Языковой стандарт в современном газетном тексте.

  19. Типичные ошибки в словоупотреблении и приемы их исправления.


Грамматическая стилистика

  1. Использование стилистических ресурсов словообразования в художественной речи.

  2. Стилистический анализ употребления синонимичных форм имен прилагательных

в художественном и научном текстах.

  1. Использование местоимений в экспрессивной функции.

  2. Использование синонимии времен и наклонений глагола в современной прозе.

  3. Экспрессивная функция форм превосходной степени.

  4. Типичные ошибки в употреблении словоформ и способы их исправления.

  5. Синтаксическая синонимия и ее стилистическое использование.

  6. Стилистическое значение порядка слов в художественной литературе и публицистике.

  7. Книжные и разговорные варианты односоставных предложений.

  8. Семантико-стилистические функции согласованных и несогласованных определений в художественной и научной литературе.

  9. Стилистическое своеобразие сложных предложений в разных текстах.

  10. Бессоюзные сложные предложения в газетном тексте.

  11. Сложное синтаксическое целое в научном стиле.

  12. Принципы абзацного членения текста в научно-популярной литературе.

  13. Стилистические функции обращения в русской поэзии XIX и ХХ веков.

  14. Повтор как экспрессивное средство в художественной речи.

  15. Стилистические функции риторического вопроса в научной и научно-популярной литературе.

  16. Вопросительные и восклицательные предложения в текстах разных стилей.

  17. Парцелляция как стилистический прием в прозаических произведениях писателей и публицистов.

  18. Стилистические функции вставных конструкций в художественной и научной литературе.

  19. Стилистическое использование страдательных оборотов в научно-технической, официально-деловой и художественной литературе.

  20. Использование различных видов простого предложения при свертывании первоисточника во вторичный информационный документ (в рефератах и аннотациях).

  21. Сравнительный грамматико-стилистический анализ научной статьи и научно- фантастического произведения на эту же тему.

  22. Сравнительный синтаксико-стилистический анализ научно-популярной и научной статьи на близкие темы.

  23. Сравнительный грамматико-стилистический анализ описания явлений природы в естественнонаучной и художественной литературе.




Изобразительно-выразительные средства языка


  1. Монографический анализ изобразительно-выразительных средств одного стихотворения.

  2. Стилистическая роль фоники в произведениях художественной литературы.

  3. Параллелизм как явление поэтического синтаксиса.

  4. Система тропов в поэтическом цикле.

  5. Градация как явление поэтического синтаксиса.

  6. Антитеза как явление поэтического синтаксиса.

  7. Социально-оценочная метафора в современном газетном тексте.

  8. Речевые характеристики персонажей в современной прозе.

  9. Средства создания публицистической заостренности в литературно-критических статьях.

  10. Приемы создания комического эффекта в сатирических произведениях.

  11. Изобразительно-выразительные средства языка в научной литературе.

  12. Стилистическая функция сравнения в научной и публицистической литературе.

  13. Стилистическое использование разговорного синтаксиса в поэзии.

  14. Стилистические фигуры в публицистических выступлениях.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы и материала для анализа

Работа над курсовой начинается с выбора темы. Из предлагаемых тем студент выбирает одну и сообщает об этом преподавателю. В отдельных случаях студенту предоставляется возможность предложить свою тему, но она обязательно должна быть утверждена преподавателем. Тема должна быть раскрыта на конкретном языковом материале, который студент подбирает самостоятельно. Например, тема № 1 может быть сформулирована как «Стилистическая роль полисемии в рассказах А.П Чехова», тема № 34 как «Стилистические функции обращения в поэтических текстах А. Блока». Таким образом, выбор темы тесно связан с выбором материала для анализа. Материал должен быть интересен студенту, будить в нем желание анализировать языковые явления, представленные в текстах.

По всем вопросам, связанным с курсовым проектированием, студент может получить консультацию у преподавателя. Тема, закрепленная за студентом, не может быть изменена без ведома преподавателя.
Подбор литературы

Начиная работу над курсовой работой, студент должен прежде всего составить библиографию. В первую очередь подбирается литература общетеоретического характера, а затем научно-исследовательская по конкретной проблеме. Например, при разработке темы №4, посвященной использованию заимствований в текстах газет, сначала надо познакомиться с работами, в которых рассматривается заимствование как языковой процесс, анализируются причины заимствования иноязычной лексики, этапы ее освоения. Затем следует изучить лингвистические статьи, описывающие язык современных СМИ и функционирование в современных текстах заимствованных слов.


При составлении библиографии следует обратиться к лингвистическим энциклопедическим словарям («Лингвистический энциклопедический словарь», «Стилистический энциклопедический словарь русского языка», энциклопедический словарь-справочник «Выразительные средства русского языка и речевые ошибки»). Также могут помочь библиографические указания, публикуемые в журналах «Русская речь», «Вопросы языкознания» «Филологические науки» и др.

Параллельно с изучением литературы следует вести сбор фактического материала: в процессе анализа текстов создавать картотеку, соответствующую выбранной теме (из анализируемых текстов выписываются все неологизмы или все термины, или все стилистические фигуры, или параллельные синтаксические конструкции). Примеры даются в контексте с выделением нужного слова, словосочетания, предложения, абзаца или сложного синтаксического целого. Выписав пример, необходимо сделать ссылку на источник цитирования. Если примеры взяты из разных произведений, то указываются авторы, название произведения, выходные данные книги, страницы; если анализируется одно произведение, указывается лишь страница. Количество карточек зависит от характера темы и текста, взятого для анализа. В среднем надо заготовить примерно 70 карточек.

После того как материал собран, необходимо его классифицировать и систематизировать для выявления наиболее типичных случаев использования тех или других стилистических категорий, что позволит сделать определенные выводы из проделанной работы. Например, при подборе стилистически различных способов выражения обращений можно выделить следующие группы: риторические обращения, именные обращения, обращения-перифразы, фольклорные обращения, обращения метафоры, иронические обращения и т. д.


СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура курсовой работы зависит от характера темы, однако общим является наличие следующих компонентов: введения, двух (или трех) глав, заключения. списка использованной литературы и приложения.

Во введении обычно дается общая характеристика явления в системе языка и краткая история разработки данного вопроса в лингвистической литературе. Сообщаются краткие сведения об источнике фактического материала (о произведении, которое служит материалом для стилистического анализа), формулируются цели исследования и его задачи, представляется структура работы.


В первой главе создается теоретическая база исследования. Глава 1 пишется на основе изученной лингвистической литературы. предполагается, что научные данные, представленные в этой главе (языковое своеобразие функционального стиля, лингвистические особенности языковых единиц, существующие их классификации, возможные стилистические функции) будут использоваться при анализе материала, собранного студентом;

Вторая глава содержит развернутый ответ на вопрос, поставленный в теме. Здесь дается подробное описание собранного фактического материала, делается его анализ. Каждое выдвигаемое автором положение иллюстрируется примерами, количество которых может быть различным и зависит от степени распространенности описываемого языкового явления, его типичности и т.п.

Без анализа конкретного языкового материала не может быть ни одной курсовой работы. В тех случаях, когда в формулировке темы не указан материал для анализа, студент должен самостоятельно выбрать одно или два произведения и примерами из них проиллюстрировать свои положения.

Заключение представляет собой основные выводы, к которым приходит студент на основе анализа набранного языкового материала, краткое обобщение изложенного во второй главе работы.

Список использованной литературы содержит перечень в алфавитном порядке монографий, научных статей, лингвистических словарей и энциклопедий, которые были использованы при написании курсовой работы.

Приложение содержит весь языковой материал, собранный и систематизированный студентом (60 - 70 примеров).

ВВЕДЕНИЕ
Введение является важнейшим структурным элементом работы. Приступать к работе над ним следует, собрав и систематизировав имеющийся материал и составив план работы. Введение должно быть информативным, четким и логичным, написанным, как и вся работа, с учетом стилистических норм научного стиля.

Структура введения
Введение должно содержать информацию о:

  • материале исследования;

  • историография вопроса;

  • объекте исследования;

  • предмете исследования;

  • целях курсовой работы;

  • задачах курсовой работы;

  • научных работах, на которые опирался автор;

  • структуре работы.



Материал исследования – это функциональный стиль (научный, публицистический и др.), языковое средство (разговорная лексика, термин, троп и др.) или стиль автора.