Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 347
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра Философии и истории
Матюхин А.В.
Руководство по изучению дисциплины:
«Отечественная история»
© Матюхин А.В.
Содержание
Аннотация к дисциплине «Отечественная история»
Цели и задачи дисциплины
Теоретико-методический материал
Тема 1. История как наука
Вопрос 1. Функции истории.
Вопрос 2. Методы изучения истории.
Вопрос 3. Методология истории.
Вопрос 4. Историография истории.
Ответьте на вопросы:
Тема 2. Древняя Русь
Вопрос 1. Киевская Русь.
Вопрос 2. Удельная Русь.
Ответьте на вопросы:
Тема 3. Московское государство
Вопрос 1. Возвышение Москвы и процессы централизации русских земель.
Вопрос 2. Московское государство в XVI веке. Иван Грозный.
Вопрос 3. Период Смуты.
Вопрос 4. Правление первых Романовых.
Ответьте на вопросы:
Тема 4. Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв.
Вопрос 1. Россия в первой половине XVIII века.
Вопрос 2. Россия во второй половине XVIII века.
Вопрос 3. Россия в первой четверти XIX века.
Вопрос 4. Россия во второй четверти XIX века.
Ответьте на вопросы:
Тема 5. Российская империя во II половине XIX - начале XX вв.
Вопрос 1. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III.
Вопрос 2. Общественная мысль России XIX – начала XX вв.
Вопрос 3. Россия на рубеже веков.
Вопрос 4. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
Ответьте на вопросы:
Тема 6. Россия в условиях войн и революций (1914 - 1920 гг.)
Вопрос 1. Россия в условиях I мировой войны.
Вопрос 2. Февральская революция 1917 г. Развитие событий от Февраля к Октябрю.
Вопрос 3. Октябрьские события 1917 г. Первые преобразования большевиков.
Вопрос 4. Гражданская война в России.
Ответьте на вопросы:
Тема 7. СССР в 1920 - 1953 гг. Период правления И.В.Сталина
Вопрос 1. Новая экономическая политика (НЭП).
Вопрос 2. Образование СССР и форсированное строительство социализма.
Вопрос 3. Советская внешняя политика в 1920 - 1930-е гг.
Вопрос 4. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах.
Вопрос 5. СССР в послевоенный период.
Ответьте на вопросы:
Тема 8. СССР и Российская Федерация во второй пол. XX-начале XXI в.
Вопрос 1. СССР периода «хрущевского десятилетия» (1953 - 1964).
Вопрос 2. CCCР периода «развитого социализма» (1964 - 1985).
Вопрос 3. Внешняя политика СССР в 1953 – 1985 гг.
Вопрос 4. Перестройка. Распад СССР (1985 - 1991).
Вопрос 5. Становление новой российской государственности.
Ответьте на вопросы:
Основные понятия по курсу
Хронология российской истории
Литература
Аннотация к дисциплине «Отечественная история»
Дисциплина «Отечественная история» входит в состав цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Изучение данной дисциплины имеет особое значение для теоретической и методологической подготовки современных специалистов в системе высшего образования Российской Федерации. Дисциплина «Отечественная история» дает представление о базовых категориях и проблематике современной исторической науки, повышает уровень теоретико-исторического и социально-гуманитарного мышления студентов, расширяет их научный кругозор, дает ориентиры для оценки и осмысления современных общественных, политических, экономических процессов в контексте опыта российской и мировой истории.
Предлагаемый теоретический и учебно-методический материал по дисциплине «Отечественная история» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, что находит отражение в структуре и тематике разделов с содержанием дидактических единиц ГОС. Одновременно учебный материал оптимизирован, в том числе с учетом и электронных форм обучения студентов МФПА в системе on-line.
Проблематика отечественной истории – одна из наиболее дискуссионных в нашей стране. Вероятно, нет большего объекта споров, диспутов, изложения различных позиций, вынесения всевозможных оценок и т.д. Но это служит лишним доказательством того, что отечественная история – это не только наше прошлое, но и в значительной степени – наш сегодняшний день, и наше будущее.
Еще в античные времена существовало выражение: «История – наставница жизни». Поэтому важнейшей задачей исторической науки является понимание, обобщение и использование накопленного потенциала человеческого опыта. Особенно актуально это становится на крутых изломах общественной жизни, когда осмысление истории гражданами своей страны может стать главным критерием движения в будущее, успешного развития России.
Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины ««Отечественная история»» является формирование у студентов базовой системы знаний в области российской истории, выработка навыков исторического мышления, воспитание у студентов чувства гражданственности и патриотизма.
Задачи изучения дисциплины:
- изучение социального, политического, экономического и культурного развития России;
- раскрытие сущности и содержания основных понятий и категорий «отечественной истории» как науки;
- формирование историко-методологического мышления;
- обучение использованию исторических источников;
- формирование навыков самостоятельной и коллективной работы студентов по тематике и проблематике отечественной истории;
- обучение системно-историческому подходу в восприятии и анализе общественных явлений.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
иметь представление:
- о методах истории;
- о функциях истории;
- о методологических подходах в истории;
- об отечественной историографии;
- о периодизации отечественной истории;
- об основных событиях и их последовательности в отечественной истории;
- об основных понятиях различных этапов отечественной истории;
- об основных деятелях российской истории;
- о тенденциях исторического развития.
знать:
- сущность, формы и функции исторической науки;
- основные методы исторической науки;
- классификацию исторических источников;
- специфику отечественной историографии;
- хронологическую последовательность основных событий отечественной истории;
- важнейшие исторические документы российского государства;
- важнейшие явления, события и исторических деятелей Древней Руси;
- важнейшие явления, события и исторических деятелей Московского централизованного государства;
- важнейшие явления, события и исторических деятелей Российской империи XVIII - I пол. XIX вв.;
- важнейшие явления, события и исторических деятелей Российской империи II половины XIX - начала XX вв.;
- важнейшие явления, события и политических деятелей России в условиях войн и революций (1914 - 1922 гг.);
- важнейшие явления, события и исторических деятелей СССР в период 1922 - 1953 гг.;
- важнейшие явления, события и исторических деятелей СССР и Российской Федерации второй пол. XX-начала XXI в.
уметь:
- аналитически представить важнейшие события отечественной истории;
- оценить роль и значение выдающихся деятелей российской истории;
- проследить исторические истоки и развитие современных явлений общественной, политической, экономической и культурной жизни России;
- предметно воспроизвести информацию по определенной исторической тематике;
- провести рациональную реконструкцию отдельных исторических явлений;
- грамотно прокомментировать основное содержание исторических концепций;
- аргументировано защищать свои исторические взгляды и позиции;
- самостоятельно осуществлять поиск ответов по проблемным вопросам отечественной истории.
приобрести навыки:
- аналитического мышления;
- комплексного подхода к оценке исторических явлений;
- самостоятельной работы с основными видами исторических источников;
- публичного выступления;
- ведения дискуссии.
Теоретико-методический материал
Тема 1. История как наука
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология и теория исторической науки. Альтернативные модели истории. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Вопросы темы:
Вопрос 1. Функции истории.
Вопрос 2. Методы изучения истории.
Вопрос 3. Методология истории.
Вопрос 4. Историография истории.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:
исторический опыт, историческая наука, исторические источники, методы исследования, принципы получения исторических знаний, методология, провиденциализм, гуманизм, позитивизм, формационная теория, презентизм, историография, материалистический подход, культурно-исторический подход.
Вопрос 1. Функции истории.
История всегда вызывала большой интерес общества. Наше прошлое не исчезает, а живет в накопленном опыте социальной жизни. Прежде всего, история – это форма социальной памяти человечества. А обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории. Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории в контексте мирового исторического процесса. И это происходит совсем не потому, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это необходимо учитывать, а потому, что меняется сам мир, а вместе с ним и мы сами. История – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день.
На примерах истории люди воспитываются в уважении к непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте. Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О. Ключевский остроумно заметил, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории.
История – одна из важнейших форм самосознания людей, главный способ самоидентификации общества, средство «ориентации» людей в социальном пространстве. Историческим опытом стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы, которые ссылками на историю обосновывают свои действия. Поэтому в интерпретации тех или иных событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.
Каждый грамотный человек должен знать историю своего Отечества, жизнь и дела своих отцов и предков. Нельзя жить на родной земле, не зная, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах и славе, заблуждениях и ошибках.
История России всегда была частью мировой цивилизации, и поэтому необходимо изучать пути развития нашего государства в контексте всемирной истории, неизменно обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе.
История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), написавший первое историческое сочинение «История». История – наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. В свою очередь, история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ,