Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тем не менее, все сегодняшнее многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: стадиальная теория, в которой на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы и стадии развития общества, через которые рано или поздно проходят все народы; и теория локальных цивилизаций - в которой обращается внимание на индивидуальное в развитии стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимости и уникальности в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций..

 

Вопрос 4. Историография истории.

 

Историография – это история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, проблеме. Историография – это и совокупность исторических сочинений, само описание истории, исторического процесса. Выделяются так же национальные историографии (французская, американская, российская и т.д.) и историографии с определенными идеологическими установками (просветительская, либеральная, марксистская и т.д.).

Первоначальные исторические знания возникли у восточных славян еще в догосударственный период - в виде фольклора. В различное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны.

Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С конца X века берет свое начало такой жанр исторической литературы как летописание. Самый знаменитый русский летописный свод – «Повесть временных лет» создан в XII веке.

Процесс становления истории как науки связан с именами выдающихся представителей XVIII в. – В.Н. Татищева (1686-1750) и М.В. Ломоносова (1711-1765). Их труды написаны с рационалистических позиций. Перу Татищева принадлежит первый научный обобщающий труд по истории России: «История Российская с самых древнейших времен». Причину исторических событий он видел в деятельности выдающихся людей. М.В. Ломоносов впервые использовал сравнительно-исторический метод, сопоставляя историю России с Западной Европой.

Фундаментальный труд по истории России создал Н.М. Карамзин (1766-1826). «История государства Российского» в 12-ти томах предназначалась для широкого круга читателей. Основная мысль автора – необходимость мудрого самодержавия для России. Традиции Карамзина продолжили представители консервативного направления в дореволюционной исторической науке – А.С. Хомяков, М.П. Погодин, В.П. Мещерский, Л.Н. Тихомиров.


Выдающимся историком XIX века по праву считается С.М. Соловьев (1820-1879), который отмечал объективный и закономерный характер развития исторического процесса. В своей «Истории России с древнейших времен» в 29-ти томах он использовал сравнительно-исторический метод, отмечая своеобразие исторической судьбы России. Факторы движения русской истории Соловьев видел в «природе страны», «природе племени» и «ходе внешних событий», а также отмечал огромную роль государства.

Яркую и многогранную картину русской истории дал ученик Соловьева - В.О. Ключевский (1841-1911). Методологией Ключевского являлся позитивизм. Он считал, что всемирная история развивается по общим законам. В то же время для каждой страны характерен ряд особенностей, которые обусловлены сочетанием географических, этнических, экономических, политических, и социальных факторов. Исходным фактором является природно-географический. Для России решающую роль сыграло освоение территории. Близок к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933), чьи «Лекции по русской истории» неоднократно, как и труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, переиздавались в последние годы.

Особое место в отечественной и мировой историографии занимает культурно-исторический подход, основоположником которого стал выдающийся русский ученый – Н.Я. Данилевский (1822-1885). Согласно данному подходу, мировая история не является единым и универсальным процессом. Она представляет собой совокупность отдельных историй конкретных и уникальных цивилизаций, имеющих определенные социо-биологические закономерности в своем развитии: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, деградация, смерть. Данилевский считал русский народ исторически молодым, призванным сменить в качестве мировых лидеров стареющие и деградирующие западные народы. Традиции культурно-исторического подхода Данилевского уже в XX веке продолжили такие крупные историки, как О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев.

Материалистический подход просматривается в отечественной историографии с конца XVIII в концепции А.Н. Радищева. Он считал, что в основе исторического развития лежит не совершенствование человеческого духа, а смена форм хозяйства, хотя и не объяснял, от чего же собственно она зависит.

В дальнейшем, в XIX веке, эти идеи развили революционеры - от народников до марксистов. После Октябрьской революции материализм становится господствующей и единственно официально допустимой в стране исторической концепцией.



В советский период историки, руководствуясь материалистическим пониманием истории, заостряли свое внимание на проблемах социально- экономического развития и народного движения. В основу исторического миропонимания были положены принципы формационной теории. Наиболее значимыми трудами данного периода являются работы историков Б.А. Рыбакова, Б.Д. Грекова, С.Д. Бахрушина, М.Н.Тихомирова, М.Н. Покровского и др. И хотя в этот период историческая наука в целом успешно выполняла свои общественные функции, господство одной методологии (марксизма-ленинизма) существенно сковывало творчество ученых. А это соответственно, ограничивало возможности для получения объективного знания.

Современная российская историческая наука переживает особый период, когда вырабатываются и утверждаются новые подходы, позиции, направления. Некоторые историки призывают продолжать традиции дореволюционной исторической школы, другие изучают опыт западной исторической науки, третьи – предлагают позитивно использовать исследования советских историков. Особое внимание российских историков сейчас вызывает и цивилизационный подход, позволяющий выявить самоценность нашего общества, его место в мировой истории и культуре.

 

Ответьте на вопросы:

1.     Назовите и опишите функции исторической науки.

2.     В чем сущность исторического и логического методов исторического исследования?

3.     На каких теориях основывается современная методология истории?

4.     Охарактеризуйте дореволюционную российскую историографию.

5.     Назовите основные характеристики современной исторической науки.
 


Тема 2. Древняя Русь

 

Возникновение и этапы развития Древнерусского государства. Киевская Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности политического и социально-экономического развития Древней Руси. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская республика. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь между Востоком и Западом.

 

Вопросы темы:

Вопрос 1. Киевская Русь.

Вопрос 2. Удельная Русь.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

Славянские, угро-финнские, тюркские, варяжские племена, восточнославянское государство, путь «из варяг в греки», норманнская теория, Рюрик и рюриковичи, уроки и погосты, Византия, язычество, христианство, православие, церковь, монастырь, церковные иерархи, митрополит, епископ, архиепископ, виры, «Русская правда», кочевники, «Повесть временных лет», князь, великий князь, дружинники, отроки, посадники, бояре, боярская дума, вече, дань, сотские, десятские, тысяцкие, община, смерды, холопы, тиуны, закупы, рядовичи, уделы, лествичное право, централизация, децентрализация, Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, милостники, народное ополчение, рыцарство, Ливонский орден, монголо-татары, Золотая Орда, автономия, улус, Ледовое побоище, Великое княжество Литовское, хан, ярлык, выход, баскак, черносошные крестьяне, феодал, вотчина, поместье, помещики, дворянство.
Вопрос 1. Киевская Русь.
Возникновение древнерусского государства. Древнерусская государственность восточных славян ведет свой отсчет с IX века. Восточныеславяне, образовав самостоятельную ветвь семьи славянских народов в VI в., уже с VII в. постепенно расселялись на Восточно-Европейской равнине среди угро-финнских, балтских, тюркских и кавказских племен, активно осваивали территорию более раннего обитания древних народностей скифов, сарматов, готов и гуннов. В среде славянских племен шли процессы имущественного и социального расслоения, укрепления власти племенных князей и княжеских дружин. Условной датой возникновения восточнославянского государства -
Киевской Руси - принято считать 882 г. В этот год варяжский князь Олег, пришедший с дружиной из Новгорода, захватил крупнейший южный славянский центр – Киев.

У историков существует несколько точек зрения на причины возникновения государства восточных славян. Еще в XVIII в. ученые Санкт-Петербургской Академии Наук Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер выдвинули «норманнскую» теорию, согласно которой скандинавский народ – варяги, во главе с князем Рюриком, в 862 г. основали государственность на Руси. Большинство современных ученых, не отрицая влияния варяжского фактора, считают причинами возникновение государства естественные процессы саморазвития славянского общества. Важнейшую роль здесь сыграла необходимость сплочения для защиты от внешних врагов и стремление славянской знати установить контроль над стратегически важным торговым путем «из варяг в греки».

В своем развитии древнерусское государство прошло несколько этапов:

- этап становления Киевской Руси (середина IX- конец X в.);

- этап «расцвета» Киевской Руси (конец X - середина XI вв.);

- этап распада Киевской Руси на отдельные княжества, самостоятельное развитие уделов (вторая пол. XI – первая треть XIII вв.).

 

Этап становления. До сих пор в науке идут споры о происхождении слова «русь». В древних летописях так названы и варяги, и славяне. Возможна версия, что название «русь» происходит от финского слова, означающего в переводе «гребцы» (варяги, основавшие княжеские династии, приплыли с севера на судах). Важно отметить, что призвание иноплеменного князя – это политическая практика того времени. Сильная княжеская дружина могла оградить население от разбойничьих набегов воинственных соседей, укрепить государство и расширить его политическое и экономическое влияние.

Именно таким примером является период княжения Олега (879-911 гг.). Олег объединил два крупнейших центра (Новгород и Киев) на торговом пути «из варяг в греки», далее расширил свои владения за счет славянских племен древлян, северян, радимичей и др., оставляя на подчиненных территориях своих наместников. Утвердив свою власть внутри страны, князь с дружиной отправился в поход на Византию и добился заключения с ней выгодных торговых договоров в 907 и 911 гг.

В первое столетие своей истории русское государство фактически представляло собой непрочную федерацию отдельных княжеств, выплачивающих дань Киеву. Отсутствовал развитый государственный аппарат, не было стабильности управления. Эти функции выполнялись в ходе