Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Отсюда следует, что предметом изучения истории является деятельность и действия людей, то есть вся совокупность отношений в обществе. В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «Содержанием истории, как отдельной науки, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».
Для чего нужно знать историю своей страны? Ответить на этот вопрос мы сможем, выяснив социальные функции истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение нашего национального прошлого, определение его места и роли в истории, а народ без исторической памяти не имеет будущего.
Какие же существуют функции исторической науки?
Первая функция – познавательная, интеллектуально развивающая, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов, так как невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения их исторических корней. Образованнейший человек своего времени Н.Г. Чернышевский считал, что можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.
Вторая функция – политическая. Она позволяет анализировать исторические факты, выявляя закономерности в развитии общества с целью не допустить ошибок в будущем. Чтобы определить, куда и как обществу идти в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.
Третья функция – мировоззренческая, определяющая в значительной степени формирование научного мировоззрения. Мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона была и остается фундаментом, на котором базируется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать все идеологические построения и гипотезы на веру.
Воспитательная функция способствует всестороннему воспитанию человека, формирует его гражданские качества, помогает накоплению моральных и нравственных ценностей общества.
Функция социальной памяти состоит в том, что историческая наука выступает связующим звеном между прошлым и настоящим. Сообщаемые ею знания составляют необходимый элемент духовной культуры, без которого невозможно поступательное развитие общества.
Предмет истории в том виде, в каком мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе исторического процесса видоизменялись социальные, политические, экономические параметры общества, развивались науки и культура, а по мере развития человечества развивалась и история как наука, впитывая в себя опыт многих поколений людей. При этом расширялось и обогащалось содержание исторической науки, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.
Изучая прошлое человечества, историческая наука использует различные исторические источники - как свои собственные, так и достижения других наук (летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной и духовной культуры и пр.). Комплекс исторических источников обширен и многообразен. Исторический источник – это памятник материальной и духовной культуры непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучать прошлое человечества. В настоящее время выделяют четыре основных группы исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные) и 4) фонические или звуковые. Так, например, письменные источники можно разделить на единичные – уникальные, никогда не повторяющиеся, отражающие единичные события (например, Соборное Уложение 1649 года или Манифест 1861 года) и массовые, которые по одинаковой схеме описывают какой-либо процесс или явление (материалы статистических переписей, обследований и т.д.).
Основой исторической науки является собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов, анализ их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному и постоянному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: политическая история, социальная история, военная история, история государства и права, экономическая история, история культуры, историческая география, историография, а также археология и этнография. История – это воссоздание прошлого на основе источников, это своеобразное моделирование прошлого.
Сложился также и ряд специальных (или вспомогательных) исторических дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них – источниковедение (разрабатываются общие приемы и методы изучения и использования исторических источников), палеография (история письма), генеалогия (выяснение происхождения и родственных связей того или иного лица или семьи), геральдика (изучение гербов), сфрагистика (изучение печатей), нумизматика (изучение монет), а также историческая метрология (предметом исследования являются применявшиеся в прошлом отдельные единицы измерения длины, площади, объема, веса, массы и т.д.), топонимика (исследование названий географических пунктов), историческая хронология (исследование как разные народы в разное время измеряли и исчисляли время, как развивались и взаимодействовали календари) и др. Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития исторической науки.
История – наука достаточно конкретная, требующая точного знания хронологии фактов и событий. По сравнению с множеством других социально-гуманитарных наук, исследующих какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса.
Из этого следует, что многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, юристы, социологи, политологи, этнологи и другие специалисты социально-гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.
Вопрос 2. Методы изучения истории.
Метод – это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ получения из фактов новых знаний. Применительно к исторической науке, метод – это изучение исторических закономерностей через познание исторических фактов.
Общими методами для всех социально-гуманитарных наук являются исторический и логический. Исторический метод предусматривает изучение явлений во взаимосвязи различных причин (экономических, политических, идеологических, социальных), рассмотрение процесса в комплексном развитии: причины его возникновения, как изменялось его внутреннее содержание в связи с изменением обстановки, какие оценки он
получал на том или ином этапе развития, каковы его последствия. При логическом методе изучаемые явления рассматриваются с точки зрения доказательств и опровержений, что способствует лучшему пониманию различных фактов и периодов исторического развития.
В исторической науке применяются и специально-исторические методы исследования:
– хронологический – изложение исторического материала в хронологической последовательности;
– хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам (темам) или эпохам, а внутри темы – по проблемам;
– проблемно-хронологический – изучение какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;
– сравнительно-исторический – сопоставление исторического развития разных стран;
– синхронный– одновременное изучение явлений, происходящих в разных регионах (странах) в одно и то же время
– ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события.
Важное значение для научного исторического исследования имеют принципы получения исторических знаний: объективность, историзм и социокультурный подход.
Принцип объективности означает:
– изучение исторических закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического, экономического и культурного развития;
– опору на факты в их истинном содержании, не искажая и не подгоняя под заранее заданные схемы;
– рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов (положительных и отрицательных) в их совокупности, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним.
Принцип историзма – один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Он предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом свойственной данному периоду расстановки общественных сил в стране и мире.
Принцип социокультурного подхода предполагает, что в развитии и специфике общественных процессов проявляются особенности менталитета, традиций, культурных установок в общественном сознании, а так же определенные индивидуальные и массовые интересы в политике, экономике, культуре и других сферах общества.
Вопрос 3. Методология истории.
В различные исторические периоды существовали разные теории, объясняющие ход исторического процесса. В этой связи необходимо отметить, что методология – это логическая организация какого-либо процесса. В этом широком смысле методология является необходимым компонентом сознательной целенаправленной деятельности.
Превращение получаемых исторических знаний в науку происходило постепенно, на протяжении длительного времени, поэтому правомерно говорить о разных этапах развития исторической науки. Важным этапом стал период античности. Он связан с появлением первых исторических трудов Геродота и Фукидида, живших в V веке до нашей эры, и описавших греко-персидские и Пелопоннесскую войны.
В период средневековья историческая мысль находилась под влиянием богословия. Соответственно, и методология истории основывалась на провиденциализме – религиозном-идеалистическом воззрении, которое объясняло все события (в том числе и исторические) как результат борьбы божественного и дьявольского, а первопричиной всех событий видело волю божественного провидения.
В эпоху гуманизма, в XIV–XVI вв., история стала трактоваться как результат деятельности людей. В центр исторического процесса ставится не Бог, а человек.
В XVII–XVIII вв., в период Просвещения, исторические знания превращаются в науку. Исторический процесс стал объясняться с естественно-научных позиций. Появилась новая периодизация истории, актуальная и для настоящего времени: ее деление на древнюю, средневековую, новую.
В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили материалистическое понимание истории, в основе которого лежит учение о социально-экономических формациях (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Движущей силой истории признавалась классовая борьба.
В 30-е гг. XX века во Франции зародилось новое направление исторической мысли, получившее название школы «Анналов» (М. Блок, Л. Февр и др.). Ученые этой школы считают, что история призвана изучать человека в единстве всех его социальных проявлений (общественные отношения и трудовая деятельность, формы сознания и коллективные чувства, нравы и фольклор).
В настоящее время можно встретить самые разнообразные теории, объясняющие ход исторического процесса. Сторонники презентизма считают, что история непознаваема, и каждое поколение переписывает ее заново, с точки зрения современных политических и идеологических конфликтов. По-прежнему популярны теории, которые считают двигателем исторического процесса какой-либо один фактор: экономику (марксизм), духовное начало (П.А. Сорокин), этапы развития этносов (Л.Н. Гумилев). Сохраняет свое значение и позитивизм. Историки, которые взяли его в основу своей методологии, стремятся выяснить и зафиксировать все возможные исторические факты и факторы (географические, экономические, социальные, этнические, психологические и др.).
Для чего нужно знать историю своей страны? Ответить на этот вопрос мы сможем, выяснив социальные функции истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение нашего национального прошлого, определение его места и роли в истории, а народ без исторической памяти не имеет будущего.
Какие же существуют функции исторической науки?
Первая функция – познавательная, интеллектуально развивающая, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов, так как невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения их исторических корней. Образованнейший человек своего времени Н.Г. Чернышевский считал, что можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.
Вторая функция – политическая. Она позволяет анализировать исторические факты, выявляя закономерности в развитии общества с целью не допустить ошибок в будущем. Чтобы определить, куда и как обществу идти в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.
Третья функция – мировоззренческая, определяющая в значительной степени формирование научного мировоззрения. Мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона была и остается фундаментом, на котором базируется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать все идеологические построения и гипотезы на веру.
Воспитательная функция способствует всестороннему воспитанию человека, формирует его гражданские качества, помогает накоплению моральных и нравственных ценностей общества.
Функция социальной памяти состоит в том, что историческая наука выступает связующим звеном между прошлым и настоящим. Сообщаемые ею знания составляют необходимый элемент духовной культуры, без которого невозможно поступательное развитие общества.
Предмет истории в том виде, в каком мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе исторического процесса видоизменялись социальные, политические, экономические параметры общества, развивались науки и культура, а по мере развития человечества развивалась и история как наука, впитывая в себя опыт многих поколений людей. При этом расширялось и обогащалось содержание исторической науки, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.
Изучая прошлое человечества, историческая наука использует различные исторические источники - как свои собственные, так и достижения других наук (летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной и духовной культуры и пр.). Комплекс исторических источников обширен и многообразен. Исторический источник – это памятник материальной и духовной культуры непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучать прошлое человечества. В настоящее время выделяют четыре основных группы исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные) и 4) фонические или звуковые. Так, например, письменные источники можно разделить на единичные – уникальные, никогда не повторяющиеся, отражающие единичные события (например, Соборное Уложение 1649 года или Манифест 1861 года) и массовые, которые по одинаковой схеме описывают какой-либо процесс или явление (материалы статистических переписей, обследований и т.д.).
Основой исторической науки является собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов, анализ их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному и постоянному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: политическая история, социальная история, военная история, история государства и права, экономическая история, история культуры, историческая география, историография, а также археология и этнография. История – это воссоздание прошлого на основе источников, это своеобразное моделирование прошлого.
Сложился также и ряд специальных (или вспомогательных) исторических дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них – источниковедение (разрабатываются общие приемы и методы изучения и использования исторических источников), палеография (история письма), генеалогия (выяснение происхождения и родственных связей того или иного лица или семьи), геральдика (изучение гербов), сфрагистика (изучение печатей), нумизматика (изучение монет), а также историческая метрология (предметом исследования являются применявшиеся в прошлом отдельные единицы измерения длины, площади, объема, веса, массы и т.д.), топонимика (исследование названий географических пунктов), историческая хронология (исследование как разные народы в разное время измеряли и исчисляли время, как развивались и взаимодействовали календари) и др. Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития исторической науки.
История – наука достаточно конкретная, требующая точного знания хронологии фактов и событий. По сравнению с множеством других социально-гуманитарных наук, исследующих какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса.
Из этого следует, что многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, юристы, социологи, политологи, этнологи и другие специалисты социально-гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.
Вопрос 2. Методы изучения истории.
Метод – это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ получения из фактов новых знаний. Применительно к исторической науке, метод – это изучение исторических закономерностей через познание исторических фактов.
Общими методами для всех социально-гуманитарных наук являются исторический и логический. Исторический метод предусматривает изучение явлений во взаимосвязи различных причин (экономических, политических, идеологических, социальных), рассмотрение процесса в комплексном развитии: причины его возникновения, как изменялось его внутреннее содержание в связи с изменением обстановки, какие оценки он
получал на том или ином этапе развития, каковы его последствия. При логическом методе изучаемые явления рассматриваются с точки зрения доказательств и опровержений, что способствует лучшему пониманию различных фактов и периодов исторического развития.
В исторической науке применяются и специально-исторические методы исследования:
– хронологический – изложение исторического материала в хронологической последовательности;
– хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам (темам) или эпохам, а внутри темы – по проблемам;
– проблемно-хронологический – изучение какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;
– сравнительно-исторический – сопоставление исторического развития разных стран;
– синхронный– одновременное изучение явлений, происходящих в разных регионах (странах) в одно и то же время
– ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события.
Важное значение для научного исторического исследования имеют принципы получения исторических знаний: объективность, историзм и социокультурный подход.
Принцип объективности означает:
– изучение исторических закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического, экономического и культурного развития;
– опору на факты в их истинном содержании, не искажая и не подгоняя под заранее заданные схемы;
– рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов (положительных и отрицательных) в их совокупности, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним.
Принцип историзма – один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Он предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом свойственной данному периоду расстановки общественных сил в стране и мире.
Принцип социокультурного подхода предполагает, что в развитии и специфике общественных процессов проявляются особенности менталитета, традиций, культурных установок в общественном сознании, а так же определенные индивидуальные и массовые интересы в политике, экономике, культуре и других сферах общества.
Вопрос 3. Методология истории.
В различные исторические периоды существовали разные теории, объясняющие ход исторического процесса. В этой связи необходимо отметить, что методология – это логическая организация какого-либо процесса. В этом широком смысле методология является необходимым компонентом сознательной целенаправленной деятельности.
Превращение получаемых исторических знаний в науку происходило постепенно, на протяжении длительного времени, поэтому правомерно говорить о разных этапах развития исторической науки. Важным этапом стал период античности. Он связан с появлением первых исторических трудов Геродота и Фукидида, живших в V веке до нашей эры, и описавших греко-персидские и Пелопоннесскую войны.
В период средневековья историческая мысль находилась под влиянием богословия. Соответственно, и методология истории основывалась на провиденциализме – религиозном-идеалистическом воззрении, которое объясняло все события (в том числе и исторические) как результат борьбы божественного и дьявольского, а первопричиной всех событий видело волю божественного провидения.
В эпоху гуманизма, в XIV–XVI вв., история стала трактоваться как результат деятельности людей. В центр исторического процесса ставится не Бог, а человек.
В XVII–XVIII вв., в период Просвещения, исторические знания превращаются в науку. Исторический процесс стал объясняться с естественно-научных позиций. Появилась новая периодизация истории, актуальная и для настоящего времени: ее деление на древнюю, средневековую, новую.
В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили материалистическое понимание истории, в основе которого лежит учение о социально-экономических формациях (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Движущей силой истории признавалась классовая борьба.
В 30-е гг. XX века во Франции зародилось новое направление исторической мысли, получившее название школы «Анналов» (М. Блок, Л. Февр и др.). Ученые этой школы считают, что история призвана изучать человека в единстве всех его социальных проявлений (общественные отношения и трудовая деятельность, формы сознания и коллективные чувства, нравы и фольклор).
В настоящее время можно встретить самые разнообразные теории, объясняющие ход исторического процесса. Сторонники презентизма считают, что история непознаваема, и каждое поколение переписывает ее заново, с точки зрения современных политических и идеологических конфликтов. По-прежнему популярны теории, которые считают двигателем исторического процесса какой-либо один фактор: экономику (марксизм), духовное начало (П.А. Сорокин), этапы развития этносов (Л.Н. Гумилев). Сохраняет свое значение и позитивизм. Историки, которые взяли его в основу своей методологии, стремятся выяснить и зафиксировать все возможные исторические факты и факторы (географические, экономические, социальные, этнические, психологические и др.).