Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 368
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
промышленников. Наиболее известными из них были Никитниковы, Строгановы, Демидовы, Филатьевы.
Специализация сельского хозяйства и ремесла способствовали формированию общенационального рынка. Появились торговые ярмарки всероссийского значения – Архангельская, Ирбитская на Урале, Свенская под Брянском, Макарьевская в Нижнем Новгороде. Крупнейшим торговым центром была Москва, куда стекались не только все российские товары, но и продукция с восточных и западноевропейских рынков. На таких крупных ярмарках сделки в основном, носили оптовый характер. Розничная торговля находилась в руках мелких торговцев, владевших в торговых рядах одной или несколькими лавками.
Активно развивалась внешняя торговля. Торговля с Западной Европой осуществлялась через Архангельск, с азиатским странами – через Астрахань. Из России вывозились в основном сельскохозяйственное сырье и полуфабрикаты – лес, пенька, полотно, пушнина, кожа, сало. В импорте их Западной Европы преобладали промышленные изделия, из стран Востока – предметы роскоши. Главными потребителями привозных товаров была казна и царский двор, а купцы выполняли обременительные поручения, являясь торгово-финансовыми агентами правительства.
Тормозили развитие русской торговли два обстоятельства – внутренние таможенные барьеры и большие льготы для иностранных купцов. Оба обстоятельства вызывали многочисленные протесты со стороны русских купцов. И правительство пошло им навстречу. В 1653 г. был принят Таможенный устав, ликвидировавший мелкие таможенные пошлины. Новоторговый устав 1667 г. ограничивал права иностранных купцов: вводились высокие налоги на импорт и иностранцам разрешали продавать товар оптом только в приграничных городах.
Политические процессы. В первой половине XVII в. Россия оставалась сословно-представительной монархией. Первый царь династии Романовых – Михаил Федорович (1613-1645) на коронации в Успенском соборе торжественно поклялся, что не будет править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь исполнил, и для этого были объективные причины. В условиях хозяйственного разорения страны и слабости центральной власти, царь был вынужден искать опору у всех слоев населения. Поэтому Земские соборы с 1613 по 1622 гг. заседали практически беспрерывно.
В 1619 г. возвращается из польского плена отец царя Михаила – Филарет, и избирается на Церковном соборе патриархом. Сам Михаил Федорович был человеком спокойным и невластолюбивым, получив прозвище - Кроткий. Он во всем слушался своего властного отца, который вплоть до своей смерти в 1633 г. был фактическим правителем государства. При Филарете роль и
значение царской власти неизмеримо возросли, в то же время значительно ослабла роль Земского собора и Боярской думы в государственных делах.
К середине века Земские соборы стали созываться редко - лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов. При этом значительно сократилось представительство низших слоев населения – посада и черносошных крестьян. Последний Земский собор был созван в 1653 г. с целью принятия в российское подданство левобережной Украины. Так же постепенно утрачивала свою роль и Боярская дума, созываясь в полном лишь в исключительных случаях – для решения вопросов войны и мира и введения новых налогов.
Процессы укрепления самодержавия продолжились после вступления на престол старшего сына царя Михаила – Алексея Михайловича (1645-1676). Последовали и изменения в титуле и обрядности. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси» стал использоваться титул «Божией милостию великий государь, царь и великий князь всея Великии и Малые и Белые Русии, самодержец». Каждый царский выход, любое его появление на народе стало обставляться пышной церемонией, подчеркивающей величие царской власти.
Обновлением законодательства стало Соборное Уложение 1649 г. Оно затрагивало все стороны жизни общества – политические, церковные, земельные, семейные отношения, уголовное право. Особое внимание уделялось статусу государственной власти. Во 2 главе предусматривалась особая охрана главы государства, здоровья и чести царя.
Важным новшеством в системе управления при Алексее Михайловиче было создание Приказа тайных дел и Счетного приказа. Приказ тайных дел подчинялся лично царю и контролировал деятельность всех государственных учреждений. Счетный приказ впервые объединил все финансовое управление страны.
После смерти Алексея Михайловича царем стал его старший сын – Федор (1676-1682). 14-летний юный царь был тяжело болен. Фактически власть находилась в руках его родственников по линии матери – Милославских и сестры Софьи, которая отличалась сильной волей и энергией. Правящий кружок при царевне возглавил ее фаворит – князь В. В. Голицын. По его инициативе в 1682 г. было отменено местничество. С этого времени при служебных назначениях все чаще учитывались личные заслуги, а не происхождение.
Расширение территории Российского государства и дальнейшая централизация управления способствовали значительному росту государственного аппарата. XVII в. – это период расцвета приказной системы. В России существовало около 100 приказов - главных и второстепенных. При этом, в приказной системе не были четко определены функции и круг компетенций различных служб.
В XVII в. территория страны делилась на уезды, станы и волости. Во главе уезда стоял воевода, который руководил местным войском, возглавлял управление, вершил суд и собирал налоги. Сохранились и органы управления, избираемые населением – земские и губные избы, возглавляемые старостами. Земского старосту избирали черносошные крестьяне и посад, губного – дворяне. Но с появлением воевод они утрачивают значительную часть своих полномочий.
Армия в XVII в. состояла из дворянского ополчения и стрелецких полков, которые в мирное время занимались промыслами и торговлей в городах. Финансовая система не была единой, сбор и распределение налогов находились в ведении разных приказов. Не было также и единой налоговой системы. Все это возникнет в годы правления Петра I.
Церковь и государство. В середине XVII в. изменения в политической жизни потребовали укрепления централизации церкви, а также усиления ее роли в объединении Украины с Россией. Эти обстоятельства привели к проведения церковной реформы. Идея церковной реформы зародилась еще в 40-х годах XVII в. в Кружке ревнителей древнего благочестия, который сложился вокруг духовника царя Алексея Михайловича, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева. В него входили видные церковные деятели – архимандрит московского Новоспасского монастыря, будущий патриарх Никон, протопопы Аввакум и Иоанн.
Программу реформ поддержал Алексей Михайлович. Камнем преткновения стал вопрос исправления богослужебных книг, где в ходе переписывания накопилось много искажений и описок в сравнении с оригиналами. В кружке произошел раскол на две противоборствующие группы, во главе которых встали Никон и Аввакум. Сторонники протопопа Аввакума настаивали на том, что образцами должны стать древнерусские книги, так как они не подвергались исправлениям, в отличие от греческих - после падения Византии. Никон и его приверженцы, среди которых был сам царь, считали, что следует обратиться к греческим оригиналам священных текстов, с которых и писались древнерусские книги.
После смерти патриарха Иосифа на этот пост по предложению Алексея Михайловича был избран Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653-1655 гг. и затрагивала в основном церковные обряды и книги, которые были исправлены по греческим образцам. Вместо крещения двумя пальцами вводилось троеперстие; вокруг аналоя двигаться следовало теперь не по солнцу, а против него; слово «аллилуйя» во время молитвы должно было произноситься не два раза, а три; земные поклоны заменялись поясными; изменения вносились и в облачение русского духовенства. Реформа была одобрена московским церковным собором 1654 г., на котором присутствовали и восточные патриархи.
Однако реформа вызвала сильное сопротивление приверженцев старины, которые получили название старообрядцев. Идеологом и главой старообрядцев стал протопоп Аввакум (1620-1682). За отказ признать реформу Никона, он был сослан в 1653 г. в Сибирь, но и там продолжал борьбу с официальной церковью.
Вскоре после церковной реформы обострились отношения между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Как человек властолюбивый и честолюбивый, Никон стал называть себя «великим государем» и демонстративно подчеркивать превосходство церковной власти над светской. Он даже предложил Алексею Михайловичу стать его соправителем, как патриарх Филарет при Михаиле Федоровиче.
Однако Алексей Михайлович, носивший прозвище Тишайший, в это раз проявил твердость характера и стал готовить церковный суд над Никоном. Для этого был созван Церковный собор 1666-1667 г.г. с участием патриархов из других стран. Собор осудил действия Никона, лишил его сана и навечно заточил в монастырь. Также Собор подтвердил необходимость продолжения реформ, и наложил церковное проклятие на всех старообрядцев. Они предавались суду гражданских властей, и на них распространялись уголовные наказания, установленные Соборным Уложением 1649 г. (смертная казнь через сожжение на костре). По решению собора протопоп Аввакум был заточен в «земляную тюрьму» Пустозерска, где провел 15 лет. Церковный собор 1681-1682 гг. приговорил протопопа к смертной казни. Аввакум был заживо сожжен в срубе вместе со своими ближайшими соратниками.
Церковная реформа патриарха Никона и церковный собор 1666-1667 гг. положили начало расколу Русской православной церкви на никониан (сторонников реформы) и старообрядцев (раскольников). Основной причиной раскола была глубокая религиозность русского народа, который с трудом воспринимал нововведения в вопросах веры. Кроме того, реформы проводились в кратчайшие сроки и навязывались силой. Все это не могло не вызвать сопротивления со стороны значительной части общества.
Проявления «бунташного века». XVII в. – это время массовых народных выступлений. В. О. Ключевский назвал его «бунташным веком». В этот период произошли городские восстания, крупные выступления раскольников и крестьянская война. Среди основных причин народных волнений можно выделить следующие:
- закрепощение крестьян;
- рост налогов из-за непрерывных войн;
- попытки ограничения казачьей вольности;
- церковный раскол.
Наиболее крупные народные восстания начались в середине века.
Первым выступлением стал Соляной бунт в Москве в 1648 г. В нем участвовали различные слои населения столицы – посад, стрельцы, дворяне, которых объединило недовольство пробоярской политикой правительства Б. И. Морозова, издавшего крайне непопулярный в Москве указ о повышении цен на хлеб и соль. Начались погромы дворов влиятельных бояр и чиновников. Царь был вынужден отдать на расправу народу Плещеева и Траханионова – фаворитов Морозова. Сам Б. И. Морозов был отправлен в отставку и выслан из Москвы.
В 1662 г. в Москве вновь вспыхнуло восстание, известное как Медный бунт. В результате затянувшейся русско-польской войны в стране наступил финансовый кризис. С целью его преодоления была проведена денежная реформа, в соответствии с которой начали печатать монету не из серебра, а из меди. Это привело к резкому снижению курса рубля, что отразилось на получавших жалованье стрельцах и ремесленниках. Торговцы отказывались продавать товары за новые деньги. И в июле началось восстание. С зачинщиками жестоко расправились – 18 человек были повешены в центре города. Тем не менее, медные деньги были отменены.
Крупнейшими вооруженными выступлениями старообрядцев были Соловецкое восстание 1668-1676 гг., движение раскольников во время Московского восстания 1682 г., выступление на Дону в 70-80-х г.г. XVII в. Особенно упорным из них было Соловецкое восстание. Монахи Соловецкого монастыря отказались признать реформу Никона, и продержались в осажденном монастыре 8 лет. Монастырь был взят правительственными войсками только после того, как один из монахов показал потайной ход. Над восставшими была учинена кровавая расправа.
Кульминацией «бунташного века» стала крестьянская война под предводительством Степана Разина (1667-1671). Разорение многих крестьян и горожан в период Смуты, введение крепостного права привели к оттоку значительной массы людей на окраины страны, прежде всего на Дон, где сложилась особая атмосфера казачьей вольницы. На Дону действовало неписаное правило «С Дона выдачи нет», что привлекало туда крестьянство со всей России. К середине 60-х гг. на Дону скопилось большое число беженцев их центральных районов России, которые вели нищенское существование. Бедными были и многие местные казаки. Именно эти слои населения и стали движущей силой крестьянской войны.
Война охватила значительные территории Поволжья. Восставшим удалось захватить Царицын и Астрахань. Правительство послало против Разина 60-тысячный отряд, который возглавил воевода, князь Ю. Барятинский. Разина
Специализация сельского хозяйства и ремесла способствовали формированию общенационального рынка. Появились торговые ярмарки всероссийского значения – Архангельская, Ирбитская на Урале, Свенская под Брянском, Макарьевская в Нижнем Новгороде. Крупнейшим торговым центром была Москва, куда стекались не только все российские товары, но и продукция с восточных и западноевропейских рынков. На таких крупных ярмарках сделки в основном, носили оптовый характер. Розничная торговля находилась в руках мелких торговцев, владевших в торговых рядах одной или несколькими лавками.
Активно развивалась внешняя торговля. Торговля с Западной Европой осуществлялась через Архангельск, с азиатским странами – через Астрахань. Из России вывозились в основном сельскохозяйственное сырье и полуфабрикаты – лес, пенька, полотно, пушнина, кожа, сало. В импорте их Западной Европы преобладали промышленные изделия, из стран Востока – предметы роскоши. Главными потребителями привозных товаров была казна и царский двор, а купцы выполняли обременительные поручения, являясь торгово-финансовыми агентами правительства.
Тормозили развитие русской торговли два обстоятельства – внутренние таможенные барьеры и большие льготы для иностранных купцов. Оба обстоятельства вызывали многочисленные протесты со стороны русских купцов. И правительство пошло им навстречу. В 1653 г. был принят Таможенный устав, ликвидировавший мелкие таможенные пошлины. Новоторговый устав 1667 г. ограничивал права иностранных купцов: вводились высокие налоги на импорт и иностранцам разрешали продавать товар оптом только в приграничных городах.
Политические процессы. В первой половине XVII в. Россия оставалась сословно-представительной монархией. Первый царь династии Романовых – Михаил Федорович (1613-1645) на коронации в Успенском соборе торжественно поклялся, что не будет править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь исполнил, и для этого были объективные причины. В условиях хозяйственного разорения страны и слабости центральной власти, царь был вынужден искать опору у всех слоев населения. Поэтому Земские соборы с 1613 по 1622 гг. заседали практически беспрерывно.
В 1619 г. возвращается из польского плена отец царя Михаила – Филарет, и избирается на Церковном соборе патриархом. Сам Михаил Федорович был человеком спокойным и невластолюбивым, получив прозвище - Кроткий. Он во всем слушался своего властного отца, который вплоть до своей смерти в 1633 г. был фактическим правителем государства. При Филарете роль и
значение царской власти неизмеримо возросли, в то же время значительно ослабла роль Земского собора и Боярской думы в государственных делах.
К середине века Земские соборы стали созываться редко - лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов. При этом значительно сократилось представительство низших слоев населения – посада и черносошных крестьян. Последний Земский собор был созван в 1653 г. с целью принятия в российское подданство левобережной Украины. Так же постепенно утрачивала свою роль и Боярская дума, созываясь в полном лишь в исключительных случаях – для решения вопросов войны и мира и введения новых налогов.
Процессы укрепления самодержавия продолжились после вступления на престол старшего сына царя Михаила – Алексея Михайловича (1645-1676). Последовали и изменения в титуле и обрядности. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси» стал использоваться титул «Божией милостию великий государь, царь и великий князь всея Великии и Малые и Белые Русии, самодержец». Каждый царский выход, любое его появление на народе стало обставляться пышной церемонией, подчеркивающей величие царской власти.
Обновлением законодательства стало Соборное Уложение 1649 г. Оно затрагивало все стороны жизни общества – политические, церковные, земельные, семейные отношения, уголовное право. Особое внимание уделялось статусу государственной власти. Во 2 главе предусматривалась особая охрана главы государства, здоровья и чести царя.
Важным новшеством в системе управления при Алексее Михайловиче было создание Приказа тайных дел и Счетного приказа. Приказ тайных дел подчинялся лично царю и контролировал деятельность всех государственных учреждений. Счетный приказ впервые объединил все финансовое управление страны.
После смерти Алексея Михайловича царем стал его старший сын – Федор (1676-1682). 14-летний юный царь был тяжело болен. Фактически власть находилась в руках его родственников по линии матери – Милославских и сестры Софьи, которая отличалась сильной волей и энергией. Правящий кружок при царевне возглавил ее фаворит – князь В. В. Голицын. По его инициативе в 1682 г. было отменено местничество. С этого времени при служебных назначениях все чаще учитывались личные заслуги, а не происхождение.
Расширение территории Российского государства и дальнейшая централизация управления способствовали значительному росту государственного аппарата. XVII в. – это период расцвета приказной системы. В России существовало около 100 приказов - главных и второстепенных. При этом, в приказной системе не были четко определены функции и круг компетенций различных служб.
В XVII в. территория страны делилась на уезды, станы и волости. Во главе уезда стоял воевода, который руководил местным войском, возглавлял управление, вершил суд и собирал налоги. Сохранились и органы управления, избираемые населением – земские и губные избы, возглавляемые старостами. Земского старосту избирали черносошные крестьяне и посад, губного – дворяне. Но с появлением воевод они утрачивают значительную часть своих полномочий.
Армия в XVII в. состояла из дворянского ополчения и стрелецких полков, которые в мирное время занимались промыслами и торговлей в городах. Финансовая система не была единой, сбор и распределение налогов находились в ведении разных приказов. Не было также и единой налоговой системы. Все это возникнет в годы правления Петра I.
Церковь и государство. В середине XVII в. изменения в политической жизни потребовали укрепления централизации церкви, а также усиления ее роли в объединении Украины с Россией. Эти обстоятельства привели к проведения церковной реформы. Идея церковной реформы зародилась еще в 40-х годах XVII в. в Кружке ревнителей древнего благочестия, который сложился вокруг духовника царя Алексея Михайловича, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева. В него входили видные церковные деятели – архимандрит московского Новоспасского монастыря, будущий патриарх Никон, протопопы Аввакум и Иоанн.
Программу реформ поддержал Алексей Михайлович. Камнем преткновения стал вопрос исправления богослужебных книг, где в ходе переписывания накопилось много искажений и описок в сравнении с оригиналами. В кружке произошел раскол на две противоборствующие группы, во главе которых встали Никон и Аввакум. Сторонники протопопа Аввакума настаивали на том, что образцами должны стать древнерусские книги, так как они не подвергались исправлениям, в отличие от греческих - после падения Византии. Никон и его приверженцы, среди которых был сам царь, считали, что следует обратиться к греческим оригиналам священных текстов, с которых и писались древнерусские книги.
После смерти патриарха Иосифа на этот пост по предложению Алексея Михайловича был избран Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653-1655 гг. и затрагивала в основном церковные обряды и книги, которые были исправлены по греческим образцам. Вместо крещения двумя пальцами вводилось троеперстие; вокруг аналоя двигаться следовало теперь не по солнцу, а против него; слово «аллилуйя» во время молитвы должно было произноситься не два раза, а три; земные поклоны заменялись поясными; изменения вносились и в облачение русского духовенства. Реформа была одобрена московским церковным собором 1654 г., на котором присутствовали и восточные патриархи.
Однако реформа вызвала сильное сопротивление приверженцев старины, которые получили название старообрядцев. Идеологом и главой старообрядцев стал протопоп Аввакум (1620-1682). За отказ признать реформу Никона, он был сослан в 1653 г. в Сибирь, но и там продолжал борьбу с официальной церковью.
Вскоре после церковной реформы обострились отношения между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Как человек властолюбивый и честолюбивый, Никон стал называть себя «великим государем» и демонстративно подчеркивать превосходство церковной власти над светской. Он даже предложил Алексею Михайловичу стать его соправителем, как патриарх Филарет при Михаиле Федоровиче.
Однако Алексей Михайлович, носивший прозвище Тишайший, в это раз проявил твердость характера и стал готовить церковный суд над Никоном. Для этого был созван Церковный собор 1666-1667 г.г. с участием патриархов из других стран. Собор осудил действия Никона, лишил его сана и навечно заточил в монастырь. Также Собор подтвердил необходимость продолжения реформ, и наложил церковное проклятие на всех старообрядцев. Они предавались суду гражданских властей, и на них распространялись уголовные наказания, установленные Соборным Уложением 1649 г. (смертная казнь через сожжение на костре). По решению собора протопоп Аввакум был заточен в «земляную тюрьму» Пустозерска, где провел 15 лет. Церковный собор 1681-1682 гг. приговорил протопопа к смертной казни. Аввакум был заживо сожжен в срубе вместе со своими ближайшими соратниками.
Церковная реформа патриарха Никона и церковный собор 1666-1667 гг. положили начало расколу Русской православной церкви на никониан (сторонников реформы) и старообрядцев (раскольников). Основной причиной раскола была глубокая религиозность русского народа, который с трудом воспринимал нововведения в вопросах веры. Кроме того, реформы проводились в кратчайшие сроки и навязывались силой. Все это не могло не вызвать сопротивления со стороны значительной части общества.
Проявления «бунташного века». XVII в. – это время массовых народных выступлений. В. О. Ключевский назвал его «бунташным веком». В этот период произошли городские восстания, крупные выступления раскольников и крестьянская война. Среди основных причин народных волнений можно выделить следующие:
- закрепощение крестьян;
- рост налогов из-за непрерывных войн;
- попытки ограничения казачьей вольности;
- церковный раскол.
Наиболее крупные народные восстания начались в середине века.
Первым выступлением стал Соляной бунт в Москве в 1648 г. В нем участвовали различные слои населения столицы – посад, стрельцы, дворяне, которых объединило недовольство пробоярской политикой правительства Б. И. Морозова, издавшего крайне непопулярный в Москве указ о повышении цен на хлеб и соль. Начались погромы дворов влиятельных бояр и чиновников. Царь был вынужден отдать на расправу народу Плещеева и Траханионова – фаворитов Морозова. Сам Б. И. Морозов был отправлен в отставку и выслан из Москвы.
В 1662 г. в Москве вновь вспыхнуло восстание, известное как Медный бунт. В результате затянувшейся русско-польской войны в стране наступил финансовый кризис. С целью его преодоления была проведена денежная реформа, в соответствии с которой начали печатать монету не из серебра, а из меди. Это привело к резкому снижению курса рубля, что отразилось на получавших жалованье стрельцах и ремесленниках. Торговцы отказывались продавать товары за новые деньги. И в июле началось восстание. С зачинщиками жестоко расправились – 18 человек были повешены в центре города. Тем не менее, медные деньги были отменены.
Крупнейшими вооруженными выступлениями старообрядцев были Соловецкое восстание 1668-1676 гг., движение раскольников во время Московского восстания 1682 г., выступление на Дону в 70-80-х г.г. XVII в. Особенно упорным из них было Соловецкое восстание. Монахи Соловецкого монастыря отказались признать реформу Никона, и продержались в осажденном монастыре 8 лет. Монастырь был взят правительственными войсками только после того, как один из монахов показал потайной ход. Над восставшими была учинена кровавая расправа.
Кульминацией «бунташного века» стала крестьянская война под предводительством Степана Разина (1667-1671). Разорение многих крестьян и горожан в период Смуты, введение крепостного права привели к оттоку значительной массы людей на окраины страны, прежде всего на Дон, где сложилась особая атмосфера казачьей вольницы. На Дону действовало неписаное правило «С Дона выдачи нет», что привлекало туда крестьянство со всей России. К середине 60-х гг. на Дону скопилось большое число беженцев их центральных районов России, которые вели нищенское существование. Бедными были и многие местные казаки. Именно эти слои населения и стали движущей силой крестьянской войны.
Война охватила значительные территории Поволжья. Восставшим удалось захватить Царицын и Астрахань. Правительство послало против Разина 60-тысячный отряд, который возглавил воевода, князь Ю. Барятинский. Разина