Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 378
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом, в сельском хозяйстве в первой четверти XIX в. преобладали крепостнические отношения. Расширение сельскохозяйственного производства происходило в основном за счет усиления эксплуатации крепостного крестьянства.
Активно развивалась российская торговля. Наряду с ярмарками все большее распространение получала магазинная торговля, особенно в крупных городах. Все более разнообразным становился ассортимент товаров. Продолжала расти и внешняя торговля, в основном за счет вывоза сельскохозяйственной продукции и сырья. Изменился характер импорта: больше стало ввозиться машин и оборудования, меньше – готовой продукции.
В целом, несмотря на технико-экономическое отставание России от ведущих европейских стран, вызванное, прежде всего своеобразием ее социально-политической системы, в стране не было экономического кризиса, и постепенно внедрялись капиталистические элементы.
Внутренняя политика.Александр I вступил на престол 12 марта 1801 года, на следующий день после дворцового переворота. Об императоре остались в истории самые противоречивые свидетельства современников. П. Вяземский назвал его «сфинксом, не разгаданным до гроба». И это определение очень емко характеризует императора, чей внутренний мир был закрыт от посторонних. Александр воспитывался при дворе своей бабушки Екатерины Великой, которая хотела передать ему престол в обход своего нелюбимого сына Павла. Сам этот факт формировал в мальчике определенное лицемерие и скрытность. Воспитателем молодого великого князя был швейцарец, приверженец идей Просвещения Ф.С. Лагарп. Он познакомил будущего монарха с европейскими идеями конституционализма и либерализма. Будучи наследником престола, Александр не раз говорил своим друзьям, что мечтает дать народу конституцию, устроить его жизнь и удалиться в маленький домик где-нибудь на берегах Рейна.
Царствование Александра I можно условно разделить на два периода, границей между которыми будет Отечественная война 1812 года. Первый период ознаменован проведением ряда либеральных реформ, второй – характеризуется консервативными тенденциями.
Вокруг молодого царя сложился кружок друзей, получивший название Негласный комитет (граф П.А. Строганов, его двоюродный брат Н.Н. Новосильцев, польский князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей). Именно на этот круг близких соратников и опирался император в своей реформаторской деятельности. Первые изменения касались исправления некоторых деяний Павла I: были помилованы 12 тыс. человек, пострадавших от павловского режима, открывались границы российского государства, вновь разрешалось ввозить европейские книги и товары, отменялись запреты в одежде. Заседания Негласного комитета начались с июня 1801 г. и регулярно проводились около года. На повестке дня стояло три вопроса: крестьянский, реформа государственного аппарата и просвещение.
Наиболее сложным для России был крестьянский вопрос. Негласный комитет обсуждал возможность отмены крепостного права, опираясь на опыт западноевропейских стран. Однако до реальных мер дело так и не дошло. Правительство опасалось лишиться поддержки дворянства, в большинстве своем поддерживающим систему крепостничества. Тем не менее, был сделан ряд шагов по изменению положения крестьянства. В 1801 г. было прекращено пожалование дворянам государственных крестьян, в газетах запретили печатать объявления о продаже крепостных, отменялась монополия дворян на землю. Александр предоставил право покупать незаселенные земли купцам, мещанам, государственным и удельным крестьянам.
Самой крупной мерой в крестьянском вопросе стал «Указ о вольных хлебопашцах» 1803 г., согласно которому разрешалось освобождать крестьян с землей за выкуп. Царь надеялся, что таким образом помещики сами решат крестьянский вопрос. Однако эти надежды не оправдались. За все 25 лет царствования Александра I было отпущено приблизительно 0,5% от общего числа крепостных.
Наиболее успешным оказалось реформирование государственного аппарата (1802-1811). Петровские коллегии заменялись на 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. От коллегий они отличались принципом единоначалия и прямой ответственностью министра перед императором. Для координации работы министерств и обсуждения общих вопросов управления страной учреждался Комитет министров. Сенат был объявлен высшим административным, судебным и контролирующим органом империи. С 1810 г. роль совещательного органа при императоре стал играть Государственный совет. Для организации его деятельности создавалась Собственная Его Императорского величества Канцелярия во главе с Государственным секретарем. Реформа привела к усилению централизации в государственном управлении и формированию профессиональной бюрократии.
Дальнейшая разработка реформирования государственного аппарата была поручена М.М. Сперанскому. В 1809 г. он подготовил проект радикальной государственной реформы, в основу которой лег принцип разделения властей. Законодательная власть должна была принадлежать Государственной Думе, избираемой в ходе многоступенчатых выборов; исполнительная – министерствам» судебная – Сенату. Предварительно все законопроекты должен был рассматривать Государственный совет, (единственный практически созданный орган власти). Предусматривалось также предоставление гражданских прав не только дворянам, но и купцам, мещанам и государственным крестьянам.
Проект вызвал серьезные протесты консервативных кругов, идеологом которых стал известный историк и писатель Н.М. Карамзин. В своей записке «О древней и новой России» он настаивал на том, что только сохранение старых порядков спасет Россию. Сперанский оказался в изоляции, его проект был отклонен, а он сам был отправлен в отставку и сослан сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь.
Россия значительно отставала от Запада в сфере образования, остро ощущалась нехватка образованных и грамотных людей. Эти обстоятельства заставили правительство уделить большое внимание реформе просвещения. В начале XIX в. окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В основу школьной реформы были заложены принципы бессословности образования, бесплатного обучения на ранних ступенях, и преемственности в учебных программах. В каждом губернском городе была создана гимназия, в каждом уездном городе – уездное училище. В сельской местности создавались приходские училища. В них принимались даже дети крепостных крестьян. Правда, дальнейшее обучение было для них закрыто. Для детей дворян было открыто престижное учебное заведение – Царскосельский лицей. Было основано 5 новых Университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский и Петербургский. В Москве и Петербурге появились и первые педагогические вузы. Университетам предоставлялась широкая автономия: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд и т.д.
Победа России в войне с Наполеоном и возросшая в связи с этим популярность царя, казалось, открывали Александру новые возможности в его реформаторской деятельности. Либеральное дворянство надеялось на введение в России конституционных порядков, элиты национальных окраин – на предоставлении большей автономии. Но ни один из новых проектов реформ (крестьянской - А.А. Аракчеева, конституционной - Н.Н.Новосильцева) царь так и не подписал. Напротив, был сделан ряд контрреформаторских шагов: были изданы указы, которые вновь разрешили помещикам ссылать крестьян в Сибирь, а крепостным запрещалось подавать жалобы на своих хозяев, усилилась цензура, урезалась автономность Университетов. По инициативе А.А. Аракчеева были введены военные поселения с целью сокращение расходов на армию и повышения воинской дисциплины. При этом государственные крестьяне, проживающие в районах Северо-Запада и Юга, становились еще и солдатами, и обязаны были совмещать военную службу с хозяйственными работами. Крестьянская жизнь стала строго регламентироваться по военному образцу. Это вызвало многочисленные восстания государственных крестьян, наиболее крупным из которых было Чугуевское восстание 1819 г. на Украине. В ходе подавления восстания насмерть засекли 250 человек, более 2000 участников было арестовано.
Политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. получила название «аракчеевщина» (Аракчеев занимал важнейшие государственные посты и был ближайшим другом Александра в этот период). Она характеризовалась ужесточением полицейского режима, укреплением бюрократизма и усилением цензуры (в периодической печати и литературе). В последние годы своей жизни Александр перестал интересоваться государственными делами, увлекся религией и мистицизмом. 19 ноября 1825 года он неожиданно умирает в Таганроге. Таинственная и загадочная кончина царя вдали от столицы породила легенду о старце Федоре Кузьмиче: император скрылся от всех в сибирский монастырь, где спокойно доживал свои дни.
Внешняя политика.Во внешней политике Александра I можно выделить два направления:
- ближневосточное – борьба за укрепление позиций России в Закавказье, на Черном море и на Балканах;
- европейское – участие России в войнах против наполеоновской Франции.
Россия стремительно расширяла свое присутствие в Закавказье. В 1801 г. в ее состав вошла Восточная Грузия, в 1803 г. – Мингрелия, в 1804 г. – Имеретия, Гурия и Гянджа. В 1806 г. Россия присоединила Осетию. Эти обстоятельства вызвали активное неприятие со стороны Ирана и Турции, которые также претендовали на эти земли. Разразилась русско-иранская война (1804-1813), в ходе которой к России отошла основная часть Азербайджана. Вскоре началась и русско-турецкая война (1806-1812). Турки вынуждены были признать приобретения России, кроме того, Россия получила Бессарабские земли, а Сербия получила автономию в составе Турции.
Главной задачей внешней политики России в начале XIX века оставалось сдерживание французской экспансии в Европе. Придя к власти, Александр I возобновил торговлю с Англией, но поначалу опасался идти на открытый разрыв с Францией. Он последовал лишь в 1804 г.
В июле 1805 г. оформилась третья антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Австрии, Швеции и Неаполитанского королевства. Однако, в результате побед Наполеона над силами союзников под Ульманом 8 октября 1805 г. и сокрушительного поражения русско-австрийских войск под Аустерлицем 20 ноября 1805 г. (Россия потеряла почти 15 тыс. солдат и офицеров, около 20 тыс. русских и австрийцев попали в плен), коалиция распалась.
В 1806 г. была создана новая, четвертая антифранцузской коалиция (Англия, Россия, Швеция, Пруссия). И на этот раз военный успех сопутствовал Франции. Разгром прусских войск под Иеной и Ауэрштедтом 2 октября 1806 г. открыл Наполеону дорогу на Берлин. Вскоре Пруссия капитулировала. Русская армии, оставшись один на один с французами, потерпела поражение под Фридландом 2 июня 1807 г. и Франция, практически приблизилась к границам России. Следует также отметить, что в этот период Российская империя вела войну на три фронта (кроме войны с Францией продолжались русско-иранская и русско-турецкая кампании), что значительно подрывало людские и материальные ресурсы страны.
Эти обстоятельства вынудили Александра I подписать мирный договор с Наполеоном в Тильзите 25 июня 1807 г. По условиям договора у границ России образовалось герцогство Варшавское, находившееся под влиянием Франции. Россия присоединялась к континентальной блокаде, созданной Наполеоном для экономического давления на Англию путем прекращения с ней торговых отношений. (Отказ от торговли с Великобританией наносил серьезный ущерб русской внешней торговле и ее финансам). Взамен Франция предоставляла России свободу действий против Турции и Персии, а также обещала не вмешиваться в войну России против Швеции (1808-1809). В ходе русско-шведской войны Россия оккупировала Финляндию и включила ее в свой состав на правах автономии.
Отечественная война 1812 года.Тильзитский мир длился недолго. Уже в апреле 1811 г. произошел разрыв франко-русского союза, и обе стороны начали усиленно готовиться к войне. Основной причиной войны 1812 г. стало стремление Наполеона к мировому господству, а поводом к ее началу послужило нарушение условий континентальной блокады Англии со стороны России. Со стороны Франции война носила несправедливый, захватнический характер, со стороны России она была освободительной. И поскольку в ней участвовали широкие народные массы, она получила название Отечественной.
12 июня 1812 г. 678-тысячная французская армия без объявления войны перешла р. Неман и вступила на русскую территорию. Россия располагала 400 тысячами регулярных войск и 150 тыс. нерегулярных. Три русские армии были расположены вдоль границы на большом расстоянии друг от друга. Наполеон рассчитывал окружить и уничтожить в приграничном сражении две из них - под командованием М.Б. Барклая-де-Толли и П.И. Багратиона. Но обе армии начали отступление и соединились 22 июня в Смоленске. Таким образом, план Наполеона не осуществился.
В результате кровопролитного сражения за Смоленск 4-6 августа русские войска оставили город. Наполеон послал Александру I предложение о мире, но ответа не получил.
8 августа главнокомандующим русской армией был назначен М.И. Кутузов, который решил дать генеральное сражение. 26 августа у села Бородино в 110 км от Москвы произошла битва, в которой участвовало 120 тыс. русских и 130 тыс. французов. После ожесточенных атак французы потеснили русские войска, но к вечеру сами отошли на свои исходные позиции. Обе стороны понесли серьезные потери. Кутузов дал приказ отступить.
1 сентября на военном совете в д. Фили русский главнокомандующий принял трудное, но, как показало время, верное решение оставить Москву, чтобы сохранить армию. Покинутая жителями, горящая Москва не могла дать французам ни продовольствия, ни других припасов. Пребывание Наполеона в Москве деморализовало французскую армию. Партизанские отряды и части регулярных войск изматывали французов. За время пребывания в Москве Наполеон потерял 30 тыс. человек. Он вновь послал русскому императору предложения о мире и точно также они были отвергнуты.