Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конец 1960-х – начало 70-х гг. – время разрядки международной напряженности и улучшения советско-американских отношений. В 1967 г. между СССР и США был подписан Договор о запрещении использования космического пространства и небесных тел в военных целях, в 1968 г. – Договор о нераспространении ядерного оружия, в 1971 г. – Договор о нераспространении ядерного оружия на морском дне, а также Конвенция о запрещении бактериологического оружия. В 1972 г. был заключен Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). По договору ограничивалось число межконтинентальных ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. 1 августа 1975 г. главами 33-х стран Европы, а также США и Канадой в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это стало кульминацией разрядки международной напряженности. Но и ОВД, и НАТО пытались использовать любые ситуации «нестабильности» в мировой политике и экономике в своих интересах, чтобы изменить соотношение в свою пользу. Поэтому разрядка продлилась недолго.

В середине 1970-х годов американские военные технологии сделали мощный рывок вперед. Были созданы крылатые ракеты «Першинг», что значительно усилило стратегическую мощь США. В ответ СССР разместил на европейской территории новые ракеты средней дальности СС-20, не подпадавшие под соглашение ОСВ-1. США в качестве ответной меры разместили в Европе ракеты «Першинг», способные достичь территории СССР.

С конца 1970-х гг. международная напряженность стала вновь нарастать. Под влиянием ввода советских войск в Афганистан в 1979 г., американский Конгресс отказался ратифицировать Договор ОСВ-2. Западные страны объявили бойкот Московской Олимпиады 1980 года. В ответ страны советского блока бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе 1984 года. В начале 1980-х г. США приступают к осуществлению широкой программы размещения оружия в космосе (система СОИ – Стратегическая оборонная инициатива). Начинается новый этап гонки вооружений.

В отношениях со странами «третьего мира» СССР придерживался политики экономической помощи «дружественным режимам». Государствам «социалистической ориентации» предоставлялись кредиты по минимальным процентным ставкам, по демпинговым ценам продавались энергоносители, оказывалась гуманитарная помощь медикаментами, продуктами питания, вещами первой необходимости. Однако эта политика не ограничивалась только экономической помощью. Часто имело место «не разглашаемое» военное присутствие СССР, снабжение оружием, предоставление военных советников.


Революция в 1978 г. в Афганистане и приход к власти афганских коммунистов вызвал новый виток противостояния СССР с США и НАТО. «По просьбе товарищей по коммунистическому движению» советское руководство «выполняет интернациональный долг» и вводит свои войска в Афганистан в декабре 1979 г. США и западные страны в ответ начинают активно поддерживать афганскую оппозицию вооружением и военными специалистами.

В середине 1980-х гг. США добилась от своего азиатского союзника, крупнейшей нефтедобывающей страны – Саудовской Аравии резкого снижения экспортных цен на нефть. Эта «экономическая операция» имела исключительно политическую направленность в противостоянии с СССР – также крупного экспортера нефти. При неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре Советскому Союзу оказалось сложным адекватно поддерживать новый виток гонки вооружений, предложенный США (программа СОИ). Как считает ряд историков, именно это стало основной экономической причиной «перестройки».

 


Вопрос 4. Перестройка. Распад СССР (1985 - 1991).

 

При К.У. Черненко сформировалось и усилилось «реформаторское» крыло в руководстве, лидером которого стал самый молодой член Политбюро - М.С. Горбачев. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки на внеочередном Пленуме ЦК КПСС Горбачев был избран Генеральным секретарем. Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройки».

Замысел реформ был изложен Горбачевым уже на очередном Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. Здесь были провозглашены три основные лозунга, выражавшие программу преобразований:

гласность – имела своей целью сделать достоянием общественности внутренние проблемы страны;

ускорение – призыв к увеличению темпов экономического развития;

перестройка – стремление к реконструкции не только экономики, но и всего общественного порядка.

 

Эти лозунги стали ключевыми на первом этапе горбачевских реформ. Между ними существовала логическая связь: гласность должна была способствовать выявлению недостатков, перестройка – служить устранению этих недостатков, и все это в конечном итоге – ускорить общественно-экономическое развитие.

 

1. Экономические реформы. Рычаги «ускорения» социально-экономического развития страны, обозначенные на апрельском пленуме ЦК КПСС, виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора». Но ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

В середине 1980-х годов по всей стране развертываются две административные кампании «борьбы»: с алкоголизмом и с «нетрудовыми доходами». И опять в практическом воплощении этих, казалось, благих инициатив советского руководства, возобладали чиновничье рвение и азарт. Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на алкогольную продукцию, повсеместный разгром «питейных точек» без насыщения рынка товарами, способными поглотить освобождавшиеся в семьях средства, привели к обвальному росту спекуляции спиртным, самогоноварению, к массовым отравлениям населения винными суррогатами и к токсикомании. А борьба с «нетрудовыми доходами» на деле свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства.


Собственно к экономической реформе власти обратились лишь летом 1987 г. Целью реформы был объявлен перевод планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу. Прежде всего, были заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями декларировались «партнерские», а не командные отношения. Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В середине 1988 г. принимаются законы «О кооперации» и «Об индивидуальной трудовой деятельности», открывшие простор для частной инициативы в более чем 30 видах производства товаров и услуг. Побочным следствием этого стала фактическая легализация «теневой экономики» и ее капиталов, накопленных разными способами, включая коррупцию и казнокрадство чиновников. По скромным и очень приблизительным оценкам, еще незначительный тогда частный сектор начал «отмывать» до 90 млрд. руб. в год.

Принятый в ноябре 1989 г. закон об аренде и арендных отношениях предоставил право сельским и городским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет со свободой распоряжения продукцией. Но земля, как и раньше, принадлежала местным Советам и колхозам, которые крайне неохотно шли навстречу новоиспеченным фермерам. Число фермерских хозяйств к концу 1991 г. не превышало 70 тыс.

В конце 1980-х – начале 1990 гг. было объявлено о новой цели экономической реформы – переходу к рыночной экономике. Предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др. По сути, это была попытка создать государственно-рыночную экономику с тесным переплетением (а подчас и сращиванием) административных и рыночных структур.

Несмотря на целый ряд реформ, экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Резко усилились инфляционные тенденции. Уровень жизни населения стремительно падал, делая в глазах простых людей рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. Нарастал ажиотажный спрос на товары, потребительский рынок сотрясали следующие один за другим кризисы: «сахарный», «моющих средств», «чайный», «табачный». С целью преодоления кризисной ситуации было принято решение о нормированном снабжении: вводились талоны на сахар, сливочное масло, стиральный порошок, водку, табак (в некоторых районах СССР по талонам распродавались одежда и обувь). Ситуацию на рынке это не спасло, а доверие населения к центральной власти подорвало значительно.


В целом экономическая политика горбачевской администрации отличалась непродуманностью и половинчатостью, что усиливало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными секторами. Непоследовательность в проведении преобразований не только не позволила преодолеть кризисные тенденции позднесоветской социально-экономической системы, но еще больше усугубила их.

 

2. Политические реформы. Испытывая нарастающие трудности в экономике, в 1988 г. руководство страны во главе с М.С. Горбачевым, не без колебаний, решилось на реформирование «устоявшейся» политической системы СССР.

Целью политической реформы на первом этапе было провозглашено создание «демократической модели социализма». Основными направлениями реформирования стали:

– возрождение реальной власти Советов и местного самоуправления;

– политический плюрализм;

– создание правового государства, базирующегося на принципах разделения властей, парламентаризме и приоритете прав человека.

 

В соответствии с решениями XIX партконференции, проходившей в июне 1988 г., вводилась двухуровневая система представительных органов. Учреждается новый высший орган законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989 - 1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховный Совет СССР и Советы республик.

Идея создания правового государства требовала изменения старого законодательства. Были приняты новые законы: о праве граждан на судебное обжалование действий администрации; о свободе прессы и средствах массовой информации; об общественных организациях; о свободном въезде и выезде из СССР. Было также пересмотрено уголовное законодательство, отменены статьи за «антисоветскую пропаганду», санкции в отношении религии.

Первый Съезд народных депутатов (май - июнь 1989 г.) положил начало столкновению между радикально настроенными «демократическими» депутатами и партийным большинством съезда во главе с Горбачевым. На съезде сформировалась оппозиция – «межрегиональная депутатская группа», лидерами которой стали правозащитник А. Д. Сахаров и бывший секретарь Московского горкома КПСС Б. Н. Ельцин. Первый Съезд народных депутатов шел в прямой трансляции по центральному телевидению и вызвал массовый интерес телезрителей. В Советском Союзе родилась «публичная политика», а ставшим чрезвычайно популярными в народе «лидерам демократической оппозиции» удавалось собирать многотысячные митинги поддержки в столице и крупных городах.