Файл: Лабораторная работа 1 Работа с большими документами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
Лабораторная работа №2
Таблицы и диаграммы в Word. Вычисления в таблицах
Цель работы: научиться вставлять таблицы и диаграммы в документ, выполнять вычисления в таблицах
Содержание работы:
1 Ввод, редактирование и форматирование таблиц.
2 Редактирование таблиц.
3 Построение диаграмм по табличным данным.
4 Вычисления в таблицах.
1 Ввод, редактирование и форматирование таблиц
Для упорядочивания цифровых и текстовых данных в документах часто используются таблицы. Важной особенностью Word является отсутствие ограничений на формат данных, которые можно разместить в ячейке таблицы. Это могут быть как текстовые абзацы, числа, так и графические изображения.
Создать таблицу можно четырьмя основными способами:
1 способ – кнопкой Таблица (рисунок 38) во вкладке Вставка \ раздел Таблицы:
Рисунок 38 – Кнопка Таблица раздела Таблицы
1) установите курсор в месте вставки таблицы в документ;
2) нажмите кнопку Таблица, появятся линии сетки таблицы размером 10×8 ячеек.
3) переместите указатель мыши при нажатой левой кнопке по ячейкам сетки до получе- ния требуемого числа строк и столбцов, а затем отпустите кнопку мыши.

2 способ - из меню кнопки Таблица:
В пункте строки меню кнопки Таблица выбрать команду Вставить таблицу, появится окно, в котором задается количество столбцов и строк, ширина столбцов.
В результате выполнения этих способов в документ будет вставлена пустая таблица, например:
Таблица 1
3 способ – нарисовать таблицу:
В пункте строки меню кнопки Таблица выбрать команду Нарисовать таблицу, при этом курсор превращается в карандаш, который при нажатой мыши рисует все линии ячеек таблицы под прямым углом или по диагонали.
Рисование начинается с указания одного из углов таблицы (обычно начинают с левого верхнего угла):

курсор-карандаш устанавливается в нужное место документа;

нажимается левая кнопка мыши;

мышь передвигается по диагонали к тому месту, где будет расположен правый нижний угол таблицы;

9

когда курсор достиг нужного места, левая кнопка отпускается;
Внешние границы таблицы нарисованы.
Теперь можно рисовать внутренние (сколь угодно сложные) ячейки таблицы (таблица 2.
Таблица 2
По окончании рисования таблицы, чтобы выйти из режима рисования необходимо щелкнуть мышью вне таблицы или повторно нажать кнопку "Нарисовать таблицу".
Для нарисованной таблицы справедливы все операции форматирования и редактирова- ния, применимые в первых двух способах.
Недостающие ячейки можно дорисовать через команду Таблица\Нарисовать табли- цу.
При нажатии по таблице правой мышью командами контекстного меню можно объ- единить (предварительно выделить объединяемые ячейки) или разбить, добавить новые и удалить лишние ячейки, выровнять строки, ширину столбцов, изменить направление текста, ввести маркеры или номера строк данных в ячейках.
4
способ – вставить таблицу Excel командой Вставка \ Таблицы \ Таблица \ Таблица
Excel. При этом вызывается меню вкладок из приложения MS Excel, которые позволяют вы- полнять с таблицей все операции, предусмотренные табличным процессором MS Excel.
Ввод данных в таблицу. Перед вводом информации в ячейку следует щелкнуть в ней мышью. Для перемещения между ячейками используются клавиши-стрелки и клавиша Tab.
Содержимое ячеек можно перемещать и копировать, используя буфер обмена или метод drag
& drop (выделить и перетащить мышью). При нажатой клавише Ctrl происходит копирование данных.
Форматирование таблиц
. Под формат ированием т аблицы обычно понимается об- рамление и заливка целой таблицы или ее отдельных ячеек, изменение ширины столбцов и высоты строк, форматирование текста внутри таблицы.
Всевозможное редактирование таблиц выполняется инструментами вкладок «Макет» и
«Конструктор», которые появляются в меню вкладок после клика по таблице.
Во вкладке Конструктор можно изменять параметры стилей таблиц, сами стили, рисо- вать таблицы и др. – рисунок 39.
Рисунок 39 – Вкладка Конструктор
Во вкладке Макет возможно добавление и удаление самой таблицы, строк и столбцов, объединение, определение размеров ячеек, выравнивание, сортировка данных и др. – рисунок
40.


10
Рисунок 40 – Вкладка Макет
2 Редактирование таблицы
Чтобы добавить элементу таблицы обрамление и фон, можно воспользоваться кнопками
Заливка и
Границы в разделе Стили таблиц.
Пример использования обрамления и заливки (таблица 3):
Таблица 3
Товар
1 квартал 2 квартал
3 квартал
Здания
15 8
17
Участки
318 214 386
К таблицам можно применить готовые стили оформления командами раздела Стили таблиц вкладки Конструктор, например, стиль Средняя заливка 2 - Акцент 1 – см. табли- цу 4.
Таблица 4
Ширину столбцов и высоту строк таблицы можно изменять как с помощью мыши
(установив курсор на горизонтальную или вертикальную линию между ячейками и, нажав левую клавишу, передвинуть границу), так и из вкладки Макет, раздел Размер ячейки.
Обратите внимание на команду Автоподбор (открывающуюся также правым кликом мыши по таблице)
. С её помощью в таблице 3 установлена ширина столбцов точно по раз- меру содержащегося в них текста (Автоподбор по содержимому).
При редактировании таблицы удобно использовать контекстное меню, которое высве- чивается на экране при нажатии правой кнопки мыши внутри таблицы. Многие пункты этого меню дублируют команды вкладки Макет. Кроме того, его содержимое зависит от того, ка- кой элемент таблицы выделен в настоящий момент.
Для создания «шапки» таблицы несколько ячеек можно объединять в одну. С этой це- лью выделите ячейки и используйте команду Объединить ячейки из меню Таблица или
Макет или меню правой мыши.
Для удаления содерж имого ячейки или всей строки нужно выделить их и нажать кла- вишу Del. Для удаления самих ячеек или самой ст роки вместе с их содержимым нужно вы- делить их и воспользоваться командой Макет\Удалить (строки, столбцы, ячейки…).
Добавление новой ст роки в т аблицу снизу - поставить курсор в правую нижнюю ячейку и нажать клавишу Tab на клавиатуре.
Вст авка новых ст рок или ст олбцов. Выделить столбец или строку, войти во вкладку
Макет, выбрать команду Вставить сверху (снизу, слева, справа) – рисунок 41 - и выбрать нужные строки (выше, ниже) или столбцы (слева, справа). Можно добавить строки и столб- цы путём разбиения существующих ячеек в столбцах или строках. Для этого нужно выделить какую-нибудь строку (для вставки столбцов выделяется столбец) и выполнить команду
Раз- бит ь ячейки. При этом появляется окно Разбиение ячеек, в котором можно задать количе- ство вводимых ячеек, столбцов и строк.
Товар
1 квартал 2 квартал
3 квартал
Здания
15 8
17
Участки
318 214 386


11
Рисунок 41 – Вставка столбцов и строк
3 Построение диаграмм в Word
Для представления содержимого таблицы Word в виде диаграммы используется мастер диаграмм из аппарата MS Excel, который запускается кнопкой Диаграмма раздела Иллю- страции вкладки Вставка (рисунок 42):
Рисунок 42 – Раздел Иллюстрации
При этом сначала строится просто диаграмма MS Excel, а потом она привязывается к данным таблицы. Порядок построения диаграммы следующий:
1 Установите курсор на место будущей диаграммы.
2. Нажмите значок команды Вставка\ Иллюстрации\Диаграмма. На месте курсора появится готовая диаграмма. Одновременно с ней появляется лист Excel c таблицей, по дан- ным которой построена диаграмма, но эта таблица не связана с таблицей Word.
3 Для привязки диаграммы к таблице нужно скопировать её (таблицу Word) на лист Ex- cel на место таблицы Excel, затем щелкнуть правой мышью по диаграмме, выбрать команду
Изменить данные и указать (выделить) ячейки скопированной таблицы.
При этом на диаграмме автоматически изменятся построенные элементы в соответствии с данными таблицы Word.
Для дальнейшего оформления диаграммы используются вкладки Конструктор, Макет,
Формат, с помощью которых можно заменить её на график, вставить название, наименова- ние осей, наличие сетки и др.).
Если таблица введена в документ как таблица Excel, то построить по ней диаграмму или график можно с помощью инструментов вкладки MS Excel Вставка.
4 Выполнение вычислений в Word
В таблицах часто требуется выполнять различные вычислительные операции, например, определить сумму чисел в столбце, вычислить среднее, найти наибольшее, наименьшее, ко- личество данных и т.п. Для этого в Word предусмотрено 18 формул, в которых вместо аргу- мента функции указывается одно из направлений – слева, справа, выше, ниже, т.е. направле- ние, в котором расположены ячейки с данными для вычислений. Например, формула
SUM(BELOW) вычисляет сумму чисел в нижележащих ячейках, PRODUCT(RIGHT) – произ- ведение чисел в ячейках справа.
Формулы для вычислений вводятся следующим образом:
1 Поставьте курсор в ячейку, в которой нужно выполнить вычисление.
2 Выберите команду вкладки Вставка\Макет\ Данные\Формула
- рисунок
43.
Рисунок 43 – Вставка формулы

12
Откроется окно
Формула, в котором можно задать формат чисел и вид одной из фор- мул - рисунок 44. По умолчанию Word предлагает функцию =SUM(ABOVE) -
Рисунок 44 – Окно
Формула
3 Любая формула должна начинаться со знака "=", после формулы в скобках указывает- ся направление, в котором расположены ячейки с аргументами формулы (например,
=SUM(LEFT) – суммировать элементы в ячейках слева от ячейки с формулой, below – ниже, аbove – выше, right – справа). Если функция по умолчанию =SUM(ABOVE) не подходит, удалите её из поля
Формула, в списке Вст авит ь функцию выберите нужную формулу, в скобках укажите, где расположен аргумент и нажмите ОК.
Список формул, входящих в состав Word, содержит функции:
=ABS(x)
Абсолютное значение числа или формулы (без знака).
=AND( x;y ) 1 (истина), если оба логические выражения x и y ис- тинны, или 0 (ложь), если хотя бы одно из них ложно.
=AVERAGE( ) Среднее значений, включенных в список.
=COUNT( ) Число элементов в списке.
=DEFINED(x) 1 (истина), если выражение x допустимо, или 0
(ложь), если оно не может быть вычислено.
=FALSE
0 (нуль).
=IF(x;y;z) y, если условие x истинно, или z, если оно ложно.
Значения у и z могут быть числами или строками.
=INT(x) Целая часть числа или значения формулы x.
=MIN( ) Наименьшее значение в списке.
=MAX( )
Наибольшее значение в списке.
=MOD(x;y) Остаток от деления x на y.
=NOT(x)
0 (ложь), если логическое выражение x истинно, или
1 (истина), если оно ложно.
=OR(x;y)
1 (истина), если хотя бы одно из двух логических выражений x и y истинно, или 0 (ложь), если оба они ложны.
=PRODUCT( ) Произведение значений, включенных в список. На- пример, функция { = PRODUCT (1;3;7;9) } возвра - щает значение 189.
=ROUND(x;y) Значение x, округленное до указанного десятично- го разряда (y), x может быть числом или значением


13 формулы.
=SIGN(x)
Знак числа: 1 (если x > 0) или –1 (если x < 0).
=SUM( )
Сумма значений или формул, включенных в список.
=TRUE 1(единица).
Контрольные вопросы
1 Способы размещения таблиц в документе.
2 Что входит в понятие формата таблицы?
3 Способы форматирования таблицы.
4 Как построить по таблице график или диаграмму?
5 Как поместить в таблицу формулу, правила её записи.
6 Как выделить ячейку, строку, столбец таблицы?
7 Как добавить в таблицу строку или столбец?
8 Как удалить содержимое ячейки, столбца, строки?
9 Как удалить ячейку, строку, столбец с их содержимым?
Задание
1 Ввести в документ три таблицы размером не менее 3×4 способами 1, 2 и 3.
2 Заполнить таблицы произвольными данными (например, ежемесячная температура в регионе, удои молока по фермам, продажа товаров и т.д.).
3 Ввести в одну из ячеек первой таблицы формулу, вычисляющую сумму чисел в ячей- ках, расположенных слева от ячейки с формулой, во вторую таблицу – формулу, вычисляю- щую произведение чисел в нижележащих ячейках и в третью таблицу - формулу, вычисля- ющую среднее значение чисел в вышележащих ячейках.
4 Построить диаграммы по данным всех трёх таблиц с помощью функции Диаграмма, затем для таблицы 2 заменить диаграмму на график, для таблицы 3 – заменить диаграмму на гистограмму.
5 Вставить таблицу Excel способом 4, заполнить её данными и построить круговую диа- грамму с помощью программы Мастер диаграмм процессора Excel (вкладка Вставка, раз- дел Диаграммы).
6 Сохранить документ с таблицами и диаграммами на своем носителе.
Содержание отчета
1 Название, цель, содержание работы
2 Задание.
3 Результаты выполнения работы (сохранить на носителе)
4 Письменные ответы на контрольные вопросы.
5 Выводы по работе

14
Лабораторная работа № 3
Редактор формул в Word
Цель работы: изучение порядка ввода формул в текстовом редакторе Word.
Содержание работы:
1 Ввод формулы с помощью программы MS Equation.
2 Редактирование формул.
1 Ввод формулы с помощью программы MS Equation.
Во многих научных и исследовательских работах часто встречаются математические формулы, которые не могут быть набраны с клавиатуры. Для их ввода Word имеет в своем арсенале Редактор формул, позволяющий соответствующим образом располагать элементы математических формул и выводить их на печать.
Редактор формул Microsoft Equation – это инструмент визуального редактирования, размещающий структуры математических формул, в которые можно вводить с клавиатуры и вставлять из панели инструментов редактора числа, буквы, символы и другие элементы.
Изменение уже введённых в документ Word формул выполняется после двойного щелчка мышью по формуле, при этом на экране вновь появляется панель инструментов и ме- ню редактора.
Для запуска
Редактора формул нужно во вкладке Вставка в разделе Текст выбрать команду
Объект, в окне Вставка объекта щелкнуть на вкладке Создание и в списке Тип объ-
екта выбрать приложение Microsoft Equation 3.0 – рисунок 47.
Рисунок 47 – Запуск редактора формул Microsoft Equation 3.0
На экране появятся строка меню и панель инструментов Редактора формул, а также рамка для ввода формулы, как показано на рисунке 48.
Строка меню дополнительно к имеющимся в Word содержит пункты
Стиль и Размер, с помощью которых устанавливаются основные параметры написания формулы.
Пункт
Стиль. По умолчанию формула записывается стилем Математический, который представляет собой классический курсив записи математических выражений. Можно вы-