ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Дошкольный возраст – это самый оптимальный возраст для преодоления недостатков речи. Данные обстоятельства способствуют особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.
У большинства детей звукопроизношение к школьному возрасту достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от греч. dis - расстройство и lalia - речь).
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тенденцией к постоянному росту случаев нарушения звукопроизношения у дошкольников. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки звукопроизношения весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать возможности коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Объект исследования – звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Предмет исследования – особенности содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую и научно- методическую литературу по проблеме исследования;
2) Изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией;
3) Выделить особенности содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
-
Понятие «звукопроизношение» в специальной литературе
Речью является основа любой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение дошкольников сравнивать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения речевой деятельностью. Как считала Е.Э Артемова показатель его умственного развития – это логически чёткая, доказательная, образная устная речь ребенка.
В понятийно-терминологическом словаре под редакцией В.И. Селивёрстова даётся следующее определение понятию звукопроизношение: «Это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы».
Артикуляция звуков речи происходит благодаря тому, что воздушная струя проходит между голосовыми складками, языком, зубами и губами. Каждой фонеме соответствует уникальная комбинация совместной работы органов артикуляции и фонации.
Нарушение звукопроизношения – это изменение и нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей, характеризующееся различными речевыми расстройствами, а также дефектами восприятия и произношения фонем.
В настоящее время наиболее распространенным недостатком речи детей дошкольного возраста являются разнообразные виды нарушений звукопроизношения, проявляющихся в форме неумения правильно произносить определенный звук, замена звуков или их искажение.
Возникновение нарушения звукопроизношения связано с моторными и сенсорными нарушениями периферического и центрального характера. В связи с чем, следует учитывать: нарушения и изменения в строении артикуляционного аппарата; разнообразные нарушения иннервации мышц, которые принимают непосредственное участие в артикулировании; снижение или нарушение слухового восприятия.
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения – сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы, йотацизмы, гаммацизмы и хитизмы. Данные виды нарушений имеют окончание «-изм», что говори о нарушении, связанном с искажением произношения звуков. Такие нарушения как парасигматизмы, параротацизмы и т.д., имеющие приставку «-пара», свидетельствуют о замене звука при произношении.
Основные виды нарушения звукопроизношения.
Сигматизм – это расстройство речи, при котором отмечается неправильное или искаженное произношение свистящих и шипящих звуков.
Сигматизм является одним из наиболее распространенных видов нарушения звукопроизношения. Отмечается достаточно большое количество его вариантов, которые в свою очередь делятся на две основные группы:
-
фонетический сигматизм – это боковой, межзубный, губно-зубной, носовой и т.д.; -
парасигматизм – представлен призубным, шипящим и свистящим.
Ротацизм – это достаточно обширная группа дефектов, связанных с различными нарушениями произношения звука [р].
Ламбдацизм – это объединение дефектов произношения звука [л].
Выделяют следующие виды ламбдацизма: полное отсутствие звука; замена звука [л] гласной буквой; губно-загубное, двугубное или носовое произношение.
Йотацизм – нарушение в произношении полугласного звука [й].
Данный звук в русском языке используется в двух значениях – как слоговый звук и как полугласный звук. Исходя из такого различного использования этого звука, различают и несколько разные дефекты его произношения: не произносится совсем, либо заменяется другими звуками.
Кроме того, в логопедии принято выделять такие нарушения в звукопроизношении как озвончение и смягчение звуков. Данные нарушения связан с тем, что ряд согласных имеют глухую и звонкую пары. Исходя из этого, выделяют следующие виды озвончения: Полное отсутствие в речи звонких согласных, постоянная их замена на парные глухие. Недостаточное озвончение согласных. Недостаточное оглушение согласных.
Чем сложнее звук, тем труднее и позже у детей устанавливается его правильное произношение, соответственно тем многообразнее дефекты его произношения.
Однако необходимо отметить, что у разных детей нарушение звукопроизношения индивидуально. В том случае, если у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения какой-либо одной группы, то дефект принято называть частичным, простым или мономорфным. Если же у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения, которое охватывает одновременно несколько групп звуков, то в этом случае дефект называют полиморфным или сложным диффузным.
Например: Простой, мономорфный дефект – нарушение в произношении звонких звуков. Сложный диффузный, полиморфный дефект – совокупность ротацизма, сигматизма и дефекта озвончения.
Таким образом, звукопроизношение – это воспроизведение звуков речи. От уровня сформированности звукопроизношения будет зависеть обучаемость и успеваемость ребенка в школе, его адаптация и социализация в коллективе. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.
1.2 Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе
Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах.
Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы. В большинстве работ выделяются три таких этапа:
1) доречевой, разделяемый на период гуления и лепета (2-6 месяцев и 5-11 месяцев);
2) этап первичного освоения языка (0,11 - конец 2-го года);
3) этап усвоения грамматики.
Как отмечает Е.Ф. Архипова, доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Развитие фонетической стороны речи тесно связано с развитием двигательной сферы, с совершенствованием работы периферического речевого аппарата.
Важнейший скачок в развитии происходит между 4-мя и 5-ю месяцами. В это время у звуков появляется признак локализованности, начитается структурация слога, и поток речи распадается на слоговые кванты. Это означает, что у ребенка сформировывается физиологический механизм слогообразования, автономный по отношению к другим речевым механизмам.
Исследованиями А.А. Леонтьева установлено, что к 1,3 наблюдается замедление роста словаря. Между 1,3 и 1,6 рост его крайне незначителен, зато происходит бурный процесс в фонетической области. Этот период А.А. Леонтьев характеризует как «переход от синтагматической к парадигматической фонетике». Основные черты этого периода, согласно концепции А.А. Леонтьева, следующие:
1) псевдофонология (т. е. ряд слов может отличаться только в одной фонеме, что приводит к необходимости полного уподобления звуков по месту их образования);
2) усвоение новых слов происходит путем их уподобления готовой фонетической модели.
Все исследователи детской речи, изучая роль звука на этапе первичного освоения языка, постоянно обращают внимание на изменение объема словаря в речи детей. Они отмечают, что фонетический строй речи и словарь в процессе общего развития речи у детей усваиваются ими не параллельно, а последовательными скачками.
Усвоение большинства звуков свидетельствует о том, что новая артикуляция появляется не сразу в окончательно выработанном виде; вначале можно отметить своего рода искания, выработку ее: появляется ряд звуковых вариантов, только приближающихся к ней и занимающих промежуточное (часто) положение по сравнению с субституцией. Такие колебания в произношении вновь появившегося звука продолжаются очень недолго, однако момент выработки артикуляции звука не совпадает с усвоением его: период усвоения звука заканчивается значительно позже.
Продолжительность усвоения определенная, хотя имеются колебания у некоторых звуков.
Конкретные данные о продолжительности усвоения отдельных звуков приведены в исследования А.Н. Гвоздева:
-
Т - 20 дн. Ш - 1 мес. 19 дн. Ж - 2 мес. 7 дн.; -
Д - 1 мес. 1 дн. С - 1 мес. 22 дн. Ш - 15 дн.; -
Н - 1 мес. 8 дн. З-1 мес. 24 дн. Ж, Ж' - 19 дн.; -
В - 2 мес. 24 дн. Р - 1 мес. 14 дн. Ч - 2 мес. 4 дн.; -
Л -2 мес. 17 дн. Р' - 2 мес. 11 дн.
Н.И. Жинкин в своей работе «Механизмы речи» пишет, что, хотя в нашей речи 30 согласных звуков, для правильного звукопроизношения необходимо овладеть пятью способами артикуляционных работ:
1 способ: смычка.
«Грубый» способ; органы артикуляции смыкаются; этот способ произошел из акта сосания и автоматизировался на нем; благодаря такому виду артикуляционных работ в речи ребенка появляются смычные звуки; сама простая пара «П – Б» → «Т – Д» → «К – Г».
2 способ: щель.
Более тонкий вид артикуляционных работ. Органы артикуляции стремятся к смыканию, а кора головного мозга (лобный отдел) этого не допускает (иннервация). К 2-м годам у ребенка главенствующую функцию берет на себя лобная часть коры, следовательно, появляется возможность контролировать непроизвольное произнесение звуков. Благодаря овладению данным видом артикуляции ребенок начинает произносить щелевые звуки в такой последовательности: «В – Ф» → «С – З» → «Ш – Ж». Данные звуки уже можно тянуть. В отличие от «В – Ф», «С – З» и «Ш – Ж» фрикативные звуки, а также Х, Й.
3 способ: сочетание 2-х видов артикуляции.
Смычка + последующий проход воздуха = смычно-проходные (М – Н раннего онтогенеза);
Аффрикаты - слитные звуки, один из них состоит из смычки и щели, а другой из щели:
Ц = Т + С
Ч = Т’ + Щ
Щ = Ш’ (длительный, двойной мягкий звук)
Ребенок овладевает аффрикатами к 3-м годам.
4 способ: палатализация. (от ит. «палаццо» - дворец, русский аналог – палата)