Файл: Рабочая учебная программа по дисциплине Стратегическое планирование на предприятии для студентов направления подготовки 38. 03. 01 Экономика, направленности (профиля).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» (ФГБОУ ВО «ПВГУС»)
Кафедра «Экономика и управление»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Стратегическое планирование на предприятии»
для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика», направленности (профиля)
«Экономика предприятий и организаций»
Тольятти, 2018
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Выборнова Любовь Алексеевна
Должность: Ректор
Дата подписания: 03.02.2022 15:17:47
Уникальный программный ключ:
c3b3b9c625f6c113afa2a2c42baff9e05a38b76e
2
Рабочая учебная программа по дисциплине «Стратегическое планирование на предприятии» включена в основную профессиональную образовательную программу направления подготовки 38.03.01 «Экономика» (направленность (профиль) «Экономика предприятий и организаций») решением Президиума Ученого совета.
Протокол №4 от 28.06.2018 г.
Начальник учебно-методического отдела ____________________ Н.М. Шемендюк
28.06.2018 г.
3
4
1. Перечень планируемых результатов
обучения по дисциплине (модулю),
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
1.1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) являются:
- формирование системных знаний теории разработки и принятия стратегических решений, направленных на достижение целей предприятия, и практических навыков выбора и обоснования стратегии предприятия, реализация которой обеспечит эффективное его функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию ее к меняющимся внешним условиям;
- формирование у студентов социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, коммуникативности, повышение их общей культуры.
1.2. В соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые
ориентирована образовательная программа указанной специальности и (или) направления
подготовки, содержание дисциплины позволит обучающимся решать следующие
профессиональные задачи:
расчетно-экономическая деятельность:
- разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности,
организаций, ведомств;
организационно-управленческая деятельность:
- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются следующие компетенции:
Код компетенции
Наименование компетенции
ПК-3
Способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
ПК-11
Способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Результаты освоения дисциплины
Технологии формирования компетенции по указанным результатам
Средства и технологии оценки по указанным результатам
Знает:
- сущность и содержание различных подходов стратегического планирования (ПК-3);
- подходы к формированию и разработке стратегического плана предприятия (ПК-3);
- основные этапы процесса стратегического планирования и их содержание (ПК-3);
- Лекции
- Практические занятия
- Самостоятельное изучение дополнительного материала с подготовкой вопросов для проверки
- Устные опросы
- Собеседование
- Тестирование
5
- практику расчета основных экономических показателей, характеризующих объекты стратегического планирования (ПК-3);
- методы анализа внешней и внутренней среды предприятия, инструменты выработки стратегии
(ПК-11);
- основные составляющие процесса выработки стратегии предприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективу (ПК-11)
Умеет:
- классифицировать виды стратегического планирования по различным признакам (ПК-3);
- применять аналитические методы и стратегические инструменты в процессе выработки стратегии предприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективу (ПК-3);
- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности (ПК-3);
- проводить расчеты основных экономических показателей и оценивать полученные результаты с последующей выработкой стратегических решений (ПК-3);
- выявлять и анализировать проблемы при анализе конкретных ситуаций в процессе формирования и разработки стратегического плана предприятия, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты (ПК-11)
- оценивать уровень риска в стратегическом планировании (ПК-11)
-Выполнение практических заданий (индивидуальных и групповых)
- Подготовка докладов
- Письменная работа
- Собеседование
Имеет практический опыт:
- применения инструментов стратегического планирования в процессе выработки стратегии предприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективу (ПК-3)
- проведения анализа и оценки внешнего и внутреннего окружения предприятия (ПК-11)
- Выполнение комплексного индивидуального задания
- Защита результатов работы
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к вариативной части учебного плана, к блоку дисциплин по выбору. Ее освоение осуществляется в восьмом семестре у очной формы обучения и в девятом семестре у заочной формы обучения.
№ п/п
Наименование дисциплин, определяющих междисциплинарные связи
Код и наименование компетенции(й)
1
Предшествующие дисциплины (практики)
1.1
Экономика предприятия
ПК-2. Способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально- экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
ПК-5. Способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
ПК-11. Способностью критически оценить предлагаемые варианты
6 управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
1.2
Планирование на предприятии
ПК-1. Способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-2. Способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально- экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-3. Способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
2
Последующие дисциплины (практики)
2.1
Производственная практика
(научно-исследовательская работа)
ПК-1. Способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-4. Способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
ПК-6. Способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей
ПК-7. Способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
ПК-8. Способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
2.2
Преддипломная практика
ПК-1. Способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
ПК-2. Способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально- экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
ПК-4. Способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
ПК-5. Способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
ПК-6. Способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей
ПК-7. Способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.
ПК-8. Способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-9. Способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
ПК-10. Способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-11. Способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
7
3. Объем дисциплины в зачетных единицах
с указанием количества академических
часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам
учебных занятий) и на самостоятельную работу
Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий
Виды занятий очная форма обучения очно-заочная форма обучения заочная форма обучения
Итого часов
Зачетных единиц
108 ч.
3 з.е.
-
108 ч.
3 з.е.
Лекции (час)
12
-
4
Практические (семинарские) занятия (час)
18
-
8
Самостоятельная работа (час)
78
-
92
Курсовой проект (работа) (+,-)
-
-
-
Дифференцированный зачет, семестр
8 семестр
-
9 семестр/ 4 часа
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием
отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Содержание дисциплины
№ п/п
Раздел дисциплины
Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в академических часах)
Средства и технологии оценки
Л
ек ци и,
ч ас
П
ра кти че ск ие
(с еми на рс ки е)
за ня ти я,
ч ас
Л
аб ора торн ые ра боты,
ч ас
С
амос тоя те льн ая ра бота
, ч ас
1
Тема 1. Введение в
стратегическое планирование
Основное содержание
1. Сущность стратегического планирования и его место в системе планирования предприятия.
2. Уровни формирования стратегий на предприятии.
3. Функции стратегического планирования.
4. Стратегический потенциал предприятия.
1/-/-
2/-/1
-/-/-
8/-/10 устный опрос по теме, выполнение практических заданий
2
Тема 2. Методологические
аспекты стратегического
планирования на предприятии
Основное содержание
1. Понятие методологии стратегического планирования на предприятии.
2. Принципы стратегического планирования на предприятии.
3. Методы стратегического
1/-/1 2/-/1
-/-/-
8/-/10 устный опрос по теме, выполнение практических заданий
8 планирования и их содержание.
4. Показатели и нормативы в стратегическом планировании, их взаимосвязь.
3
Тема 3. Миссия и цели
предприятия
Основное содержание
1. Целевые параметры предприятия.
2. Миссия предприятия.
3. Цели и их классификация.
4. Структуризация и технология обоснования целей.
1/-/-
2/-/1
-/-/-
10/-/12 устный опрос по теме, выполнение практических заданий
4
Тема 4. Стратегический анализ
среды предприятия
Основное содержание
1. Понятие и состав среды предприятия.
2. Цель и направления анализа внешней среды предприятия.
3. Цель и направления проведения управленческого обследования.
4. Методы стратегического анализа и их содержание.
2/-/1 4/-/1
-/-/-
12/-/12 устный опрос по теме, выполнение практических заданий, тестирование по тема курса
5
Тема 5. Корпоративные
стратегии и их характеристика
Основное содержание
1. Понятие корпоративной стратегии.
2. Классификация и содержание основных типов базовых стратегий.
3. Стратегии роста малых, средних и крупных предприятий.
2/-/1 2/-/1
-/-/-
11/-/12 устный опрос по теме, выполнение практических заданий
6
Тема 6. Конкурентные стратегии
и их характеристика
Основное содержание
1. Понятие конкурентной
(экономической) стратегии предприятия. Конкурентные преимущества, формы, средства защиты.
2. Типы конкурентных стратегий и их характеристика.
3. Риски конкурентных стратегий.
2/-/1 2/-/1
-/-/-
11/-/14 устный опрос по теме, выполнение практических заданий
7
Тема 7. Технология разработки
стратегии
Основное содержание
1. Этапы процесса планирования стратегии и их содержание.
2. Факторы, определяющие выбор стратегии.
3. Критерии оценки выбранной стратегии.
4. Структура стратегического плана.
2/-/-
2/-/1
-/-/-
9/-/10 устный опрос по теме, выполнение практических заданий
8
Тема 8. Учет фактора риска в
стратегическом планировании
Основное содержание
1. Хозяйственный риск и
1/-/-
2/-/1
-/-/-
9/-/12 устный опрос по теме, выполнение практических
9 необходимость его учета в планировании.
2. Виды потерь и рисков.
3. Показатели и методы оценки рисков.
4. Методика анализа и планирования рисков.
5. Методы и способы снижения рисков. заданий, тестирование по темам курса
Промежуточная аттестация
по дисциплине
Дифференцир ованный зачет
ИТОГО
12/-/4
18/-/8
-/-/-
78/-/92
Примечание:
-/-/-, объем часов соответственно для очной, заочной форм обучения
4.2.Содержание практических (семинарских) занятий
№
Наименование темы практических
(семинарских) занятий
Обьем часов
Форма проведения
1
Занятие 1. Введение в стратегическое планирование
2/-/1 1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Выступление с докладами.
3. Выполнение практический заданий.
2
Занятие 2. Методологические аспекты стратегического планирования на предприятии
2/-/1 1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Выступление с докладами.
3. Выполнение практический заданий.
3
Занятие 3. Миссия и цели предприятия
2/-/1 1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Выступление с докладами.
3. Выполнение практический заданий.
4
Занятие 4. Стратегический анализ среды предприятия
4/-/1 1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Выступление с докладами.
3. Выполнение практический заданий.
4. Тестирование по тема курса.
5
Занятие 5. Корпоративные стратегии и их характеристика
2/-/1 1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Выступление с докладами.
3. Выполнение практический заданий.
6
Занятие 6. Конкурентные стратегии и их характеристика
2/-/1 1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Выступление с докладами.
3. Выполнение практический заданий.
7
Занятие 7. Технология разработки стратегии
2/-/1 1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Выступление с докладами.
3. Выполнение практический заданий.
8
Занятие 8. Учет фактора риска в стратегическом планировании
2/-/1 1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Выступление с докладами.
3. Выполнение практический заданий.
4. Тестирование по тема курса.
Итого
18/-/8
Примечание:
-/-/-, объем часов соответственно для очной, заочной форм обучения