Файл: Рабочая учебная программа по дисциплине Стратегическое планирование на предприятии для студентов направления подготовки 38. 03. 01 Экономика, направленности (профиля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15
- другое.
Содержание заданий для практических занятий
Задания, задачи (ситуационные, расчетные и т.п.)
По дисциплине для проведения практических занятий разработано 36 задач (заданий):
Тема 1 – 2 задания;
Тема 2 – 1 задание;
Тема 3 – 1 задание;
Тема 4 – 9 заданий;
Тема 5 – 6 заданий;
Тема 6 – 7 заданий;
Тема 7 – 2 задания;
Тема 8 – 8 заданий.
Задачи (задания) представлены в учебно-методическом пособии по изучению дисциплины.
Комплексные индивидуальные (групповые) задания
Задание 1. Разработка и оценка видения
Цель. Выработка практических навыков формулирования и оценки стратегического видения организации.
Задание. Представьте себя на месте кандидата, участвующего в конкурсе на должность руководителя предприятия – базы практики. Вам вместе с вашей командой необходимо в нескольких емких фразах, на основе оценки текущего состояния организации, показать каким вы видите будущее. Сформулируйте видение организации так, чтобы оно было принято владельцами и персоналом предприятия. Для этого выполните последовательно следующие четыре действия.
Шаг 1. Составление текста Видения.
Шаг 2. Проверка Видения на соответствия пяти критериям.
Шаг 3. Измерение Видения.
Шаг 4. Презентация и оценка Видения.
Задание 2. Формулирование миссии организации
Цель. Выработка навыков формулирования и оценки миссии организации.
Задание 1. Проанализируйте приведенные ниже миссии компаний.
Задание 2. Оцените достоинства и недостатки перечисленных формулировок миссий.
Задание 3. Вам предлагается сформулировать миссию организации – базы практики на основе предложенного шаблона.
Задание 3. Разработка стратегических целей
Цель. Выработка навыков идентификации, классификации и оценки стратегических целей коммерческой организации.
Задание 1. Определить, какие из перечисленных целей являются стратегическими или тактическими, долгосрочными или краткосрочными? Могут ли стратегические цели носить краткосрочный характер? Объясните, почему вы так считаете.
Задание 2. Определите, какие из целей в наибольшей мере отвечают интересам: а) акционеров б) управленческого персонала (менеджеров) в) клиентов.
Обоснуйте, почему вы так считаете.
Задание 3. Проверьте, насколько цели соответствуют правилу SMART: S (Spesific) – конкретная цель; M (Measurable) – измеримая цель на языке цифр; A (Achievable/Agreed upon).
Достижимая и Согласованная цель; R (Result oriented) – реальная цель, ориентированная на результат; T (Timely) – Цель должна иметь конкретные сроки.
Оцените соответствие каждой цели правилу SMART по трехбалльной системе: 3 – полностью соответствует; 2 – частично соответствует; 1 – не соответствует.
Как бы вы перефразировали несоответствующие требованиям цели, какие изменения в их формулировке следует внести?


16
Задание
4.
Сформулируйте корпоративную стратегическую цель организации базы практики. При выполнении задания ответьте на следующие вопросы:
Какой вы представляете себе организацию через 5 лет и через 10 лет?
Какие события могут помешать продвижению к намеченной стратегической цели, а какие будут этому способствовать?
Какие внутренние стратегические проблемы могут возникнуть при реализации этих стратегических целей.
Задание 5. Сформулируйте стратегические цели развития компании по ключевым функциональным направлениям деятельности (маркетинг, финансы, персонал, внутренние процессы и пр.).
Задание 4. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе построения
матрицы БКГ
Предприятие ООО «Оптик+» специализируется на выпуске фотоаппаратов, кинокамер и высокоточных оптических приборов, а также освоен выпуск видеокамер. Продукция предприятия имеет спрос в России, ближнем зарубежье, развивающихся странах, а также в странах Западной
Европы. Структура потребителей продукции ООО «Оптик+» очень разнообразна. Объем реализации продукции в стоимостном выражении за 2013-2016 гг. представлен в таблице 1.
Задание: используя матрицу Бостонской Консультационной Группы (БКГ) США, сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Задание 5. Разработка стратегии вуза на основе PEST-анализа
При разработке стратегии вуза представляется целесообразным в качестве метода анализа и учета внешнего контекста выбрать PEST-анализ, а внутреннего – SWOT-анализ. PEST-анализ как процесс идентификации, классификации и сопоставления политических (П), экономических (Э), социальных (S) и технологических факторов – оптимальный инструмент для оценки внешней среды вуза, самооценки и определения своего положения в структуре системы образования, в среде однопрофильных вузов в регионе, в стране, а также для формулирования своей миссии, видения перспектив и направлений развития. Как аналитический инструмент PEST-анализ содержит в себе возможность сформировать объективное представление о реальном состоянии вуза в настоящее время и оценить перспективы его развития и направления для улучшения в свете внешнего окружения и наиболее важных влияющих факторов.
Задание: используя методику PEST-анализа разработать стратегию вуза (на примере
ПВГУС).
Вопросы для обсуждения
Вопросы для самоконтроля, которые впоследствии обсуждаются устно на практических занятиях:
1. Сущность стратегического планирования и его особенности.
2. Особенности стратегического планирования
3. Объекты стратегического планирования на предприятии и их классификация.
4. Стратегическая единица бизнеса и критерии ее выделения.
5. Уровни формирования стратегий на предприятии.
6. Основные функции стратегического планирования.
7. Процесс стратегического планирования, основные этапы.
8. Понятие стратегического потенциала, его структура.
9. Понятие методологии стратегического планирования.
10. Принципы стратегического планирования и их содержание.
11. Методы стратегического планирования, их характеристика и области применения.
12. Показатели, используемые в стратегическом планировании.
13. Нормативы и их использование в стратегическом планировании.
14. Дать определение миссии и определить ее место в целевом блоке стратегического плана.
15. Перечислить требования, предъявляемые и содержанию миссии.
16. Понятие целей предприятия, роль в стратегическом планировании.


17 17. Требования, предъявляемые к целям предприятия.
18. Направления формирования стратегических целей.
19. Процесс структуризации и обоснования целей, его содержание.
20. Понятие и структура среды предприятия.
21. Цель и направления проведения анализа внешней среды предприятия.
22. Цель и направления проведения анализа внутренней структуры предприятия.
23. Методы проведения стратегического анализа и их содержание.
24. Дать понятие корпоративной стратегии.
25. Классификация базовых стратегий.
26. Рассмотреть содержание основных типов корпоративных стратегий.
27. Понятие экономической (конкурентной) стратегии и ее составляющие.
28. Конкурентные преимущества: понятие, формы, средства защиты.
29. Классификация конкурентных стратегий предприятия.
30. Содержание основных типов конкурентных стратегий.
31. Перечислить и раскрыть содержание основных этапов процесса планирования стратегии.
32. Рассмотреть факторы, влияющие на выбор стратегии.
33. Критерии оценки выбранной стратегии.
34. Оформление стратегического плана предприятия (структура стратегического плана).
35. Понятие хозяйственного риска, причины возникновения рисковых ситуаций.
36. Классификация рисков.
37. Виды потерь ресурсов.
38. Показатели и методы оценки рисков.
39. Методика анализа и планирования рисков.
40. Методы и способы снижения рисков.
1   2   3   4

6.2.
Методические указания для выполнения контрольных работ
Контрольная работа по дисциплине «Стратегическое планирование на предприятии» учебным планом не предусмотрена.
6.3. Методические указания для выполнения курсовых работ (проектов)
Курсовая работа (проект) по дисциплине «Стратегическое планирование на предприятии» учебным планом не предусмотрена.
7. Паспорт фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
обучающихся по дисциплине (дифференцированный зачет)
Фонды оценочных средств, позволяющие оценить уровень сформированности компетенций и результаты освоения дисциплины, представлены следующими компонентами:
Код оцениваемой компетенции (или ее части)
Тип контроля
Вид контроля
Количество элементов, шт.
ПК-3 текущий
1. Устный опрос по темам курса
2. Выступление с докладами
3. Выполнение практических заданий
4. Комплексные индивидуальные задания
5. Тестирование по темам курса
1. Блок 1. Вопросы: 1-19,
24-34 2. Блок 2. Темы: 1-13 3. Блок 3. Задания: 1-4, 14-
28 4. Блок 4. Задания: 1-3 5. Блок 5. Тестовые вопросы
ПК-11 текущий
1. Устный опрос по темам курса
2. Выступление с докладами
1. Блок 1. Вопросы: 20-23,
35-40

18 3. Выполнение практических заданий
4. Комплексные индивидуальные задания
5. Тестирование по темам курса
2. Блок 2. Темы: 14-15 3. Блок 3. Задания: 5-13,
29-36 4. Блок 4. Задания: 4-5 5. Блок 5. Тестовые вопросы
ПК-3, ПК-11 промежуточный
Компьютерный тест
Блок 5. Тестовые вопросы: 1-80
7.1.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины
В таблице приведены примеры оценочных средств по дисциплине. В полном объеме оценочные средства представлены в Фонде оценочных средств для текущего контроля успеваемости по дисциплине «Стратегическое планирование на предприятии».
Результаты освоения дисциплины
Оценочные средства (перечень вопросов, заданий и др.)
ПК-3
Знает:
- сущность, содержание, фазы развития и классификацию инвестиционных проектов;
- состав и содержание типовых расчетов, выполняемых для подготовки инвестиционного проекта и оценки его экономической эффективности;
- содержание различных категорий инвестиций и инвестиционной деятельности в условиях инфляции, неопределенности и риска;
- критерии инвестиционной привлекательности различных проектов при оценке сравнительной эффективности
Блок 1. Устный опрос по темам курса
1. Сущность стратегического планирования и его особенности.
2. Особенности стратегического планирования
3. Объекты стратегического планирования на предприятии и их классификация.
4. Стратегическая единица бизнеса и критерии ее выделения.
5. Уровни формирования стратегий на предприятии.
Блок 2. Выступление с докладами
1. Стратегическое планирование: сущность, значение для предприятия.
2. Изучение стратегических альтернатив.
3. Планирование нового бизнеса.
4. Прогнозирование: сущность, классификация прогнозов и планов.
5. Контроллинг в системе регулирования процесса стратегического планирования.
Блок 5. Тестовые задания
1. Особый вид деятельности специалистов, занимающихся плановой работой, состоящей в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование, а в долгосрочной перспективе быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды: д) стратегический план предприятия е) стратегическое планирование ж) конкурентная стратегия з) функциональные стратегии
2. Основная цель стратегического планирования состоит д) готовность к быстрому реагированию на изменение окружающей среды е) обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации ж) в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы з) предвидение событий с целью снижения риска и необоснованных потерь
3. Стратегический план предприятия – это: д) документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и стратегию их достижения с учетом внешней окружающей среды и внутренних особенностей предприятия е) документ, выражающий миссию предприятия, его краткосрочные цели


19
ПК-11
Знает:
- методы анализа внешней и внутренней среды предприятия, инструменты выработки стратегии;
- основные составляющие процесса выработки стратегии предприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективу ж) документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и стратегию их достижения с учетом внутренней среды предприятия з) документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели
Блок 1. Устный опрос по темам курса
6. Понятие и структура среды предприятия.
7. Цель и направления проведения анализа внешней среды предприятия.
8. Цель и направления проведения анализа внутренней структуры предприятия.
9. Методы проведения стратегического анализа и их содержание.
10. Понятие хозяйственного риска, причины возникновения рисковых ситуаций.
Блок 2. Выступление с докладами
6. Методика анализа и планирования рисков в стратегическом планировании.
7. Методы и способы снижения рисков в стратегическом планировании.
Блок 5. Тестовые задания
4. Какое окружение рассматривает стратегическое планирование предприятия как совокупность двух составляющих: макроокружения и непосредственного окружения? д) внутреннее е) внешнее ж) внутреннее и внешнее з) макроокружение
5. SWOT-анализ включает: д) анализ возможностей организации и вероятных угроз е) анализ сильных и слабых сторон в деятельности организации, в сравнении с конкурентами ж) анализ макросистемы рынка и конкретных целевых рынков з) все вместе взятое
6. Чем различаются STEP- и SWOT-анализы? д) SWOT-анализ позволяет синтезировать результаты STEP-анализа как внешней, так и внутренней среды организации е) предметом SWOT-анализа выступает как внешняя, так и внутренняя среда организации, а предметом STEP-анализа – только ее внешняя макросреда ж) SWOT-анализ представляет собой анализ сил и слабостей организации, а
STEP-анализ – ее возможностей и внешних угроз з) STEP-анализ – это разновидность качественного, а SWOT – количественного анализа
ПК-3
Умеет:
- классифицировать виды стратегического планирования по различным признакам;
- применять аналитические методы и стратегические инструменты в процессе выработки стратегии предприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективу;
- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности;
- проводить расчеты основных экономических показателей и оценивать полученные результаты с последующей выработкой
Блок 3. Выполнение практических заданий
Задание 1.
Дайте характеристику видов планирования, заполнив таблицу:
Характеристика видов планирования
Характеристики
Стратегическое планирование
Тактическое планирование
Условия реализации
Преимущества
Недостатки
Задание 2.
Дайте характеристику достоинств недостатков стратегического планирования.
Достоинства и недостатки стратегического планирования
Достоинства
Недостатки
Задание 3.
Дайте характеристику основных этапов разработки стратегии развития предприятия, заполнив таблицу:
№ п/п
Этап
Сущность
Особенности