Файл: Рабочая учебная программа по дисциплине Стратегическое планирование на предприятии для студентов направления подготовки 38. 03. 01 Экономика, направленности (профиля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
4.3.Содержание лабораторных работ
Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
Технологическая карта самостоятельной работы студента
Код реализ уемой компет енции
Вид деятельности студентов
(задания на самостоятельную работу)
Итоговый продукт самостоятельной работы
Средства и технологии оценки
Обьем часов
ПК-3
Вопросы для самоконтроля, подготовка докладов
Устный опрос, доклад
Собеседование, выступление с докладом
57/-/66
ПК-11
Вопросы для самоконтроля, подготовка докладов
Устный опрос, доклад
Собеседование, выступление с докладом
21/-/26

Итого 78/-/92
Рекомендуемая литература: 1-3, 5, 9.
Содержание заданий для самостоятельной работы
Темы докладов
1. Стратегическое планирование: сущность, значение для предприятия.
2. Изучение стратегических альтернатив.
3. Планирование нового бизнеса.
4. Прогнозирование: сущность, классификация прогнозов и планов.
5. Контроллинг в системе регулирования процесса стратегического планирования.
6. Финансовый анализ в системе стратегического планирования: его сущность, цели и основные компоненты.
7. Методология и организация стратегического планирования в условиях рыночной экономики.
8. Технико-экономическое планирование как одна из форм стратегического планирования.
9. Основные компоненты стратегического планирования.
10. Стратегии роста малых, средних и крупных предприятий.
11. Риски конкурентных стратегий.
12. Основные этапы стратегического планирования.
13. Структура стратегического плана.
14. Методика анализа и планирования рисков в стратегическом планировании.
15. Методы и способы снижения рисков в стратегическом планировании.
Тесты для самоконтроля
1. Особый вид деятельности специалистов, занимающихся плановой работой, состоящей в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование, а в долгосрочной перспективе быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды: а) стратегический план предприятия б) стратегическое планирование в) конкурентная стратегия

11 г) функциональные стратегии
2. Основная цель стратегического планирования состоит а) готовность к быстрому реагированию на изменение окружающей среды б) обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации в) в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы г) предвидение событий с целью снижения риска и необоснованных потерь
3. Стратегический план предприятия – это: а) документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и стратегию их достижения с учетом внешней окружающей среды и внутренних особенностей предприятия б) документ, выражающий миссию предприятия, его краткосрочные цели в) документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и стратегию их достижения с учетом внутренней среды предприятия г) документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели
4. Высшим уровнем стратегического планирования является: а) деловой уровень б) корпоративный уровень в) функциональный уровень
5. Что не относится к уровням формирования стратегии? а) функциональный б) многофункциональный в) корпоративный г) деловой
6. Какая стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ а) функциональная стратегия б) конкурентная стратегия в) производственная стратегия г) маркетинговая стратегия
7. Руководящая философия бизнеса, образ организации в будущем, не сама цель, а, скорее, чувство основной цели фирмы – это а) план б) политика в) видение г) миссия
8. Миссия предприятия – это: а) охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки плана б) есть выраженная словесно основное социально значимое функциональное назначение предприятия в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли) в) это обязательства в отношении действий, посредством которых будет реализовываться главная задача данного предприятия. Цели являются основой стратегии, они выступают в роли стандартов, на которые ориентируется вся работа предприятия г) характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, формы, структуру и порядок разработки плана


12 9. Обязательства в отношении действий, посредством которых будет реализовываться главная задача данного предприятия, - это: а) цели б) миссии в) требования г) план
10. Под стратегией принято понимать а) набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы б) прогнозирование будущего финансового состояния предприятия в) обязательства в отношении действий, посредством которых будет реализовываться главная задача предприятия г) выявление сильных и слабых сторон предприятия
11. Содержание портфельной (корпоративной, базовой) стратегии включает: а) расположение и масштабы областей деятельности, где будут гибко проявляться конкурентные преимущества организации, синергизм различных деятельностей б) использование технологий по принципу «двойного назначения» в) использование организацией конкурентных преимуществ возможных партнеров по бизнесу в целях данной организации г) многообразное использование различного рода ресурсов фирмы - материальных, финансовых, научно-технических, кадровых и др.
12. Основными типами стратегий концентрированного роста являются а) стратегия развития продукта, стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка б) стратегия развития продукта, стратегия усиления позиций на рынке, стратегия обратной вертикальной интеграции в) стратегия горизонтальной интеграции, стратегия ликвидации г) стратегия развития продукта, стратегия усиления позиций на рынке, стратегия горизонтальной интеграции
13. Под конкурентной (экономической, деловой) стратегией понимают: а) набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития предприятия (стратегической единицы бизнеса) экономическими средствами и методами б) набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы в) прогнозирование будущего финансового состояния предприятия г) выявление сильных и слабых сторон предприятия
14. Основной целью деловой (конкурентной) стратегии являются: а) достижение устойчивых конкурентных преимуществ в организации б) расширение портфеля ценных бумаг в) определение работ в подразделениях организации г) совершенствование структуры управления
15. Стратегия низких издержек особенно успешна, если: а) эластичность спроса по цене высокая б) эластичность спроса по цене низкая в) эластичность спроса по цене нулевая г) издержки в основном состоят из затрат на заработную плату
16. К рискам, связанным с реализацией стратегии дифференциации, относится:


13 а) опасность имитаций (уникальных свойств товара), угроза появления новых технологий, пренебрежение основным спросообразующим фактором - ценой и скрытыми за ней издержками, снижение значения дифференциации для покупателей по другим причинам б) имитация фокусирования другими фирмами, потеря привлекательности товара для выбранного сегмента, выделение конкурентами еще более локального сегмента рынка в) опасность имитаций (способов технологии и методов производственного процесса), угроза появления новых технологий, пренебрежение маркетинговыми аспектами, угроза со стороны инфляции издержек, сводящая на нет достижения стратегии
17. В составе стратегического плана выделяют следующие разделы а) корпоративная стратегия, продукция, конкуренция, рынки, ресурсы, деловой портфель, инновации б) корпоративная стратегия, продукция, конкуренция, спрос, качество в) ресурсы, деловой портфель, инновации, качество г) корпоративная стратегия, инвестиции
18. Какое окружение рассматривает стратегическое планирование предприятия как совокупность двух составляющих: макроокружения и непосредственного окружения? а) внутреннее б) внешнее в) внутреннее и внешнее г) макроокружение
19. SWOT-анализ включает: а) анализ возможностей организации и вероятных угроз б) анализ сильных и слабых сторон в деятельности организации, в сравнении с конкурентами в) анализ макросистемы рынка и конкретных целевых рынков г) все вместе взятое
20. Чем различаются STEP- и SWOT-анализы? а) SWOT-анализ позволяет синтезировать результаты STEP-анализа как внешней, так и внутренней среды организации б) предметом SWOT-анализа выступает как внешняя, так и внутренняя среда организации, а предметом STEP-анализа – только ее внешняя макросреда в) SWOT-анализ представляет собой анализ сил и слабостей организации, а STEP-анализ
– ее возможностей и внешних угроз г) STEP-анализ – это разновидность качественного, а SWOT – количественного анализа
6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Инновационные образовательные технологии
Вид образовательных технологий, средств передачи знаний, формирования умений и практического опыта
№ темы / тема лекции
№ практического
(семинарского) занятия/наименование темы
Разбор конкретных ситуаций
Занятие 3. Миссия и цели предприятия
Занятие 5. Корпоративные стратегии и их характеристика
Занятие 6. Конкурентные стратегии и их характеристика
Слайд-лекции
Тема 1. Введение в стратегическое планирование
Тема 2. Методологические


14 аспекты стратегического планирования на предприятии
Тема 3. Миссия и цели предприятия
Тема 4. Стратегический анализ среды предприятия
Тема 5. Корпоративные стратегии и их характеристика
Тема 6. Конкурентные стратегии и их характеристика
Тема 7. Технология разработки стратегии
Тема 8. Учет фактора риска в стратегическом планировании
В начале семестра студентам необходимо ознакомиться с технологической картой дисциплины, выяснить, какие результаты освоения дисциплины заявлены (знания, умения, практический опыт). Для успешного освоения дисциплины студентам необходимо выполнить задания, предусмотренные рабочей учебной программой дисциплины и пройти контрольные точки в сроки, указанные в технологической карте (раздел 11). От качества и полноты их выполнения будет зависеть уровень сформированности компетенции и оценка текущей успеваемости по дисциплине. По итогам текущей успеваемости студенту может быть выставлена оценка по промежуточной аттестации, если это предусмотрено технологической картой дисциплины. Списки учебных пособий, научных трудов, которые студентам следует прочесть и законспектировать, темы практических занятий и вопросы к ним, вопросы к дифференцированному зачету и другие необходимые материалы указаны в разработанном для данной дисциплины учебно-методическом комплексе.
Основной формой освоения дисциплины является контактная работа с преподавателем - лекции, практические занятия, лабораторные работы (при наличии в учебном плане), консультации (в том числе индивидуальные), в том числе проводимые с применением дистанционных технологий.
По дисциплине часть тем (разделов) изучается студентами самостоятельно.
Самостоятельная работа предусматривает подготовку к аудиторным занятиям, выполнение заданий (письменных работ, творческих проектов и др.) подготовку к промежуточной аттестации
(дифференцированному зачету).
На лекционных и практических (семинарских) занятиях вырабатываются навыки и умения обучающихся по применению полученных знаний в конкретных ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью. По окончании изучения дисциплины проводится промежуточная аттестация (дифференцированный зачет).
Регулярное посещение аудиторных занятий не только способствует успешному овладению знаниями, но и помогает организовать время, т.к. все виды учебных занятий распределены в семестре планомерно, с учетом необходимых временных затрат.
6.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины на
практических (семинарских) занятиях
Практические (семинарские) занятия обучающихся обеспечивают:
- проверку и уточнение знаний, полученных на лекциях;
- получение навыков составления докладов и сообщений, обсуждения вопросов по учебному материалу дисциплины;
- обсуждение вопросов в аудитории, разделенной на группы 6 - 8 обучающихся либо индивидуальных;
- выполнение практических заданий, задач;
- подведение итогов занятий по рейтинговой системе, согласно технологической карте дисциплины;