Файл: 1. Ситуационная (практическая) часть Тест ситуационного практического) задания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План
1.Ситуационная (практическая) часть 3
1.1.Тест ситуационного практического) задания 3
1.2.Ответ на задание 1 6
2.Тестовое задание 12
Список литературы 15
1.Ситуационная (практическая) часть
1.1.Тест ситуационного практического) задания
Ситуационная часть контрольной работы построена на основе рассмотрения эволюции элементов системы менеджмента на разных стадиях жизненного цикла предприятия (ЖЦП). В каждой стадии цикла рассматриваются пять основных элементов системы менеджмента, которые претерпевают соответствующие изменения. Студенту предлагается определить состояние того или иного элемента (в зависимости от варианта) и описать характер этого изменения.
Сведения о стадиях жизненного цикла и элементах системы менеджмента сведены в таблицу 3.
Таблица 3 – Сведения о стадиях жизненного цикла и элементах системы менеджмента
| Стадии жизненного цикла предприятия | Эволюция | ||||
оргструктур | систем управления | стратегий | Стилей руководства | Методов управления персоналом | ||
1 | Рождение | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
2 | Детство | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
3 | Юность | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
4 | Зрелость | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
5 | Старение | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |
6 | Возрождение или банкротство | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |
Ситуационная часть выполняется в два этапа.
Первый этап состоит из заполнения соответствующих варианту граф сводной таблицы – матрицы (табл. 3). Студент должен ознакомиться с таблицей, которая состоит из 6 строк и 5 столбцов, подлежащих заполнению в зависимости от варианта. Строки отражают одну из шести стадий жизненного цикла предприятия, а в столбцах описывается состояние отдельных элементов системы менеджмента. Каждый элемент обладает определенными характеристиками в каждой стадии.
Пересечение строки и столбца дает требуемый вариант ситуационной задачи. Найдя свою графу, студент должен вписать туда характеристику
состояния элемента системы менеджмента, соответствующую стадии ЖЦП.
Графы должны быть заполнены короткими определениями, отражающими суть данного явления. Эта оценка должна содержать несколько слов.
Второй этап содержит текстовое описание выбранных граф, раскрывающее суть понятий, заключенных в каждой графе. Студент вначале должен дать описание стадии ЖЦП, а затем развернутую характеристику состояния соответствующего элемента, объяснить причину изменения его состояния.
Элементы систем управления должны быть раскрыты по следующим разделам работы:
1.Преобразование организационных структур.
2.Эволюцию систем управления.
3.Эволюцию применяемых стратегий.
4.Изменение стиля руководства;
5.5.Управление персоналом.
В первом разделе «Преобразование организационных структур» следует сделать упор не на описание типов существующих оргструктур, а на причины появления (смены) того или иного типа применительно к характеру существования предприятия на соответствующей стадии ЖЦП.
Во втором разделе «Эволюция систем управления» не следует увлекаться перечислением и описанием конкретных систем внутрифирменного управления, а обратить внимание на адекватность методов организации управления фирмой растущей непредсказуемости, новизны и сложности внешнего окружения на соответствующей стадии ЖЦП.
В третьем разделе «Эволюция применяемых стратегий» основой рассмотрения должно быть не только описание конкретных стратегий, а также
обоснование применения той или иной группы (или отдельных видов стратегий) в связи с изменениями положения предприятия при переходе на соответствующую стадию ЖЦП.
В четвертом разделе «Изменение стилей руководства» необходимо отразить причины появления и характер архетипа руководителя, необходимого для выполнения руководящей роли на соответствующей стадии ЖЦП.
В пятом разделе «Управление персоналом» необходимо выявить и обосновать изменения концепции управления персоналом в зависимости от положения предприятия на определенной стадии ЖЦП, определяющей переход от единоначалия до коллективного управления.
1.2.Ответ на задание 1
Таблица 1- Сводная таблица
| Стадии жизненного цикла предприятия | Эволюция | ||||
оргструктур | систем управления | стратегий | Стилей руководства | Методов управления персоналом | ||
1 | Рождение | 11 | 12. выживание | 13 | 14 | 15 |
2 | Детство | 21 | 22 | 23. Бурный рост | 24 | 25 |
3 | Юность | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
4 | Зрелость | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
5 | Старение | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |
6 | Возрождение или банкротство | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |
Задача 12. Эволюция систем управления – рождение
Рождение (от зарождения предпринимательской идеи до государственной регистрации и начала функционирования предприятия) – этот период характеризуется тем, что менеджеры проявляют активность, работоспособность, готовность рисковать; продукция отличается новизной, но деятельность пока имеет малые масштабы.
Цель деятельности – обеспечение выживания.
Задачи деятельности:
· проникновение на рынок;
· обеспечение в достаточных объемах капитальных вложений для начала деятельности организации
Рождение организации связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии – выживание, что требует от ее руководства таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность. Характерным для стадии рождения является небольшое количество партнеров. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему новому и необычному.
На стадии рождения организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции.
Происходит создание организации. Установка, характерная для цикла развития организации “тусовка», ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям.
Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлечённые самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами.
На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка, потребителя цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации. После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию – кризис, который характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.
Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке.
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для неё характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своём развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.
На этом этапе организация является социосистемой, так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.
Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более эффективный метод организации производства. На первом этапе своего развития фирма ведёт себя как серая мышка – подбирает зёрнышки, которые упускают из виду более крупные рыночные структуры.
Задача 23.Эволюция стратегий – детство
Детство – в этот период предприятие характеризуется ростом масштабов деятельности, стабилизацией расходов и ассортиментной структуры продукции.
Цель деятельности – получение кратковременной прибыли.
Задачи деятельности:
· укрепление положения на рынке и его отдельных сегментах;
· обеспечение безубыточной деятельности
Применяется стратегия динамического роста. Нарастающий рост объемов и качества услуг и соответственно числа структур.
Степень риска – меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Письменная фиксация политики фирмы и основных процедур
Имеет место организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала
Детство – стадия высокорисковая, в этот период происходит несоразмерный, по сравнению с изменением управленческого потенциала, рост организации. На этой стадии большинство вновь образующихся организаций терпят крах из-за неопытности и некомпетентности менеджеров. Основная задача организации в этот период – укрепление своих позиций на рынке; особое значение придается усилению своей конкурентоспособности. Стратегия организации на этой стадии – ориентация на кратковременный успех и обеспечение бурного роста.
Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.
Организация уже преодолела проблемы конфликтов и неурядиц, характерные для стадии отрочества. Сотрудники работают сообща над выполнением поставленных задач. Юношеская стадия может быть совсем короткой, почти незаметной, или очень длительной. Многие организации достигают этой стадии, но так и не становятся зрелыми. На данной стадии члены организации должны направлять свои действия на выполнение задач, но теперь они больше подчеркивают действия по созданию позитивных отношений – взаимная поддержка, взаимопонимание и обсуждение конфликтов, мешающих им стать сложившимися работниками высокой квалификации. К этому времени люди научились выполнять требуемую работу, но чтобы еще более преуспеть, организации необходимо подчеркивать позитивные взаимоотношения.