Файл: Проектная деятельность в доу. Проект "Культура и быт народов Крайнего Севера" Паспорт проекта Характеристика проекта долгосрочный, творческий, познавательный проект На карте Ямала не точка малая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проектная деятельность в ДОУ. Проект "Культура и быт народов Крайнего Севера"
Паспорт проекта
Характеристика проекта: долгосрочный, творческий, познавательный проект: «На карте Ямала не точка малая…»
Цель: воспитание у детей любви к родному краю (к малой Родине).
Задачи развития:
-
Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов (ханты, ненцы) родного края. -
Развитие коммуникативных способностей в процессе реализации проекта. -
Развитие творческого мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
Младший дошкольный возраст:
-
Создание проблемной игровой ситуации (ведущая роль воспитателя). -
Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Старший дошкольный возраст:
-
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. -
Формирование определять возможные методы, решения проблемы с помощью взрослого. -
Развитие навыков использования специальной терминологии, ведения коммуникативной беседы в процессе совместной деятельности.
Участники проекта – дети, педагоги, родители.
Возраст детей – 4 - 7 лет.
Срок реализации проекта:
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (январь-май)
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II этап – основной (сентябрь – январь)
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация.
III этап – итоговый (февраль – апрель)
Включает в себя сбор и отработку материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материалов проекта.
Предполагаемые результаты:
-
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью коренных народов (ненцев, хантов).
- оформление национального уголка;
- оформление фотовыставки «Мы на Севере живём»;
- оформление папки – передвижки «Город в лицах»;
- подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала.
- изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности.
2. Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера.
-
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги. -
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми. -
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах. -
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта, а также через участие в городском конкурсе проектов.
По окончании проекта проводится анкетирование всех участников педагогического проекта.
Обоснование необходимости проектной деятельности по формирование любви к малой родине.
Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является – национально-региональный компонент. Работа организуется в рамках проекта: «На карте Ямала не точка малая…!» ЯНАО – это край, в котором живут и работают люди разных национальностей. Людям, живущим на Ямале необходимо с уважением относиться к коренным жителям, их быту, культуре.
Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги.
Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет мне формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
И мне очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Не мало важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов
Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.
Изучив культуру своих предков, историю своего народа, дети в дальнейшем с уважением и интересом будут относиться к культурным традициям других народов.
Для того чтобы разбудить в ребёнке интерес к столь серьёзной теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с точки зрения ребёнка) её представить в играх, рассказах и занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях и, конечно же, развить собственные навыки. Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к родному краю, гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о родном крае.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.
Задачи проекта:
-
Углубить и конкретизировать представления детей о родном крае. -
Обратить внимание ребят на своеобразие быта, одежды, культуры людей коренной национальности. -
Расширить представления о флоре и фауне Пуровского района. -
Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине и уважительное отношение к коренным народам Севера.
Создание в группе предметно-развивающей среды. Общеизвестно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, следовательно большое внимание необходимо уделять оформлению наглядного материала.
При организации работы необходимо учитывать рекомендации педагога – психолога.
Продукты проектной деятельности: стенд «Край родной, навек любимый»;
папка «А я люблю места свои родные, милые такие…».
ЯНАО – это не только трубопроводы, буровые вышки, но и оленьи пастбища, рыбные угодья. Для ознакомления детей с трудом коренных народов Севера, подготовлена игра «Оленеводы».
Коренные жители тундры верны традициям. Ненецкие женщины с давних времён занимаются бисероплетением, изготовлением национальной одежды.
Связь с педагогами в работе над проектом: «На карте Ямала не точка малая…»
Специалисты | Содержание работы |
Воспитатели | Игровая деятельность. Социальное развитие. Речь и речевое общение. Познавательное развитие. Природа. Художественная литература. |
Музыкальный руководитель | Знакомство с национальным фольклором. Знакомство с национальными музыкальными инструментами. Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной для детей ясельной группы). «Потешки расскажем и игры покажем». |
Педагоги дополнительного образования | Знакомство с народным творчеством. Практическая работа по народно-прикладному искусству. |
Руководитель по физическому воспитанию | Знакомство с народными играми ненцев, хантов, манси, селькупов. Национальные виды спорта. Проведение соревнований, эстафет, игр, забав. |
Родители | Практическая помощь в оформлении национального уголка. Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек. Выставка совместных поделок. Фотовыставка «Родной край». Конкурс «Ненецкая национальная кухня». |
Основные направления работы
Социальное развитие | Беседы на тему «Всем советуем дружить», «Ненец и тундра – брат и сестра». Традиции и обычаи лесных и тундровых ненцев. Макет чума. Нарты с оленьими упряжками (игрушки). Куклы в национальной одежде (мальчик и девочка). Люлька из бересты, кукла младенец. |
Речь и речевое общение | Обогащение лексики ненецкими словами обозначающие предметы обихода. Устный фольклор ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки). |
Здоровье Физическое воспитание | Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках), фотовыставка «Есть щедрость без границ». Беседы на темы: «Северная кладовая» (лес), «Северные витамины» (ягоды, дикоросы), «Живое серебро» (рыбные запасы), «В гостях у хозяюшки Антальты» (польза даров леса и рек). Игры. Эстафеты. |
Природа | Беседы на тему: «Что имеем, не храним – потерявши плачем». Посещение краеведческого музея. Мини-музей в МДОУ «Золотой ключик». Северный калейдоскоп (времена года). Альбом «Животные Ямала». Альбом «Растения тундры, растения леса». Гербарий местных растений. Опытно – поисковая работа. |
Край родной навек любимый | «А я люблю свои места, родные милые такие!...» Знакомство с символикой, картой России, флаг России, гимн, флаг и герб ЯНАО и Пуровского района. Знаменательные даты – день рождения города . Достопримечательности нашего города (ул. Тарасова, ул. Губкина, ул. Анны Пантелеевой, набережная Саргина и т.д.). Экскурсия на набережную Саргина к монументально – художественной композиции «С горизонта пришедшее». Беседы с приглашением работника ЦНК (Центр национальных культур). Проведение интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Альбом «Мы на севере живём». Фотоальбом «Наш любимый город». |
Театр | Инсценировка (сказок, легенд ненецкого, хантыйского народов). Изготовление национальных костюмов. |
ИЗО | Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого, хантыйского народов (виды орнаментов, рисование узоров) Участие в конкурсе «Все краски Ямала». |
Художественно – ручной труд | «В мастерской Эдейки». Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер). Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент. Виды орнаментов, их символика. Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна. Плетение узоров, вышивка бисером, бисероплетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки, листья). «Подарок для Айны» (плетение коврика). |
Игровая деятельность | Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман». Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растет в тундре?», «Собери картинку». Атрибуты для подвижных игр. Сюжетно ролевая игра: «Чум». |
Художественная литература | Знакомство с национальными поэтами, писателями. Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок. Ненецкая сказка: «Кукушка». Знакомство с творчеством Л. Лапцуя, Н. Дудникова, А. Ругина. Книга «Северные льдинки» Л.В. Федоровой (ненецкие сказки). |
Музыкальное воспитание | Северные мотивы (песни, колыбельные). Прослушивание ненецких песен (аудиозапись). Разучивание национальных танцев. Проведение праздника с приглашением сотрудников ЦНК (национальный праздник). Знакомство с народными инструментами. Внесение в сценарий утренников национальных компонентов (игры, танцы, песни). |