Файл: Обособленная группа государственных органов, осуществляющая деятельность по защите прав и свобод человека, охране правопорядка и законности в обществе и государстве.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2637
Скачиваний: 63
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: юриспруденции
Форма обучения: очно-заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Правоохранительные органы
Группа Пм22Ю171
Студентка К.Н. Коновалова
МОСКВА 2023
Практическое занятие № 1
Понятие, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
1.Заполните таблицу
| Правоохранительная деятельность | Правоохранительные органы |
Понятие | вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органамипутём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка | обособленная группа государственных органов, осуществляющая деятельность по защите прав и свобод человека, охране правопорядка и законности в обществе и государстве. |
Основные нормативно-правовые акт, где упоминается понятие | Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы | Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы |
Признаки | 1. Вид гос деятельности (цель-охрана самого права) 2. Осуществляется не всеми гос органами, а только спец уполномоченными, для которых правоохранительная функция является основным содержанием их деятельности. 3. Решение и действие правоохр органов и должностных лиц, осуществляющих правоохр деятельность, принятые в пределах их компетенции и в соответствии с законом, обязательные для граждан, органов и организаций, которым они адресованы. 4. Является особым видом правовой деятельности 5. Осуществляется в правовых нормах, в порядке, установленным законом 6. Осуществляется посредством применения мер гос принуждения | Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались, по справедливости, но, чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права. К признакам второй очереди относятся: – право применения норм уголовного закона; – осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное. |
Пример | Охрана организации | Адвокаты, юристы |
Задание 2
Составьте схему нормативных актов по юридической силе, являющихся источниками для учебной дисциплин «Правоохранительные органы»
Задание 3.
Студенту необходимо повторить, что правоохранительная функция – это основное направление деятельности правоохранительного органа. По итогам повторения студенту следует заполнить таблицу:
Функция деятельности правоохранительного органа | Пример правоохранительного органа | Пример нормативного правового акта |
Конституционный контроль | Конституционный суд Российской Федерации. Согласно статье 125 Конституции РФ, Конституционный суд обладает полномочиями по проверке законов и иных нормативных актов на соответствие Конституции. | Пример нормативно-правового акта, подлежащего проверке конституционности: Федеральный закон «Об иностранных агентах», принятый Государственной Думой в 2012 году. Некоторые положения этого закона вызвали обширную критику, что спровоцировало обращение в Конституционный суд РФ с запросом на проверку данного нормативного акта на соответствие Конституции. |
Правосудие | судебные органы общей юрисдикции. Они включают в себя мировые суды, районные, городские, областные и краевые суды, а также апелляционные и кассационные инстанции. Судебные органы общей юрисдикции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела. | уголовный кодекс Российской Федерации. Уголовный кодекс устанавливает нормы уголовного права и определяет виды уголовных преступлений, приводящие к уголовной ответственности. Уголовный кодекс содержит принципы защиты прав и свобод граждан, принцип правового государства, а также определяет порядок применения уголовного закона. |
Организационное обеспечение деятельности судов | Пример правоохранительного органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности судов: Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст РФ занимается разработкой и совершенствованием законов РФ в сфере юстиции, а также контролирует деятельность судов и других юридических организаций, связанных с правосудием. Он также осуществляет надзор за исполнением приговоров и решений судов. | Пример нормативно-правового акта, регулирующего организационное обеспечение деятельности судов: Федеральный закон «О судоустройстве Российской Федерации». Данный закон устанавливает правовые основы судебной системы, определяет компетенцию судов и порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Он также регулирует вопросы назначения на должности судей и иных должностных лиц судов, а также обеспечивает надлежащую деятельность судов общей юрисдикции, коммерческих судов и других судебных органов. |
Прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры; выявление и расследование преступлений: предварительное следствие, дознание, | Прокуратура Российской Федерации является центральным органом прокуратуры страны, осуществляющим надзор за исполнением законности во всех областях деятельности. А также прокуратура занимается выявлением и расследованием преступлений и направлением материалов в суд. Пример правоохранительного органа, осуществляющего прокурорский надзор и выявление преступлений: Прокуратура города Москвы. Она занимается надзором за законностью в Москве и расследованием преступлений на территории города. | Пример нормативно-правового акта, регулирующего деятельность прокуратуры: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Данный закон определяет статус, компетенцию и функции прокуратуры, а также права и обязанности прокуроров. Он определяет порядок выдвижения и назначения на должности прокуроров различных уровней обществу и функционирующим государственным органам, а также механизм осуществления прокурорской проверки, анализа правоприменительной практики и представительства прав прокурором в суде. Прокурорский надзор и выявление преступлений регулируются различными законами, в том числе Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами Российской Федерации. |
Оперативно- розыскная деятельность | ОРД это комплекс мероприятий, выполняемых правоохранительными органами для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Пример правоохранительного органа, занимающегося оперативно-розыскной деятельностью: Федеральная служба безопасности Российской Федерации. ФСБ РФ осуществляет такие функции, как предупреждение и пресечение возможных актов терроризма и экстремизма, а также борьба с организованной преступностью и коррупцией в государственных структурах. | Пример нормативно-правового акта, регулирующего оперативно-розыскную деятельность: Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Этот закон устанавливает правовые основы ОРД и определяет порядок осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Он также регулирует вопросы наличия правовых ограничений при ОРД, установление контроля над ОРД, использование специальных технических средств и так далее. Закон также устанавливает ответственность за недобросовестное выполнение ОРД и нарушения прав граждан во время оперативных мероприятий. |
Уголовно исполнительная деятельность | Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России). ФСИН выполняет функции по приему осужденных, содержанию их в местах лишения свободы, а также организации труда, образования и реабилитации осужденных. | Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Данный кодекс устанавливает правовой статус осужденных и определяет порядок их содержания в местах лишения свободы, а также условия признания исполнительного документа о приговоре суда и правила предоставления осужденным условно-досрочного освобождения. Кроме того, УИК РФ регулирует порядок применения мер дисциплинарного воздействия и организации контроля за деятельностью исправительных учреждений. Он также устанавливает порядок освобождения осужденных, в том числе процедуру условно-досрочного освобождения и освобождения на основании заболевания. |
Нотариальные действия | нотариальная палата Российской Федерации. Эта организация контролирует работу нотариусов, проводит аттестацию нотариусов, устанавливает правила нотариальной деятельности и контролирует их соблюдение. | Федеральный закон "О нотариате". Данный закон регулирует нотариальную деятельность, устанавливает законодательный статус нотариусов в Российской Федерации, правила и порядок нотариальной деятельности, требования к регистрации нотариусов и их ученых степенях. Также в законе установлены правила утверждения и контроля над нотариальными действиями, оплата за нотариальные услуги, а также порядок реализации государственной нотариальной деятельности. Закон также содержит нормы о защите прав подписантов документа, установленном порядке ликвидации нотариальных офисов, а также установлен порядок оспаривания нотариальных действий в судебном порядке. |
Юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг) | Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации. Судебные приставы оказывают помощь гражданам в вопросах защиты их прав на стадии исполнения приговора по уголовным делам, помогают найти должника, списывать долги, арестовывать имущество и взыскивать долги через суд. | Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ). Данный кодекс регулирует процедуры, связанные с уголовным преследованием и судебным разбирательством, предусматривает права и обязанности защитников, юридических консультантов и других лиц, окажущих помощь и защиту гражданам по уголовным делам. Кодекс устанавливает права и обязанности сторон, которые принимают участие в уголовном процессе, а также определяет порядок оспаривания судебных решений и направления жалобы в вышестоящие инстанции. Кроме того, УПК РФ определяет процедуру назначения и работы адвокатов, а также правила оказания юридической помощи и защиты в рамках уголовного процесса. |
Задание 4 Решите задачи, пользуясь следующим алгоритмом:
1. Внимательно прочитайте условия задачи;
2. Обозначьте вопросы, на которые необходимо ответить;
3. Определить круг нормативных актов им материалов судебной
практики, необходимых для решения задачи;
4. Подберите учебную литературу, способствующую получению
правильному ответу на вопросы, поставленные в задаче;
5. Проведите постатейный анализ нормативных актов и материалов
судебной практики;
6. В случае возникновения затруднений нужно использовать
дополнительные источники: комментарии к закону, учебные пособия,
научную и специальную литературу;
7. Дайте развернутый ответ с ссылками на нормативные акты.
Задача 1.
Сотрудники частного охранного предприятия «МАМОНТ» сопровождали перевозку грузов из г. Саранска в город Санкт-Петербург. На пути следования были сделаны вынужденные остановки на ночь. Во время второй остановки на груз напали пятеро неизвестных и попытались угнать машину с грузом. В результате столкновения охранников ЧОП «МАМОНТ» с преступной группой, нападавшие были обезврежены и доставлены в Главное управление Министерства внутренних дел по города Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Вопрос:
1.Является ли деятельность частного охранного предприятия «МАМОНТ» правоохранительной?
2. Является ли данная организация правоохранительным органом? Укажите признаки правоохранительной деятельности.
3. Относится ли суд к правоохранительным органам и почему?
4. Являются ли должностными лицами адвокат, сотрудник ОВД,
нотариус, судья и почему?
5. Какие виды деятельности каждый из них осуществляет и где это
закрепляется?
Решение:
1.Частная охранная и детективная деятельность не являются видами правоохранительной деятельности, и не входят в государственную правоохранительную систему. Частная охранная и детективная деятельность осуществляется негосударственными организациями, имеют договорный характер и направлены на защиту прав и интересов частных лиц вне сферы публично-правового регулирования. Правовую основу составляет Закон РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 (ред.от 11.06.2021 г.) «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
2. Признаки правоохранительной деятельности:
1. Осуществляется в определенном порядке, установленным законом;
2. Осуществляется специально уполномоченными органами;
3. Строго ограничена в применении мер государственного принуждения;
4. Решения правоохранительных органов, затрагивающих конституционные права граждан и организаций, могут быть обжалованы в установленном порядке в прокуратуру или суд;
5. Должностные лица правоохранительных органов несут установленную законом ответственность за вред, причиненный своими неправомерными действиями.
3. Сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие. Правоохранительные органы – это те госструктуры, которые призваны охранять правопорядок: вести оперативно-розыскную работу, расследовать преступления разного рода и направленности, контролировать исполнение судебных решений и пр. Однако сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие, конституционный контроль за выпуском нормативной документации и деятельностью высокопоставленных чиновников от юриспруденции касательно соблюдения требований Конституции РФ, а еще – за деятельностью правоохранительных органов. Из вышеизложенного следует, что суд является не правоохранительным органом, а вышестоящей инстанцией иного ведомства – судебной системы, наделенной правами контроля, в том числе и за работой сотрудников правоохранительной системы. Суд представляет собой специализированную инстанцию, которая осуществляет действия, направленные на исполнение законов. В случае нарушения законов, установленных законодательной властью, суд осуществляет процесс судебного разбирательства, в ходе которого осуществляется процесс восстановления объективной картины происшествия, изучаются все доводы, доказательства и факты. На основании полученной информации, суд принимает окончательное решение; Правоохранительные органы занимаются обеспечением правопорядка и взаимодействия общества, также формируется обязательство сбора документов, улик и доказательств, которые впоследствии передаются суду, для осуществления судебного процесса; Нужно сказать о том, что судебный орган не является правоохранительным. Так как формируется немаловажный аспект формирования определенных различий. Правоохранительные инстанции не могут принимать решения по определенным видам наказания. Также нужно обратить ваше внимание на то, что суд осуществляет процесс принятия окончательного решения по вопросу рассматриваемого дела.