Файл: Обособленная группа государственных органов, осуществляющая деятельность по защите прав и свобод человека, охране правопорядка и законности в обществе и государстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2641

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нотариус и адвокат не может быть признан должностным лицом в силу примечания 1 к ст.285 УК РФ, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждениях, сотрудники МВД, судья – являются должностными лицами.

В.6 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 26.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

1) удостоверяют сделки;

2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

10) удостоверяют время предъявления документов;

11) передают заявления и (или) иные документы физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) совершают протесты векселей;

15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

16) принимают на хранение документы;

17) совершают морские протесты

18) обеспечивают доказательства;

19) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

(п. 19 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 386-ФЗ)

20) регистрируют уведомления о залоге движимого имущества;

(п. 20 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

21) выдают выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;

(п. 21 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

22) выдают дубликаты нотариальных свидетельств, исполнительных надписей и дубликаты документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок;


(п. 22 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

(п. 23 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

24) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;

(п. 24 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

25) утратил силу. – Федеральный закон от 03.08.2018 N 338-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

26) удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

(п. 26 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 267-ФЗ)

27) выдают свидетельства о праве на наследство;

(п. 27 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

28) принимают меры по охране наследственного имущества;

(п. 28 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

29) удостоверяют решения органов управления юридических лиц;

(п. 29 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

30) представляют документы на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

(п. 30 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)

31) вносят сведения в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата;

(п. 31 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

32) выдают выписки из реестра списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата;

(п. 32 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

33) удостоверяют факт возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности.

(п. 33 введен Федеральным законом от 29.06.2018 N 171-ФЗ)

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2022) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

1. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

3. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

работниками юридических служб юридических лиц (далее - организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;



участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции"

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

9) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.04.2021) "О статусе судей в Российской Федерации"


Задача 2.

Юрист коммерческой фирмы Макрушин решил поступить на службу в органы внутренних дел. При проведении беседы с руководителем соответствующего структурного подразделения МВД (руководителя УВД) Макрушину были заданы вопросы об устройстве органов внутренних дел на территории Российской Федерации, организации работы мировых судей и судов общей юрисдикции. По итогам беседы на основании слабых знаний спрашиваемых положений Макрушину было отказано в продолжении предварительного изучения кандидата.

Макрушин обратился в суд, ссылаясь на то, что эти вопросы выходят за рамки необходимых знаний для сотрудника ОВД.

Вопрос:

1.Что такое учебный курс «Правоохранительные органы»?

2.Что включается в предмет учебного курса «Правоохранительные органы России»?

3Определите взаимосвязь и соотношение учебного курса с другими правовыми учебными дисциплинами?

4. Раскройте систему учебного курса «Правоохранительные органы России».

5. Какую роль учебной курс «Правоохранительные органы России» играет в подготовке юристов?

6. Имеют ли утверждения юриста Макрушина под собой правовую, учебную, теоретическую основу?

Решение:

1.Учебный курс «Правоохранительные органы» — это один из курсов в рамках обучения по специальности "Юриспруденция", подготовки к устройству на службу в правоохранительные органы.

2. Предмет учебного курса "Правоохранительные органы России" включает следующие блоки: общая характеристика правоохранительных органов, систематизация правоохранительных органов, основные функции правоохранительных органов, компетенция правоохранительных органов, порядок и формы деятельности правоохранительных органов, принципы деятельности правоохранительных органов и другие вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных органов.

3.Учебный курс "Правоохранительные органы" тесно связан и взаимосвязан со следующими правовыми учебными дисциплинами: уголовное право, уголовно-процессуальное право, административное право, административно-процессуальное право, конституционное право и другими правовыми дисциплинами, связанными с деятельностью правоохранительных органов.


4.Система учебного курса "Правоохранительные органы России" включает следующие блоки: 1) общая характеристика правоохранительных органов в России, 2) систематизация правоохранительных органов, 3) основные функции правоохранительных органов, 4) компетенция правоохранительных органов, 5) порядок и формы деятельности правоохранительных органов, 6) принципы деятельности правоохранительных органов.

5. Учебный курс «Правоохранительные органы России» играет важную роль в подготовке юристов, которые собираются работать в правоохранительных органах. Знания, полученные в ходе обучения, помогут будущему сотруднику правоохранительных органов разобраться в основных функциях, принципах, компетенции и порядке работы органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

6.Утверждения юриста Макрушина не имеют учебной и теоретической основы, так как вопросы, заданные руководителем органов внутренних дел, являются важными компонентами учебного курса "Правоохранительные органы", который необходим юристам, работающим в правоохранительных органах. Неспособность юриста ответить на данные вопросы может свидетельствовать о недостаточной подготовке к работе в правоохранительных органах.

Практическое занятие № 2

«Верховный Суд Российской Федерации»

Задание1

Заполните таблицу





ВерховныйсудРоссийскойФедерации

Понятие

это высший судебный орган в России, который занимается контролем за соблюдением конституционных прав и свобод граждан, применением законов и иных правовых актов на территории России. Кроме того, Верховный Суд РФ осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Он рассматривает кассационные и надзорные жалобы на решения нижестоящих судов и выносит решения по сложным правовым вопросам. Верховный Суд России также осуществляет конституционный контроль, то есть проверяет соответствие законов Конституции РФ. Верховный Суд РФ является независимым органом государственной власти и его деятельность регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации судебной власти в Российской Федерации" и другими законодательными актами РФ.

Нормативно-правовой акт(акты),

регулирующий

деятельность

Конституцией Российской Федерации – главным законодательным документом Российской Федерации, определяющим правовые основы функционирования ВС РФ.
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации – основным нормативным актом, регулирующим судебный процесс по гражданским делам в России. В частности, он устанавливает процедуры кассационной и надзорной инстанции ВС РФ и предоставляет правила апелляционных производств.
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации – главным нормативным документом, регулирующим уголовный процесс в России. Он устанавливает юрисдикцию ВС РФ в уголовных делах, а также порядок рассмотрения кассационных и надзорных заявлений в уголовных процессах.
Федеральным законом «Об организации судебной власти в Российской Федерации» – основным нормативным законом, регулирующим организацию судебной системы в России. Он устанавливает полномочия ВС РФ в порядке ведения правосудия в Российской Федерации.
Другими законами Российской Федерации, регулирующими деятельность верховного суда РФ, могут быть законы об арбитражных судах, судебном надзоре, подсудности, конституционном надзоре и др.


Структура

Пленум Верховного Суда РФ – это высшее органы управления и руководства деятельностью судов России. Он занимается рассмотрением вопросов, связанных с применением законодательства, разъяснением правоприменительной практики судов России, а также принятием общих решений по вопросам судебной практики.
Коллегии Верховного Суда РФ – это структурные подразделения, осуществляющие судебную деятельность по определенным категориям дел. В коллегии ВС РФ входят группы судей, объединенные по направлениям деятельности - гражданское, уголовное, административное право, а также коллегия по экономическим спорам и коллегия по военным делам.
Председательство Верховного Суда РФ – руководящий орган ВС РФ, который организует и координирует деятельность ВС РФ и осуществляет руководство судебной деятельностью ВС РФ, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции пленума и коллегий.
Канцелярия Верховного Суда РФ – административный орган, который организует и осуществляет обеспечение деятельности ВС РФ и его органов, обеспечивает взаимодействие ВС РФ с другими государственными органами и организациями, а также регистрацию и хранение судебных решений и документов.
Каждый из органов ВС РФ имеет свои полномочия и осуществляет деятельность в пределах своей компетенции.

Основные

полномочия

Рассмотрение кассационных и надзорных жалоб на решения судов нижестоящих инстанций. ВС РФ как кассационная и надзорная инстанция проверяет правильность применения нижестоящими судами норм закона при рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел.
Определение практики применения законодательства. ВС РФ имеет полномочия определять практику рассмотрения и разрешения правовых вопросов, а также формировать судебную практику по конкретным категориям дел.
Рассмотрение и разрешение споров между органами государственной власти. ВС РФ разрешает различные споры между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также между различными организациями, в том числе коммерческими структурами.
Предоставление заключений по правовым вопросам. ВС РФ выносит заключения на правовые вопросы на запросы других органов государственной власти, в том числе государственного советника-юриста, Генеральной прокуратуры РФ, Государственной Думы, Совета Федерации и Президента РФ.
Организация и обеспечение приготовления кадров в судебной системе. ВС РФ осуществляет общее руководство деятельностью судебной системы Российской Федерации, организует и обеспечивает подготовку кадров для судебной ветви власти.