Файл: Уорд. Композиция кадра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 2966

Скачиваний: 214

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ны быть безупречно синхронными и на заднем, и на переднем плане. 
Синхронизация должна предусматривать не только одинаковую ско­
рость изменения размера изображения на заднем и переднем планах, 
но и точное соответствие в изменении перспективы. 

Следовательно, почти невозможно добиться синхронизации из­

менения перспективы при использовании камер с ручным управ­
лением, но можно его гарантировать при применении устройств 
управления движением. 

Устройство управления движением 

Устройство управления движением — это камера, установлен­

ная на моторизованном кране, все движения объектива которой уп­

равляются компьютером. Во время первого «прохода» сцены вре­

менные интервалы движения камеры запоминаются в компьютере 

управления, который воссоздает точную копию этих движений во вре­
мя второго «прохода» или последующих записей. 

Запоминающие головки 

Точное воспроизведение движения на изображениях переднего 

и заднего планов для гарантии того, что во время движения каме­
ры комбинированное изображение остается в регистре памяти, 
может быть достигнуто также при использовании панорамной го­
ловки камеры, которая записывает на диск компьютера каждое ее 

движение. 

Действие на заднем плане может быть отснято заранее с ис­

пользованием запоминающей головки, кроме того, важнейшие дан­
ные, о которых мы уже говорили, а именно высота объектива, его 
угол зрения, наклон, расстояние до объекта, скорость панорамиро­
вания, изменение масштаба и скорость его изменения, а также фо­
кус, должны быть записаны на дискету, который затем может ис­
пользоваться для программирования камеры переднего плана, ко­

торая должна повторять движения объекта съемки на хромакее. 
Он может использоваться также для синхронизации движений ка­
меры, обеспечивая отсутствие проскальзывания изображений при 
комбинированных съемках. 

Захват движения 

Одной из проблем при компьютерном создании изображений дви­

жущихся людей является точное изображение сложных движений 
тела человека. Захват движения — это метод, при котором движе­
ние и положение конечностей в реальном действии записываются 
как данные о движении, которые могут быть преобразованы в трех­
мерную компьютерную анимацию. Один из методов захвата движе­
ния предусматривает прикрепление множества датчиков на тело в 
стратегических местах, например на суставах и крайних точках ко-

190 P. Ward. Picture Composition for Film and Television 


background image

нечностей, эти датчики -передают на компьютер сведения об изме­
нении положения в пространстве. Другой метод для передачи дан­
ных о положении в пространстве использует прикрепленные к телу 
отражатели света. 

ВИРТУАЛЬНЫЕ СТУДИИ 

С уменьшением стоимости вычислительной мощности появля­

ется все больше устройств для кинопроизводства, использующих 
огромную емкость компьютерной памяти. Создание виртуальной 
сцены позволяет комбинировать артиста, передвигающегося на хро-
макее, с фоном, создаваемым электронным способом из неподвиж­
ных или подвижных электронных изображений. 

Камера переднего плана, снимающая артиста на хромакее, мо­

жет осуществлять панорамирование, следить за объектом или пере­
мещаться вместе с ним, а компьютерная программа будет автома­
тически соответственно менять фон. Расстояние от камеры до ис­
полнителя непрерывно вычисляется и вводится в компьютер. Это 
позволяет создавать у зрителя впечатление, что актеры движутся 
на фоне компьютерно созданных графических «объектов» или за 
ними. Это могут быть, например, предметы мебели, которые вво­

дятся в кадр. 

От студии виртуальной реальности требуется, чтобы она могла су­

ществовать просто как студия с хромакеем, а вводимые «декорации» 

— содержаться в памяти компьютера, который позволяет изменять 

их простым нажатием на клавишу в зависимости от формата про­
граммы. Такая система дает возможность применять несколько ка­
мер и вести съемку, как в обычных условиях, с помощью микшерного 
пульта для монтажа. На фоне каждого кадра будет находиться соот­
ветствующая часть компьютерно созданных декораций. 

Дифференциальный фокус и глубина изображаемого пространства 

Простым способом создания глубины комбинированных кад­

ров является дифференциальный фокус. Выводя задний план из 
фокуса, можно достичь более точного согласования заднего плана 
с передним. Такая техника моделирует глубину изображаемого про­
странства, которая обычно бывает при съемках крупным планом. 
Выводя задний план из фокуса, возможно также облегчить монтаж, 

в процессе которого используются фрагменты этой же иллюстра­
ции. Кроме того, говоря о глубине изображаемого пространства, сле­

дует помнить о необходимости обеспечить достоверный переход зон 
фокусировки между задним и передним планами. В зависимости от 
размера актера на переднем плане для обеспечения совпадения с 
действием на переднем плане может потребоваться запись фона 
слегка не в фокусе. Типичным примером применения такого мето­
да является диктор новостной передачи на хромакее, куда вводит­
ся расфокусированное изображение студии. 

П. Уорд.

 Композиция кадра в кино и на телевидении

 191 


background image

Проблемы с комбинированием фона 

Если камера переднего плана ограничена в возможности менять 

кадр, поскольку необходимо обеспечить совпадение и линейной пер­
спективы, и перспективы массы, то возникает ситуация, при кото­
рой монтаж резко усложняется или становится невозможным. 

Фигура на переднем плане окажется в кадре либо чересчур вы­

сокой, либо чересчур маленькой, а оператор не имеет возможности 
наклонить камеру или изменить ее высоту для компенсации этого 

дефекта, потому что такое действие разрушит совпадение перспек­

тивы. Как правило, это происходит в тех случаях, когда линия гори­
зонта высока, объектив камеры заднего плана расположен низко, и 
актер движется по направлению к камере переднего плана. Резуль­

татом является уменьшение объема «воздуха» переднего плана и 

отсутствие возможности скомпенсировать такое уменьшение. 

Обратное положение дел создает противоположную проблему. 

Когда линия горизонта низкая, объектив камеры заднего плана рас­
положен выше уровня глаз, и актер движется по направлению к 
камере переднего плана, создается ситуация, в которой объем «воз­
духа» переднего плана существенно увеличивается. Для получе­
ния более приемлемого результата камера переднего плана может 
сделать очень мало или вообще ничего. Решение этих проблем воз­
можно только за счет изменения фона так, чтобы он соответство­
вал требуемому действию на переднем плане и/или смене поста­
новки действия на нем. Это создает серьезные проблемы, которых 
можно было избежать на этапе предварительного планирования ки­
нопроизводства. 

Важно помнить, что высота объектива, его угол зрения, рас­

стояние до камеры от объекта съемки и наклон камеры, снимаю­
щей задний план, который планируется использовать вместо хро-
макея, будут накладывать ограничения и оказывать влияние на лю­
бые последующие действия на переднем плане. 

ВЫВОДЫ 

Незаметное введение одного изображения в другое требует бе­

зупречного электронного переключения, достигаемого при соответ­
ствующем освещении заднего и переднего планов, правильной ус­
тановке и эксплуатации коммутирующего оборудования, соответ­
ствия между настроением и атмосферой действий на заднем и 
переднем планах, которое достигается при помощи освещения, де­
кораций, костюмов и грима артиста на переднем плане, соответ­
ствия между размером, положением и движениями артиста на пе­

реднем плане и перспективой на заднем плане, которое достигает­

ся за счет применения соответствующего положения камеры и ее 
объектива, а также постановки действия. 

Обеспечение соответствия линейной перспективы и перспек­

тивы масс — это очень важное требование для создания неза-

Р. Ward. Picture Composition for Film and Television 

192 


background image

метного соединения изображений на переднем и заднем планах. 
Если результативное комбинированное изображение должно убе­
дить зрителя, что оба действия на переднем и заднем планах не­
разрывны — то есть что они рядом и наблюдаются с одной точки 
зрения, то линейная перспектива обоих изображений должна со­
впадать до мельчайших подробностей. Соотношение размеров 
объектов съемки зависит от расстояния до камеры. От угла зре­
ния объектива зависит то, насколько объект заполняет кадр. Для 

того чтобы движения актера по направлению к объективу или от 

него были реалистичными, должны совпадать высота и наклон 
камер переднего и заднего планов. 


background image

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Вполне естественно, что при освоении мастерства или новых навы­

ков мы ищем основополагающие правила и рекомендации для опреде­
ления и оценки достигнутого прогресса. 

Операторская работа — это в основе своей мастерство, но вели­

кие мастера превращают ее в необычное и творческое действие. Для 
балансировки между слепым следованием тому, что было выучено 
наизусть, и буйными эксцессами индивидуального самовыражения 
необходимо равновесие между догматическим утверждением «Все­
гда делай это именно так» и анархическим заявлением «Я почти не 
знаю, чего хочу достичь, но все получится в результате этой креатив­
ной, путаной, новой, оригинальной работы. Я надеюсь!» 

В этой книге рассмотрены составные части композиции. Суще­

ствует множество разнообразных рекомендаций и мнений относительно 
того, как обеспечить хорошую передачу сообщений — от теории вос­
приятия до ценностей, полученных в наследство от предшественни­
ков, решавших «визуальную проблему». Композиция — это централь­
ная часть процесса, она касается почти всех аспектов кино- и теле­
производства. Перефразировав популярный афоризм Маршалла 
МакЛюэна в приложении к средствам массовой информации, можно 
сказать, что изображение часто само по себе является сообщением. 

Что мы не рассмотрели до сих пор, так это роль, которую играет 

отдельное новшество в действии по компоновке кадра. Воображаемый 
скачок, сделанный в первые годы кинематографа, когда операторы и 
режиссеры задумали и изобрели новые визуальные способы рассказа, 
непрерывно расширяется и дополняется многими операторами, идущи­
ми по их стопам. 

Пионеры телевидения решали аналогичные задачи, когда возник­

ла необходимость адаптировать и развивать технику многокамерной 
съемки. Непредсказуемость, свойственная первым электронным ка­
мерам, определила настоятельную необходимость обеспечения на­
дежной и устойчивой работы. Инженеры были вынуждены создавать 
оборудование, к которому предъявлялись высокие требования по эко­
номически эффективной работе в течение того периода времени, пока 
оно не будет вытеснено с рынка новыми технологиями. 

Операторы также были крайне заинтересованы в надежном обо­

рудовании и часто добавляли все новые и новые ингредиенты к набо-

194 

P. Ward. Picture Composition for Film and Television