Файл: Уорд. Композиция кадра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 2968

Скачиваний: 214

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рисунок 12.4 

Настройка камеры в соответствии с расстоянием до объекта и углом зрения 
объектива, (а) Высота камеры на уровне глаз, фигура А идет по направлению к 
камере на уровне земли и постепенно увеличивается в размерах, (б) Тот же 
кадр выполняется на голубом фоне, где В располагается на заднем плане, а А 
идет по направлению к объективу на голубом фоне. При том же изменении 
размера и относительной высоте в кадре, что и в случае (а), камера переднего 
плана должна в точности повторить высоту, расстояние до объекта, наклон ка­

меры и угол зрения объектива, которые были использованы в случае (а), (в) Если 

расстояние от объекта до камеры переднего плана больше, чем расстояние от 
объекта до камеры фона, и размер изображения компенсируется за счет приме­
нения объектива с меньшим углом зрения, то скорость движения объекта А не 
будет соответствовать пространству фона объекта В. Аналогично, если рассто­
яние от объекта А до камеры переднего плана слишком мало, то будет наблю­

даться несоответствие между скоростью движения объекта А и пройденным им 

расстоянием. 

P. Ward. Picture Composition for Film and Television 

180 


background image

Когда требуется обеспечить соответствие перспектив при съем­

ках на хромакее, то высота оси объектива и его угол зрения стано­
вятся параметрами не менее важными для достижения незаметно­
го соединения, чем правило «пересечения линии» при монтаже изоб­
ражений. Создаваемое у зрителя впечатление будет разрушено как 
внезапным прерыванием линии, так и неправильно подобранной вы­
сотой объектива при съемках движения актера. 

Если высота объектива камеры заднего плана располагалась на 

высоте глаз, скажем 1,5 м, то при студийной съемке линия горизон­
та, изображенная в электронно вводимом изображении или изобра­

жении на маске, должна располагаться на уровне глаз всех актеров 
на переднем плане, только тогда их движение в сторону камеры и от 

нее будет выглядеть естественно. 

Их положение в кадре относительно линии горизонта на заднем 

плане соответствует ожиданию увидеть людей, идущих по поверх­
ности земли. Нам должно казаться, что люди постепенно увеличи-
ваюся в размерах, увеличивается скорость их движения, а головы 
должны оставаться в той же пропорции по отношению к линии гори­
зонта на заднем плане. Головы должны двигаться по горизонтали, 
параллельно линии, проведенной от нашего глаза (объектива) до го­

ризонта. Они не должны пересекать эту линию. 

Если объектив камеры переднего плана расположен выше, чем 

объектив камеры заднего плана, то будет казаться, что фигура, 
движущаяся на нас, спускается с холма, что не соответствует на­
шим ожиданиям. Голова начнет движение в кадре выше линии го­

ризонта, а в конце движения голова опустится ниже линии горизон­
та. Это соответствует нашему восприятию о человеке, спускаю­

щемся вниз, даже если актер будет передвигаться по ровному полу 
студии (рис. 12.5а-12.5в). 

Аналогично, если камера переднего плана расположена слишком 

низко, то будет казаться, что фигура, приближающаяся к камере, под­
нимается в гору. Важно понять, что такое несоответствие вызвано не 
углом зрения объектива и не расстоянием до камеры, а только высо­
той объектива. Перемещение камеры вперед и назад, изменение мас­
штаба изображения или наклона камеры не исправят положения до 
тех пор, пока камера переднего плана не будет установлена на высо­
те, равной высоте камеры, которая снимала горизонт. 

Достижение совпадения с неизвестным 

По причинам, которые нами уже обсуждались, почти всегда важ­

но определиться с действиями на переднем плане прежде, чем запи­

сывать фон. Но что произойдет, если вы захотите добиться совпа­

дения с существующим фоном, который не снимался специально для 

использования в комбинированных съемках? Зачастую в целях эко­

номии, или из-за невозможности использовать желаемое место съе­

мок, или при несовпадении времени года оператору приходится доби­

ваться соответствия студийной съемки заднему плану, снятому

 pa­

l l .  У о р д .  К о м п о з и ц и я  к а д р а в кино и на  т е л е в и д е н и и  1 8 1 


background image

А2 А1 В 

Рисунок 12.5 

Высота камеры и хромакей. (а) Когда уровень камеры и объектива установлен 
на уровне глаз, глаза человека А, идущего по направлению к камере, всегда 

остаются на той же высоте в кадре, что и глаза человека В (при условии, что А и В 
одного роста), (б) Тот же кадр снимается на хромакее. Причем человека А снима­
ет камера переднего плана, а изображение с камеры В вводится на задний план. 
Если высота камеры переднего плана, наклон объектива, расстояние до объекта и 

угол зрения объектива совпадают с аналогичными параметрами камеры заднего 

плана, то движение человека А будет соответствовать изображаемому простран­
ству на заднем плане, вводимом при помощи блока рир-проекции. (в) Та же деко­
рация с голубым экраном, что и на рисунке 12.56, но объектив камеры переднего 
плана установлен чересчур высоко, и, следовательно, во время движения человека 

А меняется проецируемая линия между А и В. В результате этого создается впе­
чатление, что А идет вниз по склону. По мере приближения к объективу ее голова 

в кадре становится все ниже относительно головы человека В. 

182 

P. Ward. Picture Composition for Film and Television 


background image

нее, о котором он ничего не знает — ни высоты объектива, ни его 
угла зрения, ни расстояния от камеры до объекта. 

Первое, что надо выяснить, — это высота объектива, с кото­

рой выполнена съемка фона, тогда можно правильно установить 

высоту объектива камеры переднего плана. Если камера, снимав­
шая фон, была установлена без наклона, то линия горизонта будет 

делить кадр надвое. Наиболее точный показатель высоты объек­
тива — уровень, на котором линия горизонта пересекает предмет, 

высота которого известна, обычно фигуру человека. 

Если мы можем найти любой объект стандартной высоты — 

почтовый ящик, фермерские ворота, стол и т. д. — и можем опре­

делить, в каком месте линия горизонта пересекает этот объект, то 
эта точка определит высоту камеры заднего плана. Если горизонт 

находится посередине кадра и пересекает фигуру на заднем плане 
на уровне глаз, то камеру переднего плана следует установить на 
том же уровне. 

Если горизонт пересекает фигуру на уровне коленей, то потре­

буется установить объектив камеры переднего плана на этой вы­
соте. Если линии горизонта в кадре не видно, то горизонт можно 
определить, спроецировав уходящие вдаль горизонтальные линии в 
глубь кадра и найдя точку, где они пересекаются. Если в кадре нет 
ортогональных линий, то с помощью параллельных, которые не об­

разуют кадр, например кирпичной стены, можно определить гори­
зонтальную линию, которая укажет линию горизонта. Видоискате­
ли большинства студийных камер оборудованы передвижным кур­

сором, который может использоваться для поиска ортогональных 

линий на уровне горизонта (рис. 12.6). 

Если камера заднего плана была наклонена вверх или вниз, то 

от оператора камеры переднего плана потребуется почти детек­
тивная работа. Если линия горизонта находится вверху кадра, то 
камера заднего плана была наклонена вниз. Если она находится в 
нижней половине кадра, то камера вела съемку при наклоне вверх. 

Другим показателем наклона является соединение вертикальных 
линий. Ортогональные линии соединяются в точке исчезновения, 
точно так же ведут себя вертикальные параллельные линии, если 

на них смотреть под неправильным углом. Точка их соединения 

Рисунок 12.6 

Если мы можем найти любой 
объект стандартной высоты — 
почтовый ящик, фермерские во­
рота, стол — и можем опреде­

лить, в каком месте линия гори­
зонта пересекает этот объект, то 
эта точка определит высоту ка­
меры заднего плана. 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 

183 


background image

находится выше или ниже кадра. Степень наклона камеры заднего 

плана может быть определена из степени конусного схождения вер­

тикальных линий, например стен зданий. Но на отклонение линий 

от вертикали влияет также расстояние между камерой и этими ли­
ниями. 

Перечислим указатели линейной перспективы для изображе­

ния, когда неизвестны наклон камеры и высота объектива: 

1. Высота объектива соответствует точке исчезновения лю­

бой уходящей вдаль горизонтальной линии. 

2. Если в кадре виден горизонт, план на уровне земли и он де­

лит кадр пополам, то снимающая камера работала без наклона. 

3. Если точки исчезновения уходящих вдаль горизонтальных 

линий лежат ниже горизонта, то камера была наклонена вверх; если 
точки исчезновения лежат выше горизонта, то камера была накло­
нена вниз. 

4. Высота объектива соответствует точке, где горизонт пере­

секает объекты, сравнимые с нами по размеру (например, на уров­
не глаз, талии и т. д.). 

5. Если в кадре есть несколько ортогональных линий, располо­

женных на одинаковом расстоянии друг от друга, сходящихся в точке 
исчезновения, то горизонтальная ортогональная линия будет ука­
зывать положение горизонта. Отсюда можно вывести высоту 
объектива и наклон. 

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ 

До сих пор мы предполагали, что изображение на заднем плане 

является либо видеозаписью, либо фотоснимком реального места 
действия, но часто используются иллюстрации, и они создают свой 
ворох проблем (рис. 12.7а и 12.76). 

Замок и его окрестности — это очень убедительное представ­

ление пейзажа. Но для введения в картинку мальчика, идущего по 
этому «иллюстрированному» пространству, требуется, чтобы он со­

ответствовал перспективе сцены. 

В этом случае иллюстрация следует законам перспективы Аль­

берта, очень важно определить высоту и угол зрения объектива и сни­
мать идущего мальчика в соответствии с дорогой на пейзаже. Уско­

ренный способ выявления маршрута на полу студии состоит в том, 

чтобы сначала определить высоту камеры. Затем поставьте предмет 
соответствующего размера в начало и конец пути для того, чтобы 
определить расстояние до камеры. Запомните эти соотношения раз­
меров. После чего выстройте окончательный кадр с помощью мас­
штабирования. 

P. Ward. Picture Composition for Film and Television 

184