ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 2968
Скачиваний: 214
Рисунок 12.4
Настройка камеры в соответствии с расстоянием до объекта и углом зрения
объектива, (а) Высота камеры на уровне глаз, фигура А идет по направлению к
камере на уровне земли и постепенно увеличивается в размерах, (б) Тот же
кадр выполняется на голубом фоне, где В располагается на заднем плане, а А
идет по направлению к объективу на голубом фоне. При том же изменении
размера и относительной высоте в кадре, что и в случае (а), камера переднего
плана должна в точности повторить высоту, расстояние до объекта, наклон ка
меры и угол зрения объектива, которые были использованы в случае (а), (в) Если
расстояние от объекта до камеры переднего плана больше, чем расстояние от
объекта до камеры фона, и размер изображения компенсируется за счет приме
нения объектива с меньшим углом зрения, то скорость движения объекта А не
будет соответствовать пространству фона объекта В. Аналогично, если рассто
яние от объекта А до камеры переднего плана слишком мало, то будет наблю
даться несоответствие между скоростью движения объекта А и пройденным им
расстоянием.
P. Ward. Picture Composition for Film and Television
180
Когда требуется обеспечить соответствие перспектив при съем
ках на хромакее, то высота оси объектива и его угол зрения стано
вятся параметрами не менее важными для достижения незаметно
го соединения, чем правило «пересечения линии» при монтаже изоб
ражений. Создаваемое у зрителя впечатление будет разрушено как
внезапным прерыванием линии, так и неправильно подобранной вы
сотой объектива при съемках движения актера.
Если высота объектива камеры заднего плана располагалась на
высоте глаз, скажем 1,5 м, то при студийной съемке линия горизон
та, изображенная в электронно вводимом изображении или изобра
жении на маске, должна располагаться на уровне глаз всех актеров
на переднем плане, только тогда их движение в сторону камеры и от
нее будет выглядеть естественно.
Их положение в кадре относительно линии горизонта на заднем
плане соответствует ожиданию увидеть людей, идущих по поверх
ности земли. Нам должно казаться, что люди постепенно увеличи-
ваюся в размерах, увеличивается скорость их движения, а головы
должны оставаться в той же пропорции по отношению к линии гори
зонта на заднем плане. Головы должны двигаться по горизонтали,
параллельно линии, проведенной от нашего глаза (объектива) до го
ризонта. Они не должны пересекать эту линию.
Если объектив камеры переднего плана расположен выше, чем
объектив камеры заднего плана, то будет казаться, что фигура,
движущаяся на нас, спускается с холма, что не соответствует на
шим ожиданиям. Голова начнет движение в кадре выше линии го
ризонта, а в конце движения голова опустится ниже линии горизон
та. Это соответствует нашему восприятию о человеке, спускаю
щемся вниз, даже если актер будет передвигаться по ровному полу
студии (рис. 12.5а-12.5в).
Аналогично, если камера переднего плана расположена слишком
низко, то будет казаться, что фигура, приближающаяся к камере, под
нимается в гору. Важно понять, что такое несоответствие вызвано не
углом зрения объектива и не расстоянием до камеры, а только высо
той объектива. Перемещение камеры вперед и назад, изменение мас
штаба изображения или наклона камеры не исправят положения до
тех пор, пока камера переднего плана не будет установлена на высо
те, равной высоте камеры, которая снимала горизонт.
Достижение совпадения с неизвестным
По причинам, которые нами уже обсуждались, почти всегда важ
но определиться с действиями на переднем плане прежде, чем запи
сывать фон. Но что произойдет, если вы захотите добиться совпа
дения с существующим фоном, который не снимался специально для
использования в комбинированных съемках? Зачастую в целях эко
номии, или из-за невозможности использовать желаемое место съе
мок, или при несовпадении времени года оператору приходится доби
ваться соответствия студийной съемки заднему плану, снятому
pa
l l . У о р д . К о м п о з и ц и я к а д р а в кино и на т е л е в и д е н и и 1 8 1
А2 А1 В
Рисунок 12.5
Высота камеры и хромакей. (а) Когда уровень камеры и объектива установлен
на уровне глаз, глаза человека А, идущего по направлению к камере, всегда
остаются на той же высоте в кадре, что и глаза человека В (при условии, что А и В
одного роста), (б) Тот же кадр снимается на хромакее. Причем человека А снима
ет камера переднего плана, а изображение с камеры В вводится на задний план.
Если высота камеры переднего плана, наклон объектива, расстояние до объекта и
угол зрения объектива совпадают с аналогичными параметрами камеры заднего
плана, то движение человека А будет соответствовать изображаемому простран
ству на заднем плане, вводимом при помощи блока рир-проекции. (в) Та же деко
рация с голубым экраном, что и на рисунке 12.56, но объектив камеры переднего
плана установлен чересчур высоко, и, следовательно, во время движения человека
А меняется проецируемая линия между А и В. В результате этого создается впе
чатление, что А идет вниз по склону. По мере приближения к объективу ее голова
в кадре становится все ниже относительно головы человека В.
182
P. Ward. Picture Composition for Film and Television
нее, о котором он ничего не знает — ни высоты объектива, ни его
угла зрения, ни расстояния от камеры до объекта.
Первое, что надо выяснить, — это высота объектива, с кото
рой выполнена съемка фона, тогда можно правильно установить
высоту объектива камеры переднего плана. Если камера, снимав
шая фон, была установлена без наклона, то линия горизонта будет
делить кадр надвое. Наиболее точный показатель высоты объек
тива — уровень, на котором линия горизонта пересекает предмет,
высота которого известна, обычно фигуру человека.
Если мы можем найти любой объект стандартной высоты —
почтовый ящик, фермерские ворота, стол и т. д. — и можем опре
делить, в каком месте линия горизонта пересекает этот объект, то
эта точка определит высоту камеры заднего плана. Если горизонт
находится посередине кадра и пересекает фигуру на заднем плане
на уровне глаз, то камеру переднего плана следует установить на
том же уровне.
Если горизонт пересекает фигуру на уровне коленей, то потре
буется установить объектив камеры переднего плана на этой вы
соте. Если линии горизонта в кадре не видно, то горизонт можно
определить, спроецировав уходящие вдаль горизонтальные линии в
глубь кадра и найдя точку, где они пересекаются. Если в кадре нет
ортогональных линий, то с помощью параллельных, которые не об
разуют кадр, например кирпичной стены, можно определить гори
зонтальную линию, которая укажет линию горизонта. Видоискате
ли большинства студийных камер оборудованы передвижным кур
сором, который может использоваться для поиска ортогональных
линий на уровне горизонта (рис. 12.6).
Если камера заднего плана была наклонена вверх или вниз, то
от оператора камеры переднего плана потребуется почти детек
тивная работа. Если линия горизонта находится вверху кадра, то
камера заднего плана была наклонена вниз. Если она находится в
нижней половине кадра, то камера вела съемку при наклоне вверх.
Другим показателем наклона является соединение вертикальных
линий. Ортогональные линии соединяются в точке исчезновения,
точно так же ведут себя вертикальные параллельные линии, если
на них смотреть под неправильным углом. Точка их соединения
Рисунок 12.6
Если мы можем найти любой
объект стандартной высоты —
почтовый ящик, фермерские во
рота, стол — и можем опреде
лить, в каком месте линия гори
зонта пересекает этот объект, то
эта точка определит высоту ка
меры заднего плана.
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении
183
находится выше или ниже кадра. Степень наклона камеры заднего
плана может быть определена из степени конусного схождения вер
тикальных линий, например стен зданий. Но на отклонение линий
от вертикали влияет также расстояние между камерой и этими ли
ниями.
Перечислим указатели линейной перспективы для изображе
ния, когда неизвестны наклон камеры и высота объектива:
1. Высота объектива соответствует точке исчезновения лю
бой уходящей вдаль горизонтальной линии.
2. Если в кадре виден горизонт, план на уровне земли и он де
лит кадр пополам, то снимающая камера работала без наклона.
3. Если точки исчезновения уходящих вдаль горизонтальных
линий лежат ниже горизонта, то камера была наклонена вверх; если
точки исчезновения лежат выше горизонта, то камера была накло
нена вниз.
4. Высота объектива соответствует точке, где горизонт пере
секает объекты, сравнимые с нами по размеру (например, на уров
не глаз, талии и т. д.).
5. Если в кадре есть несколько ортогональных линий, располо
женных на одинаковом расстоянии друг от друга, сходящихся в точке
исчезновения, то горизонтальная ортогональная линия будет ука
зывать положение горизонта. Отсюда можно вывести высоту
объектива и наклон.
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
До сих пор мы предполагали, что изображение на заднем плане
является либо видеозаписью, либо фотоснимком реального места
действия, но часто используются иллюстрации, и они создают свой
ворох проблем (рис. 12.7а и 12.76).
Замок и его окрестности — это очень убедительное представ
ление пейзажа. Но для введения в картинку мальчика, идущего по
этому «иллюстрированному» пространству, требуется, чтобы он со
ответствовал перспективе сцены.
В этом случае иллюстрация следует законам перспективы Аль
берта, очень важно определить высоту и угол зрения объектива и сни
мать идущего мальчика в соответствии с дорогой на пейзаже. Уско
ренный способ выявления маршрута на полу студии состоит в том,
чтобы сначала определить высоту камеры. Затем поставьте предмет
соответствующего размера в начало и конец пути для того, чтобы
определить расстояние до камеры. Запомните эти соотношения раз
меров. После чего выстройте окончательный кадр с помощью мас
штабирования.
P. Ward. Picture Composition for Film and Television
184