ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 3029
Скачиваний: 214
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
1 ВСТУПЛЕНИЕ 9
Что такое композиция кадра? 9
Почему композиция важна? 13
Управление композицией 14
Выводы 16
)
2 ВОСПРИЯТИЕ 17
Восприятие 17
Характеристики восприятия 18
Этапы восприятия 21
Выводы 26
3 ПЕРСПЕКТИВА 27
Живопись и фотография 27
Структурное построение кадра 28
Показатели глубины пространства и их взаимодействие с объективом 30
Расположение точек схода линий на горизонте 40
Выводы 44
4 ГРАНИЦЫ КАДРА И ПРИНЦИП ПРОПОРЦИИ 45
i
Кадр — сгусток невидимых энергий 45
Видоискатель как инструмент редактирования 47
Рамка и размер объекта 53
Формат 55
Выводы 60
5 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ 62
Группирование и организация 62
Фигура и фон 65
Форма 68
Соотношение света и тени 69
Линия 70
Структура 74
Интерес 76
Равновесие 78
Масштаб 84
Выделение главного элемента 88
Выводы 92
6 ОСВЕЩЕНИЕ 93
Ключевой элемент изображения 93
Гармония и контраст 93
Контроль за освещением и композицией 97
Выводы 102
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 5
7 ЦВЕТ 104
Цвет как объект 104
Монохромное изображение 104
Природа цвета 107
Цвет и композиция 108
Индивидуальный опыт цветовосприятия
Выводы 112
8 ПРОШЛЫЙ ОПЫТ 113
Интуиция 113
Ранний опыт 114
Влияние недавнего времени 118
Многокамерные прямые телевизионные трансляции 123
Выводы 128
9 ПОСТАНОВКА 129
Где я должен стоять? 129
Что такое постановка? 129
Люди и действия в постановке
Композиция с фигурами 138
Работы на скорости 139
Выводы 141
10 ДВИЖЕНИЕ 142
Невидимое движение 142
Движение камеры 142
Сохранение хорошей композиции в процессе движения 150
Выводы 152
11 КОНТЕКСТ 153
Постпроизводство и композиция 153
Требования монтажа 156
Многокамерная съемка 159
Стиль и композиция 161
Многокамерная художественная съемка 164
Танец и композиция 171
Выводы 172
12 КОМБИНИРОВАНИЕ 173
Комбинирование 173
Электронная рир-проекция 175
Высота камеры, угол объектива и расстояние до камеры 178
Работа с иллюстрациями 184
Расчет угла объектива 18 7
Расчет расстояния до камеры 188
Виртуальные студии 191
Выводы 192
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194
БИБЛИОГРАФИЯ 196
I
ПРЕДИСЛОВИЕ
i
В конце XIX века появились кинетоскопы Томаса Эдисона, где
за несколько пенни можно было увидеть «живые картинки». Един
ственный зритель крутил ручку и завороженно смотрел в темный
ящик, где в смутном мерцании двигались фигуры. В скором времени
на смену кинетоскопам пришли проекционные аппараты, но от этого
таинственная притягательность кино, «этого мира в миниатюре», не
ослабла. Почти сорок лет спустя, работая оператором, я всякий раз,
когда смотрел в видоискатель и видел там изображение, не переста
вал удивляться магической привлекательности кино. Здесь был ог
ромный мир, сжатый до плоской картинки и живущий по своим соб
ственным законам.
Благодаря движению камеры, объектива и смене точек съемки
создается калейдоскоп непрерывно меняющихся картин. Некоторые
из них привлекательны и приятны, в то время как другие являют
собой однообразное отражение окружающего мира. Почему так про
исходит? В чем разница между изображением на экране, радующим
глаз, и привычными каждодневными картинами реальности?
Привлекательность может объясняться как содержанием изобра
жения, на котором фиксируется внимание, так и техническими досто
инствами картины. Впрочем, часто удовольствие от просмотра прояв
ляется на каком-то подсознательном уровне и вызвано упорядоченно
стью пространства, предметов, линии горизонта, контрастности и
цветности. Композиция кадра является одной из важнейших характе
ристик кино- и видеопродукции, поскольку она обеспечивает привле
чение и удержание внимания зрителей.
Композиция — это организация видимых элементов внутри кад
ра, это основа всей зрительной коммуникации. Эта тема редко за
трагивается на кино- и телеоператорских курсах, где обучение ос
новывается на примерах, а главным принципом считается интуи
ция или чутье. Впрочем, многие операторы настаивают на том, что
композиция кадра полностью зависит от интуиции и базируется на
субъективных представлениях. Хотя даже при поверхностном ана
лизе, скажем, вечерних телепередач мы обнаружим завидное од
нообразие композиционных решений. Конечно, существуют исклю
чения и нестандартные решения, и цель данной книги как раз и
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 7
заключается в том, чтобы сопоставить их с общими законами по
строения композиции кадра.
Используя в этой книге термин «оператор», я обозначал принад
лежность к профессии, а не к полу, имея в виду, что оператором мо
жет быть как мужчина, так и женщина.
Благодарю Роберта Крюгера, Алана Бирмингема, Нику Вилиси-
ду, Кейт Салмон и Нику Коллиеру, которые прочли рукопись книги и
дали много ценных советов и рекомендаций. И, конечно же, все ошиб
ки и упущения, которые вы, возможно, встретите в этой книге, при
надлежат мне. Также мне хотелось бы поблагодарить Мэри Берес-
форд-Уильямс за разрешение на публикацию ее фотографий о про
изводстве телепередач. Особая благодарность Патрику Каулфилду,
предоставившему рисунок на фронтиспис, а также моей жене Сью,
моим детям Салли и Эдмунду за их помощь и поддержку во время
написания книги.
Изображение на обложке — кадр из фильма «Большой Ком-
бо»
(The Big Combo. 1955*)
из киноархива Ричарда Л. Росенфелда,
который любезно нам предоставил этот материал.
* Большой Комбо. Реж. Джозеф Льюис.
Глава 1
ВСТУПЛЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ КАДРА?
Под композицией кадра обычно понимают расположение видимых в
кадре элементов, придающих изображению убедительность и целост
ность. Единство изображения достигается особым соотношением
линии горизонта, предметов, цвета и света, которое приятно глазу.
Это определение дает нам первое представление о композиции,
но в нем пока больше вопросов, чем ответов. Что считать «убеди
тельным», «целостным» или «приятным», и насколько эти показате
ли объективны?
Кроме того, в определении композиции скрыта интенция, что ее
задача — обеспечить наилучшее зрительное восприятие, независи
мо от общего замысла сцены. Очевидно, что многое из кино- и те
лепродукции создается не только для того, чтобы «радовать глаз».
Прежде чем отвечать на все возникающие вопросы, определимся с
тем, что мы понимаем под «хорошей композицией» и какие функции
она в себе несет.
Эта книга посвящена прежде всего процессу организации про
странства вокруг находящихся в кадре объектов для достижения мак
симального зрительного эффекта. Объект съемки
:
— это основной
элемент кадра, но многие операторы, пытающиеся решить пробле
му зрительных отношений (вот вам еще одно определение компози
ции), вынуждены работать с заранее заданным объектом. Обычно
роль оператора сводится к выбору наилучшего способа преподнесе
ния уже имеющегося материала. При подготовке ежедневных про
грамм оператору иногда предоставляется возможность выбрать для
съемки материал и самостоятельно расставить в нем акценты, но в
большинстве случаев объект съемки предписан сценарием или ин
струкцией, и оператор должен лишь наилучшим образом снять име
ющийся материал.
Композиция любого удачно отснятого кадра может быть оцене
на по нескольким определенным критериям. Глава о восприятии по
священа тому, какое изображение привлекает и удерживает внима
ние и как соотносится природа человеческого восприятия с группи
рованием видимых элементов.
П. Уорд.
Композиция кадра в кино и на телевидении 9