Файл: Уорд. Композиция кадра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 3029

Скачиваний: 214

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

СОДЕРЖАНИЕ 

ПРЕДИСЛОВИЕ 7 

1 ВСТУПЛЕНИЕ 9 

Что такое композиция кадра? 9 
Почему композиция важна? 13 
Управление композицией 14 
Выводы 16 

2 ВОСПРИЯТИЕ 17 

Восприятие 17 
Характеристики восприятия 18 
Этапы восприятия 21 
Выводы 26 

3 ПЕРСПЕКТИВА 27 

Живопись и фотография 27 
Структурное построение кадра 28 
Показатели глубины пространства и их взаимодействие с объективом 30 
Расположение точек схода линий на горизонте 40 
Выводы 44 

4 ГРАНИЦЫ КАДРА И ПРИНЦИП ПРОПОРЦИИ 45 

Кадр — сгусток невидимых энергий 45 
Видоискатель как инструмент редактирования 47 
Рамка и размер объекта 53 
Формат 55 
Выводы 60 

5 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ 62 

Группирование и организация 62 
Фигура и фон 65 
Форма 68 
Соотношение света и тени 69 
Линия 70 
Структура 74 
Интерес 76 
Равновесие 78 
Масштаб 84 
Выделение главного элемента 88 
Выводы 92 

6 ОСВЕЩЕНИЕ 93 

Ключевой элемент изображения 93 
Гармония и контраст 93 
Контроль за освещением и композицией 97 
Выводы 102 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 5 


background image

7 ЦВЕТ 104 

Цвет как объект 104 
Монохромное изображение 104 
Природа цвета 107 
Цвет и композиция 108 
Индивидуальный опыт цветовосприятия 
Выводы 112 

8 ПРОШЛЫЙ ОПЫТ 113 

Интуиция 113 
Ранний опыт 114 
Влияние недавнего времени 118 
Многокамерные прямые телевизионные трансляции 123 
Выводы 128 

9 ПОСТАНОВКА 129 

Где я должен стоять? 129 
Что такое постановка? 129 
Люди и действия в постановке 
Композиция с фигурами 138 
Работы на скорости 139 
Выводы 141 

10 ДВИЖЕНИЕ 142 

Невидимое движение 142 
Движение камеры 142 
Сохранение хорошей композиции в процессе движения 150 
Выводы 152 

11 КОНТЕКСТ 153 

Постпроизводство и композиция 153 
Требования монтажа 156 
Многокамерная съемка 159 
Стиль и композиция 161 
Многокамерная художественная съемка 164 
Танец и композиция 171 
Выводы 172 

12 КОМБИНИРОВАНИЕ 173 

Комбинирование 173 
Электронная рир-проекция 175 
Высота камеры, угол объектива и расстояние до камеры 178 
Работа с иллюстрациями 184 
Расчет угла объектива 18 7 
Расчет расстояния до камеры 188 
Виртуальные студии 191 
Выводы 192 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194 

БИБЛИОГРАФИЯ 196 


background image

ПРЕДИСЛОВИЕ 

В конце XIX века появились кинетоскопы Томаса Эдисона, где 

за несколько пенни можно было увидеть «живые картинки». Един­
ственный зритель крутил ручку и завороженно смотрел в темный 
ящик, где в смутном мерцании двигались фигуры. В скором времени 
на смену кинетоскопам пришли проекционные аппараты, но от этого 
таинственная притягательность кино, «этого мира в миниатюре», не 
ослабла. Почти сорок лет спустя, работая оператором, я всякий раз, 
когда смотрел в видоискатель и видел там изображение, не переста­
вал удивляться магической привлекательности кино. Здесь был ог­
ромный мир, сжатый до плоской картинки и живущий по своим соб­

ственным законам. 

Благодаря движению камеры, объектива и смене точек съемки 

создается калейдоскоп непрерывно меняющихся картин. Некоторые 
из них привлекательны и приятны, в то время как другие являют 
собой однообразное отражение окружающего мира. Почему так про­
исходит? В чем разница между изображением на экране, радующим 
глаз, и привычными каждодневными картинами реальности? 

Привлекательность может объясняться как содержанием изобра­

жения, на котором фиксируется внимание, так и техническими досто­
инствами картины. Впрочем, часто удовольствие от просмотра прояв­
ляется на каком-то подсознательном уровне и вызвано упорядоченно­
стью пространства, предметов, линии горизонта, контрастности и 
цветности. Композиция кадра является одной из важнейших характе­
ристик кино- и видеопродукции, поскольку она обеспечивает привле­
чение и удержание внимания зрителей. 

Композиция — это организация видимых элементов внутри кад­

ра, это основа всей зрительной коммуникации. Эта тема редко за­
трагивается на кино- и телеоператорских курсах, где обучение ос­
новывается на примерах, а главным принципом считается интуи­
ция или чутье. Впрочем, многие операторы настаивают на том, что 
композиция кадра полностью зависит от интуиции и базируется на 
субъективных представлениях. Хотя даже при поверхностном ана­
лизе, скажем, вечерних телепередач мы обнаружим завидное од­
нообразие композиционных решений. Конечно, существуют исклю­
чения и нестандартные решения, и цель данной книги как раз и 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 7 


background image

заключается в том, чтобы сопоставить их с общими законами по­
строения композиции кадра. 

Используя в этой книге термин «оператор», я обозначал принад­

лежность к профессии, а не к полу, имея в виду, что оператором мо­
жет быть как мужчина, так и женщина. 

Благодарю Роберта Крюгера, Алана Бирмингема, Нику Вилиси-

ду, Кейт Салмон и Нику Коллиеру, которые прочли рукопись книги и 
дали много ценных советов и рекомендаций. И, конечно же, все ошиб­
ки и упущения, которые вы, возможно, встретите в этой книге, при­
надлежат мне. Также мне хотелось бы поблагодарить Мэри Берес-

форд-Уильямс за разрешение на публикацию ее фотографий о про­
изводстве телепередач. Особая благодарность Патрику Каулфилду, 
предоставившему рисунок на фронтиспис, а также моей жене Сью, 
моим детям Салли и Эдмунду за их помощь и поддержку во время 
написания книги. 

Изображение на обложке — кадр из фильма «Большой Ком-

бо»

 (The Big Combo. 1955*)

 из киноархива Ричарда Л. Росенфелда, 

который любезно нам предоставил этот материал. 

* Большой Комбо. Реж. Джозеф Льюис. 


background image

Глава 1 

ВСТУПЛЕНИЕ 

ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ КАДРА? 

Под композицией кадра обычно понимают расположение видимых в 

кадре элементов, придающих изображению убедительность и целост­
ность. Единство изображения достигается особым соотношением 
линии горизонта, предметов, цвета и света, которое приятно глазу. 

Это определение дает нам первое представление о композиции, 

но в нем пока больше вопросов, чем ответов. Что считать «убеди­
тельным», «целостным» или «приятным», и насколько эти показате­
ли объективны? 

Кроме того, в определении композиции скрыта интенция, что ее 

задача — обеспечить наилучшее зрительное восприятие, независи­
мо от общего замысла сцены. Очевидно, что многое из кино- и те­
лепродукции создается не только для того, чтобы «радовать глаз». 
Прежде чем отвечать на все возникающие вопросы, определимся с 
тем, что мы понимаем под «хорошей композицией» и какие функции 
она в себе несет. 

Эта книга посвящена прежде всего процессу организации про­

странства вокруг находящихся в кадре объектов для достижения мак­
симального зрительного эффекта. Объект съемки

 :

— это основной 

элемент кадра, но многие операторы, пытающиеся решить пробле­
му зрительных отношений (вот вам еще одно определение компози­
ции), вынуждены работать с заранее заданным объектом. Обычно 
роль оператора сводится к выбору наилучшего способа преподнесе­
ния уже имеющегося материала. При подготовке ежедневных про­
грамм оператору иногда предоставляется возможность выбрать для 
съемки материал и самостоятельно расставить в нем акценты, но в 
большинстве случаев объект съемки предписан сценарием или ин­
струкцией, и оператор должен лишь наилучшим образом снять име­
ющийся материал. 

Композиция любого удачно отснятого кадра может быть оцене­

на по нескольким определенным критериям. Глава о восприятии по­
священа тому, какое изображение привлекает и удерживает внима­
ние и как соотносится природа человеческого восприятия с группи­
рованием видимых элементов. 

П. Уорд.

 Композиция кадра в кино и на телевидении 9