Файл: Уорд. Композиция кадра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 2967

Скачиваний: 214

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рисунок 12.7 

а) Иллюстрация, предназначен­
ная служить задним планом при 
съемке и выводимая вместо хро-
макея. 
б) Мальчик, идущий на фоне хро-
макея по линии в студии, кото­

рая соответствует нарисован­
ной дороге. 
в) Комбинированное изобра­

жение. 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 

185 


background image

Расчет высоты и наклона объектива 

Рисунок 12.8 

Фрагмент картины «Сцены из 
легенды об осквернении гостии» 
(1465), Паоло Уччелло. 

В картине ПаолоУччелло «Сцены из легенды об осквернении 

гостии» (см. рис. 12.8) можно увидеть точку исчезновения линии 
кафельных плит, сходящихся в направлении горизонта, позади пос­
ледней стены. Вертикальной является только линия между плит­
ками, которая находится в центре поля зрения художника и, следо­
вательно, изображена в центре полотна. 

Это полотно имеет широкоэкранный формат 16:9, а не обычный 4:3. 

Если произвести стандартную съемку в формате 4x3, края исчезнут 
(если только мы не вводим черные полосы сверху и снизу кадра). Если 
кадр обрезан симметрично (т. е. справа и слева теряются равные части 
картины), то вертикальная линия между плитами остается в центре кад­
ра. Однако если попытаться отрезать правую часть полотна, являющего­
ся задним планом, и затем отображать его вместо хромакея, снимая 
артиста, проходящего в дверь, то камера переднего плана никогда не обес­
печит совпадения с перспективой заднего плана. Если центральная точка 
вертикального соединения не совпадет с точкой исчезновения в центре 
линии горизонта, то будет казаться, что горизонтальные линии плит не 
параллельны нижнему краю кадра. Окажется невозможным совместить 
дверь на переднем плане с дверным проемом на заднем и при этом обес­
печить достоверные движения актера на переднем плане. 

В этом примере важно отметить необходимость обеспечения сим­

метричных срезов фотографии или иллюстрации на заднем плане, 
поскольку иначе появляется возможность создания изображения, 

линейную перспективу которого не удастся воспроизвести в студии. 
Устанавливая точку прицеливания в центр фотографии и обеспечи­
вая такое положение дел, когда с каждой стороны отсекаются рав­
ные части изображения, можно вести съемку заднего плана, сохра­
няя при этом линейную перспективу. 

186 P. Ward. Picture Composition for Film and Television 


background image

Маскирование и маски для сокрытия ненужных деталей 

При создании очень широкого кадра можно обойтись без черес­

чур большого хромакея на фоне. Имеется множество способов за­
маскировать лишнее, например небольшой хромакей на переднем 
плане с небольшим отверстием для объектов первого плана. В ви­

деомикшере можно использовать невидимые шторки для маскиро­

вания нежелательных областей изображения. Голубые элементы де­
корации можно разместить так, чтобы они позволяли вводить и ис­
ключать элементы, которые маскируются элементами изображения 
на заднем плане, могут использоваться также голубые детали деко­
раций для хождения по ним, сидения на них или для замены маскиру­
емых изображений. 

РАСЧЕТ УГЛА ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТИВА 

Зная способы определения высоты объектива и угла наклона ка­

меры, как мы сможем вычислить угол объектива и расстояния до 
камеры? 

Глядя на картину «Сцены из легенды об осквернении гостии» 

(см. рис. 12.8), можно видеть, как Уччелло уменьшил размер плит 
при их удалении от зрителя. Степень изменения размера в перспек­

тиве была сложной задачей для многих живописцев до тех пор, пока 
Альберти не продемонстрировал арифметикой здравого смысла, что 
уменьшение размера прямо пропорционально расстоянию до глаз. 

Человек ростом 1,5 метра на расстоянии 2 метра от объектива 

создает изображение вдвое большего размера, чем человек такого 
же роста на расстоянии 4 метра от камеры (см. рис. 3.10). 

Стоит повторить, что соотношения размеров в кадре зависят от 

расстояния от объекта съемки до камеры, а не от угла зрения объек­
тива. Если камера с широкоугольным объективом сделала снимок 
двух людей, а затем без ее

 перемещения

 те же двое были сняты 

камерой с узкоугольным объективом, то соотношение их размеров 
на обоих снимках будет одинаковым. 

Здесь возможно некоторое непонимание, поскольку при попыт­

ках совместить фигуры на переднем плане, снятые в различном мас­
штабе камерой с широкоугольным объективом, необходимо прибли­
зить камеру к объекту съемки для того, чтобы заполнить кадр. Это 
просто объясняется тем, что, приближая камеру к объекту съемки, 
мы меняем соотношение размеров, а не угол зрения объектива. 

Важно помнить, что соотношение размеров объекта зависит от 

расстояния до камеры.

 До какой степени

 объект заполняет кадр, за­

висит от угла зрения объектива. 

Это, несомненно, является важным различием между слежени­

ем и масштабированием. Перемещение камеры к объекту съемки или 
от него меняет соотношение размеров — перспективу массы. Мас­
штабирование сохраняет существующее соотношение размеров, но 

увеличивает или уменьшает часть снимка. 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 187 


background image

Необходимость указывать угол зрения объектива, 
а не фокусное расстояние 

Камеры переднего и заднего планов должны стремиться к ис­

пользованию одного и того же угла зрения объектива, но фокусное 
расстояние не обязательно должно быть одинаковым. Угол зрения 
объектива или угол изображения связан с фокусным расстоянием 
объектива и

 размером формата

 фоточувствительного элемента, 

вне зависимости от того, ведется ли съемка на телекамеру или ки­
нокамеру. Фотокамера с объективом 50 мм или 35 мм не обеспечит 
того же угла изображения, что и 50-миллиметровый объектив уста­
новленный на видеокамеру формата Бетакам с масштабированием. 
При этом угол 50-миллиметрового объектива в кинокамере для съемки 
на 16-миллиметровую пленку будет соответствовать объективу для 

1,25-дюймовой камеры с электронно-лучевой трубкой и обеспечи­

вать аналогичную перспективу, при условии совпадения всех осталь­
ных факторов. 

Следовательно, при необходимости обеспечить совпадение раз­

личных форматов лучше всего указывать угол изображения в граду­

сах, а не величину фокусного расстояния объектива. 

РАСЧЕТ РАССТОЯНИЯ ДО КАМЕРЫ 

Мы видели, что расстояние от объектива до объекта съемки бу­

дет влиять на перспективу и должно быть одинаковым для съемок 
заднего и переднего планов. Как вычислить расстояние до камеры 
из визуальной информации фона? 

Если съемки заднего и переднего планов планируются заранее, 

то это не проблема. Камера переднего плана может иметь такой же 

объектив, что и камера заднего плана, и располагаться на том же 

расстоянии. Но если мы должны определить угол изображения на 
уже существующей записи фона или на иллюстрации, то мы должны 
применять методы, аналогичные тем, что использовались для опре­
деления высоты и наклона камеры. Соответствие часто не столь 
критично, и возникает конфликт между перспективой заднего и пе­
реднего планов лишь в том случае, если кажется, что размеры 
объектов на переднем студийном плане и хромокейном фоне изме­

няются с различной скоростью. 

Вернемся к картине Уччелло (см. рис. 12.8). Если бы эта кар­

тина использовалась в качестве фона и требовалось, чтобы актер 

с переднего плана подошел к стоящей фигуре, то нам потребова­
лось бы рассчитать расстояние от точки наблюдения до картины и 

добиться, чтобы камера переднего плана располагалась на таком 
же расстоянии. Используя правило, что уменьшение размера объек­
тов пропорционально расстоянию до глаза, мы можем попытаться 
оценить уменьшение размера на удаленном крае дверного проема 
по отношению к близлежащему его краю. 

Несомненно, этот метод можно использовать, если только в на­

шем распоряжении есть два одинаковых размера на заднем плане и 

P. Ward. Picture Composition for Film and Television 

188 


background image

мы знаем или можем правильно оценить расстояние между ними. 
Ширина плиток на полу примерно равна одной четверти от высоты 
фигуры. Следовательно, они примерно представляют собой квадра­
ты со стороной 40 см. 

К счастью, поскольку Уччелло был вынужден рассчитывать то 

же самое расстояние, которое нас интересует, он удобно поместил 
ближний край дверного проема на линии соединения плит пола, а 
дальний его край — на расстоянии четырех плит. Если измерить 
высоту боковых краев дверного проема, то мы увидим, что размер 
дальнего края составляет примерно % от размера ближнего. Следо­
вательно, поскольку уменьшение размера объектов пропорциональ­
но расстоянию, то дальний край дверного проема расположен на 1 Уз 
дальше от зрителя, чем ближний. 

Наша точка зрения, или, вернее, точка зрения Уччелло, писав­

шего эту картину, расположена чуть дальше 4 м от ближнего края 
дверного проема. Поскольку центральная фигура стоит на той же 
линии соединения плит, что и ближний край дверного проема, то, 
если требуется, чтобы актер входил в кадр от камеры и стоял около 
фигуры, его следует расположить на расстоянии 4 м от камеры пе­
реднего плана. 

При этом уменьшение его размеров и скорость движения по на­

рисованным плитам будет соответствовать перспективе картины. 

Подтверждением правильности расстояния до камеры переднего 
плана и угла зрения ее объектива будет проверка размера ног актера 
на переднем плане во время его прохода по нарисованным плитам. 
По нашим оценкам, они должны составлять 40 см в глубину, даже 
если рисунок дан в перспективе. 

Если он идет по нарисованным плитам гигантскими шагами, 

значит, камера расположена слишком близко. Отодвиньте ее назад 
и увеличьте масштаб изображения. Если он проходит расстояние 
слишком маленькое относительно размера шага, значит, камера рас­
положена слишком далеко. Приблизьте ее и уменьшите масштаб 
изображения. Если он летит слишком высоко над нарисованными 
плитами, значит, камера расположена высоко. Опустите ее пониже 
и установите уровень съемки для данного конкретного фона, линия 
горизонта на котором расположена посередине. Если его ноги то­
нут в плитах, поднимите камеру повыше и отрегулируйте уровень. 

Движение камеры 

Когда действия актера на переднем плане комбинируются с изоб­

ражением на заднем плане, любое движение камеры переднего пла­
на приведет к перемещению актера относительно заднего плана, если 
только камера, с которой подается изображение на заднем плане, не 

повторяет в точности движение на переднем, и наоборот. 

Панорамирование изображения на заднем плане заставит фигуру 

на переднем плане «лететь» в пространстве. Для того чтобы движе­
ния комбинированного изображения были естественными, они долж-

. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 189