Файл: 1 Теоретические и методические аспекты изучения планирования на предприятии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2776

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Трудовые балансы – балансы труда в народном хозяйстве, районные и отраслевые балансы рабочей силы.

  2. Материальные балансы включают балансы мощностей производства, топлива и электрооборудования.

  3. Финансовые – балансы доходов и расходов государственных бюджетов, муниципалитетов и населения.

  4. Баланс общественного продукта, баланс национального дохода, баланс основных фондов и другие синтетические балансы.

Балансовый метод предусматривает произведение расчетов таким образом, чтобы потребление и распределение ресурсов не превышало их реального объема.

Второй метод – расчетно-аналитический, который определяет базисный уровень основных показателей и используется для расчета показателей анализа, плана их динамики. Этот метод используется, когда связь между экономическими явлениями слабо распознаваема или же установлена лишь косвенным путем [8].

Алгоритм планового решения можно увидеть на рисунке 1. 2.

Рисунок 1. 2 – Схема расчетно-аналитического метода планирования
Далее можно сказать об экономико-математическом методе, который позволяет разработать различные экономические модели и выбрать из серии планов один с наибольшей эффективностью и оптимальностью.

Экономико-математический метод, используя систему линейных уравнений, позволяет выявить коэффициенты затрат на необходимую продукцию и спрогнозировать их влияние на общий объем производства.

Четвертый, графоаналитический метод, позволяет представить данные в удобной форме при помощи графических средств и проанализировать разнообразные показатели в динамике (темпы роста, фондоотдача, рентабельность производства).

Еще одним методом планирования является программно-целевой, он позволяет составить план в виде комплекса задач и мероприятий, которые объединены общей целью. Цель достигается определенными исполнителями, наделенными необходимым объемом ресурсов. Этот метод может быть представлен «деревом целей», где максимально подробно разбираются все возможны варианты проектов и пути их достижения.

Последним методом выступают сетевые графики, они представляют параллельные этапы выполнения работ в пространстве и времени [10].

Важно отметить, что каждый из перечисленных методов имеет десятки разновидностей и способ и все они применяются на практике во множестве организаций. У каждого из этих методов имеются свои особенности, приоритетные требования к основному планируемому результату. В процессе планирования все эти методы применяются в совокупности для более эффективного внутрифирменного планирования. В основе применения каждого из них лежит системный подход, который основывается на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды.



    1. Методы анализа и оценки эффективности планирования на предприятии


Все методы экономического анализа принято подразделять на формализованные (количественные) и неформализованные (качественные).

Качественные (экспертные) методы используются в большинстве случаев для прогнозирования состояния предприятия в условиях неопределенности или нехватки информации для анализа ситуации и принятия управленческих решений. Экспертные методы широко применяются в различных сферах, в том числе при финансовом анализе, выявлении и оценке финансовых и финансово-инвестиционных рисков, анализе внутренней среды предприятия в целом. К ним можно отнести:

  • экспертные оценки и мнения;

  • метод Дельфи;

  • разработка сценариев;

  • деловые игры;

  • метод «мозгового штурма»;

  • морфологический анализ [24].


Количественные методы – методы, основанные на анализе и исследовании определенных количественных показателей, они помогают определить степень отклонения исследуемых показателей и степень влияния различных факторов. Их можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Большая часть традиционных методов относится к факторному анализу, который предполагает построение системы показателей и математической формулы зависимости результирующего признака от факторных. Более подробную классифиацию можно рассмотреть на рисунке 1.3 [24].

Рисунок 1.3 – Классификация методов и приемов анализа
Каждое предприятие имеет свои специфические особенности, цели и задачи, возможности и на основании этих данных подбирается индивидуальный план функционирования и методы, при помощи которых он достигается, должны постоянно совершенствоваться.

Внутрифирменное планирование является функцией управления, в рамках которой определяются необходимые цели предприятия, и на всех его этапах важно применять наиболее рациональные методы и средства научного обоснования разработки планов предприятия.

Оценочными критериями эффективности выступают различные экономические показатели: индекс доходности, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности и др. Также для выбора оптимальных значений планируемых показателей используются частные критерии: трудоемкость, себестоимость, рентабильность и эффективность плановых показателей. Последний из перечисленных методов позволяет оценить эффективность организации планирования. В упрощенном виде этот показатель можно трактовать в виде следующей формулы:


(1)
где Ф – фактическое выполнение плана,

П – плановый показатель.

Для эффективной организации работы по выполнению плановых показателей эффективность внутрифирменного планированияя не должна быть ниже единицы, а если эффективность выше или равна единице, то это говорит обуспешности предприятия.

Данный метод позволяет предприятиям гибко реагировать на изменения конъюнктуры спроса и предложения, но при слабой изученности рынка может произойти искусственное занижение возможностей предприятия, поэтому данный метод следует использовать осознанно.

Другим методом, боле трудоемким в части расчетов из-за отсутствияпоказателей прямых затрат, является оценка эффективностисамой системы внутрифирменного планирования, то есть отношение затрат на построение и функционирование системы к результатам её деятельности.

При формировании системы внутрифирменного планирования в организации нужно учитывать следующие затраты:

  • затраты, учитывающие привлечение и содержание хозяйствующего субъекта (привлечение, поиск и обучение персонала, создание отдела планирования и т.д.);

    • затраты на создание средств планирования (создание программного обеспечения, на техническое оборудование и т.д.);

    • прочие затраты на развитие системы планирования [10].

Но в то же время, чем объёмнее и сложнее разрабатываемые планы на предприятии, тем больше издержки планирования. Нужно стараться максимально снизить эти издержки при том же уровне затрат.

При определении эффективности формирования системы внутрифирменного планирования нужно принимать во внимание финансовый эффект, который имеет место быть в облике экономии расходов в системе управления или же в облике совершенствования итогов производственно-хозяйственной работы организации. Экономический эффект может быть достигнут при помощи:

  • рационализации потоков информации;

  • модернизация технической оснащенности трудовых ресорсов;

  • рационализация всевозможных ресурсов в процессе планирования – материальных, трудовых, финансовых и т.д.;

  • внедрение инновационных технологий;

  • внедрение ноу-хау;

  • применение актуальных, прогрессивных и качественных методов;

  • совершенствование управленческого состава.


Так, эффективность внедрения системы внутрифирменного планирования можно определить в соответствии со следующей формулой:


(2)
где Э – экономия в результате внедрения системы планирования,

З – затраты на реализацию данной системы.

Пусть этот показатель и позволяет определить эффективность внедрения, однако большую же ценность имеет оценка функционирования эффективности системы планирования, а не ее внедрение.

Таким образом, внедрение и дальнейшее использование выше перечисленных рекомендаций позволит повысить эффективность деятельности предприятия, а также определить последующие направления развития и совершенствования системы внутрифирменного планирования организации. А при грамотном использовании комплекса методов планирования и анализа деятельность организации будет приносить стабильный доход, а также репутация компании будет, несомненно, расти и повысится финансовая составляющая.


  1. Анализ и оценка планирования на предприятии ПАО «Абрау-Дюрсо»




    1. Характеристика микро- и макросреды предприятия


Публичное акционерное общество «Абрау-Дюрсо» является коммерческой организацией, обладающей всеми правами юридического лица в соответствии с нормами Гражданского кодекса. В своей деятельности компания руководствуется следующими документами:

  • Федеральный закон «Об акционервных обществах»;

  • Гражданский кодекс РФ;

  • Устав ПАО «Абрау-Дюрсо».

Сейчас ПАО «Абрау-Дюрсо» является ведущим российским производителем игристых вин. На предприятии изгтавляивают шампанское не только классическим способом – в бутылках, но и акратофортным, то есть игристые вина приготавливаются в специализированных емкостях – акротофорах. При данном способе при определенной температуре бродильная смесь насыщается углекислым газом.

Технологический цикл шампанских и игристых вин таким способом длится от 16 до 28 дней. И в связи с этим выпускается недорогое шампанское, являющееся натуральным продуктом хорошего качества. Но если же рассматривать потецильных покупателей, которые ищут более глубокий насыщенный вкус, то для таких ценителей больше подойдет шампанское приготовленное классическим способом. Этот способ отличается от акрафортного более длительным (от 3-х лет) временем приготовления напитка и более сложной процедурой.

Даже сейчас в хранилищах "Абрау-Дюрсо" лежат бутылки шампанского и 20- и 30-ти летней выдержки, стоимость которого оценивается в несколько тысяч долларов за бутылку. Пролежав несколько лет в тоннелях, вино насыщается углекислым газом и приобретает гармоничный вкус.