ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.04.2021
Просмотров: 596
Скачиваний: 3
Е.А.Попов
Экспресс курс программирования в Lazarus
Одиннадцатое издание
2011 — 2013 год
Содержание
Введение..............................................................................................................................................3
Часть 1. Основные сведения о языке Free Pascal.............................................................................4
Глава 1. Хранение данных.............................................................................................................4
Глава 2. Основные операторы.......................................................................................................6
Глава 3. Условные операторы.......................................................................................................8
Глава 4. Циклы...............................................................................................................................9
Глава 5. Подпрограммы...............................................................................................................10
Глава 6. Стандартные математические подпрограммы............................................................14
Глава 7. Модификаторы подпрограмм.......................................................................................15
Глава 8. Инкремент и декремент................................................................................................16
Глава 9. Работа с консолью.........................................................................................................17
Глава 10. Массивы.......................................................................................................................17
Глава 11. Указатели......................................................................................................................19
Глава 12. Динамическое распределение памяти.......................................................................20
Глава 13. Процедурный тип........................................................................................................21
Глава 14. Множества....................................................................................................................21
Глава 15. Обработка строк..........................................................................................................23
Глава 16. Записи...........................................................................................................................25
Глава 17. Упакованные сущности...............................................................................................26
Глава 18. Перезагрузка операторов............................................................................................26
Глава 19. Определение типа во время выполнения программы..............................................27
Глава 20. Работа с файлами.........................................................................................................27
Глава 21. Структура программы.................................................................................................29
Глава 22. Области видимости данных.......................................................................................30
Глава 1. Комментарии..................................................................................................................30
Глава 2. Завершение программы................................................................................................30
Глава 3. Параметры командной строки......................................................................................31
Глава 4. Обработка ошибок.........................................................................................................31
Глава 5. Модули............................................................................................................................32
Глава 1. Принципы объектно-ориентированного программирования....................................34
Глава 2. Классы...........................................................................................................................34
Глава 3. Наследование.................................................................................................................37
Глава 4. Вспомогательные классы..............................................................................................39
Глава 5. Ссылки на классы..........................................................................................................39
Глава 6. Интерфейсы....................................................................................................................40
Глава 1. Объекты без классов.....................................................................................................41
Глава 2. Динамические объекты.................................................................................................43
Глава 3. Расширенные записи.....................................................................................................45
Глава 1. Средства быстрой разработки......................................................................................46
Глава 2. Описание элементов графического интерфейса.........................................................47
Глава 3. Проектирование в Lazarus............................................................................................50
Глава 4. Основные элементы интерфейса..................................................................................51
Глава 5. Диалоги...........................................................................................................................57
Глава 6. Таймер............................................................................................................................58
Глава 7. Запуск программ............................................................................................................59
Заключение........................................................................................................................................60
Список литературы...........................................................................................................................61
2
Введение
Данная книга представляет собой краткий справочник, содержащий
необходимые сведения для того чтобы освоить язык Free Pascal и среду Lazarus.
Книга рассчитана на уже имеющих опыт программистов, которым необходимо
освоить еще одну среду разработки. По ходу изложения дается краткое
объяснение терминов и понятий.
Free Pascal является свободным компилятором, который реализует мощный
диалект языка Паскаль. Этот диалект совместим с Turbo Pascal и Object Pascal.
Язык Паскаль придумал швейцарский ученый Никлаус Вирт в 1968 году.
Своему названию язык обязан французскому математику девятнадцатого века
Блезу Паскалю.
Компилятор Free Pascal лежит в основе среды разработки Lazarus, которая
предназначена для создания программ с графическим интерфейсом. Lazarus
является аналогом среды Delphi. Среда Lazarus, так же как и лежащий в ее
основе компилятор, является свободной.
Автор этого справочника является независимым разработчиком программного
обеспечения с многолетней практикой программирования. Причиной перехода
на Lazarus явилось необходимость освоения новой среды разработки. В
процессе поиска была ориентация на свободную кросс-платформенную среду
разработки с широкими возможностями. Наиболее подходящей средой оказался
Lazarus. Данная книга возникла после изучения официальной документации как
результат желания помочь другим программистам. Надеюсь, она окажется
полезной читателю.
Для читателя желательно наличие навыков работы со средами быстрой
разработки. В первую очередь книга адресована тем, кто ранее использовал
среду Delphi.
Излагаемый материал охватывает основы языка Free Pascal, объектно-
ориентированное программирование и создание программ с графическим
интерфейсом. Основам языка посвящены первые две части книги. Их изучение
необходимо для дальнейшего усвоения материала. В третьей части изложены
принципы объектно-ориентированного программирования и освещены
реализующие их синтаксические конструкции. Четвертая часть является
заключительной. В ней рассмотрено создание программ с графическим
интерфейсом.
3
Часть 1. Основные сведения о языке Free Pascal
Глава 1. Хранение данных
Для чего нужны переменные?
Программы обрабатывают данные. Данные хранятся в переменных. К
переменной обращаются при помощи имени. Переменные могут хранить
различные данные. Тип переменной определяет хранимые данные. Размер
переменной зависит от ее типа и от платформы, на которой выполняется
программа.
Объявления переменных
Переменная должна быть объявлена перед использованием.
Синтаксис: var имя:тип;
Замените имя списком имен, чтобы объявить несколько однотипных
переменных в одной строке. Имена в списке разделяются запятой.
Константы
Константы отличаются от переменных тем, что не могут изменять значения.
Константа объявляется при помощи следующей конструкции:
const имя=значение;
Целые типы
Тип
Описание
Диапазон
Размер в байтах
Byte
Байт
От 0 до 255
1
shortint
Целое число со знаком От -128 до 128
1
Smallint
Целое число со знаком От -32768 до 32767
2
Word
Целое число без знака От 0 до 65535
2
Longint
Целое число со знаком От -2147483648 до
2147483647
4
LongWord Целое число без знака От 0 до 4294967295
4
Int64
Целое число со знаком От -9223372036854775808
до 9223372036854775807
8
QWord
Целое число без знака От 0 до
18446744073709551615
8
Integer
Целое число со знаком Зависит от платформы
2 или 4
Cardinal
Целое число без знака От 0 до 4294967295
4
4
Логические типы
Тип
Размер в байтах
Критерий истинности
Boolean
1
1
ByteBool
1
Ненулевое значение
WordBool
2
Ненулевое значение
LongBool
4
Ненулевое значение
Вещественные типы
Тип
Описание
Диапазон
Размер в
байтах
Real
Действительное число
Зависит от платформы
2 или 4
Single
Число с плавающей точкой От 1.5E-45 до 3.4E38
2
Double
Число с плавающей точкой От 5.0E-324 .. 1.7E308
4
Extended
Число с плавающей точкой От 1.9E-4932 до 1.1E4932
10
Comp
Число с плавающей точкой От -2E64+1 до 2E63-1
8
Currency
Число с плавающей точкой От -922337203685477.5808
до 922337203685477.5807
8
Присваивание переменным значения
Используйте оператор присваивания, чтобы присвоить переменной значение.
Синтаксис оператора присваивания: переменная:=значение;
В качестве значения может выступать некоторое число, другая переменная или
вызов функции.
Использование шестнадцатеричных чисел
Шестнадцатеричному числу должен предшествовать символ $. Пробел между
символом $ и числом недопустим.
Переполнение
Максимальное значение переменной зависит от количества байт, которые
выделены для нее. Переполнение возникает при попытке присвоить переменной
значение больше максимального. В этом случае в переменную будет записано
искаженное значение. Искаженное значение будет меньше того значения,
которое вы пытались присвоить переменной.
Логические значения
Вы можете пользоваться идентификаторами True и False при использовании
логических переменных. Идентификатор True соответствует истине. Лжи
соответствует идентификатор False.
5