ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2021

Просмотров: 581

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Е.А.Попов

Экспресс курс программирования в Lazarus

Одиннадцатое издание

2011 — 2013 год


background image

Содержание

Введение..............................................................................................................................................3
Часть 1. Основные сведения о языке Free Pascal.............................................................................4

Глава 1. Хранение данных.............................................................................................................4
Глава 2. Основные операторы.......................................................................................................6
Глава 3. Условные операторы.......................................................................................................8
Глава 4. Циклы...............................................................................................................................9
Глава 5. Подпрограммы...............................................................................................................10
Глава 6. Стандартные математические подпрограммы............................................................14
Глава 7. Модификаторы подпрограмм.......................................................................................15
Глава 8. Инкремент и декремент................................................................................................16
Глава 9. Работа с консолью.........................................................................................................17
Глава 10. Массивы.......................................................................................................................17
Глава 11. Указатели......................................................................................................................19
Глава 12. Динамическое распределение памяти.......................................................................20
Глава 13. Процедурный тип........................................................................................................21
Глава 14. Множества....................................................................................................................21
Глава 15. Обработка строк..........................................................................................................23
Глава 16. Записи...........................................................................................................................25
Глава 17. Упакованные сущности...............................................................................................26
Глава 18. Перезагрузка операторов............................................................................................26
Глава 19. Определение типа во время выполнения программы..............................................27
Глава 20. Работа с файлами.........................................................................................................27
Глава 21. Структура программы.................................................................................................29
Глава 22. Области видимости данных.......................................................................................30

Часть 2. Сопровождение и повышение надежности программ...................................................30

Глава 1. Комментарии..................................................................................................................30
Глава 2. Завершение программы................................................................................................30
Глава 3. Параметры командной строки......................................................................................31
Глава 4. Обработка ошибок.........................................................................................................31
Глава 5. Модули............................................................................................................................32

Часть 3. Объектно-ориентированное программирование.............................................................34

Глава 1. Принципы объектно-ориентированного программирования....................................34
Глава 2.  Классы...........................................................................................................................34
Глава 3. Наследование.................................................................................................................37
Глава 4. Вспомогательные классы..............................................................................................39
Глава 5. Ссылки на классы..........................................................................................................39
Глава 6. Интерфейсы....................................................................................................................40

Часть 4. Концепция объектов вне классов.....................................................................................41

Глава 1. Объекты без классов.....................................................................................................41
Глава 2. Динамические объекты.................................................................................................43
Глава 3. Расширенные записи.....................................................................................................45

Часть 5. Создание программ с графическим интерфейсом..........................................................46

Глава 1. Средства быстрой разработки......................................................................................46
Глава 2. Описание элементов графического интерфейса.........................................................47
Глава 3. Проектирование в Lazarus............................................................................................50
Глава 4. Основные элементы интерфейса..................................................................................51
Глава 5. Диалоги...........................................................................................................................57
Глава 6. Таймер............................................................................................................................58
Глава 7. Запуск программ............................................................................................................59

Заключение........................................................................................................................................60
Список литературы...........................................................................................................................61

2


background image

Введение

Данная книга представляет собой краткий справочник, содержащий 
необходимые сведения для того чтобы освоить язык Free Pascal и среду Lazarus. 
Книга рассчитана на уже имеющих опыт программистов, которым необходимо 
освоить еще одну среду разработки. По ходу изложения дается краткое 
объяснение терминов и понятий.

Free Pascal является свободным компилятором, который реализует мощный 
диалект языка Паскаль. Этот диалект совместим с Turbo Pascal и Object Pascal.

Язык Паскаль придумал швейцарский ученый Никлаус Вирт в 1968 году. 
Своему названию язык обязан французскому математику  девятнадцатого века 
Блезу Паскалю.

Компилятор Free Pascal лежит в основе среды разработки Lazarus, которая 
предназначена для создания программ с графическим интерфейсом. Lazarus 
является аналогом среды Delphi. Среда Lazarus, так же как и лежащий в ее 
основе компилятор, является свободной.

Автор этого справочника является независимым разработчиком программного 
обеспечения с многолетней практикой программирования. Причиной перехода 
на Lazarus явилось необходимость освоения новой среды разработки. В 
процессе поиска была ориентация на свободную кросс-платформенную среду 
разработки с широкими возможностями. Наиболее подходящей средой оказался 
Lazarus. Данная книга возникла после изучения официальной документации как 
результат желания помочь другим программистам. Надеюсь, она окажется 
полезной читателю.

Для читателя желательно наличие навыков работы со средами быстрой 
разработки. В первую очередь книга адресована тем, кто ранее использовал 
среду Delphi.

Излагаемый материал охватывает основы языка Free Pascal, объектно-
ориентированное программирование и создание программ с графическим 
интерфейсом. Основам языка посвящены первые две части книги. Их изучение  
необходимо для дальнейшего усвоения материала. В третьей части изложены 
принципы объектно-ориентированного программирования и освещены 
реализующие их синтаксические конструкции. Четвертая часть является 
заключительной. В ней рассмотрено создание программ с графическим 
интерфейсом.

3


background image

Часть 1. Основные сведения о языке Free Pascal

Глава 1. Хранение данных

Для чего нужны переменные?

Программы обрабатывают данные. Данные хранятся в переменных. К 
переменной обращаются при помощи имени. Переменные могут хранить 
различные данные. Тип переменной определяет хранимые данные. Размер 
переменной зависит от ее типа и от платформы, на которой выполняется 
программа.

Объявления переменных

 Переменная должна быть объявлена перед использованием.
Синтаксис: var имя:тип;
 Замените имя списком имен, чтобы объявить несколько однотипных 
переменных  в одной строке. Имена в списке разделяются запятой.

Константы

Константы отличаются от переменных тем, что не могут изменять значения.
Константа объявляется при помощи следующей конструкции:
const имя=значение;

Целые типы

Тип

Описание

Диапазон

Размер в байтах

Byte

Байт

От 0 до 255

1

shortint

Целое число со знаком От -128 до 128

1

Smallint

Целое число со знаком От -32768 до 32767

2

Word

Целое число без знака От 0 до 65535

2

Longint

Целое число со знаком От -2147483648  до 

2147483647

4

LongWord Целое число без знака От 0 до 4294967295

4

Int64

Целое число со знаком От -9223372036854775808 

до 9223372036854775807

8

QWord

Целое число без знака От 0 до 

18446744073709551615

8

Integer

Целое число со знаком Зависит от платформы

2 или 4

Cardinal

Целое число без знака От 0 до 4294967295

4

4


background image

Логические типы

Тип

Размер в байтах

Критерий истинности

Boolean

1

1

ByteBool

1

Ненулевое значение

WordBool

2

Ненулевое значение

LongBool

4

Ненулевое значение

Вещественные типы

Тип

Описание

Диапазон

Размер в 
байтах

Real

Действительное число

Зависит от платформы

2 или 4

Single

Число с плавающей точкой От 1.5E-45 до 3.4E38

2

Double

Число с плавающей точкой От 5.0E-324 .. 1.7E308

4

Extended

Число с плавающей точкой От 1.9E-4932  до 1.1E4932

10

Comp

Число с плавающей точкой От -2E64+1 до 2E63-1

8

Currency

Число с плавающей точкой От -922337203685477.5808  

до 922337203685477.5807

8

Присваивание переменным значения

Используйте оператор присваивания, чтобы присвоить переменной значение.
Синтаксис оператора присваивания: переменная:=значение;
В качестве значения может выступать некоторое число, другая переменная или 
вызов функции.

Использование шестнадцатеричных чисел

Шестнадцатеричному числу должен предшествовать символ $. Пробел между 
символом $ и числом недопустим.

Переполнение

Максимальное значение переменной зависит от количества байт, которые 
выделены для нее. Переполнение возникает при попытке присвоить переменной 
значение больше максимального. В этом случае в переменную будет записано 
искаженное значение. Искаженное значение будет меньше того значения, 
которое вы пытались присвоить переменной.

Логические значения

 Вы можете пользоваться идентификаторами True и False при использовании 
логических переменных. Идентификатор True соответствует истине. Лжи 
соответствует идентификатор False.

5