Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
2.1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляет собой один из элементов системы социального страхования и позволяет покрыть риски профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
Область его действия ограничена последствиями несчастных случаев на профессиональных заболеваний и производстве. Спецификой обязательного социального страхования от несчастных случаев представляет то, что страховые взносы в полной мере оплачивает работодатель. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве существует практически в каждом развитом государстве, помогая повышать социальную защищённость граждан.
Проведение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возлагается на Фонд социального страхования РФ. В 2000 году на основании ФЗ от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ФСС РФ принял на себя функции единственного ответственного страховщика, выполняющего денежные выплаты страхового возмещения пострадавшим по причине произошедших несчастных случаев на производстве и в связи с профзаболеваниями 7
Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев профессиональных заболеваний и на производстве представляет собой вид социального страхования, которым предусматривается следующее:
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в уменьшении проф. риска;
возмещение вреда, причинённого здоровью и жизни застрахованного лица при выполнении им обязанностей согласно трудовому договору и в других установленных ФЗ случаях, путём предоставления застрахованному в полном объёме всех требуемых видов обеспечения по страхованию, включая выплату по расходам на профессиональную, медицинскую и социальную
реабилитацию;
обеспечение предупредительных мер по снижению профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
Согласно содержанию статьи 4 ФЗ №125-ФЗ ключевыми принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний являются следующие:
гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
экономическая заинтересованность субъектов страхования в повышении качества условий и увеличении безопасности трудовой деятельности, уменьшении производственного травматизма и проф. заболеваемости;
обязательность регистрации в качестве страхователей каждого из лиц, которые нанимаются (привлекаются к трудовой деятельности) сотрудников, которые подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев профессиональных заболеваний и на производстве;
обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
дифференцированность страховых тарифов зависимо от класса профессионального риска.
Этим законом устанавливаются лица, которые подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев профессиональных заболеваний и на производстве:
физические лица, которые выполняют работу согласно трудовому договору, который был заключен с страхователем;
физические лица, которые были осуждены к лишению свободы и привлекаются к трудовой деятельности страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Регистрация страхователя в органах ФСС РФ является обязательной. Регистрация юридических лиц в качестве страхователей осуществляется в региональных отделениях Фонда.
По решению управляющего региональным отделением Фонда полномочия по регистрации страхователей может возлагаться на филиалы региональных отделений Фонда. Причём следует соблюсти установленные законодательством РФ сроки регистрации страхователей, направление региональными отделениями Фонда в регистрирующий орган информационных сведений о регистрации страхователей
, как и обеспечение защиты информации о страхователях, передаваемых в филиалы регионального отделения Фонда. Согласно Закону установлены экономические, правовые и организационные основы обязательного социального страхования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, а также определён порядок возмещения вреда, причиненного здоровью и жизни работника в случае выполнения им обязанностей согласно трудовому договору и в других случаях, которые установлены Законом.
2.2. ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
Тема пенсионного обеспечения представляет собой достаточно злободневную для российских граждан. После перехода к рыночной экономике, вопрос, кто должен возлагать на себя ответственность по созданию последующих выплат – государство либо сами граждане, всё ещё открыт. Пенсионная система государства представляет собой наиболее важный аспект социальной политики. А пенсионное страхование представляет собой один из элементов финансовых услуг для граждан. 8
Современная пенсионная система начала образовываться после перехода к рыночным отношениям. В 1990 году в связи с учреждением ПФ РФ, пенсионные средства населения были отделены от государственного бюджета. На сегодняшний момент времени по причине некоторых проблемных моментов (к примеру, дефицит бюджета ПФ РФ, демографические факторы, недостаточный размер пенсионных выплат) полагаться лишь на обязательную систему пенсионного страхования нельзя.
В 2013 г. началась очередная пенсионная реформа, одним из направлений которой стал порядок формирования пенсионных выплат. Согласно итогам осуществления данной реформы с 2016 года, пенсию разделили на следующие части: накопительную и страховую. Правом на накопительную пенсию обладают не все российские граждане, а физические лица 1967 года рождения и младше, которые уже сделали до окончания 2016 года выбор в ее пользу. Проведение этой реформы было вызвано желанием правительства решить имеющиеся проблемные моменты, осуществляя как принцип солидарности, так и введения накоплений, таким образом предоставив возможность образования достойных пенсионных выплат.
Мировая практика на протяжении множества лет применяет трёхуровневую пенсионную модель. Данная модель включает в свой состав следующие компоненты:
Государственная либо трудовая пенсия, соответствующая гарантированному уровню выплат и в большинстве своём зависящая от трудового стажа сотрудника;
Накопительная система обязательного страхования. Представляющая из себя накопительную часть пенсии, инвестированную в НПФ либо которая была передана управляющей компании (УК);
Комплекс разнообразных программ со льготным налогообложением путём вложения в разнообразные НПФ, банковские организации, страховые организации и т. д. На этом уровне обеспечиваются большие дивиденды, существенно увеличивающие уровень доходов пенсионера, доводя его до комфортного уровня.
Согласно сведениям ПФ РФ на 1 января 2016 года в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрировано 149,7 млн. лицевых счетов [1]. Большая часть пенсионных накоплений создаётся в государственной управляющей организации «Внешэкономбанк» и с помощью НПФ (табл. 2).
Таблица 2
Формирование пенсионных накоплений
Проведём рассмотрение инвестиционной доходности, которой обладают участники системы обязательного пенсионного страхования, данные предоставлены в таблице 3 [1].
Таблица 3
Инвестиционная доходность субъектов пенсионного рынка в 2016 г.
Исходя из информационных сведений, которые представлены на официальном сайте ПФ РФ, в 2016 году средняя инвестиционная доходность пенсионных накоплений, которые формируются в частных управляющих организациях составили значение 15,5 %. Данный показатель превысил показатели результатов Внешэкономбанка, исходя из этого можно сделать вывод, что это более всего выгодно для российских граждан.
По пенсионному страхованию на 2016 году функционировало 31 940 страховых договоров. Тем не менее, доля пенсионного страхования в страховании жизнедеятельности продолжает уменьшаться, тем самым показывая негативную динамику. Если в 2015 году доля пенсионного страхования составила значение 1,46 %, то в 2016 году она была уменьшена до значения 0,65 %. За данный период сильно увеличились страховые премии по страхованию жизни, по этой причине уменьшение пенсионного страхования стало в больше степени заметнее. Тем не менее, пенсионное страхование, представляя собой часть финансовых услуг, обладает множеством преимуществ. Могут быть выделены такие достоинства как следующие: большой выбор опций (направлено на разнообразные категории населения); страховая защита начнёт функционировать после внесения первого страхового взноса либо его части; гарантирована выплата страхового обеспечения при любом исходе, другими словами применяется понятие смешанного страхования; кроме гарантированного инвестиционного дохода страховщиком предусматривается выплата дополнительного инвестиционного дохода; система страхования основывается на теорию страхового аннуитета: достаточно внести даже малые денежные суммы на протяжении определённого временного периода. Страховые продукты по пенсионному страхованию могут дополнит обязательное пенсионное страхование и НПО, образовывая таким образом возможности обеспечить увеличенные пенсионные выплаты. Как показали исследования проводимые ВЦИОМ, 69 % гражданами собственные знания о действующей системе пенсионного обеспечения были оценены в качестве поверхностных, на уровне общего представления, без понимания возможностей образования накоплений при помощи финансовых продуктов.
В практике российского государства трёхуровневую систему приняли в как основополагающую в проекте стратегию развития пенсионной системы до 2030 года. Её практическое осуществление по состоянию на текущий период времени достаточно затруднительно по разным причинам, тем не менее она представляет собой единственно возможную, так как предоставляет возможности для граждан по формированию дополнительных накоплений для обеспечения в старости.
2.3. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ
Медицинское страхование – это совокупность видов страхования, которые предусматривают обязанность страховой компании по осуществлению частичной или полной компенсации расходов застрахованного, вызванных его обращением в организацию, предоставляющую медицинские услуги, которые включены в программу реализуемого страхового продукта в сфере медицинского страхования.
2.1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляет собой один из элементов системы социального страхования и позволяет покрыть риски профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
Область его действия ограничена последствиями несчастных случаев на профессиональных заболеваний и производстве. Спецификой обязательного социального страхования от несчастных случаев представляет то, что страховые взносы в полной мере оплачивает работодатель. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве существует практически в каждом развитом государстве, помогая повышать социальную защищённость граждан.
Проведение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возлагается на Фонд социального страхования РФ. В 2000 году на основании ФЗ от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ФСС РФ принял на себя функции единственного ответственного страховщика, выполняющего денежные выплаты страхового возмещения пострадавшим по причине произошедших несчастных случаев на производстве и в связи с профзаболеваниями 7
Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев профессиональных заболеваний и на производстве представляет собой вид социального страхования, которым предусматривается следующее:
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в уменьшении проф. риска;
возмещение вреда, причинённого здоровью и жизни застрахованного лица при выполнении им обязанностей согласно трудовому договору и в других установленных ФЗ случаях, путём предоставления застрахованному в полном объёме всех требуемых видов обеспечения по страхованию, включая выплату по расходам на профессиональную, медицинскую и социальную
реабилитацию;
обеспечение предупредительных мер по снижению профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
Согласно содержанию статьи 4 ФЗ №125-ФЗ ключевыми принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний являются следующие:
гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
экономическая заинтересованность субъектов страхования в повышении качества условий и увеличении безопасности трудовой деятельности, уменьшении производственного травматизма и проф. заболеваемости;
обязательность регистрации в качестве страхователей каждого из лиц, которые нанимаются (привлекаются к трудовой деятельности) сотрудников, которые подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев профессиональных заболеваний и на производстве;
обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
дифференцированность страховых тарифов зависимо от класса профессионального риска.
Этим законом устанавливаются лица, которые подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев профессиональных заболеваний и на производстве:
физические лица, которые выполняют работу согласно трудовому договору, который был заключен с страхователем;
физические лица, которые были осуждены к лишению свободы и привлекаются к трудовой деятельности страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Регистрация страхователя в органах ФСС РФ является обязательной. Регистрация юридических лиц в качестве страхователей осуществляется в региональных отделениях Фонда.
По решению управляющего региональным отделением Фонда полномочия по регистрации страхователей может возлагаться на филиалы региональных отделений Фонда. Причём следует соблюсти установленные законодательством РФ сроки регистрации страхователей, направление региональными отделениями Фонда в регистрирующий орган информационных сведений о регистрации страхователей
, как и обеспечение защиты информации о страхователях, передаваемых в филиалы регионального отделения Фонда. Согласно Закону установлены экономические, правовые и организационные основы обязательного социального страхования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, а также определён порядок возмещения вреда, причиненного здоровью и жизни работника в случае выполнения им обязанностей согласно трудовому договору и в других случаях, которые установлены Законом.
2.2. ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
Тема пенсионного обеспечения представляет собой достаточно злободневную для российских граждан. После перехода к рыночной экономике, вопрос, кто должен возлагать на себя ответственность по созданию последующих выплат – государство либо сами граждане, всё ещё открыт. Пенсионная система государства представляет собой наиболее важный аспект социальной политики. А пенсионное страхование представляет собой один из элементов финансовых услуг для граждан. 8
Современная пенсионная система начала образовываться после перехода к рыночным отношениям. В 1990 году в связи с учреждением ПФ РФ, пенсионные средства населения были отделены от государственного бюджета. На сегодняшний момент времени по причине некоторых проблемных моментов (к примеру, дефицит бюджета ПФ РФ, демографические факторы, недостаточный размер пенсионных выплат) полагаться лишь на обязательную систему пенсионного страхования нельзя.
В 2013 г. началась очередная пенсионная реформа, одним из направлений которой стал порядок формирования пенсионных выплат. Согласно итогам осуществления данной реформы с 2016 года, пенсию разделили на следующие части: накопительную и страховую. Правом на накопительную пенсию обладают не все российские граждане, а физические лица 1967 года рождения и младше, которые уже сделали до окончания 2016 года выбор в ее пользу. Проведение этой реформы было вызвано желанием правительства решить имеющиеся проблемные моменты, осуществляя как принцип солидарности, так и введения накоплений, таким образом предоставив возможность образования достойных пенсионных выплат.
Мировая практика на протяжении множества лет применяет трёхуровневую пенсионную модель. Данная модель включает в свой состав следующие компоненты:
Государственная либо трудовая пенсия, соответствующая гарантированному уровню выплат и в большинстве своём зависящая от трудового стажа сотрудника;
Накопительная система обязательного страхования. Представляющая из себя накопительную часть пенсии, инвестированную в НПФ либо которая была передана управляющей компании (УК);
Комплекс разнообразных программ со льготным налогообложением путём вложения в разнообразные НПФ, банковские организации, страховые организации и т. д. На этом уровне обеспечиваются большие дивиденды, существенно увеличивающие уровень доходов пенсионера, доводя его до комфортного уровня.
Согласно сведениям ПФ РФ на 1 января 2016 года в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрировано 149,7 млн. лицевых счетов [1]. Большая часть пенсионных накоплений создаётся в государственной управляющей организации «Внешэкономбанк» и с помощью НПФ (табл. 2).
Таблица 2
Формирование пенсионных накоплений
Способы формирования пенсии | Количество заключенных договоров, шт. |
В государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» | 49 200 000 |
В частных управляющих компаниях | 500 000 |
В негосударственных пенсионных фондах | 31 000 000 |
Проведём рассмотрение инвестиционной доходности, которой обладают участники системы обязательного пенсионного страхования, данные предоставлены в таблице 3 [1].
Таблица 3
Инвестиционная доходность субъектов пенсионного рынка в 2016 г.
Инвестиционный инструмент | Инвестиционная доходность, % |
Расширенный портфель Внешэкономбанка | 13,3 |
По портфелю государственных ценных бумаг ВЭБа | 11,9 |
Частные управляющие компании | 15,5 |
Исходя из информационных сведений, которые представлены на официальном сайте ПФ РФ, в 2016 году средняя инвестиционная доходность пенсионных накоплений, которые формируются в частных управляющих организациях составили значение 15,5 %. Данный показатель превысил показатели результатов Внешэкономбанка, исходя из этого можно сделать вывод, что это более всего выгодно для российских граждан.
По пенсионному страхованию на 2016 году функционировало 31 940 страховых договоров. Тем не менее, доля пенсионного страхования в страховании жизнедеятельности продолжает уменьшаться, тем самым показывая негативную динамику. Если в 2015 году доля пенсионного страхования составила значение 1,46 %, то в 2016 году она была уменьшена до значения 0,65 %. За данный период сильно увеличились страховые премии по страхованию жизни, по этой причине уменьшение пенсионного страхования стало в больше степени заметнее. Тем не менее, пенсионное страхование, представляя собой часть финансовых услуг, обладает множеством преимуществ. Могут быть выделены такие достоинства как следующие: большой выбор опций (направлено на разнообразные категории населения); страховая защита начнёт функционировать после внесения первого страхового взноса либо его части; гарантирована выплата страхового обеспечения при любом исходе, другими словами применяется понятие смешанного страхования; кроме гарантированного инвестиционного дохода страховщиком предусматривается выплата дополнительного инвестиционного дохода; система страхования основывается на теорию страхового аннуитета: достаточно внести даже малые денежные суммы на протяжении определённого временного периода. Страховые продукты по пенсионному страхованию могут дополнит обязательное пенсионное страхование и НПО, образовывая таким образом возможности обеспечить увеличенные пенсионные выплаты. Как показали исследования проводимые ВЦИОМ, 69 % гражданами собственные знания о действующей системе пенсионного обеспечения были оценены в качестве поверхностных, на уровне общего представления, без понимания возможностей образования накоплений при помощи финансовых продуктов.
В практике российского государства трёхуровневую систему приняли в как основополагающую в проекте стратегию развития пенсионной системы до 2030 года. Её практическое осуществление по состоянию на текущий период времени достаточно затруднительно по разным причинам, тем не менее она представляет собой единственно возможную, так как предоставляет возможности для граждан по формированию дополнительных накоплений для обеспечения в старости.
2.3. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ
Медицинское страхование – это совокупность видов страхования, которые предусматривают обязанность страховой компании по осуществлению частичной или полной компенсации расходов застрахованного, вызванных его обращением в организацию, предоставляющую медицинские услуги, которые включены в программу реализуемого страхового продукта в сфере медицинского страхования.