ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5581

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В конце 80-х годов в республиках Прибалтики были созданы народные фронты, которые 
повели борьбу за мирный выход прибалтийских республик из состава СССР. 16 ноября 
1988 г. Верховный совет Эстонской ССР провозгласил «суверенитет» республики. 26 мая 
1989 г. ее примеру последовала Литва, а 29 июля 1989 г. – Латвия.  

 

11 марта 1990 г. Верховный совет Литовской ССР принял акт о восстановлении 
Литовского государства, то есть Литовской Республики, которая существовала до 1940 г. 
По смыслу этот шаг означал формальное восстановление независимого Литовского 
государства. В Москве акт о независимости Литвы признан не был, и против Вильнюса 
были применены экономические санкции: прекратились централизованные поставки 
нефти в Литву. Уступая давлению, литовское руководство 29 июня 1990 г. объявило 
мораторий на введение в силу декларации о независимости, то есть отложило его.  

 

4 и 8 мая 1990 г. резолюции о формальном провозглашении независимости приняли 
верховные советы Латвийской и Эстонской ССР. Учитывая опыт Литвы, они тоже заявили 
об отсрочке введения этих деклараций в действие. 23 августа 1990 г. примеру 
прибалтийских республик последовала Армения. Все эти решения были объявлены в 
Москве не имеющими силы как противоречащие конституции СССР. Таким образом, ни 
одна из провозгласивших независимость республик не спешила заявлять о фактическом 
выходе из СССР. Все опасались реакции Москвы.  

 

Союзные власти не предпринимали решительных шагов, чтобы восстановить контроль 
над ситуацией в Закавказье и Прибалтике. Силы М.С.Горбачева были поглощены 
внутренней борьбой в КПСС. В ее центре оставался вопрос о демократизации и введении 
плюрализма политической системы. В марте 1990 г. третий Съезд народных депутатов 
СССР отменил ст. 6 Конституции СССР, закреплявшую за КПСС положение 
«руководящей и направляющей силы» советского общества. М.С.Горбачев был избран на 
съезде президентом СССР, сохранив за собой пост генерального секретаря ЦК КПСС.  

 

Хотя Москва не признала независимости Литвы и та формально с этим считалась, 
фактически литовское правительство вело себя так, как если бы Литовская ССР 
действительно уже была независимым государством. В январе 1991 г. союзное 
руководство все же решилось восстановить контроль над Литвой при помощи силы. 
Москва не рискнула использовать против сепаратистов части регу-{♦}лярной армии. В 
Литву были направлены силы ОМОН, которые попытались захватить ключевые точки 
литовской столицы. Горожане оказали сопротивление омоновцам. Произошли уличные 
столкновения, приведшие к человеческим жертвам. Союзное правительство отступило, 
Литва де-факто перестала подчиняться указаниям из Москвы, хотя по-прежнему 
опасалась формально заявлять о выходе из СССР.  

 

Центробежные тенденции нарастали, осложняя положение М.СТГорбачева. В мае 1990 г. 
съезд народных депутатов РСФСР избрал Б.Н.Ельцина председателем Верховного совета 


background image

РСФСР, что превратило его во вторую по значению политическую фигуру в Москве – 
руководителя крупнейшей союзной республики СССР, России. Демократическая 
оппозиция стала поддерживать его против М.С.Горбачева, политику которого после 
попытки силой подавить сепаратистов в Литве она считала «реакционной». Понимая это, 
Б.Н.Ельцин стремился продемонстрировать свои симпатии сторонникам «суверенизации» 
союзных республик. Поддержка «суверенитетов» республик против союзного центра 
стала важнейшей частью программы Б.Н.Ельцина, инструментом его борьбы с 
М.С.Горбачевым.  

 

Отношения союзной власти с республиками продолжали осложняться. Руководство 
РСФСР не скрывало отрицательного отношения к усилиям М.С.Горбачева сохранить 
Союз ССР посредством его реформирования. 12 июня 1991 г. по предложению 
Б.Н.Ельцина Российская Федерация провозгласила свой «суверенитет». На этом 
основании день 12 июня в дальнейшем был объявлен национальным праздником России.  

 

 «Суверенизация» России спровоцировала в июне-июле 1990 г. так называемый парад 
суверенитетов – о своем «суверенитете» заявили Узбекистан, Молдавия, Украина и 
Белоруссия. Пытаясь договориться с республиками, 24 октября 1990 г. М.С.Горбачев 
встретился с лидерами 11 республик и представил им на обсуждение проект нового 
союзного договора. Союзное правительство предлагало трансформировать СССР из 
«жесткой» федерации, которой он был с момента создания, в «мягкую» – внутри которой 
союзные республики пользовались бы предельно широкими полномочиями во всех 
областях внутренней жизни. Республиканские элиты занимали выжидательную позицию в 
диалоге с центром. Основой оппозиции М.С.Горбачеву было руководство Российской 
Федерации во главе с Б.Н.Ельциным. Внешняя политика была единственной сферой, в 
которой полномочия и власть М.С.Горбачева еще не оспаривались.  

К содержанию главы 

 

Объединение Германии 

 

Принципиальная договоренность об объединении Германии была достигнута между 
СССР и США во время встречи М.С.Горбачева и Дж.Буша на Мальте в декабре 1989 г., 
когда стало ясно, что в ГДР к власти пришли сторонники демократизации и 
реформирования {♦} страны по западному образцу. Нужно было договориться об 
условиях объединения. Во-первых, следовало определить формулу переговоров. Имелось 
два ее варианта – «два плюс четыре» или «четыре плюс два». При первом основными 
участниками выработки соглашения становились два германских государства, к которым 
на каком-то этапе должны были присоединиться великие державы – участницы 
антигитлеровской коалиции времен Второй мировой войны. При втором – условия 
объединения должно было вырабатываться только четырьмя странами бывшей 
антигитлеровской коалиции, а двум германским государствам был бы предложен для 
присоединения к нему уже подготовленный документ.  


background image

 

Во-вторых, нужно было прояснить вопрос о границах единой Германии. В этом вопросе 
не было оснований ждать осложнений, так как оба германских государства порознь уже 
давно подтвердили признание границ по Одеру и Нейсе. Требовалось лишь найти форму, 
в которой это признание было бы зафиксировано Германией объединившейся.  

 

В-третьих, было необходимо договориться о статусе будущей единой Германии – станет 
ли она нейтральным государством, как долгое время настаивал Советский Союз, или 
сохранит право входить в военно-политические союзы.  

 

Вопрос объединения тревожил западноевропейские государства. Наибольшие сомнения 
испытывала Франция. Париж опасался, что с возникновением единого немецкого 
государства соотношение сил в тандеме Франция – ФРГ изменится в пользу последней. 
Кроме того, было не ясно, как отнесется будущая единая Германия к предложенному 
Францией плану углубления валютно-финансового союза западноевропейских стран и 
введению в перспективе единой европейской валюты. Еще 6 декабря 1989 г. на встрече с 
М.С.Горбачевым в Киеве президент Франции Франсуа Миттеран высказывался в том 
смысле, что два суверенных немецких государства должны и впредь существовать 
порознь. Сдержанно перспективы быстрого объединения Германии оценивала глава 
британского кабинета М.Тэтчер.  

 

Однако в апреле 1990 г. на сессии Европейского совета в Дублине было достигнуто 
соглашение о едином подходе стран Европейского сообщества к вопросу объединения 
Германии. Стараясь развеять сомнения партнеров, ФРГ на этом заседании согласилась 
ускорить работы по созданию валютного союза западноевропейских государств. ФРГ 
также присоединилась к Шенгенским соглашениям. В ответ Франция, Британия, Италия и 
другие страны ЕС высказались в поддержку объединения Германии.  

 

Этот процесс пошел по формуле «два плюс четыре». Инициатива в нем принадлежала 
ФРГ. В ноябре 1989 г. канцлер Г.Коль огласил программу поэтапного объединения 
Германии из 10-ти пунктов. Главным среди них было безоговорочное признание будущей 
единой Германией существующих европейских границ. Для согласования своего плана с 
СССР западногерманское руководство вело перего-{♦}воры с советскими 
представителями на протяжении первой половины 1990 г. К маю 1990 г. ФРГ добилась от 
Советского Союза не только понимания в вопросе о политико-правовых механизмах 
объединения с ГДР, но и согласия на участие объединенной Германии в НАТО. В июле 
1990 г. на встрече М.С.Горбачева и Г.Коля в Железноводске были выработаны условия 
вывода советских войск из ГДР, что обусловливалось сокращением единой Германией 
численности вооруженных сил и подтверждением ею отказа от производства и обладания 
атомным, биологическим и химическим оружием.  

 


background image

Понимая, что объединение Германии, помимо Франции и СССР, может беспокоить 
Польшу, правительство Г.Коля провело переговоры с польским руководством. Германская 
сторона заявила об отсутствии у нее территориальных претензий к кому бы то ни было. 
По настоянию Г.Коля в марте 1990 г. бундестаг ФРГ принял специальную резолюцию о 
нерушимости послевоенных границ Германии с Польшей.  

 

Успех в урегулировании внешних аспектов германского вопроса позволил Г.Колю начать 
реализацию его плана. В феврале 1990 г. было объявлено о создании между ГДР и ФРГ 
валютного союза, основой которого должна была стать западногерманская марка. Союз 
был выгоден населению Восточной Германии, которое получало возможность по 
льготному курсу обменять «слабую» восточногерманскую валюту на «сильную» марку 
ФРГ. Симпатии немцев на востоке страны были на стороне Г.Коля.  

 

В марте 1990 г. в ГДР состоялись первые в ее истории выборы на основе подлинно 
многопартийной системы. Победил блок некоммунистических партий «Альянс за 
Германию», выступавший за объединение страны на основе западногерманской 
конституции – фактически за присоединение ГДР к ФРГ.  

 

В мае 1990 г. новое правительство ГДР во главе с Лотаром де Мезьером заключило с ФРГ 
договор о валютном, экономическом и социальном союзе, который фактически делал обе 
страны единым целым во всем, за исключением сферы международных отношений и 
обороны.  

 

21 июня 1990 г. между ГДР и ФРГ был заключен Государственный договор об 
объединении Германии, который, однако, мог вступить в силу только после 
урегулирования внешних аспектов германской проблемы. 22 августа 1990 г. Народная 
палата ГДР приняла решение о присоединении к ФРГ с 3 октября 1990 г.  

 

С 5 мая по 17 июля 1990 г. в Бонне, Берлине и Париже состоялось три тура 
многосторонних переговоров по Германии в соответствии с формулой «два плюс четыре». 
Внешние аспекты объединения Германии были урегулированы 12 сентября 1990 г. 
подписанием в Москве Договора об окончательном урегулировании в отношении 
Германии. Он был подписан министрами иностранных дел двух германских государств, 
СССР, США, Великобритании и Франции в присутствии президента СССР 
М.С.Горбачева. В международно-правовом отношении он представлял собой 
окончательное мирное {♦} разрешение германской проблемы. Статус Германии как 
суверенного государства восстанавливался, а права бывших оккупирующих держав в 
отношении обеих частей Германии прекращались. Объединение Германии состоялось Ъ 
октября 1990 г. Территория бывшей ГДР превратилась в пять новых земель ФРГ. 
Аналогичным образом были объединены две части Берлина.  

 


background image

Советские войска могли оставаться на территории бывшей ГДР до конца 1995 г. (в 1994 г. 
они были выведены досрочно). Германия приняла на себя обязательства по 
финансированию содержания выводимых советских войск и обустройства их в новых 
местах дислокации на советской территории. Кроме того, германская сторона после 
вывода советских войск была обязана воздерживаться от размещения на территории 
восточных земель Германии иностранных вооруженных сил, ядерного оружия или его 
носителей.  

 

В ознаменование заслуг в деле укрепления мира М.С.Горбачев был удостоен Нобелевской 
премии мира за 1990 г.  

К содержанию главы 

 

Подписание Договора об ограничении обычных 

      вооруженных сил в Европе 

 

В начале 90-х годов происходила ломка отношений между государствами, сравнимая по 
радикальности лишь с мировыми войнами XX века. Ввиду разрушения подконтрольных 
Советскому Союзу военного и экономического блоков западные страны перестали 
считать их источником угрозы. В июле 1990 г. на лондонской сессии совета НАТО была 
принята декларация, в которой содержались предложения о трансформации военных 
союзов в Европе и начале диалога между НАТО и ОВД. Страны НАТО отказались от 
доктрины «обороны на передовых рубежах» и приняли решения о модификации 
концепции гибкого реагирования в контексте уменьшения роли ядерного оружия. 
Государства альянса сочли возможным отказаться от применения ядерного оружия 
первыми.  

 

19 октября 1990 г. в Париже состоялась встреча представителей 22-х стран НАТО и ОВД, 
которые подписали Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе 
(ДОВСЕ). Его смысл состоял в установлении численных ограничений обычных 
наступательных вооружений стран-участниц и регламентации их базирования в 
конкретных географических районах. Ставилась задача выравнивания общего числа 
вооружений со стороны НАТО и ОВД.  

 

Наиболее строгие ограничения вводились на территории Центральной зоны (страны 
Бенилюкса, Венгрия, Германия, Польша и Чехословакия), в которой войска НАТО и ОВД 
входили в непосредственное соприкосновение. По мере удаления от нее допустимая 
концентрация войск увеличивалась. Такая форма ограничений («матрешка») позволяла 
уменьшить боеготовность сторон в центре Европы и обеспечить достаточно высокий ее 
уровень на периферии.