ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5573
Скачиваний: 27
социалистические страны), принятое в ноябре 1993 г. в Гааге на совещании стран-
участниц этого комитета. Вместо КОКОМ была создана организация по контролю за
экспортом товаров и технологий двойного назначения и обычных вооружений в
государства, политика которых вызывает озабоченность международного сообщества.
В ноябре 1992 г. республиканская партия потерпела поражение, и президентом США стал
кандидат от демократов Билл Клинтон. Формирование «квази-союзнических» отношений
между Россией и Соединенными Штатами продолжилось. В США говорилось о том, что
основой российско-американского сближения является сотрудничество в
демократическом преобразовании России, строительстве в ней свободного общества и
рыночной экономики. На несколько лет идея «демократической солидарности» России и
США, России и Запада заслонила противоречия, которые существовали в российско-
американских отношениях.
3 января 1993 г., еще до вступления в должность новоизбранного президента, Дж.Буш-
старший посетил Москву. В ходе его визита был подписан российско-американский
Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных
вооружений (СНВ-2, START II). При подписании стороны исходили из того, что договор
вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор
СНВ-1 от 1991 г. и присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия в
качестве неядерных государств. Договор предусматривал сокращение к январю 2003 г.
числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц.
Договор был ратифицирован конгрессом США в январе 1996 г. В июне 1995 г. он был
внесен на ратификацию в Федеральное Собрание России. Процесс ратификации затянулся
до 1997 г. Российский депутатский корпус не соглашался утвердить договор, официально
ввиду отсутствия в бюджете средств на реализацию обязательства по замене
разделяющихся головных частей российских ракет моноблочными боеголовками. На
самом деле, позиция депутатов была связана с начавшимся к тому времени обострением
российско-американских разногласий из-за вмешательства стран НАТО в Боснии и планов
расширения НАТО на восток, в которых Москва усматривала угрозу для российских
интересов (см. ниже).
К содержанию главы
Проблема ядерного наследия СССР
Распад Советского Союза обострил проблему контроля над вооружениями. Подписанный
летом 1991 г. в Москве советско-американский договор СНВ-1 не мог вступить в силу без
его ратифика-{♦}ции уже не одним государством – СССР, а четырьмя – Российской
Федерацией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, на территориях которых находилось
ядерное оружие бывшего Союза ССР. Ядерный статус России как правопреемницы и
правопродолжательницы СССР не оспаривался, и сама она не собиралась от него
отказываться. Не было ясно, как поведут себя другие страны. Наличие под их контролем
ядерного оружия могло служить основанием для требований о признании за этими
государствами ядерного статуса. Москва и Вашингтон были заинтересованы в том, чтобы
три новые «полуядерные» страны согласить удалить атомное оружие со своей территории
и признали себя неядерными государствами. Россия и США стали оказывать
согласованное давление на Украину, Белоруссию и Казахстан.
Руководство Белоруссии и Казахстана проявило готовность провозгласить безъядерный
статус и вывести ядерное оружие в Россию. Позиция Украины была уклончивой. С одной
стороны, украинское руководство склонялось к принятию безъядерного статус, с другой –
противилось выводу ядерного оружия, требуя финансовой компенсации за стоимость
вывозимого в Россию атомного сырья и оборудования. Эта позиция отражала разногласия
внутри украинской элиты по поводу ориентиров внешней политики. При этом украинское
руководство опасалось международной изоляции, в которой оно могла оказаться в случае
провозглашения Украины ядерной державой. Об этом Киев предупреждали представители
американской администрации.
В начале мая 1992 г. парламенты Украины, Белоруссии и Казахстана ратифицировали этот
договор CНВ-1. Украина сопроводила ратификацию оговоркой, о том, что ядерное оружие
с ее территории будет удалено к концу оговоренного договором семилетнего срока при
условии, если ей будет выплачена соответствующая финансовая компенсация. Киев
обусловил свое согласие на удаление ядерного оружия с украинской территории
получением финансовой помощи.
23 мая 1992 г. в Лиссабоне представители США, России, Украины, Белоруссии и
Казахстана подписали протокол к советско-американскому договору СНВ-1, согласно
которому последние три страны согласились принять на себя обязательства бывшего
СССР по договору СНВ-1. Украина, Белоруссия и Казахстан обязались присоединиться к
договору о нераспространения ядерного оружия в качестве безъядерных стран.
На практике решение вопроса затянулось на несколько лет из-за позиции Киева. Только
14 января 1994 г. в Москве во время визита в Россию президента США Б.Клинтона было
подписано трехстороннее российско-американо-украинское (президент Украины
Л.М.Кравчук для подписания этого документа на один день прибыл в Москву)
соглашение о сокращении ядерного оружия и гарантиях безопасности Украины. Россия и
США обязались гарантировать безопасность Украины после вывода с ее территории
ядерного оружия, {♦} а украинская сторона подтвердила обязательство завершить вывод
ядерного оружия в Россию, на что Соединенные Штаты согласились выделить ей целевую
помощь.
К содержанию главы
Становление СНГ и вопрос обеспечения
безопасности на его пространстве
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате восемь республик бывшего СССР подписали протокол об
их присоединении к Беловежским соглашени ям, ранее подписанным Россией, Украиной
и Белоруссией. В Содру жество Независимых Государств (СНГ) официально вошло 11
госу дарств: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Россия,
Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украи на. Вне СНГ остались страны Прибалтики
и Грузия.
Вскоре после этого, в начале 1992 г., в Азербайджане было свергнуто руководство
компартии во главе с Аязом Муталибовым. К власти пришел Народный фронт
Азербайджана под руководством Абульфаза Эльчибея. В ноябре 1992 г. Национальное
собрание страны отказалось ратифицировать алма-атинский протокол в знак протеста
против курса, который проводила Россия в армяно-азербайджанском конфликте (см.
ниже). Азербайджанские представители принимали участие в работе органов СНГ лишь в
качестве наблюдателей. Таким положение оставалось до 1993 г., когда в Баку произошла
смена власти и новое руководство страны во главе с Гейдаром Алиевым осуществило
необходимые шаги для вступления в СНГ.
Столицей Содружества был провозглашен Минск. Оно заместило СССР, но не заменило
его. Новое образование было не государством, а международной организацией. Распад
Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств всех бывших
советских республик. Это спровоцировало в них оппозиционные брожения, активизацию
сил антикоммунистической и националистической направленности. Между некоторыми
молодыми государствами возникли споры и противоречия.
Азербайджан и Армения находились в состоянии войны друг с другом. Политические
противоречия существовали между Россией и Украиной. В Молдавии, ввиду роста
настроений в пользу объединения с Румынией, возник гражданский конфликт из-за
статуса Приднестровья, в котором Кишинев, с одной стороны, и Москва и Киев, с другой,
оказались в состоянии полуоткрытого противоборства. В Таджикистане началась борьба
между территориальными кланами. Она слилась с противостоянием сторонников
светского и исламского правления и вылилась в гражданскую войну. В такой ситуации
говорить об успехе сотрудничества в СНГ было трудно. Его задача состояла в
стабилизации обстановки на пространстве бывшего СССР, замораживании возникших
конфликтов и предупреждении новых.
22 января 1993 г. на саммите 10 стран СНГ в Минске удалось согласовать и принять устав
Содружества. Решение о его принятии было подписано главами семи государств
(Армении, Белоруссии, {♦} Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана).
Безоговорочно устав одобрили только Россия и Казахстан. Белоруссия сделала оговорки,
не пожелав связывать себя обязательствами направлять вооруженные силы для
урегулирования конфликтов, в которых она непосредственно не участвует. Узбекистан
зафиксировал возражения по поводу некоторых из включенных в текст устава трактовок
прав человека. Украина, Молдавия и Туркмения подписывать устав вообще отказались.
Азербайджан, поглощенный войной с Арменией, на встрече представлен не был, и
подписал устав только в конце 1993 г. Тем не менее, ратифицированный семью странами
СНГ устав вступил в силу в январе 1994 г.
Таким образом, официально членами Содружества стали Азербайджан (с 1993), Армения,
Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В конце 1993 г. к
ним присоединилась Грузия, которая после прихода к власти в Тбилиси нового
руководства во главе с Эдуардом Шеварднадзе подписала протокол о присоединении к
СНГ и его устав.
В апреле 1994 г. устав подписала Молдавия, сделав оговорки относительно
недействительности для нее положений, касающихся обороны и военно-политического
сотрудничества стран СНГ. Решение о присоединении к уставу не было ратифицировано
молдавским парламентом. Туркмения и Украина не присоединились к уставу ни в какой
форме.
Попыткой преодолеть наметившиеся в связи с этим противоречия является работа по
пересмотру отдельных положений устава, начатая в 2003 г. в связи с десятилетием со дня
его подписания. Украина, Молдавия и Туркмения полноправными членами СНГ так и не
стали, но продолжали принимать участие в его деятельности.
Стремясь предупредить появление на территориях бывших республик СССР иностранных
баз и сохранить свои собственные, российское руководство предприняло попытку найти
новые организационные формы военно-политического сотрудничества на постсоветском
пространстве. 15 мая 1992 г. в Ташкенте Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия,
Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности
сроком на пять лет с возможностью последующего автоматического продления. Он
вступил в силу в апреле 1994 г. Азербайджан и Грузия присоединились к договору в 1993
г. Молдавия и Туркмения его не подписали – Молдавия из-за противоречий с Украиной и
Россией из-за Приднестровья, а Туркмения – ввиду провозглашения им статуса
нейтрального государства. Украина тоже не подписала договор, но добилась для себя в
его рамках статуса наблюдателя.
Ташкентский договор не мог служить основой эффективной военно-политической
организации на пространстве СНГ ввиду противоречий между присоединившимися к
нему странами. Армения и Таджикистан вступили в него с серьезными намерениями,
добиваясь военной помощи от России. Армения – опасаясь войны с Азербай-{♦}джаном и
союзной ему Турцией. Таджикистан – из страха перед возможным вмешательством со
стороны Узбекистана и интервенцией исламских экстремистов с территории Афганистана.
В отличие от них Азербайджан рассчитывал всего лишь использовать участие в
Ташкентском договоре для нормализации отношений с Арменией посредством
умиротворяющего коллективного воздействия на нее в вопросе о Карабахе. Грузия
надеялась, что Россия окажет ей поддержку в восстановлении контроля над Абхазией и
Южной Осетией (см. ниже). Узбекистан присоединился к договору отчасти ввиду
неопределенности ситуации в соседнем Таджикистане. В случае захвата власти в этой
стране исламистами волна экстремизма из Таджикистана могла хлынуть в Узбекистан, и
ему понадобилась бы военная помощь, источником которой могла быть в начале 90-х
годов только Россия. Представления о военных угрозах у каждой из стран были разными.
Юридически Ташкентский договор выглядел как «сильный». В ст. 4 говорилось о том, что
нападение на одну из стран-участниц будет рассматриваться как агрессия против них
всех. Но в договоре не пояснялось, применимо ли это положение к любому нападению
или же только нападению извне, то есть со стороны государств, не являющихся
участниками договора. Поэтому Таджикистану, например, не было ясно, должны ли
страны Ташкентского договора оказывать ему помощь в случае его конфликта с
Узбекистаном. В таком же положении ощущал себя Азербайджан ввиду его конфликта с
Арменией. В договоре не был описан механизм принятия решений об оказании военной
помощи, что делало его похожим на декларацию.
Конфликты на территории Содружества показали невысокую эффективность
Ташкентского договора с тем кругом участников, которые к нему присоединились и с
точки зрения тех целей, которые были в нем официально заявлены. Вместе с тем, он
создал юридическую базу для формирования многонациональных миротворческих сил
СНГ, ядро которых составляли контингенты России. Многонациональные силы в
некоторых случаях оказывали сдерживающее влияние на региональные конфликты.
Миротворчество облегчало России сотрудничество со странами СНГ в охране внешних
границ Содружества, что позволяло Москве частично сохранять контроль над ситуацией у
дальних подступов к границам России.
В первой половине 90-х годов российские пограничники продолжали обеспечивать
охрану внешних границ государств СНГ, о чем были заключены специальные соглашения.
В 1998-1999 гг. пограничное присутствие России по настоянию принимающих сторон
было свернуто в Туркменистане и Грузии. Формирования Федеральной пограничной
службы России продолжили охранять внешние границы Армении и Таджикистана, в
разной степени участвуя в охране границ Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Основополагающими документами взаимодействия стран СНГ в пограничной сфере стал
договор о сотрудничестве в охране границ государств-{♦}участников СНГ с
государствами, не входящими в Содружество, от 26 мая 1995 г. Его подписали Армения,
Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Для
Грузии, Киргизии и Узбекистана в силу он не вступил.