ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5573

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

социалистические страны), принятое в ноябре 1993 г. в Гааге на совещании стран-
участниц этого комитета. Вместо КОКОМ была создана организация по контролю за 
экспортом товаров и технологий двойного назначения и обычных вооружений в 
государства, политика которых вызывает озабоченность международного сообщества.  

 

В ноябре 1992 г. республиканская партия потерпела поражение, и президентом США стал 
кандидат от демократов Билл Клинтон. Формирование «квази-союзнических» отношений 
между Россией и Соединенными Штатами продолжилось. В США говорилось о том, что 
основой российско-американского сближения является сотрудничество в 
демократическом преобразовании России, строительстве в ней свободного общества и 
рыночной экономики. На несколько лет идея «демократической солидарности» России и 
США, России и Запада заслонила противоречия, которые существовали в российско-
американских отношениях.  

 

3 января 1993 г., еще до вступления в должность новоизбранного президента, Дж.Буш-
старший посетил Москву. В ходе его визита был подписан российско-американский 
Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных 
вооружений (СНВ-2, START II). При подписании стороны исходили из того, что договор 
вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор 
СНВ-1 от 1991 г. и присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия в 
качестве неядерных государств. Договор предусматривал сокращение к январю 2003 г. 
числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц.  

 

Договор был ратифицирован конгрессом США в январе 1996 г. В июне 1995 г. он был 
внесен на ратификацию в Федеральное Собрание России. Процесс ратификации затянулся 
до 1997 г. Российский депутатский корпус не соглашался утвердить договор, официально 
ввиду отсутствия в бюджете средств на реализацию обязательства по замене 
разделяющихся головных частей российских ракет моноблочными боеголовками. На 
самом деле, позиция депутатов была связана с начавшимся к тому времени обострением 
российско-американских разногласий из-за вмешательства стран НАТО в Боснии и планов 
расширения НАТО на восток, в которых Москва усматривала угрозу для российских 
интересов (см. ниже).  

К содержанию главы 

 

Проблема ядерного наследия СССР 

 

Распад Советского Союза обострил проблему контроля над вооружениями. Подписанный 
летом 1991 г. в Москве советско-американский договор СНВ-1 не мог вступить в силу без 
его ратифика-{♦}ции уже не одним государством – СССР, а четырьмя – Российской 
Федерацией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, на территориях которых находилось 
ядерное оружие бывшего Союза ССР. Ядерный статус России как правопреемницы и 


background image

правопродолжательницы СССР не оспаривался, и сама она не собиралась от него 
отказываться. Не было ясно, как поведут себя другие страны. Наличие под их контролем 
ядерного оружия могло служить основанием для требований о признании за этими 
государствами ядерного статуса. Москва и Вашингтон были заинтересованы в том, чтобы 
три новые «полуядерные» страны согласить удалить атомное оружие со своей территории 
и признали себя неядерными государствами. Россия и США стали оказывать 
согласованное давление на Украину, Белоруссию и Казахстан.  

 

Руководство Белоруссии и Казахстана проявило готовность провозгласить безъядерный 
статус и вывести ядерное оружие в Россию. Позиция Украины была уклончивой. С одной 
стороны, украинское руководство склонялось к принятию безъядерного статус, с другой – 
противилось выводу ядерного оружия, требуя финансовой компенсации за стоимость 
вывозимого в Россию атомного сырья и оборудования. Эта позиция отражала разногласия 
внутри украинской элиты по поводу ориентиров внешней политики. При этом украинское 
руководство опасалось международной изоляции, в которой оно могла оказаться в случае 
провозглашения Украины ядерной державой. Об этом Киев предупреждали представители 
американской администрации.  

 

В начале мая 1992 г. парламенты Украины, Белоруссии и Казахстана ратифицировали этот 
договор CНВ-1. Украина сопроводила ратификацию оговоркой, о том, что ядерное оружие 
с ее территории будет удалено к концу оговоренного договором семилетнего срока при 
условии, если ей будет выплачена соответствующая финансовая компенсация. Киев 
обусловил свое согласие на удаление ядерного оружия с украинской территории 
получением финансовой помощи.  

 

23 мая 1992 г. в Лиссабоне представители США, России, Украины, Белоруссии и 
Казахстана подписали протокол к советско-американскому договору СНВ-1, согласно 
которому последние три страны согласились принять на себя обязательства бывшего 
СССР по договору СНВ-1. Украина, Белоруссия и Казахстан обязались присоединиться к 
договору о нераспространения ядерного оружия в качестве безъядерных стран.  

 

На практике решение вопроса затянулось на несколько лет из-за позиции Киева. Только 
14 января 1994 г. в Москве во время визита в Россию президента США Б.Клинтона было 
подписано трехстороннее российско-американо-украинское (президент Украины 
Л.М.Кравчук для подписания этого документа на один день прибыл в Москву) 
соглашение о сокращении ядерного оружия и гарантиях безопасности Украины. Россия и 
США обязались гарантировать безопасность Украины после вывода с ее территории 
ядерного оружия, {♦} а украинская сторона подтвердила обязательство завершить вывод 
ядерного оружия в Россию, на что Соединенные Штаты согласились выделить ей целевую 
помощь.  

К содержанию главы 

 


background image

Становление СНГ и вопрос обеспечения 

      безопасности на его пространстве 

 

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате восемь республик бывшего СССР подписали протокол об 
их присоединении к Беловежским соглашени ям, ранее подписанным Россией, Украиной 
и Белоруссией. В Содру жество Независимых Государств (СНГ) официально вошло 11 
госу дарств: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Россия, 
Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украи на. Вне СНГ остались страны Прибалтики 
и Грузия.  

 

Вскоре после этого, в начале 1992 г., в Азербайджане было свергнуто руководство 
компартии во главе с Аязом Муталибовым. К власти пришел Народный фронт 
Азербайджана под руководством Абульфаза Эльчибея. В ноябре 1992 г. Национальное 
собрание страны отказалось ратифицировать алма-атинский протокол в знак протеста 
против курса, который проводила Россия в армяно-азербайджанском конфликте (см. 
ниже). Азербайджанские представители принимали участие в работе органов СНГ лишь в 
качестве наблюдателей. Таким положение оставалось до 1993 г., когда в Баку произошла 
смена власти и новое руководство страны во главе с Гейдаром Алиевым осуществило 
необходимые шаги для вступления в СНГ.  

 

Столицей Содружества был провозглашен Минск. Оно заместило СССР, но не заменило 
его. Новое образование было не государством, а международной организацией. Распад 
Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств всех бывших 
советских республик. Это спровоцировало в них оппозиционные брожения, активизацию 
сил антикоммунистической и националистической направленности. Между некоторыми 
молодыми государствами возникли споры и противоречия.  

 

Азербайджан и Армения находились в состоянии войны друг с другом. Политические 
противоречия существовали между Россией и Украиной. В Молдавии, ввиду роста 
настроений в пользу объединения с Румынией, возник гражданский конфликт из-за 
статуса Приднестровья, в котором Кишинев, с одной стороны, и Москва и Киев, с другой, 
оказались в состоянии полуоткрытого противоборства. В Таджикистане началась борьба 
между территориальными кланами. Она слилась с противостоянием сторонников 
светского и исламского правления и вылилась в гражданскую войну. В такой ситуации 
говорить об успехе сотрудничества в СНГ было трудно. Его задача состояла в 
стабилизации обстановки на пространстве бывшего СССР, замораживании возникших 
конфликтов и предупреждении новых.  

 

22 января 1993 г. на саммите 10 стран СНГ в Минске удалось согласовать и принять устав 
Содружества. Решение о его принятии было подписано главами семи государств 
(Армении, Белоруссии, {♦} Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). 


background image

Безоговорочно устав одобрили только Россия и Казахстан. Белоруссия сделала оговорки, 
не пожелав связывать себя обязательствами направлять вооруженные силы для 
урегулирования конфликтов, в которых она непосредственно не участвует. Узбекистан 
зафиксировал возражения по поводу некоторых из включенных в текст устава трактовок 
прав человека. Украина, Молдавия и Туркмения подписывать устав вообще отказались. 
Азербайджан, поглощенный войной с Арменией, на встрече представлен не был, и 
подписал устав только в конце 1993 г. Тем не менее, ратифицированный семью странами 
СНГ устав вступил в силу в январе 1994 г.  

 

Таким образом, официально членами Содружества стали Азербайджан (с 1993), Армения, 
Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В конце 1993 г. к 
ним присоединилась Грузия, которая после прихода к власти в Тбилиси нового 
руководства во главе с Эдуардом Шеварднадзе подписала протокол о присоединении к 
СНГ и его устав.  

 

В апреле 1994 г. устав подписала Молдавия, сделав оговорки относительно 
недействительности для нее положений, касающихся обороны и военно-политического 
сотрудничества стран СНГ. Решение о присоединении к уставу не было ратифицировано 
молдавским парламентом. Туркмения и Украина не присоединились к уставу ни в какой 
форме.  

 

Попыткой преодолеть наметившиеся в связи с этим противоречия является работа по 
пересмотру отдельных положений устава, начатая в 2003 г. в связи с десятилетием со дня 
его подписания. Украина, Молдавия и Туркмения полноправными членами СНГ так и не 
стали, но продолжали принимать участие в его деятельности.  

 

Стремясь предупредить появление на территориях бывших республик СССР иностранных 
баз и сохранить свои собственные, российское руководство предприняло попытку найти 
новые организационные формы военно-политического сотрудничества на постсоветском 
пространстве. 15 мая 1992 г. в Ташкенте Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, 
Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности 
сроком на пять лет с возможностью последующего автоматического продления. Он 
вступил в силу в апреле 1994 г. Азербайджан и Грузия присоединились к договору в 1993 
г. Молдавия и Туркмения его не подписали – Молдавия из-за противоречий с Украиной и 
Россией из-за Приднестровья, а Туркмения – ввиду провозглашения им статуса 
нейтрального государства. Украина тоже не подписала договор, но добилась для себя в 
его рамках статуса наблюдателя.  

 

Ташкентский договор не мог служить основой эффективной военно-политической 
организации на пространстве СНГ ввиду противоречий между присоединившимися к 
нему странами. Армения и Таджикистан вступили в него с серьезными намерениями, 
добиваясь военной помощи от России. Армения – опасаясь войны с Азербай-{♦}джаном и 


background image

союзной ему Турцией. Таджикистан – из страха перед возможным вмешательством со 
стороны Узбекистана и интервенцией исламских экстремистов с территории Афганистана.  

 

В отличие от них Азербайджан рассчитывал всего лишь использовать участие в 
Ташкентском договоре для нормализации отношений с Арменией посредством 
умиротворяющего коллективного воздействия на нее в вопросе о Карабахе. Грузия 
надеялась, что Россия окажет ей поддержку в восстановлении контроля над Абхазией и 
Южной Осетией (см. ниже). Узбекистан присоединился к договору отчасти ввиду 
неопределенности ситуации в соседнем Таджикистане. В случае захвата власти в этой 
стране исламистами волна экстремизма из Таджикистана могла хлынуть в Узбекистан, и 
ему понадобилась бы военная помощь, источником которой могла быть в начале 90-х 
годов только Россия. Представления о военных угрозах у каждой из стран были разными.  

 

Юридически Ташкентский договор выглядел как «сильный». В ст. 4 говорилось о том, что 
нападение на одну из стран-участниц будет рассматриваться как агрессия против них 
всех. Но в договоре не пояснялось, применимо ли это положение к любому нападению 
или же только нападению извне, то есть со стороны государств, не являющихся 
участниками договора. Поэтому Таджикистану, например, не было ясно, должны ли 
страны Ташкентского договора оказывать ему помощь в случае его конфликта с 
Узбекистаном. В таком же положении ощущал себя Азербайджан ввиду его конфликта с 
Арменией. В договоре не был описан механизм принятия решений об оказании военной 
помощи, что делало его похожим на декларацию.  

 

Конфликты на территории Содружества показали невысокую эффективность 
Ташкентского договора с тем кругом участников, которые к нему присоединились и с 
точки зрения тех целей, которые были в нем официально заявлены. Вместе с тем, он 
создал юридическую базу для формирования многонациональных миротворческих сил 
СНГ, ядро которых составляли контингенты России. Многонациональные силы в 
некоторых случаях оказывали сдерживающее влияние на региональные конфликты. 
Миротворчество облегчало России сотрудничество со странами СНГ в охране внешних 
границ Содружества, что позволяло Москве частично сохранять контроль над ситуацией у 
дальних подступов к границам России.  

 

В первой половине 90-х годов российские пограничники продолжали обеспечивать 
охрану внешних границ государств СНГ, о чем были заключены специальные соглашения. 
В 1998-1999 гг. пограничное присутствие России по настоянию принимающих сторон 
было свернуто в Туркменистане и Грузии. Формирования Федеральной пограничной 
службы России продолжили охранять внешние границы Армении и Таджикистана, в 
разной степени участвуя в охране границ Белоруссии, Казахстана и Киргизии. 
Основополагающими документами взаимодействия стран СНГ в пограничной сфере стал 
договор о сотрудничестве в охране границ государств-{♦}участников СНГ с 
государствами, не входящими в Содружество, от 26 мая 1995 г. Его подписали Армения, 
Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Для 
Грузии, Киргизии и Узбекистана в силу он не вступил.