ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5576
Скачиваний: 27
Влияние России в этой части мира упало – отчасти оттого, что Российская Федерация
после распада СССР утратила границу с «прежней» Восточной Европой – за исключением
небольшого участка российско-польской границы в Калининградской области. Российская
Федерация взамен старых союзных договоров СССР с социалистическими странами в
1993 г. подписала серию договоров о дружбе и сотрудничества с Болгарией, Польшей,
Чехией, Словакией, Венгрией и Румынией. Из них договоры с Венгрией и Румынией не
были ратифицированы Государственной Думой России, поскольку их содержание было
сочтено «не соответствующим интересам России». В случае с Венгрией речь шла о
пункте, в котором говорилось об ответственности СССР за вмешательство в венгерские
события 1956 г. В договоре с Румынией – о статье относительно осуждения «пакта
Молотова – Риббентропа» 1939 г. и его последствиях для Румынии, что могло
подразумевать косвенное указание на неправомерность вхождения Бессарабии в состав
СССР в 1940 г.
Довольно натянутыми в первой половине 90-х годов были отношения России со странами
Прибалтики. С их территории в этот период начали выводиться российские (бывшие
советские) войска, что сопровождалось вспышками национализма, на волне которых в
Латвии и Эстонии были приняты законы о гражданстве, которые носили
дискриминационный характер по отношению к русскому населению.
После распада прежних отношений с Советским Союзом страны региона стали
переориентировать экономические связи на Запад. То же сделала и Россия. В итоге объем
ее торговли с восточноевропейскими странами уменьшился. Бывшие союзники СССР
поставили целью вступление в Европейское сообщество, преобразовавшееся в 1993 г. в
Европейский Союз (см. ниже). С 1995 г. государства региона стали заключать договоры
об ассоциации с ЕС. В 1994 г. все восточноевропейские страны, ранее входившие в ОВД,
и три прибалтийские страны получили статус ассоциированных партнеров
Западноевропейского союза. В 1996 г. к ним присоединилась Словения. С 1998 г.
начались переговоры об их вступлении в Европейский Союз.
По степени готовности к нему в первую группу были включены Польша, Чехия, Венгрия,
Словения и Эстония. Вторая группа, пополнившая список кандидатов в 1999 г., включила
в себя Румынию, Болгарию, Латвию, Литву и Словакию. На саммите ЕС в Хельсинки в
декабре 1999 г. все они наряду с Кипром, Мальтой и Турцией были наделены статусом
кандидатов на вступление в ЕС. Руководство Евросоюза критично считало, что
большинство из них не завершило необходимых предварительных реформ. Ожидалось,
что в результате вхождения новых слабых участников возрастет нагрузка на фонды ЕС, а
приток рабочей силы из восточных регионов увеличит безработицу в западной части
Европы. {♦}
К содержанию главы
Начало войны в Югославии
С осени 1991 г. остроту приобрел вопрос о положении в Югославии, где в результате
внутреннего кризиса начался распад единого государства. Бывшие югославские
республики Словения и Хорватия провозгласили отделение от федерации и вступили в
конфликт с федеральной властью в Белграде. Вслед за тем независимость стали
провозглашать другие республики бывшей СФРЮ. За сохранение ее единства выступали
только Сербия и Черногория. Но ввиду фактического распада СФРЮ обе республики 12
февраля 1992 г. тоже приняли решение о создании собственного двуединого государства –
Союзной Республики Югославии (СРЮ). Новое государство провозгласило себя
преемником бывшей СФРЮ, и в апреле 1992 г. выразило готовность признать
независимость всех других ставших независимыми бывших республик Югославии.
Международное сообщество не признало СРЮ правопреемницей СФРЮ и отказалось
передать ей место СФРЮ в ООН.
В Хорватии против сепаратизма правительства с оружием в руках стали выступать
компактно проживавшие в отдельных ее районах этнические сербы. Руководство Сербии,
представлявшее и федеральное правительство Югославии, и собственно сербские
интересы, пыталось противостоять сепаратизму Хорватии и Словении политическим
путем, одновременно оказывая помощь хорватским сербам. В Белграде надеялись
заручиться поддержкой России и США и с их помощью заставить Хорватию и Словению
пойти на соглашение, которое позволило бы замедлить разрушение федерации, перевести
его в мирное русло и защитить интересы сербов на хорватской территории.
Среди стран Западной Европы единства мнений по югославскому вопросу не было.
Германия признала Словению и Хорватию в декабре 1991 г. и требовала того же от других
стран ЕС. Германские корпорации полагали, что им принесет выгоды экономическое
освоение пространства новых государств. Франция отнеслась к сепаратистским
тенденциям в Югославии настороженно, опасаясь, что победа сепаратистов на Балканах
может повлечь оживление центробежных тенденций в самой Франции – на Корсике.
Страхи Франции находили понимание в Великобритании, Бельгии и некоторых других
странах Западной Европы, сталкивавшихся с сепаратизмом на своей территории.
Администрация США занимала в югославском вопросе выжидательную позицию,
опасаясь, что признание независимости Хорватии и Словении спровоцирует войну и
обострит отношения между Западом и Россией.
В начале 1992 г. руководство Российской Федерации в лице министра иностранных дел
А.В.Козырева (вопреки ожиданиям западных политиков) энергично выступило за
признание независимости Хорватии и Словении, поддержав позицию Германии. 15 января
1992 г. страны Европейского сообщества признали хорватское и словенское
правительства. То же самое сделала Россия. Последними {♦} Хорватию и Словению
признали Соединенные Штаты. «В ответ» хорватские сербы стали вооруженным путем
добиваться отделения сербских исторических областей от Хорватии и их присоединения к
Сербии. Правительство Сербии вело себя осторожно, официально оставаясь вне
конфликта.
Распад Югославии продолжался. В апреле 1992 г. страны Европейского Союза признали
независимость Боснии и Герцеговины. Ее президентом стал лидер мусульманской
общины Алия Изетбегович. Население этой республики состояло из сербов, хорватов и
мусульман. Мусульмане составляли меньшинство, и мусульманская община находилась в
неприязненных отношениях как с сербской, так и с хорватской общинами. Вскоре после
провозглашения независимости Боснии и Герцеговины боснийские сербы во главе с
лидером их общины Радованом Караджичем в январе 1992 г. на территории сербских
районов Боснии и Герцеговины провозгласили создание собственного образования –
Республики Сербской. В июле 1992 г. их примеру последовали боснийские хорваты,
которые тоже заявили о создании собственного «государства» – Герцег-Босна – на землях
с преобладающим хорватским населением. Власть А.Изетбеговича сохранялась только в
столице г. Сараево и некоторых других городах с преобладанием мусульманского
населения.
Весной 1992 г. с конфликта между мусульманами и сербами в Сараево по всей стране
начались беспорядочные столкновения между сербами, хорватами и мусульманами –
«война всех против всех». Правительство Сербии стало оказывать помощь боснийским
сербам. Сербию и Черногорию обвинили во вмешательстве в дела Боснии и Герцеговины.
30 мая 1992 г. Совет безопасности ООН принял решение ввести против Сербии и
Черногории экономические санкции, которые однако соблюдались не всеми
государствами. При этом, несмотря на введенное в 1991 г. эмбарго ООН на поставки
оружия воюющим сторонам, они имели возможность получать вооружения.
Отношения между хорватами и сербами в Боснии и Герцеговине были хуже, чем между
хорватами и мусульманами. Хотя Сербия и Хорватия были готовы разделить Боснию и
Герцеговину между собой, боснийские хорваты при поддержке правительства Хорватии
были согласны на союз с мусульманами ради того, чтобы не допустить победы
боснийских сербов. К союзу с хорватами мусульман подталкивали и западные страны.
Гражданская война в Боснии носила крайне ожесточенный характер. Сербы, хорваты и
мусульмане практиковали этнические чистки в районах проживания «враждебных»
этнических групп, которые выливались в массовые убийства мирного населения.
Подобных преступлений Европа не видела со времен нацизма. Для расследований
военных преступлений на территории бывшей Югославии по решению Совета
безопасности ООН 25 мая 1993 г. в Гааге был создан Международный трибунал по
бывшей Югославии (МТБЮ). {♦}
К содержанию главы
Трансформация российско-американских отношений
и подписание договора СНВ-2
Американское руководство поддерживало президента М.С.Горбачева до попытки
государственного переворота в СССР 19 августа 1991 г. Осознав, насколько слабы его
позиции, Соединенные Штаты переориентировалось на контакты с президентом РСФСР
Б.Н.Ельциным. США были заинтересованы в том, чтобы Москва, связанная с
Вашингтоном договоренностями, стала гарантом нераспространения ядерного оружия
бывшего СССР. В Вашингтоне опасались появления новых ядерных держав в лице
Украины, Белоруссии и Казахстана, на территориях которых было дислоцировано
советское ядерное оружие. Требовалось предотвратить утечку атомного оружия и
технологий его производства в страны, которые стремились стать ядерными. Москва тоже
не хотела превращения бывших советских республик в ядерные государства. Вот почему
происходило сближение США и России в вопросе о «ядерном наследии» СССР.
В феврале 1992 г. президент России Б.Н.Ельцин совершил первый официальный визит в
Вашингтон. Хотя визит носил ознакомительный характер, в его ходе в Кэмп-Дэвиде была
подписана Декларация о новых отношениях между РФ и США, в которой обе страны
заявили о том, что не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников.
В документе содержался ряд важных новаций. Во-первых, в нем впервые говорилось о
готовности России и США сотрудничать в утверждении «общих демократических
ценностей». Это было шагом вперед по сравнению с периодом 70-х годов, когда основой
отношений между СССР и США провозглашалось мирное сосуществование.
Во-вторых, в документе было сказано о стремлении США и России создать «новый союз
партнеров». Это позволяло вести речь о переходе Москвы и Вашингтона от ситуативного
сотрудничества на базе сходства интересов по ограниченному кругу вопросов к
союзническому типу отношений, подразумевающему наличие обширной сферы общих
устремлений, устойчивой ориентации на сотрудничество и взаимную терпимость. В-
третьих, в документе говорилось о наличии для России и США «общих опасностей», что в
принципе могло означать намерение подчеркнуть доверительный и долговременный
характер российско-американского сближения.
В июне 1992 г. президент Б.Н.Ельцин отправился в Вашингтон вторично. В Хартии
российско-американского партнерства и дружбы, подписанной во время встречи, ничего
не говорилось о «новом союзе партнеров», и слово «партнерство» фигурировало только в
названии одного из разделов этого документа без пояснения, что это партнерство должно
подразумевать. Это воспринималось как признак желание обеих сторон или одной из них
отказаться от форсированного сближения.
В американской и российской элитах шли дебаты о допустимых пределах российско-
американского сближения. В США предстояли {♦} президентские выборы, и соперники
критиковали Дж.Буша за его внешнюю политику. В Москве, в Верховном совете России и
в обществе в целом, шла борьба между сторонниками и противниками Б.Н.Ельцина.
Российские левые считали политику Б.Н.Ельцина не соответствующей интересам страны.
В Вашингтонской хартии 1992 г. содержалось положение о «неделимости» безопасности
Северной Америки и Европы. В нем было сказано: «Безопасность неразделима от
Ванкувера (тихоокеанский порт в Канаде на канадско-американской границе – Ред.) до
Владивостока». Из смысла текста хартии следовало, что Россия впервые официально
связала свою национальную безопасность с национальной безопасностью стран НАТО.
Это не было заявкой Москвы на присоединение к Североатлантическому альянсу, но
свидетельствовало о том, что в понимании российского руководства обеспечение
безопасности России мыслилось в контексте сотрудничества с ним.
Особое значение имела первая часть хартии, где оговаривались принципы, которым
обязывалось следовать российское руководство в проведении внутренней политики. К
ним были отнесены демократия, свобода, защита прав человека, уважение прав
меньшинств, в том числе национальных. Это был первый случай в российской истории,
когда в документе, заключенном с иностранным государством, регламентировались
положения, касавшиеся государственного строя и внутренних дел России. Хартия
представляла собой «кодекс поведения», которому российское руководство обязалось
следовать. Фактически Москва согласилась признать за США право быть неформальным
арбитром в оценке российских реформ. В литературе стало фигурировать выражение
«домашнее задание» России – набор принятых ею на себя морально-политических
обязательств относительно проведения внутренних преобразований, которые должны
были подготовить ее к полноценному партнерству с Западом.
В российском политическом сообществе возник поток комментариев о российско-
американском «союзе» («партнерстве»). Большая часть рассуждений не имела под собой
реальных оснований. Отношения России и США стали невраждебными. Но для их
преобразования в союзнические или партнерские требовались солидные экономические и
иные основания, которые не могли сложиться быстро. Поэтому российско-американские
отношения в 90-х годах уместно определять как «квази-союз» – то есть «почти»,
«незавершенный» союз.
Улучшение наметилось в торгово-экономических отношениях России и США. В июне
1992 г. вступила в силу договоренность о предоставлении сторонами друг другу режима
наибольшего благоприятствования. Это не означало, что США отменили поправку
Джексона – Веника 1974 г. Она продолжала действовать, но американская администрация
смогла добиться согласия конгресса предоставить России искомый режим сроком на один
год. С тех пор он предоставляется России ежегодно решением сената по упрощенной
процедуре. Но на постоянной основе режим наибольшего благоприятствования {♦}
России не предоставлен. США сохранили возможность оказывать на нее давление
посредством угрозы отменить его в любое время.
Для экономических отношений России с США и другими странами Запада важное
значение имело решение о роспуске КОКОМ (Комитета по контролю за экспортом в