ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5576

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Влияние России в этой части мира упало – отчасти оттого, что Российская Федерация 
после распада СССР утратила границу с «прежней» Восточной Европой – за исключением 
небольшого участка российско-польской границы в Калининградской области. Российская 
Федерация взамен старых союзных договоров СССР с социалистическими странами в 
1993 г. подписала серию договоров о дружбе и сотрудничества с Болгарией, Польшей, 
Чехией, Словакией, Венгрией и Румынией. Из них договоры с Венгрией и Румынией не 
были ратифицированы Государственной Думой России, поскольку их содержание было 
сочтено «не соответствующим интересам России». В случае с Венгрией речь шла о 
пункте, в котором говорилось об ответственности СССР за вмешательство в венгерские 
события 1956 г. В договоре с Румынией – о статье относительно осуждения «пакта 
Молотова – Риббентропа» 1939 г. и его последствиях для Румынии, что могло 
подразумевать косвенное указание на неправомерность вхождения Бессарабии в состав 
СССР в 1940 г.  

 

Довольно натянутыми в первой половине 90-х годов были отношения России со странами 
Прибалтики. С их территории в этот период начали выводиться российские (бывшие 
советские) войска, что сопровождалось вспышками национализма, на волне которых в 
Латвии и Эстонии были приняты законы о гражданстве, которые носили 
дискриминационный характер по отношению к русскому населению.  

 

После распада прежних отношений с Советским Союзом страны региона стали 
переориентировать экономические связи на Запад. То же сделала и Россия. В итоге объем 
ее торговли с восточноевропейскими странами уменьшился. Бывшие союзники СССР 
поставили целью вступление в Европейское сообщество, преобразовавшееся в 1993 г. в 
Европейский Союз (см. ниже). С 1995 г. государства региона стали заключать договоры 
об ассоциации с ЕС. В 1994 г. все восточноевропейские страны, ранее входившие в ОВД, 
и три прибалтийские страны получили статус ассоциированных партнеров 
Западноевропейского союза. В 1996 г. к ним присоединилась Словения. С 1998 г. 
начались переговоры об их вступлении в Европейский Союз.  

 

По степени готовности к нему в первую группу были включены Польша, Чехия, Венгрия, 
Словения и Эстония. Вторая группа, пополнившая список кандидатов в 1999 г., включила 
в себя Румынию, Болгарию, Латвию, Литву и Словакию. На саммите ЕС в Хельсинки в 
декабре 1999 г. все они наряду с Кипром, Мальтой и Турцией были наделены статусом 
кандидатов на вступление в ЕС. Руководство Евросоюза критично считало, что 
большинство из них не завершило необходимых предварительных реформ. Ожидалось, 
что в результате вхождения новых слабых участников возрастет нагрузка на фонды ЕС, а 
приток рабочей силы из восточных регионов увеличит безработицу в западной части 
Европы. {♦}   

К содержанию главы 

 

Начало войны в Югославии 


background image

 

С осени 1991 г. остроту приобрел вопрос о положении в Югославии, где в результате 
внутреннего кризиса начался распад единого государства. Бывшие югославские 
республики Словения и Хорватия провозгласили отделение от федерации и вступили в 
конфликт с федеральной властью в Белграде. Вслед за тем независимость стали 
провозглашать другие республики бывшей СФРЮ. За сохранение ее единства выступали 
только Сербия и Черногория. Но ввиду фактического распада СФРЮ обе республики 12 
февраля 1992 г. тоже приняли решение о создании собственного двуединого государства – 
Союзной Республики Югославии (СРЮ). Новое государство провозгласило себя 
преемником бывшей СФРЮ, и в апреле 1992 г. выразило готовность признать 
независимость всех других ставших независимыми бывших республик Югославии. 
Международное сообщество не признало СРЮ правопреемницей СФРЮ и отказалось 
передать ей место СФРЮ в ООН.  

 

В Хорватии против сепаратизма правительства с оружием в руках стали выступать 
компактно проживавшие в отдельных ее районах этнические сербы. Руководство Сербии, 
представлявшее и федеральное правительство Югославии, и собственно сербские 
интересы, пыталось противостоять сепаратизму Хорватии и Словении политическим 
путем, одновременно оказывая помощь хорватским сербам. В Белграде надеялись 
заручиться поддержкой России и США и с их помощью заставить Хорватию и Словению 
пойти на соглашение, которое позволило бы замедлить разрушение федерации, перевести 
его в мирное русло и защитить интересы сербов на хорватской территории.  

 

Среди стран Западной Европы единства мнений по югославскому вопросу не было. 
Германия признала Словению и Хорватию в декабре 1991 г. и требовала того же от других 
стран ЕС. Германские корпорации полагали, что им принесет выгоды экономическое 
освоение пространства новых государств. Франция отнеслась к сепаратистским 
тенденциям в Югославии настороженно, опасаясь, что победа сепаратистов на Балканах 
может повлечь оживление центробежных тенденций в самой Франции – на Корсике. 
Страхи Франции находили понимание в Великобритании, Бельгии и некоторых других 
странах Западной Европы, сталкивавшихся с сепаратизмом на своей территории. 
Администрация США занимала в югославском вопросе выжидательную позицию, 
опасаясь, что признание независимости Хорватии и Словении спровоцирует войну и 
обострит отношения между Западом и Россией.  

 

В начале 1992 г. руководство Российской Федерации в лице министра иностранных дел 
А.В.Козырева (вопреки ожиданиям западных политиков) энергично выступило за 
признание независимости Хорватии и Словении, поддержав позицию Германии. 15 января 
1992 г. страны Европейского сообщества признали хорватское и словенское 
правительства. То же самое сделала Россия. Последними {♦} Хорватию и Словению 
признали Соединенные Штаты. «В ответ» хорватские сербы стали вооруженным путем 
добиваться отделения сербских исторических областей от Хорватии и их присоединения к 
Сербии. Правительство Сербии вело себя осторожно, официально оставаясь вне 
конфликта.  


background image

 

Распад Югославии продолжался. В апреле 1992 г. страны Европейского Союза признали 
независимость Боснии и Герцеговины. Ее президентом стал лидер мусульманской 
общины Алия Изетбегович. Население этой республики состояло из сербов, хорватов и 
мусульман. Мусульмане составляли меньшинство, и мусульманская община находилась в 
неприязненных отношениях как с сербской, так и с хорватской общинами. Вскоре после 
провозглашения независимости Боснии и Герцеговины боснийские сербы во главе с 
лидером их общины Радованом Караджичем в январе 1992 г. на территории сербских 
районов Боснии и Герцеговины провозгласили создание собственного образования – 
Республики Сербской. В июле 1992 г. их примеру последовали боснийские хорваты, 
которые тоже заявили о создании собственного «государства» – Герцег-Босна – на землях 
с преобладающим хорватским населением. Власть А.Изетбеговича сохранялась только в 
столице г. Сараево и некоторых других городах с преобладанием мусульманского 
населения.  

 

Весной 1992 г. с конфликта между мусульманами и сербами в Сараево по всей стране 
начались беспорядочные столкновения между сербами, хорватами и мусульманами – 
«война всех против всех». Правительство Сербии стало оказывать помощь боснийским 
сербам. Сербию и Черногорию обвинили во вмешательстве в дела Боснии и Герцеговины. 
30 мая 1992 г. Совет безопасности ООН принял решение ввести против Сербии и 
Черногории экономические санкции, которые однако соблюдались не всеми 
государствами. При этом, несмотря на введенное в 1991 г. эмбарго ООН на поставки 
оружия воюющим сторонам, они имели возможность получать вооружения.  

 

Отношения между хорватами и сербами в Боснии и Герцеговине были хуже, чем между 
хорватами и мусульманами. Хотя Сербия и Хорватия были готовы разделить Боснию и 
Герцеговину между собой, боснийские хорваты при поддержке правительства Хорватии 
были согласны на союз с мусульманами ради того, чтобы не допустить победы 
боснийских сербов. К союзу с хорватами мусульман подталкивали и западные страны.  

 

Гражданская война в Боснии носила крайне ожесточенный характер. Сербы, хорваты и 
мусульмане практиковали этнические чистки в районах проживания «враждебных» 
этнических групп, которые выливались в массовые убийства мирного населения. 
Подобных преступлений Европа не видела со времен нацизма. Для расследований 
военных преступлений на территории бывшей Югославии по решению Совета 
безопасности ООН 25 мая 1993 г. в Гааге был создан Международный трибунал по 
бывшей Югославии (МТБЮ). {♦}   

К содержанию главы 

 

Трансформация российско-американских отношений 

      и подписание договора СНВ-2 


background image

 

Американское руководство поддерживало президента М.С.Горбачева до попытки 
государственного переворота в СССР 19 августа 1991 г. Осознав, насколько слабы его 
позиции, Соединенные Штаты переориентировалось на контакты с президентом РСФСР 
Б.Н.Ельциным. США были заинтересованы в том, чтобы Москва, связанная с 
Вашингтоном договоренностями, стала гарантом нераспространения ядерного оружия 
бывшего СССР. В Вашингтоне опасались появления новых ядерных держав в лице 
Украины, Белоруссии и Казахстана, на территориях которых было дислоцировано 
советское ядерное оружие. Требовалось предотвратить утечку атомного оружия и 
технологий его производства в страны, которые стремились стать ядерными. Москва тоже 
не хотела превращения бывших советских республик в ядерные государства. Вот почему 
происходило сближение США и России в вопросе о «ядерном наследии» СССР.  

 

В феврале 1992 г. президент России Б.Н.Ельцин совершил первый официальный визит в 
Вашингтон. Хотя визит носил ознакомительный характер, в его ходе в Кэмп-Дэвиде была 
подписана Декларация о новых отношениях между РФ и США, в которой обе страны 
заявили о том, что не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. 
В документе содержался ряд важных новаций. Во-первых, в нем впервые говорилось о 
готовности России и США сотрудничать в утверждении «общих демократических 
ценностей». Это было шагом вперед по сравнению с периодом 70-х годов, когда основой 
отношений между СССР и США провозглашалось мирное сосуществование.  

 

Во-вторых, в документе было сказано о стремлении США и России создать «новый союз 
партнеров». Это позволяло вести речь о переходе Москвы и Вашингтона от ситуативного 
сотрудничества на базе сходства интересов по ограниченному кругу вопросов к 
союзническому типу отношений, подразумевающему наличие обширной сферы общих 
устремлений, устойчивой ориентации на сотрудничество и взаимную терпимость. В-
третьих, в документе говорилось о наличии для России и США «общих опасностей», что в 
принципе могло означать намерение подчеркнуть доверительный и долговременный 
характер российско-американского сближения.  

 

В июне 1992 г. президент Б.Н.Ельцин отправился в Вашингтон вторично. В Хартии 
российско-американского партнерства и дружбы, подписанной во время встречи, ничего 
не говорилось о «новом союзе партнеров», и слово «партнерство» фигурировало только в 
названии одного из разделов этого документа без пояснения, что это партнерство должно 
подразумевать. Это воспринималось как признак желание обеих сторон или одной из них 
отказаться от форсированного сближения.  

 

В американской и российской элитах шли дебаты о допустимых пределах российско-
американского сближения. В США предстояли {♦} президентские выборы, и соперники 
критиковали Дж.Буша за его внешнюю политику. В Москве, в Верховном совете России и 
в обществе в целом, шла борьба между сторонниками и противниками Б.Н.Ельцина. 
Российские левые считали политику Б.Н.Ельцина не соответствующей интересам страны.  


background image

 

В Вашингтонской хартии 1992 г. содержалось положение о «неделимости» безопасности 
Северной Америки и Европы. В нем было сказано: «Безопасность неразделима от 
Ванкувера (тихоокеанский порт в Канаде на канадско-американской границе – Ред.) до 
Владивостока». Из смысла текста хартии следовало, что Россия впервые официально 
связала свою национальную безопасность с национальной безопасностью стран НАТО. 
Это не было заявкой Москвы на присоединение к Североатлантическому альянсу, но 
свидетельствовало о том, что в понимании российского руководства обеспечение 
безопасности России мыслилось в контексте сотрудничества с ним.  

 

Особое значение имела первая часть хартии, где оговаривались принципы, которым 
обязывалось следовать российское руководство в проведении внутренней политики. К 
ним были отнесены демократия, свобода, защита прав человека, уважение прав 
меньшинств, в том числе национальных. Это был первый случай в российской истории, 
когда в документе, заключенном с иностранным государством, регламентировались 
положения, касавшиеся государственного строя и внутренних дел России. Хартия 
представляла собой «кодекс поведения», которому российское руководство обязалось 
следовать. Фактически Москва согласилась признать за США право быть неформальным 
арбитром в оценке российских реформ. В литературе стало фигурировать выражение 
«домашнее задание» России – набор принятых ею на себя морально-политических 
обязательств относительно проведения внутренних преобразований, которые должны 
были подготовить ее к полноценному партнерству с Западом.  

 

В российском политическом сообществе возник поток комментариев о российско-
американском «союзе» («партнерстве»). Большая часть рассуждений не имела под собой 
реальных оснований. Отношения России и США стали невраждебными. Но для их 
преобразования в союзнические или партнерские требовались солидные экономические и 
иные основания, которые не могли сложиться быстро. Поэтому российско-американские 
отношения в 90-х годах уместно определять как «квази-союз» – то есть «почти», 
«незавершенный» союз.  

 

Улучшение наметилось в торгово-экономических отношениях России и США. В июне 
1992 г. вступила в силу договоренность о предоставлении сторонами друг другу режима 
наибольшего благоприятствования. Это не означало, что США отменили поправку 
Джексона – Веника 1974 г. Она продолжала действовать, но американская администрация 
смогла добиться согласия конгресса предоставить России искомый режим сроком на один 
год. С тех пор он предоставляется России ежегодно решением сената по упрощенной 
процедуре. Но на постоянной основе режим наибольшего благоприятствования {♦} 
России не предоставлен. США сохранили возможность оказывать на нее давление 
посредством угрозы отменить его в любое время.  

 

Для экономических отношений России с США и другими странами Запада важное 
значение имело решение о роспуске КОКОМ (Комитета по контролю за экспортом в