ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5575

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

Но конструирующий «мандат» ООН на практике, в сущности, не был реализован. Ее 
редкие попытки заниматься миротворчеством либо заканчивались неудачами, либо имели 
вспомогательное значение по отношению к результатам, которых могли добиваться 
великие державы посредством прямого диалога друг с другом. Предстояло заново 
сформулировать стоящие перед ООН задачи, по возможности сделав ее не формальной, а 
реальной основой международного регулирования. Для этого требовалось провести 
реформу ООН. Тогда можно было бы рассчитывать на гармонизацию международных 
отношений и их упорядочение с учетом интересов всех стран мира.  

 

Но сильные державы в силу разных причин недоверчиво относились к ООН. Соединенные 
Штаты ощущали себя после прекращения конфронтации победившей стороной. 
Укрепление ООН могло ограничить свободу действий США на международной арене и 
поэтому было им не выгодно. США относились в реформе ООН настороженно. 
Российская Федерация, ставшая правопреемницей и правопродолжательницей Союза 
ССР, тоже опасалась реформы ООН. Россия не обладала потенциалом СССР. 
Привилегированный статус в Совете безопасности ООН, который она от него 
унаследовала, позволял компенсировать слабости положения, в котором она оказалась 
после разрушения Советского Союза. Реформа ООН, которая, согласно большинству 
предлагавшихся проектов, должна была расширить круг постоянных членов Совета 
безопасности и ограничить практику применения права вето, могла бы еще больше 
девальвировать «голос» Москвы в международных делах.  

 

Возник негласный консенсус между Россией и США в вопросе торможения реформы 
ООН. Международное регулирование после 1991 г. «стихийно» продолжило 
осуществляться на базе имевшихся механизмов. Поскольку они были построены и 
сбалансированы между собой таким образом, чтобы не мешать двум сверхдержавам 
использовать преимущества своих национальных потенциалов, то в новых условиях более 
весомая роль в международном управлении была автоматически гарантирована более 
сильной стороне. В этом состояла организационная предпосылка усиления роли США в 
международной политике. 

Глава 12. РАСПАД БИПОЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ 

(1991 – 1996) 

Содержание главы 

 

Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы.  

 

Начало войны в Югославии.  

 


background image

Трансформация российско-американских отношений и подписание договора СНВ-2.  

 

Проблема ядерного наследия СССР.  

 

Становление СНГ и вопрос обеспечения безопасности на его пространстве.  

 

Армяно-азербайджанская война из-за Нагорного Карабаха.  

 

Международные аспекты противостояния в Афганистане.  

 

Таджикский конфликт.  

 

Война в Приднестровье.  

 

Этно-территориальные конфликты в Грузии.  

 

Проблема прав некоренного населения стран Прибалтики.  

 

Заключение Маастрихтского договора и создание Европейского Союза.  

 

Укрепление интеграционных группировок в Восточной Азии, Северной и Латинской 
Америках.  

 

Американская концепция «расширения демократии».  

 

Кризис системы ООН и укрепление механизмов неформального регулирования 
международных отношений.  


background image

 

Гуманитарная интервенция в Сомали.  

 

Нормализация ситуации в Камбодже.  

 

Ситуация на Ближнем Востоке и попытки примирения Израиля с Иорданией и ООП.  

 

Положение на Корейском полуострове и «ядерная тревога» 1994 г.  

 

Становление Вишеградской группы и Центрально-европейской инициативы.  

 

Третье расширение ЕС.  

 

Конфликт в Боснии и первая интервенция НАТО на Балканах.  

 

Подписание договора о создании безъядерной зоны в Африке.  

 

Тайваньский «ракетный кризис» и поворот Китая к сближению с Россией.  

 

Развитие отношений в СНГ и формирование Союзного государства России и Белоруссии.  

 

Подготовка к расширению НАТО.  

 

Российская Федерация оставалась единственной державой, обладавшей потенциалом 
уничтожения США. Это определило ее особое положение в международных отношениях. 
«Классической» биполярности уже не было: перестал существовать один из двух 
имевшихся ранее сопоставимых между собой полюсов влияния. На период в {♦} пять-
шесть лет в мире установилась «полутораполярность», которая характеризовалась 
сохранением биполярных отношений между США и Россией в военно-политической 


background image

области при явном преобладании Соединенных Штатов над Россией по остальным 
показателям мощи. Но и в военно-политической сфере способность Российской 
Федерации выступать с сопоставимых с США позиций уменьшалась. В международных 
отношениях снова стала возрастать роль силы. Ее значение увеличивалось по двум 
причинам. Во-первых, распад биполярности вызвали появление ряда относительно 
мелких, но многочисленных вооруженных конфликтов – прежде всего на территории 
бывших многонациональных государств. Во-вторых, США и страны НАТО, не опасаясь 
противодействия Советского Союза, стали шире использовать силу для отстаивания своих 
интересов в региональных и локальных конфликтах, делая это под лозунгами поддержки 
демократии и защиты прав человека. В международных отношениях к середине 90-х годов 
стало занимать большое место миротворчество, под которым понималось применение 
странами международного сообщества многообразных, в том числе силовых, мер для 
прекращения кровопролития в отдельных конфликтах. Среди этих мер особое внимание 
стало уделяться такому инструменту, как гуманитарная интервенция, то есть вооруженное 
вмешательство в конфликт третьих стран, как правило, многостороннее, 
предпринимаемое коалициями государств, из гуманитарных побуждений.  

 

Кризис и реформы в странах Центральной 

      и Восточной Европы 

 

После распада «социалистического лагеря» в политической науке были произведены 
терминологические уточнения. Часть региона зарубежной по отношению к СССР 
Восточной Европы стала именоваться «Центральной и Восточной» (или даже 
«Центрально-Восточной») Европой. К ней стали относить Болгарию, Венгрию, Польшу, 
Чехию, Словакию, Румынию, Словению и три страны Прибалтики (Латвию, Литву и 
Эстонию). В группу стран Юго-Восточной Европы начали включать государства бывшей 
Югославии (кроме Словении), Албанию, Болгарию и Румынию. Восточной Европой в 
публикациях стали именовать Белоруссию, Украину, Молдавию и Россию. При этом, 
наряду с новым словоупотреблением в литературе продолжало фигурировать прежнее 
обобщающее название «Восточная Европа», которое объединяет как бывшие страны ОВД, 
так и новые страны, образовавшиеся в 1991 г. на европейских частях пространства 
распавшихся СССР и Югославии.  

 

После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы в 1989 г. в них 
начались процессы трансформации. Государства, вставшие на путь демократических 
реформ, включая Россию и другие страны бывшего СССР, стали называть «странами с 
переходной экономикой» и «переходными странами» (transitional societies). Новые 
некоммунистические или коалиционные правитель-{♦}ства стали осуществлять 
политические и экономические преобразования. Проводилась линия на либерализацию 
ценообразования и внешней торговли. Предпринимались меры по сдерживанию 
инфляции. Шла приватизация государственной собственности. Начала создаваться база 
рыночного хозяйства.  

 


background image

Образцом успешного проведения преобразований стала реформа в Польше, которой после 
распада социалистического строя раньше других восточноевропейских стран удалось 
преодолеть экономический спад и достичь дореформенного уровня жизни. Решающим 
фактором успеха польских реформ стало решение западных стран списать 2/3 внешней 
задолженности страны.  

 

В декабре 1992 г. посредством подписания соглашения между органами власти обеих 
частей Чехословацкой федерации эта страна была разделена на два государства – Чехию и 
Словакию. Реформы в Чехии осуществлялись более быстрыми темпами, хотя шли они 
труднее, чем в Польше. Сравнительно гладко преобразования удалось провести в 
Венгрии, оказавшейся подготовленной к рыночным реформам «особой экономической 
политикой» Я.Кадара в 70-80-х годах. Румыния и Болгария по темпам и эффективности 
реформ отставали. В них преобразования сопровождались глубоким спадом производства 
и обеднением населения.  

 

Среди республик бывшей Югославии наиболее успешно трансформация 
социалистической системы проходила в Словении, в которой удалось избежать резкого 
падение жизненного уровня. Остальные части югославской федерации не смогли 
приступить к преобразованиям из-за войн, разгоревшихся на территории Югославии.  

 

Чрезвычайно трудно преобразования шли в Албании, где компартия лишилась власти в 
1992 г., а реформы, начатые новым президентом Сали Беришей, обернулись 
криминализацией экономики и тяжелым внутриполитическим кризисом 1997 г.  

 

В целом, в первой половине 90-х годов в странах Центральной и Восточной Европы 
утверждались демократические тенденции, хотя в некоторых из них имелись проявления 
авторитарности (в Польше и Словакии). В наибольшей степени авторитаризм проявил 
себя в странах распадавшейся Югославии. Во всех странах крепли националистические 
настроения, принявших крайние формы в странах Балканского полуострова.  

 

Позиции правых партий, пришедших к власти после распада «социалистического лагеря», 
к середине 90-х годов стали слабеть. Наметилось усиление влияния сил социал-
демократического толка. Л.Валенса в Польше в 1995 г. проиграл президентские выборы 
социал-демократу Александру Квасьневскому. В Чехии в 1998 г. было сформировано 
социал-демократическое правительство. В Румынии в 2000 г. после неудачного правления 
правоконсервативной коалиции в 1995-1999 гг. к власти вернулся первый 
«посткоммунистический» президент И.Илиеску. Социалисты стали возвращать себе 
влияние в Венгрии. Однако, приходя к власти, социал-демократы {♦} оставались 
проводниками умеренно-правого социально-экономического курса при сохранении 
ориентации на США и НАТО.