ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5566
Скачиваний: 27
По решению ООН в декабре 1992 г. в Сомали для предупреждения гуманитарной
катастрофы стали направляться транспорты с продовольствием и гуманитарной помощью.
Отряды М.Ф.Айдида грабили гуманитарные конвои. Для их охраны в Сомали был
десантирован американский контингент, действовавший по мандату ООН. В июне 1993 г.
между американо-ооновскими силами и отрядами сомалийских кланов начались
вооруженные столкновения, переросшие в боевые действия. Местное население не
оказывало помощи гуманитарной операции ООН, предпочитая поддерживать местных
клановых вождей.
Американский контингент нес заметные потери личного состава. В связи с этим в марте
1994 г. американская администрация приняла решение о выводе войск из Сомали. В
стране после этого остались только контингенты ООН. Но в ноябре того же года их было
решено тоже вывести ввиду невозможности осуществлять гуманитарные и
миротворческие функции. В январе 1995 г. американский контингент был повторно
высажен в Сомали, чтобы осуществлять боевое прикрытие вывода сил и гуманитарных
миссий ООН из этой страны. В марте 1995 г. операция по эвакуации персонала ООН была
завершена. {♦}
В стране с новой силой возобновилась гражданская война. В январе 1997 г. на территории
Эфиопии удалось собрать делегатов от 26 сомалийских кланов, которые сформировали
«Национальный совет спасения Сомали». В него вошли представители всех враждующих
групп. В августе 2002 г. в другой соседней с Сомали стране, Джибути, состоялось
заседание сомалийского парламента, который избрал президентом Сомали Абдулкасима
Салат Хассана. Зарубежные государства признали его законным главой Сомалийского
государства, однако часть региональных кланов отказалась ему подчиняться.
К содержанию главы
Нормализация ситуации в Камбодже
Прекращение биполярной конфронтации, между тем, ускорило урегулирование
камбоджийской проблемы. Согласно решениям второй Парижской конференции по
Камбодже в 1991 г., в этой стране были проведены 28 мая 1993 г. свободные выборы под
контролем ООН (см. гл. 11). Новый парламент 21 сентября 1993 г. принял конституцию,
согласно которой в Камбодже было восстановлено королевское правление. Нородом
Сианук был провозглашен королем, которому основной закон отводил роль символа
единства нации. Он возглавил Национальный совет.
На выборах 1993 г. большинство голосов получила группа Нородома Сианука и его
союзников (48%). Бывшие коммунисты во главе с Хун Сеном заняли второе место (38%).
Однако группа Нородома Сианука не настаивала на формировании однопартийного
кабинета, учитывая военное превосходство коммунистов. В стране сформировалось
коалиционное правительство, где места были разделены поровну. Новое правительство
возглавили одновременно два премьер-министра (первый и второй). Первым стал
Нородом Ранарит, сын принца Нородома Сианука и представитель его группы, вторым –
Хун Сен, который был руководителем правительства Камбоджи в предшествовавшие
годы. Такой ситуация должна была оставаться до новых выборов в 1998 г. Основная часть
«красных кхмеров» во главе с Пол Потом бойкотировала выборы. Она продолжила
партизанскую борьбу в джунглях и горных районах страны. Однако гражданской войны
удалось избежать.
В 1997 г. накануне новых выборов обострилось соперничество между Нородомом
Ранаритом и Хун Сеном. В июле 1997 г. в Пномпене произошел бескровный переворот.
Нородом Ранарит был вынужден покинуть страну, и власть оказалась в руках Хун Сена.
Одновременно выехал за рубеж и Нородом Сианук. После переговоров с участием
посредников ситуация была нормализована. Нородом Ранарит вернулся и занял пост
главы парламента. Король Нородом Сианук тоже занял свое законное место в столице.
Примерное политическое равновесие было восстановлено. 15 апреля 1998 г. в одном из
своих военных лагерей в джунглях умер Пол Пот (73 года), что дало решающий толчок
для примирения между правительством и «красными кхмерами». В декабре того же года в
Пномпене было {♦} подписано соглашение, которое положило конец двадцатилетнему
гражданскому конфликту.
К содержанию главы
Ситуация на Ближнем Востоке и попытки
примирения Израиля с Иорданией и ООП
Распад СССР лишил арабские страны мощного союзника. Это побудило часть арабских
руководителей активизировать поиск компромисса с израильским правительством и
соответствующим образом модернизировать переговорные позиции. Умеренная часть
лидеров ООП пришла к мысли о необходимости признать право Израиля на
существование и пойти на прямые переговоры с ним.
3 сентября 1993 г. Израиль и ООП заключили соглашение о взаимном признании, что
было серьезной уступкой палестинцев. 8 сентября в Вашингтоне между ООП и Израилем
была подписана декларация о принципах организации временного палестинского
самоуправления в секторе Газа и г. Иерихон, что было уступкой уже со стороны Израиля.
Фактически израильское правительство согласилось с постепенной передачей под
контроль арабо-палестинской администрации части территорий исторической Палестины
с преобладающим арабским населением, понимая, что в перспективе на территории
формируемой таким образом автономии под руководством Я.Арафата будет
провозглашено независимое арабское государство.
Одновременно произошел сдвиг в израильско-иорданских отношениях. 24 октября 1994 г.
был подписан мирный договор, и между двумя странами были установлены нормальные
дипломатические отношения. Иордания поддерживала переговоры Израиля с ООП и не
возражала против передачи под контроль Я.Арафата территории Западного берега,
которая до войны 1967 г. входила с состав Иордании.
28 сентября 1995 г. Израиль и ООП заключили временное соглашение,
предусматривавшее вывод израильских войск из шести городов с преимущественно
арабским населением, проведение в них выборов палестинской администрации и
формирование палестинских полицейских сил. Это было шагом к созданию
протогосударственного образования – Палестинской автономии, – которое должно было
сформироваться в течение пяти лет. В сущности, эти действия предпринимались в
развитие положений принятого в Кэмп-Дэвиде в 1979 г. документа под названием «Рамки
мирного урегулирования на Ближнем Востоке».
Временное соглашение было встречено в штыки экстремистами как в ООП, так и в
Израиле. В исполкоме ООП произошел раскол. Я.Арафат был обвинен в предательстве
интересов арабской нации и «капитулянтском сговоре с сионистскими бандами». Крайние
экстремисты даже приговорили его к смертной казни. Но он держался твердо и
осмотрительно, помня уроки своих дипломатических просчетов во время войны в
Персидском заливе.
Крайне отрицательно к временному соглашению отнеслись в ортодоксальных
религиозных кругах Израиля. Его ратификация кнес-{♦}сетом сопровождалась
ожесточенной дискуссией. В конечном счете 5 октября 1995 г. соглашение было
утверждено мизерным большинством голосов (61 против 59). Противники временного
соглашения после его ратификации развернули широкую пропагандистскую кампанию
против подписавшего его премьер-министра Ицхака Рабина, обвинив его в «капитуляции
перед террористами». 4 ноября 1995 г. он был убит в центре Тель-Авива еврейским
религиозным фанатиком.
Экстремистские организации исламистов «Хамас» («Движение исламского
сопротивления») и «Аль-Джихад аль-ислами» («Исламская священная война») ответили
на заключение временного соглашения усилением диверсионно-террористической
активности. В феврале-марте 1996 г. они организовали серию террористических актов в
крупных городах Израиля и, как следствие, на состоявшихся 29 мая 1996 г. выборах в
Израиле победу одержал сторонник жесткой линии по отношению к ООП Биньямин
Нетаньяху. Он увязал выполнение временного соглашения с пресечением администрацией
Палестинской автономии, главой которой был избран Я.Арафат, действий экстремистов.
Поскольку Я.Арафат не мог, да и не хотел этого делать, выполнение временного
соглашения затянулось, хотя территория, находящаяся под контролем администрации
Палестинской автономии, постепенно расширялась.
К содержанию главы
Положение на Корейском полуострове
и «ядерная тревога» 1994 г.
В середине 90-х годов Южная Корея была вторым по значению после Японии
стратегическим союзником США в АТР. 19 ноября 1992 г. был подписан Договор об
основах отношений между Россией и Южной Кореей, после чего эта страна стала
единственным американским партнером, с которым Россию связывает политический
договор. Южная Корея добилась укрепления своих международно-политических позиций
за счет установления дипломатических отношений с Советским Союзом (в январе 1990 г.),
рядом других бывших социалистических стран, а затем и (в 1992 г.) с КНР. Эти
обстоятельства могли способствовать созданию более благоприятных внешних условий
для сближения Южной Кореи и Северной и осуществления формулы «перекрестного
признания», в соответствии с которой Советский Союз и Китай как бывшие союзники
КНДР по войне 1950-1953 гг. признали бы Сеул, а США и Япония установили бы
дипломатические отношения с Пхеньяном. Шагом в этом направлении был
одновременный прием 17 сентября 1991 г. обоих корейских государства в ООН.
Вскоре вслед за тем, в декабре 1991 г., КНДР и РК подписали межправительственное
соглашение о примирении, ненападении и сотрудничестве, а в феврале 1992 г. –
совместную декларацию о создании безъядерной зоны на Корейском полуострове,
согласно условиям которой обе стороны провозгласили отказ от производст-{♦}ва,
хранения, размещения, приобретения или испытания ядерного оружия.
В декабре 1992 г. в Южной Корее впервые за много лет прошли свободные выборы, и
тридцатилетию правления военных был положен конец. Однако это не облегчило диалог
Севера и Юга. Подписанные Сеулом и Пхеньяном документы могли составить базу
дальнейших переговоров о нормализации ситуации в Корее, так как, во-первых, они
содержали обязательства сторон разрешить конфликт мирно, а во-вторых, Юг, по сути
дела, согласился учесть мнение Севера о необходимости исключить присутствие
американского ядерного оружия на южнокорейской территории. Это означало повышение
уровня военного доверия между Сеулом и Пхеньяном, так как американское оружие на
юге рассматривалось как средство уравновесить превосходство по обычным
вооружениям, которое имеет КНДР.
Препятствием для урегулирования в Корее были опасения руководства на севере в своей
способности удержать власть в случае открытия КНДР внешнему миру, ослабления
контроля над жизнью граждан, притока в КНДР знаний, практики и опыта рыночной
экономики и политического плюрализма. Северокорейское руководство искало формулу
отношений с Южной Кореей, США и Японией, которая помогла бы преодолеть изоляцию
КНДР в мире, с одной стороны, и сохранить ее в качестве анклава социализма на базе
идей «чучхе» («самопомощи», «опоры на собственные силы»), с другой. В ряде случае,
провоцируя рост напряженности, КНДР сумела добиться повышения своей роли в
международных делах.
«Перекрестное признание», которое имелось в виду при нормализации отношений СССР
и КНР с Сеулом и принятии корейских государств в ООН, не получило завершения, так
как Токио и Вашингтон на признание Пхеньяна не пошли. Переговоры КНДР с Японией
уперлись в жесткие, по мнению Японии, требования о компенсации северокорейской
стороне за злодеяния японских властей в Корее в годы колониального господства. Диалог
с США зашел в тупик из-за разногласий сторон в вопросах американского военного
присутствия на юге полуострова и оценки международного статуса Республики Корея.
Северокорейское руководство отказывалось допустить Южную Корею к участию в
переговорах об урегулировании и о замене действующего с 1953 г. перемирия в Корее
мирным договором. Пхеньян был готов вести мирные переговоры только с США и только
по вопросу о заключении мира. Вопросы отношений между Севером и Югом
руководители КНДР считали внутрикорейским делом и не соглашались с мнением
американской стороны о том, что мирный договор и нормализация отношений КНДР и РК
являются элементами комплексного урегулирования.
С начала 90-х годов зарубежные эксперты стали высказывать мнение о том, что КНДР
приблизилась к порогу самостоятельного производства ядерных взрывных устройств.
Северокорейский ядер-{♦}ный реактор на АЭС в г. Ионбон считался главным объектом
военного профиля, где, как предполагалось, вырабатывались материалы для ядерной
бомбы. В ЦРУ полагали, что КНДР накопила достаточно плутония для изготовления
нескольких бомб. США предложили КНДР провести переговоры по поводу
происходящего. Однако переговоры в Нью-Йорке и Женеве не приносили результатов.
США и Южная Корея пытались оказать давление на Пхеньян посредством угрозы
применить санкции ООН. Однако Китай уведомил США о намерении выступить против
санкций. Одновременно КНР пыталась убедить КНДР согласиться с требованием
МАГАТЭ о проведении инспекции. Обстановка стала настолько напряженной, что весной
– в начале лета 1994 г. в США обсуждали вопрос о нанесении упреждающих ударов по
ядерным объектам КНДР с целью помешать осуществлению северокорейской ядерной
программы.
8 июля 1994 г. в Пхеньяне умер Ким Ир Сен. Это событие разрядило обстановку. В
августе 1994 г. в Женеве представители США и КНДР подписали соглашение об оказании
Северной Корее технической помощи в мирном использовании ядерной энергии. КНДР
согласилась заморозить осуществление своей ядерной программы и возобновить свое
членство в Договоре о нераспространении ядерного оружия. США обязались не
применять и не угрожать применением ядерного оружия против КНДР, а Северная Корея
– принять меры для осуществления условий Декларации о создании безъядерной зоны в
Корее и возобновить для этих целей диалог с Югом. КНДР и США договорились об
открытии миссий связи.