ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5565
Скачиваний: 27
Однако нормализации отношений КНДР со странами Запада не произошло. В 1998 г.
Северная Корея произвела успешный запуск искусственного спутника земли и
продолжила разработку ракетных технологий. В августе того же года она осуществила
серию испытательных запусков ракет, одна из которых была выпушена в направлении
Японии, перелетела через ее территорию и упала в океан, что было зафиксировано
службами слежения Японии и Южной Кореи. В политических кругах США и стран
Дальнего Востока стал обсуждаться вопрос о «ракетной угрозе», источником которой
может быть Северная Корея.
Отношения России с КНДР в середине 90-х годов были натянутыми из-за решения
Москвы признать Сеул. Россия перестала считать себя связанной с КНДР союзным
договором 1961 г., в соответствии с которым она должны была бы как правопреемница
СССР оказывать помощь Северной Корее в случае войны на Корейском полуострове. В
1995 г. Москва уведомила КНДР об отказе от продления этого договора на очередной
пятилетний срок. Одновременно Россия предложила КНДР начать подготовку нового
договора, но это предложение не нашло поддержки у северокорейской стороны. {♦}
К содержанию главы
Становление Вишеградской группы
и Центральноевропейской инициативы
Распад ОВД привел к тому, что его бывшие члены на время выпали из одной системы
безопасности, но не присоединились к другой. Поэтому отдельные
центральноевропейские страны пытались в начале 90-х годов создать субрегиональные
группировки и в их рамках наладить сотрудничество между собой, в том числе в сфере
безопасности. Наиболее заметная из таких группировок – Вишеградский треугольник. 12-
15 февраля 1991 г. в древней столице Венгрии, Вишеграде, была подписана декларация о
сотрудничестве между Польшей, Чехословакией и Венгрией. После разделения
Чехословакии на два государства это объединение стало называться Вишеградской
группой. На встрече в Вишеграде были достигнуты договоренности о координации
действий в области внешней политики и укрепления связей с европейскими институтами,
взаимодействия в сферах безопасности, развития экономических связей, сотрудничества в
области защиты прав человека, вопросах экологии, энергетики и обмена информацией.
В принятой 6 октября 1991 г. на встрече в Кракове декларации основными целями
Вишеградской группы были провозглашены подключение к европейской политической и
правовой системам и системе безопасности, развитие отношений с НАТО и последующая
интеграция в Североатлантический союз. В 1992 г. в Польше по инициативе президента
Л.Валенсы обсуждались планы создания в Центральной Европе новой военно-
политической организации – «НАТО-бис», которая установила бы отношения
сотрудничества с НАТО и могла защитить безопасность государств региона. Эта идея
была отвергнута ввиду неудачного опыта Малой Антанты, ставившей сходные цели в
межвоенный период. Все страны пришли к намерению присоединиться к НАТО.
Участники Вишеградской группы уделяли внимание развитию экономического
сотрудничества. В декабре 1992 г. они подписали договор о создании в Центрально-
Восточной Европе зоны свободной торговли – ЦЕФТА (Central European Free Trade
Agreement), предусматривавший устранение торговых барьеров и приближение к режиму
торговли, принятому в ЕС. Помимо стран Вишеградской группы, в 1996 г. в ЦЕФТА была
принята Словения, а страны Прибалтики, Болгария и Румыния получили в ней
«специальный статус».
Во второй половине 90-х годов сотрудничество в рамках Вишеградской группы
приобрело характер ежегодных встреч премьер-министров. На одной из таких встреч в
Братиславе в мае 1999 г. было принято решение об учреждении Международного
вишеградского фонда, договор о создании которого был заключен 9 июня 2000 г. в Праге.
Стабильной формой сотрудничества стран ЦВЕ и балканского региона оказалось
основанное в 1989 г. Дунайско-Адриатическое сообщество. Оно объединило 16
государств – Австрию, Боснию и {♦} Герцеговину, Венгрию, Италию, Македонию,
Польшу, Словакию, Словению, Хорватию, Чехию, Албанию, Болгарию, Румынию,
Белоруссию, Украину и Молдавию. С момента создания Дунайско-Адриатического
сообщества его задачами были содействие общеевропейскому процессу и «размыванию»
блоковых границ. В июле 1994 г. на встрече в Триесте было заявлено о преобразовании
сообщества в Центральноевропейскую инициативу. Организационными формами ЦЕИ
стали ежегодные встречи глав государств и правительств, а также встречи министров
иностранных дел. Руководящие органы ЦЕИ были сосредоточены в Вене (Австрия). Там
же располагался Институт Подунавья и Срединной Европы. Весной 1996 г. в Триесте был
открыт Информационный и документальный центр ЦЕИ.
К содержанию главы
Третье расширение ЕС (январь 1995)
Заключение Маастрихтского договора было крупным успехом политики интеграции.
Евросоюз становился мощным центром притяжения для стран, которые оставались за его
рамками. В первую очередь шансы на присоединение к нему имели страны,
придерживавшиеся политики нейтралитета – Швеция, Австрия и Финляндия. Две
последние получили возможность свободно принимать решение о вхождении или
невхождении в международные блоки только после распада СССР, так как прежде их
нейтралитет был закреплен не только в национальных конституциях, но и в их договорах
с Советским Союзом. Поскольку европейские интеграционные структуры советское
руководство традиционно считало потенциально враждебными себе, вхождение в них
Австрии и Финляндии рассматривалось в Москве в качестве нарушения нейтрального
статуса соответствующих стран.
Процесс подготовки к вступлению в Евросоюз Австрии, Швеции и Финляндии
продолжался всю первую половину 90-х годов. Австрия подала заявку на вступление в
июле 1989 г., Швеция – в июле 1991 г., а Финляндия – в марте 1992 г. С 1 февраля 1993 г.
в Брюсселе начались переговоры между ЕС и тремя странами. В июне 1993 г.
Европейский совет на встрече в Копенгагене одобрил вступление трех новых стран,
установив для него срок не позднее начала 1995 г. Поскольку показатели экономического
развития стран-кандидатов не вызывали сомнений в их способности соответствовать
стандартам ЕС, переговоры шли успешно, и искомые соглашения были достигнуты к
марту 1994 г. Летом-осенью 1994 г. в трех странах прошли референдумы, на которых
решение о вступлении в ЕС было одобрено, и с 1 января 1995 г. они официально
присоединились к Евросоюзу.
Одновременно с Австрией, Швецией и Финляндией переговоры о вступлении в ЕС с
апреля 1993 г. повторно вела Норвегия. Она уже пыталась присоединиться к нему в 1972
г., но неудачно (избиратели проголосовали против этого решения). В1994 г. вопрос о
вхож-{♦}дении в ЕС был вынесен на референдум вторично, но норвежские избиратели
снова проголосовали против присоединения к Евросоюзу. Норвегия осталась за его
рамками. Вопрос был отложен до 2005 г.
После присоединения в Евросоюзу трех стран ЕАСТ близость между двумя европейскими
интеграционными группировками (Евросоюзом и ЕАСТ) возросла еще больше. С 1 января
1994 г., после того как вступил в силу соответствующий договор, подписанный в 1992 г. в
г. Порту (Португалия), единое Европейское экономическое пространство (European
Economic Space), сформировавшееся в середине 70-х годов, было преобразовано в высоко
интегрированную единую Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ, European Economic
Area) *. Участниками договора были, с одной стороны, 12 стран ЕС, а с другой – Австрия,
Швеция, Финляндия, Норвегия – каждая в отдельности.
Вступление в Евросоюз Финляндии, Швеции и Австрии способствовало постановке в
практическую плоскость вопросов о присоединении к ЕС стран Прибалтики и Словении.
В 1998 г. начались переговоры о дальнейшем расширении ЕС и принятии в него
восточноевропейских стран и Кипра.
Членства в ЕС активней стала добиваться Турция. Еще в 1963 г. она подписала
соглашение об ассоциированном членстве в ЕЭС, а в апреле 1987 г. официально подала
заявку на вступление в него, но страны ЕЭС отказывались вести с Турцией переговоры. В
декабре 1995 г. Европейский парламент принял решение заключить соглашение о
свободной торговле с Турцией, но вопрос о ее принятии в Евросоюз не был решен.
К моменту вступления в силу договора о Европейском Союзе в ноябре 1993 г.
западноевропейские страны уже вели работу по созданию европейского валютного союза.
Главным условием присоединения к нему было соответствие критерию предельно
допустимого дефицита госбюджета стран-участниц, который не должен был превышать
3% объема ВВП. План создания валютного союза предусматривал три стадии. На первом
(1990-1993) – предполагалось устранить технические и фискальные барьеры между
странами-участницами, на втором (1994-1998) – завершить либерализацию движения
капиталов, на третьем (с 1999) – ввести общую европейскую валюту.
К содержанию главы
Конфликт в Боснии и первая интервенция
НАТО на Балканах (декабрь 1995)
Всплеск интеграционной активности европейских стран контрастировал с положением на
Балканах. Особенно тяжелая ситуация складывалась в Боснии и Герцеговине, где
вооруженные столкновения между этно-религиозными общинами сопровождались
массовыми {♦} жестокостями и нарушениями прав человека. В целях координации
подходов к урегулированию положения на Балканах была сформирована под эгидой ООН
Контактная группа по бывшей Югославии в составе России, США, Великобритании,
Франции и Германии. Ее задачей было найти способ примирения сторон и предложить
план урегулирования – прежде всего в Боснии. В1992-1994 гг. представители ООН,
Евросоюза и Контактной группы подготовили несколько вариантов плана раздела Боснии
на сербскую, мусульманскую и хорватскую части. Ни один из проектов не получил
одобрения воюющих сторон.
Правительство Сербии, страдавшей от введенных против нее международных санкций,
стало побуждать боснийских сербов смягчить подход к предлагаемым планам
урегулирования, угрожая сократить помощь Республике Сербской. Белград стал
сворачивать военную помощь правительству Р.Караджича.
Администрация США после прихода к власти Б.Клинтона в 1993 г. пришла к выводу о
необходимости применить силу против боснийских сербов и поддерживающей их Сербии.
Под воздействием США руководство НАТО приняло решение использовать вооруженные
силы для вмешательства в Боснии с целью положить конец кровопролитию. В 1994 г. по
инициативе США в Боснии была создана Мусульмано-хорватская федерация для более
успешной борьбы с боснийскими сербами. Вашингтон выступал за отмену эмбарго на
поставку оружия сараевскому правительству и за нанесения силами НАТО воздушных
ударов по позициям боснийских сербов.
28 февраля 1994 г. ВВС альянса впервые применили на территории бывшей Югославии
оружие, сбив четыре сербских военных самолета. После этого масштабы вмешательства
НАТО в боснийский конфликт стали увеличиваться. В декабре 1995 г. в Боснию и
Герцеговину для предупреждения военных столкновений между общинами были введены
сухопутные войска НАТО. Их размещение было произведено по санкции Совета
безопасности ООН.
Правительство Сербии вело себя осторожно. Президент С.Милошевич пришел к выводу о
целесообразности тайного компромисса с президентом Хорватии Ф.Туджманом о
«размене»: Сербия согласилась бы смириться с подавлением хорватами сопротивления
сербов внутри Хорватии – в Сербской Крайне, а Хорватия за это не стала бы возражать
против отделения от Боснии сербских частей и их вхождения в Сербию. Судьба
Мусульмано-хорватской федерации в этом случае тоже бы не интересовала Белград и ее
могла бы поглотить Хорватия.
В июне 1995 г. с молчаливого согласия С.Милошевича хорватские вооруженные силы
смогли подавить сопротивление сербов в Сербской Крайне и захватили всю ее
территорию. Это сопровождалось этническими чистками и многочисленными жертвами
среди мирного сербского населения. Десятки тысяч сербов бежали из Хорватии в Сербию.
{♦}
Несмотря на эту жертву руководство Сербии не смогло добиться присоединения сербских
частей Боснии. Во второй половине 1995 г., опираясь на резолюцию Совета безопасности
ООН № 836 (принятую 4 июня 1993 г.) и в координации с командованием сил ООН по
защите «зон безопасности», вооруженные силы НАТО начали наносить авиаудары по
позициям боснийских сербов. Силы Р.Караджича не могли им противостоять. Действия
НАТО в Боснии вышли за рамки мандата ООН и превысили пределы миротворческой
операции.
Это вызвало возражения Российской Федерации. Хотя российское руководство в 1992-
1994 гг. поддерживало действия Евросоюза и США в бывшей Югославии, после
массированных бомбовых ударов по сербам Москва выступила с протестами. Внутри
России, в Государственной Думе, поднялась волна критики президента Б.Н.Ельцина и
министра иностранных дел А.В.Козырева, которых левая оппозиция и значительная часть
умеренных сил обвиняли в проведении курса, противоречащего национальным интересам
России. Но возражения Москвы не изменили хода событий.
Потерпев ряд военных поражений, сербские силы в Боснии согласились на переговоры. В
ноябре 1995 г. в г. Дейтоне (США) состоялась встреча лидеров Сербии, Хорватии, Боснии
и Герцеговины при участии представителей России, США и ЕС, в ходе которой был
парафирован текст мирных соглашений по урегулированию боснийского конфликта.
Босния и Герцеговина были превращены в конфедерацию из двух частей – Республики