ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5535

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

Европейская идея в международных отношениях 40-х годов  

 

Западный союз не был чисто военным образованием. В нем нашла развитие идея 
формирования союза европейских стран, которая обсуждалась в образованных 
европейских слоях еще в межвоенный период (см. т. 1 наст. изд.). Создавая новую 
группировку, ее организаторы стремились заручиться поддержкой общественности, 
опираясь на «европейское движение». Общественно-политические дискуссии под 
общеевропейскими лозунгами активизировались в европейских странах еще с конца 40-х 
годов – во многом под воздействием речи У.Черчилля, произнесенной им в Швейцарии, в 
Цюрихском университете, в сентябре 1946 г. В этом выступлении Черчилль развил свое 
понимание европейской идеи и изложил видение будущего панъевропейского 
объединения.  

 

В панъевропейском движении 40-х годов участвовали представители консервативных, 
либеральных, социал-демократических, клерикальных партий, враждебных идеям 
коммунизма. В мае 1948 г. в Гааге собрались свыше 700 деятелей из западноевропейских 
стран, а также представители такого рода организаций из ряда стран Вос-{♦}точной 
Европы. Участники встречи выступили за объединение Европы в союз или федерацию. На 
конгрессе обнаружились противоречия между сторонниками более глубокого, 
федеративного, объединения, возглавлявшимися французскими представителями, и 
сторонниками межгосударственного объединения, руководимыми британцами. 
Сторонники «европейского движения» пропагандировали свои взгляды в парламентах 
европейских стран.  

 

Одной из ключевых идей панъевропеистов в конце 40-х годов было «возвращение 
Германии в Европу», то есть преодоление раскола и взаимной враждебности между 
Германией и другими европейскими странами. Влияние европеистов усилилось к началу 
50-х годов.  

К содержанию главы 

 

Сепаратное совещание шести западных держав 

      по Германии в Лондоне (февраль – июнь 1948) 

 

Неуспех диалога с Москвой по Германии подтолкнул США и Британию к сепаратным 
действиям. Главной задачей в этом смысле было обеспечить согласие Вашингтона и 
Лондона с Парижем. После заключения Брюссельского договора и создания Западного 
союза, а также обещаний президента США Г.Трумэна продлить пребывание американских 
войск в Германии военные озабоченности Франции уменьшились.  


background image

 

В Париже ожидали поступления американской экономической помощи по «плану 
Маршалла». Но и это было не все. После создания Бизоний, в пределах которой оказался 
Рурский угольный бассейн, французская сторона стала получать меньше рурского угля, 
так как французы не имели права голоса при распределении угольных поставок. Теперь 
США и Британия предложили создать для управления Руром международный 
контрольный орган с участием Франции, но без Советского Союза. Взамен Париж должен 
был согласиться на присоединение своей оккупационной зоны к Бизоний, которая в этом 
случае становилась бы Тризонией. Предложения и связанные с ними переговоры были 
секретными, и СССР не получал от западных держав соответствующей информации.  

 

В феврале – марте и апреле – июне 1948 г. в Лондоне прошли встречи представителей 
США, Британии, Франции, а также Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (29 октября 
1947 г. эти страны образовали трехсторонний таможенный, а 13 марта 1948 г. – 
экономический союз под названием «Бенилюкс») для согласования их позиций в 
германском вопросе. Международная обстановка во время секретных переговоров в 
Лондоне была сложной. Дело было не только в обострении ситуации в Чехословакии, но и 
в тревожных ожиданиях по поводу исхода апрельских выборов в Италии. США по-
прежнему занимали в итальянском вопросе жесткую позицию, используя нелегальные 
каналы воздействия на итальянские власти, политические партии и общественное мнение 
для антикоммунистической пропаганды. Дело дошло до того, что американские власти 
рекомендовали американским гражданам итальянского происхожде-{♦}ния направлять 
своим родственникам в Италию письма, в которых бы говорилось о намерении 
госдепартамента США отказывать в выдаче въездных виз в США тем лицам, которые на 
апрельских выборах будут голосовать за компартию.  

 

Давление принесло результаты. На выборах 18-19 апреля 1948 г. и ХДП получила 48,5% 
голосов, одержав убедительную победу. В американских политических кругах решающую 
роль в переломе ситуации в Италии отводили спецоперациям (спецтехнологиям) ЦРУ, 
использованию которых с той поры в Вашингтоне стали уделять огромное внимание.  

 

Поражение итальянской компартии, достигнутое без силового вмешательства, придало 
уверенности США в правильности линии односторонних, не согласуемых с Москвой 
действий в европейской политике, курса давления на оппонентов – как в СССР, так и в 
Западной Европе. Сопротивление Франции, и без того ослабевшее, было легко 
нейтрализовать. Ход лондонских переговоров ускорился. 1 июня 1948 г. договоренности 
шести стран по Германии были подписаны. Во-первых, был создан Международный 
контрольный орган по Руру, во-вторых, шесть стран согласились с участием Германии в 
«плане Маршалла» и ее вступлением в Организацию европейского экономического 
сотрудничества, в-третьих, стороны согласились содействовать интеграции французского 
сектора оккупации с Бизонией (официально их слияние в Тризонию состоялось в июле 
1948 г.), в-четвертых, для решения текущих вопросов управления западными секторами 
Германии был сформирован Союзный совет военной безопасности (Allied Military Security 
Board).  


background image

 

Одновременно шесть стран признали правомочность решения Франции об отделении 
Саарской области, оговорив временный характер этой меры и необходимость 
окончательного урегулирования саарской проблемы в будущем через проведение 
референдума. Наконец, было принято важное решение о подготовке конституции 
Западной Германии. Фактически идея независимого западногерманского государства 
получила одобрение шести западных держав. Раскол Германии становился политическим 
фактом. На основании лондонских решений западные дипломаты приступили к 
подготовке сепаратной денежной реформы для западных секторов, проведение которой 
была назначено на 18 июня 1948 г.  

 

За четыре дня до намеченного срока, 14 июня 1948 г., сенат США принял так называемую 
«резолюцию Ванденберга» (по имени предложившего ее сенатора А.Ванденберга), 
согласно которой допускалось «участие Соединенных Штатов в соответствии с 
конституционной процедурой в таких региональных и прочих коллективных соглашениях, 
которые основаны на оказании продолжительной и коллективной взаимопомощи в 
вопросах, затрагивающих национальную безопасность». Принятие этой резолюции 
означало отказ от изоляционистских концепций внешней политики и взятие курса на 
создание постоянных блоков с участием США. {♦}   

 

Лондонское совещание фактически носило характер сепаратного мирного урегулирования 
западных стран в отношении Германии. Это урегулирование носило частичный и 
предварительный характер, но в правовом и политическом смысле оно представляло 
собой первую попытку ревизии западными державами соглашений в Ялте и Потсдаме. 
Статус-кво образца 1945 г. начал разрушаться, вследствие чего в международной системе 
должна была последовать вспышка нестабильности. Она не заставила себя ждать.  

К содержанию главы 

 

Обострение германского вопроса 

      и первый берлинский кризис 

 

Наступательный характер американской политики к середине 1948 г. продолжал 
нарастать. США не опасались реакций Москвы, полагая, что И.В.Сталин скован 
пониманием ядерного превосходства Вашингтона и сосредоточен на консолидации своих 
позиций в Восточной Европе. Признаков агрессивности вне этой зоны СССР не 
обнаруживал. Американские эксперты считали, что собственную атомную бомбу 
Советский Союз сможет создать только к середине 50-годов. Кроме того, было известно, 
что у СССР не было стратегических бомбардировщиков, радиус действий которых 
позволял бы достигать территории США и возвращаться обратно. Военные аналитики 
СНБ США указывали и на отсутствие в Советском Союзе аэродромов, способных 
принимать тяжелые боевые машины необходимого класса, и нехватку высокооктановых 


background image

бензинов для их заправки. В общем, военная готовность СССР к конфликту с Западом 
оценивалась низко.  

 

Денежная реформа 18 июня 1948 г. в западных зонах предполагала введение в них новых 
денежных знаков и последующее их распространение в Западном Берлине, хотя 
юридически последний, находясь в центре советской зоны оккупации, в финансово-
экономическом смысле являлся ее частью, то есть имел общие с ней источники 
снабжения, транспортные коммуникации и т.д. Меры западных держав вызвали наплыв в 
советскую зону обесцененных старых денежных знаков, которые продолжали иметь 
хождение в Восточной Германии. Это вызвало угрозу экономического хаоса на востоке, и 
Москва прореагировала на ситуацию резко. 24 июня 1948 г. Советский Союз ввел запрет 
на передвижение и перевоз товаров из западных зон в восточную. Одновременно были 
прекращены и поставки из советской оккупационной зоны в западные секторы Берлина. 
Западная часть города оказалась отрезанной от источников снабжения в советской 
оккупационной зоне и лишилась возможности получать товары по суше из западных. Эта 
ситуация получила в литературе название «блокады Западного Берлина».  

 

Сохранение такого положения означало экономическое удушение и гражданского 
населения города, и дислоцированных там служащих вооруженных сил США, Британии и 
Франции. В ответ на советские меры США и Великобритания, используя имеющийся в 
Западном Берлине аэродром, организовали воздушный мост между западными {♦} 
оккупационными зонами и Западным Берлином, по которому силами военно-
транспортной авиации в город стало доставляться все необходимое для обеспечения его 
жизнедеятельности. Западные военные самолеты нарушали воздушное пространство над 
советской оккупационной зоной и пролетали над расположением советских частей на 
восточногерманской территории. Все сопровождалось жесткой риторикой и взаимными 
угрозами, которыми обменивались Москва и Вашингтон. Ни СССР, ни США не были 
готовы воевать. Но война могла начаться случайно, если бы один из самолетов оказался 
сбит, упал на какой-то из советских военных объектов и т.п. Вероятность столкновения 
была высока, обе державы балансировали на грани войны.  

 

Описанная ситуация в литературе называется берлинским кризисом, под которым 
понимается резкое обострение международно-политической ситуации из-за обстановки 
вокруг города, при котором стала расти вероятность военного столкновения Советского 
Союза с западными державами. Берлинский кризис по счастью не перерос в войну. 
Западные державы получили возможность осуществлять поставки по воздуху 
беспрепятственно, СССР не пытался сбивать самолеты или иным образом препятствовать 
их навигации. Пик кризиса продолжался с 24 июня по 30 августа 1948 г. После 
переговоров послов четырех держав в Москве было достигнуто частичное соглашение о 
мерах для урегулирования ситуации. Оно не было выполнено, и ситуация оставалась 
напряженной. Но было уже ясно, что она по-своему устойчива и противостоящие стороны 
не стремятся к эскалации. Конфронтация вокруг Берлина по нисходящей продолжалась до 
23 мая 1949 г. (VI сессия СМИД в Париже), после чего СССР отменил ограничения на 
транспортировку грузов с запада и ситуация нормализовалась.  

 


background image

В западных столицах события вокруг Берлина были оценены как поражение сталинской 
дипломатии и признак слабости Советского Союза. В Вашингтоне победа казалось 
полной. Г.Трумэн окончательно уверился в правильности наступательной линии и стал 
форсировать решение вопроса о прекращении режима оккупации в Западной Германии и 
о создании отдельного западногерманского государства. В ноябре 1948 г. Г.Трумэну 
предстояло пройти через президентские выборы. Берлинская ситуация дала ему серьезный 
козырь.  

 

В Москве случившееся вызвало большое раздражение И.В.Сталина, который предпочел 
найти виноватых. В 1949 г. В.М.Молотов был удален с поста министра иностранных дел. 
Его место занял А.Я.Вышинский.  

К содержанию главы 

 

Подписание Дунайской конвенции 

 

Конфронтация в Западном Берлине сказалась на подготовительной работе по заключению 
Дунайской конвенции на конференции в Белграде 30 июля – 18 августа 1948 г. В ней 
приняли участие СССР, США, Великобритания, Франция, Югославия, Венгрия, Румыния, 
Болгария и Чехословакия, а также Украинская ССР, по-{♦}лучившая после 1940 г. выход 
к Дунаю. В качестве наблюдателя на конференции присутствовала делегация Австрии.  

 

Дунай был судоходен от Ульма (Южная Германия) до Черного моря. На его берегах были 
расположены столицы трех стран – Австрии, Венгрии и Югославии. Река имеет очень 
большое хозяйственное значение. Прежняя Дунайская конвенция была заключена 23 июля 
1921 г. предусматривала, что регулирование судоходства по Дунаю и координация усилий 
для поддержания его русла и, особенно, гирла в судоходном состоянии будет 
осуществляться международной Дунайской комиссией. В ее состав входили 
представители Великобритании, Франции, Италии, Румынии. В 1939 г. эта комиссия была 
дополнена делегатами Германии. Действие этой конвенции фактически было 
заблокировано Второй мировой войной.  

 

Целью западных держав в 1948 г. было восстановить прежнюю конвенцию, 
модифицировав ее с учетом политических изменений в регионе. Советский проект не 
исключал принципа свободы судоходства по Дунаю, но предлагал зафиксировать в 
конвенции принцип приоритетности прав придунайских стран в определении его режима. 
Предлагалось также запретить плавание по реке военным судам недунайских стран, а 
военным судам дунайских стран плавание разрешалось только с санкции 
заинтересованных сторон. Фактически Москва стремилась к тому, чтобы исключить 
недунайские страны из региона и отстранить их от решения вопросов Дунайского 
бассейна, есмотря на протесты западных держав, в основу Конвенции 1948 г. о режиме 
судоходства по Дунаю был положен советский проект. Западные державы отказались