ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5417

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

подписывать конвенцию, но она была заключена без их участия Югославией, Венгрией, 
Румынией, Болгарией и Чехословакией, а также Советским Союзом и Украинской ССР. В 
1960 г. к конвенции присоединилась Австрия.  

К содержанию главы 

 

Формирование системы перекрестных договоров 

      восточноевропейских стран (1948 – 1949) 

 

После подписания мирных договоров с бывшими союзниками Германии в 1947 г. 
открылся путь к политико-правовому оформлению той зоны «особых» отношений, 
которую Советский Союз стремился сформировать в Восточной Европе. Требовалось не 
только создать в регионе прочную систему союзов, но и приобрести дополнительные 
инструменты влияния на соседние государства. К 1947 г. с тремя восточноевропейскими 
странами у СССР уже были союзные договоры – с Чехословакией (1943), Польшей (1945) 
и Югославией (1945). Это договоры имели антигерманскую направленность и отражали 
опыт совместной борьбы этих стран и Советского Союза против Германии и Италии в 
годы войны. Договоры сходного содержания, хотя с менее обширными обязательствами, в 
годы войны были заключены СССР с Великобританией и Францией (см. гл. 1).  

 

Эту систему договоров и стремилась расширить Москва ввиду сепаратных действий 
Британии и США в Германии в 1946 г. (соз-{♦}дание Бизоний) и, особенно, после 
возникновения переговорного тупика по германскому вопросу в рамках СМИД в 1947 г. 
Уже в феврале 1948 г. СССР заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и 
взаимопомощи с Румынией и Венгрией, а в марте 1948 г. – с Болгарией. Все эти договоры 
были рассчитаны на 20 лет и имели антигерманскую направленность. Возникла почти 
всеохватывающая сеть двусторонних союзов СССР в Восточной Европе. Но это была 
первая серия дипломатических инициатив Москвы. Советский Союз стремился, с одной 
стороны, примирить своих младших союзников между собой, убедив их урегулировать 
территориальные споры, с другой – связать их дополнительными взаимными гарантиями 
безопасности на случай конфликта с кем-то из соседей.  

 

Реализация этой задачи началась с урегулирования отношений между странами, 
имевшими споры. Это была вторая серия шагов советской «договорной дипломатии» в 
Восточной Европе. В декабре 1947 г. в польско-чехословацком Договоре о дружбе, 
сотрудничестве и взаимопомощи стороны отказались от взаимных территориальных 
претензий, в результате чего юридически была разрешена проблема Тешинской области, 
оставшейся за Чехословакией. В январе 1947 г. аналогичный союзный договор Болгарии с 
Румынией зафиксировал таким же путем прекращение спора из-за присоединенной к 
Болгарии Южной Добруджи. Венгрия и Румыния также заключили союз (январь 1948), в 
договоре о котором говорилось об отсутствии территориальных претензий друг к другу, 
что означало повторное признание Будапештом потери Трансильвании.  


background image

 

С весны 1948 г. началась реализация третьей серии мероприятий – на этот раз по 
заключению договоров между странами, не имевшими между собой общих границ. В 
апреле 1948 г. Чехословакия и Болгария, в мае 1948 г. – Болгария и Польша, в июне 1948 
г. – Польша и Венгрия, Венгрия и Болгария, а также Чехословакия и Румыния, и, наконец, 
в январе 1949 г. – Румыния и Польша – все эти страны подписали между собой союзные 
договоры. Союзные договоры с Венгрией, Румынией и Болгарией имела и Югославия.  

 

Одной из целей этих договоров было недопущение возникновения в регионе 
конкурирующих блоков и группировок. Вот почему перекрестные договоры «второй» и 
«третьей» серий предусматривали не только взаимную помощь против всякого третьего 
государства, а не только Германии (как договоры СССР с Чехословакией, Польшей, 
Югославией, Венгрией, Румынией и Болгарией), и запрещали любому подписавшему 
договор государству вступать в союз, который мог бы быть истолкован как направленный 
против другого государства. В целом в начале 1949 г. в Восточной Европе существовала 
мощная договорная система двусторонних союзов, замкнутая на СССР.  

 

27 сентября 1949 г. в результате дальнейшего ухудшения отношений с Белградом СССР 
денонсировал договор 1945 г. с Югославией. Выигрышей этот шаг Москве не принес. {♦}   

К содержанию главы 

 

Внутриполитическая обстановка в СССР и странах 

      Восточной Европы в конце 40-х годов и ее влияние 

      на международные отношения 

 

Два международных обстоятельства повлияли на внешнеполитическую обстановку в 
СССР более других. Во-первых, «план Маршалла» и связанное с ним понимание 
И.В.Сталиным невозможности найти сопоставимую по своей привлекательности 
экономико-финансовую альтернативу сотрудничеству с Западом. Во-вторых, раскол 
внутри лагеря восточноевропейских союзников, связанный с переходом Югославии на 
самостоятельную платформу в международном коммунистическом движении, переходом 
безнаказанным, по-своему победным. Такого в практике отношений Москвы с 
компартиями других стран прежде никогда не было.  

 

В 1948 г. И.В.Сталину было уже 69 лет. Это усиливало традиционную неопределенность в 
окружении вождя. Его соратники тоже были людьми не молодыми, и десятилетия 
существования в страхе за свою жизнь, карьеру, свободу и здоровье близких их измотали. 


background image

Ключевым оказывался вопрос о приемнике вождя, но Сталин не обнаруживал признаков 
намерения передавать власть кому бы то ни было.  

 

В советском обществе подспудно накапливалась усталость от сталинского произвола и 
тридцатилетия диктатуры. Хотя старая образованная часть граждан за годы репрессий 
была истреблена, посажена в лагеря, оттеснена от общественной деятельности или отошла 
от активной жизни по возрасту, за годы советской власти успело вырасти первое 
поколение новой интеллигенции. Это были образованные люди, во всяком случае, более 
образованные, чем основная часть политически активной солдатской, рабочей и 
матросской массы, которая в 1917 г. совершила большевистский переворот.  

 

Менялась атмосфера советского общества. В годы Великой Отечественной войны 
тотальный контроль был объективно невозможен. Победа над нацизмом раскрепостила 
общественное сознание, подготовила условия для психологического отторжения наиболее 
варварских черт сталинского режима. Определенное воздействие на умы оказало 
длительное пребывание действующей армии в государствах Центральной и Восточной 
Европы.  

 

Признаки колебаний в общественных настроениях, по-видимому, ощущались в Кремле. 
Стремясь предупредить размягчение «морально-политического единства» советского 
общества, сталинское руководство в конце 40-х годов повторно прибегло к политическим 
репрессиям, хотя их размах не достигал масштабов террора 30-х годов.  

 

Началом послевоенной волны репрессий в СССР принято считать 14 августа 1946 г., когда 
в печати было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) о литературных журналах 
«Звезда» и «Ленинград», в котором уничтожающей критике за безыдейность и 
безразличие к советскому образу жизни и советской политике были подвергнуты 
писатель-сатирик М.М.Зощенко и знаменитая русская поэтесса А.А.Ахматова. Они были 
исключены из Союза писателей {♦} СССР. Травля этих писателей переросла в 
общесоюзную кампанию, в ходе которой подвергалось обструкции и изгонялось все, в чем 
усматривался малейший намек на уклонение от официальной партийной линии в вопросах 
культуры.  

 

В июне 1947 г. после принятия указа об усилении борьбы с хищениями социалистической 
собственности были обсуждены и отправлены в лагеря сотни тысяч людей, уличенных в 
хищениях, к которым относились колоски, подобранные полуголодными крестьянами на 
полях, или катушки ниток, вынесенные со швейной фабрики. Одновременно с 1947 г. стал 
нарастать поток ссыльных и репрессированных из прибалтийских республик – по мере 
укрепления там органов советской власти и изгнания всех, кто составлял оппозицию 
местным коммунистам.  

 


background image

Но самая неожиданная по характеру кампания борьбы с инакомыслием развернулась в 
СССР в 1948 г. Она началась с провозглашения борьбы с «низкопоклонством перед 
Западом». Высказываться положительно о технических, экономических, культурных 
достижениях западных стран, не говоря уже о западной государственной системе, стало 
опасно. На эту кампанию наложилась новая – началась борьба с «буржуазным 
национализмом» и «космополитизмом». Носителями этих «пороков» были названы лица 
еврейской национальности. В сентябре 1948 г. после прибытия в СССР первого посла 
Государства Израиль Голды Меерсон (Голды Меир) в Москве состоялись стихийные 
митинги в поддержку Израиля, и хотя они не были по содержанию антисоветскими, 
советская руководство стало подозревать, что инициатива проведения неразрешенных 
митингов может распространиться. Ответом были гонения против евреев. Из «Правды» 
был уволен знаменитый советский публицист И.Г.Эренбург, перед тем пользовавшийся 
расположением И.В.Сталина. В ноябре 1948 г. было сфабриковано дело о созданном по 
инициативе советского правительства в 1941 г. Еврейском антифашистском комитете. 
Комитет был распущен, а его руководители – арестованы, затем расстреляны или 
приговорены к длительным срокам заключения.  

 

Этот процесс не успел забыться, как в декабре 1948 г. началось «ленинградское дело» 
против руководителей Ленинградской области и выходцев из Ленинграда, которые 
перешли на работу в Москву. Процесс по делу продолжался до сентября 1950 г. и 
завершился смертными приговорами шестерым обвиняемым, включая председателя 
Госплана Н.А.Вознесенского, председателя Совета министров РСФСР М.И.Родионова и 
секретаря ЦК ВКП(б) А.А.Кузнецова. Кроме них по «ленинградскому делу» было 
репрессировано еще более 200 человек, включая членов семей основных фигурантов. Это 
было полностью сфабрикованное дело, жертвы которого после смерти Сталина были 
реабилитированы. В январе 1953 г. началось «дело врачей-убийц», но оно не было 
завершено из-за смерти Сталина 5 марта 1953 г. {♦}   

 

Происходящее в СССР задавало своего рода стандарт внутриполитической ситуации для 
восточноевропейских стран. Политические связи между странами ЦВЕ после 
установления однопартийных коммунистических режимов стали строиться по «партийно-
государственной модели» – отношения по линии правящих партий и по линии государств 
были нераздельны. Важнейшие решения, касающиеся отношений между странами 
народной демократии, замыкались лично на И.В.Сталина. Особенно жесткий контроль 
над странами-сателлитами Москва осуществляла в военных делах. Значительную часть 
нового офицерского корпуса на первых порах составляли советские кадры. Это 
объяснялось как потерями, понесенными во время войны, так и необходимостью чистки 
вооруженных сил стран Восточной Европы от представителей старой военной элиты.  

 

Наиболее известный пример такой кадровой политики – направление в 1949 г. в Польшу 
на должность министра обороны маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского, несмотря 
на негативное восприятие его польской общественностью. В своей работе он был 
фактически не подконтролен вышестоящим руководителям Польши, а отчитывался 
непосредственно перед Москвой. В 1952 г. был учрежден военный координационный 
комитет во главе с маршалом Н.А.Булганиным, а в конце того же года создан 
объединенный штаб с местопребыванием в Кракове во главе с советским генералом.  


background image

 

Важным элементом установления коммунистического контроля в странах Восточной 
Европы стали политические репрессии и чистки. Особенно сильно стимулировал этот 
процесс советско-югославский конфликт. Жертвами охоты на «титоистов» и сторонников 
национальных моделей коммунизма стали партийные и государственные деятели: 
Лукрециу Патрашкану (Румыния), Ласло Райк (Венгрия), Трайчо Костов (Болгария), Кочи 
Дзодзе (Албания). В Польше за «правонационалистический уклон» был снят со своего 
поста и подвергнут домашнему аресту генеральный секретарь ЦК правящей Польской 
рабочей партии (до ее объединения с социалистами) Владислав Гомулка. В Чехословакии 
жертвой репрессий стал генеральный секретарь ЦК КПЧ Рудольф Сланский. Процесс над 
ним, а также еще несколькими обвиняемыми (среди них министр иностранных дел 
Владимир Клементис), имел антисемитскую окраску (основные обвиняемые были 
евреями), и его совпадение по времени с аналогичной кампанией в Советском Союзе было 
не случайным. В Румынии в 1952 г. также были арестованы Василе Лука и Анна Паукер. 
В свою очередь в Югославии разрыв со Сталиным и гонения на «титоистов» в СССР и 
восточноевропейских странах повлек ответные преследования коминформовцев, 
проводимые руками сторонников И.Б.Тито.  

 

Репрессии в СССР и странах Восточной Европы негативно сказывались на репутации 
Советского Союза, подтверждая худшие опасения на Западе по поводу сущности режимов 
социалистических стран. В восприятии внешнего мира СССР снова, как в 30-е годы, 
представал как непредсказуемый, деспотический режим, руководи-{♦}тели которого 
мыслят догмами диктатуры пролетариата, ничему не научились за годы войны и 
сотрудничества с Западом. Симпатии к СССР к концу 40-х годов были замещены 
негативным стереотипом, в соответствии с которым Советский Союз представлялся 
«необъяснимо агрессивным», сильным и опасным государством. Вести речь о партнерстве 
с такой страной на Западе было опасно для репутации всякого, кто бы посмел высказать 
такую мысль. Нормой западного общественного мнения стало боязливо-подозрительное и 
одновременно отстраненно-насмешливое отношение к происходящему в СССР и 
предложениям советских лидеров.  

 

Не имея возможности оказывать давление непосредственно на Москву, западные страны 
отыгрывались на ее сателлитах. Отношения стран народной демократии с 
некоммунистическим миром носили ограниченный характер (за исключением Югославии 
после ее разрыва с СССР). Болгария, Венгрия и Румыния до 1955 г. не могли вступить в 
ООН. Запад обвинял их в нарушении постановлений мирного договора в части, 
касающейся обеспечения прав человека. Также до 1955 г. не могла вступить в ООН 
Албания. ГДР вплоть до 1971 г. не могла добиться полноценного международного 
признания: в период правления К.Аденауэра была принята «доктрина Хальштейна», в 
соответствии с которой Бонн отказывался поддерживать дипломатические отношения со 
странами, которые признают ГДР.  

 

В США в конце 1948 г. было принято специальное законодательство, ограничивающее 
американский экспорт в социалистические страны, а в 1950 г. создан Координационный 
комитет НАТО по контролю за экспортом в социалистические страны (КОКОМ), цель