ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5415

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

на критику, правительство К.Готвальда попыталось форсировать социалистические 
преобразования, в результате чего отношения компартии с партнерами по коалиции стали 
ухудшаться. Ситуация осложнилась, когда в руководстве партнера коммунистов по 
коалиции, Социал-демократической партии, усилились позиции правого крыла. Социал-
демократы перестали поддерживать коммунистов внутри кабинета. Положение 
К.Готвальда осложнилось.  

 

В феврале 1948 г. напряженность достигла пика. Вацлав Носек, член компартии, 
занимавший пост министра внутренних дел, принял решение об увольнении восьми 
руководителей Корпуса безопасности (полиции) в Праге. Ни один из увольняемых не был 
коммунистом, что дало основание заподозрить наличие политических мотивов решения 
В.Носека. Внутри правительства действия министра-коммуниста не были поддержаны, 
так как большинства в кабинете ком-{♦}мунисты не имели. Но В.Носек отказался 
отменить свой приказ, и на его сторону стал премьер-министр К.Готвальд. Тогда 12 
министров, представлявших в правительстве три демократические партии, подали в 
отставку. Они надеялись, что К.Готвальд будет вынужден подать в отставку тоже и тогда 
президент Э.Бенеш поручит формировать новый кабинет лидеру какой-то другой партии.  

 

Однако ситуация стала развиваться иначе. К.Готвальд отказался подавать в отставку, а 
предложил президенту Э.Бенешу удовлетворить прошения об отставке, поданные 
министрами, с тем чтобы в целом правительство оставалось прежним, а вместо уволенных 
министров в кабинет были бы назначены новые. Одновременно коммунисты 
мобилизовали на свою поддержку вооруженные рабочие отряды и организовали массовые 
выступления контролируемых ими общественных организаций против «планов реакции».  

 

25 февраля под давлением прокоммунистических сил президент Э.Бенеш принял отставку 
11 министров и вынужден был назначить в правительство новых членов по 
представлению коммунистов. Формально обновленный состав кабинета был наполовину 
некоммунистическим. Пост министра иностранных дел в нем сохранил Я.Масарик. 
К.Готвальд надеялся, что это придаст новому режиму респектабельный вид. Однако 10 
марта 1948 г. при невыясненных обстоятельствах Я.Масарик выпал из окна своего дома и 
погиб – совершив, по официальной версии, самоубийство. Демократическая оппозиция 
обвинила в его смерти коммунистов, контролировавших спецслужбы.  

 

После этих событий в Чехословакии началась чистка госаппарата и «реорганизация» тех 
партий, которые пытались противодействовать коммунистам. Социал-демократическая 
партия вынуждена была объединиться с компартией. Президент Э.Бенеш оставался на 
своем посту до 2 июня 1948 г. В этот день он подал в отставку, отказавшись поставить 
свою подпись под принятой к тому времени под давлением левых новой конституцией 
страны. Э.Бенеш не уехал из страны. 3 сентября 1948 г. он умер в Праге возрасте 64 лет. 
Место президента Чехословакии занял К.Готвальд.  

 


background image

В западной литературе принята точка зрения о том, что февральский кризис 1948 г. в 
Праге оказался неожиданным для стран Западной Европы и США как в смысле его 
внезапности, так и отсутствия попыток чехословацкой общественности оказать 
коммунистам сопротивление. В США восприняли известия о перевороте в Праге 
болезненно, хотя было очевидно, что ничего практического США и Британия сделать не 
могут и не будут. Дело ограничилось резким выступлением президента Г.Трумэна 17 
марта 1948 г. (в день подписания Брюссельского договора, см. ниже) с обвинениями в 
адрес СССР.  

К содержанию главы 

 

Возникновение советско-югославского конфликта. 

 

Размещение штаб-квартиры Коминформа в Белграде оттенило особое положение, которое 
компартия Югославии и сам И.Б.Тито занимали среди компартий и лидеров Восточной 
Европы. И.Б.Ти-{♦}то, сумевший самостоятельно и при поддержке западных стран, а не 
только Советского Союза, сформировать в годы войны боеспособные вооруженные силы, 
был в наименьшей степени из всех восточноевропейских коммунистов обязан своим 
возвышением И.В.Сталину. Для него, в отличие от руководителей других 
восточноевропейских правительств, не существовало проблемы дипломатического 
признания со стороны США и Британии.  

 

Белград согласовывал общую направленность своих действий на Балканах с Москвой. Но 
был автономен в решении пограничных проблем на Балканах, противостоя попыткам 
Болгарии добиться от Югославии уступок по македонскому вопросу, несмотря на 
поддержку, которую СССР оказывал Болгарии и лично Г.Димитрову. Югославское 
руководство действовало на собственные страх и риск в греческом вопросе, не требуя от 
Москвы поддержки греческих коммунистов, но не отказывая себе в праве помогать им, 
несмотря на сдержанное отношение к компартии Греции со стороны И.В.Сталина.  

 

По сути дела, лидер югославской компартии уклонялся от следования полугласным 
соглашениям о сферах влияния на Балканах, которые заключили СССР и западные 
державы в годы войны за спиной малых стран. Однако Белград не ставил под вопрос 
лидерство Советского Союза в мировом коммунистическом движении и свидетельствовал 
свое уважение лично И.В.Сталину. При этом руководство Югославии проводило 
радикальные социально-экономические реформы – национализацию промышленности и 
банков, уничтожение частного сектора. Югославия вместе с остальными странами 
народной демократии отказалась принять участие в «плане Маршалла».  

 

Поводом для открытого конфликта Белграда с Москвой стало намерение И.Б.Тито и 
лидера болгарских коммунистов Г.Димитрова создать на Балканах федерацию южных 
славян. С учетом территориальных споров на Балканах и болгаро-югославских 


background image

противоречий из-за Македонии идея федерации была формой растворения этно-
территориального конфликта между двумя странами в их сотрудничестве. Болгаро-
югославская федерация могла оказаться притягательной для подключения к ней других 
балканских и дунайских стран – тем более что в дипломатических кругах Европы 
обсуждались вопросы заключения многосторонней конвенции о Дунае – водной артерии, 
связующей Центральную Европу с Юго-Восточной. Если бы проект федерации разросся 
до масштабов балкано-дунайского сотрудничества, то центр восточноевропейской 
политики сместился бы к Югославии и Белграду, и в «социалистическом лагере» 
появилось бы подобие двоецентрия. Это не устраивало Москву. Сталин с подозрением 
относился к идеям межгосударственных объединений, которые было трудно 
контролировать.  

 

Сначала СССР поддержал предлагавшийся Г.Димитровым мягкий, по сути 
конфедеративный, вариант федерации, согласно кото-{♦}рому Болгария и Югославия 
оказывались равноположенными ее частями. И.Б.Тито выступал за более жесткий проект 
– единое государство из семи федеративных единиц в составе шести югославских 
республик и Болгарии. Однако в дальнейшем – отчасти из-за протестов Великобритании, 
выступавшей против любых планов «федерализации Балкан», – он изменил свою 
позицию.  

 

И.В.Сталин раздражался по поводу самостоятельности И.Б.Тито и его стремления 
выработать собственный путь построения социализма в тот момент, когда перед лицом 
соблазна «плана Маршалла» Москве требовалось сплотить восточноевропейские страны и 
мобилизовать их для развития по советскому пути.  

 

С середины 1947 г. советские представители стали обвинять лидеров Югославии в 
стремлении поставить себя в исключительное положение среди других компартий. В 
Москве поговаривали о том, некоторые лица в окружении И.Б.Тито являются 
«английскими шпионами». В конце 1947 г. Москва негативно отреагировала на решение 
(не реализованное в дальнейшем) Белграда разместить на албанской территории с 
согласия албанского лидера Э.Ходжи югославскую стрелковую дивизию для защиты 
Албании от возможного вторжения греческой армии, что могло привести к столкновению 
Албании и Югославии с Грецией, которой к этому времени наряду с Британией начали 
помогать США.  

 

Между тем, инициаторы балканской федерации развивали свои идеи. Г.Димитров и 
И.Б.Тито стали говорить об общебалканском объединении, включающем Румынию, 
Венгрию, Албанию и Грецию (в случае победы в ней коммунистического строя). 
Г.Димитров допускал даже возможность включения в него Польши и Чехословакии. 
Белград и София бросали вызов договоренностям о разделе сфер влияния на Балканах 
между великими державами.  

 


background image

10 февраля 1948 г. югославские и болгарские лидеры были приглашены в Москву, где им 
было указано на недопустимость проведения не согласованной с СССР внешней 
политики, причем беседа Сталина с И.Б.Тито состоялась в оскорбительном для 
последнего тоне. Г.Димитров уступил давлению, но И.Б.Тито стоял на своем. После 
продолжавшегося несколько месяцев закрытого обмена письмами И.В.Сталин потребовал 
вынести вопрос на рассмотрение Коминформа. 28 июня 1948 г. на состоявшемся в 
Бухаресте совещании Коминформа была принята резолюция «О положении в 
Коммунистической партии Югославии». КПЮ была исключена из Коминформа, а к 
«здоровым силам» внутри югославской компартии его лидеры адресовали призыв 
сместить И.Б.Тито. КПЮ отвергла резолюцию. Советско-югославские отношения стали 
ухудшаться. Москва свернула товарооборот с Белградом и отозвала из Югославии 
экономических советников. Западные страны узнали о советско-югославском конфликте в 
июне 1948 гг. после публикации сообщения о бухарестском совещании Коминформа. {♦}   

К содержанию главы 

 

Подготовка и заключение Брюссельского пакта 

 

Американский конгресс готовился рассмотреть закон об оказании помощи европейским 
странам только в январе 1948 г., сама процедура рассмотрения должна была занять не 
менее трех месяцев, а средства в случае положительного решения могли прийти в Европу 
еще позднее. Между тем, перерождение режимов восточноевропейских стран становилось 
фактом, а начало работы Коминформа давало основания полагать, что коммунистические 
настроения с востока Европы могут транслироваться на запад. Влияние коммунистов во 
Франции и Италии оставалось устойчивым, а экономическое положение 
неблагополучным. Во Франции ситуация осложнялась тем, что политика США и 
Британии в германском вопросе возмущала и левых, и голлистов, выступавших против 
восстановления германской экономики. Блокирование левых и правых могло составить 
критическую массу взрыва. В Вашингтоне опасались революций.  

 

В июле 1947 г. американский конгресс принял Закон о национальной безопасности, в 
соответствии с которым в стране было создано Центральное разведывательное управление 
(ЦРУ) и Совет национальной безопасности (СНБ) как главный координирующий 
политику орган при президенте. По рекомендации СНБ, опасаясь, что западноевропейские 
некоммунистические правительства не устоят в ожидании американских денег, в декабре 
1947 г. администрация США добилась от конгресса выделения в срочном порядке 
кредитов в размере 600 млн долл. Франции, Италии и Австрии на покрытие их 
неотложных расходов. Одновременно по представлению ЦРУ крупные средства были 
выделены на проведение спецопераций, которые предполагалось провести в Италии для 
предупреждения победы коммунистов на предстоявших в апреле 1948 г. первых всеобщих 
выборах.  

 

Ситуация беспокоила и самих европейцев. Но правые во Франции опасались в первые 
послевоенные годы Германию больше, чем СССР и французских левых. Франция 


background image

слишком много страдала от германской опасности, чтобы о ней забыть в страхе перед 
опасностью мирового коммунизма. Париж хотел помощи по «плану Маршалла», но не 
меньше ее французская элита требовала гарантий безопасности Франции на будущее, 
когда на американские средства Германия восстановит свои силы.  

 

Британия только отчасти разделяла французские опасения. Но ей нужно было обеспечить 
успех «плану Маршалла» и не допустить раскола среди западноевропейских государств. 
Британская дипломатия действовала как дипломатический агент США: Вашингтон 
предоставлял средства, а Лондон посредничал в отношениях между европейскими 
партнерами, склонял их к компромиссам, содействовал формированию в Западной Европе 
системы безопасности, которая могла нейтрализовать антигерманские предубеждения 
Парижа. В этом смысле важную роль могло сыграть расширение системы гарантий 
безопасности, начало которым было положено Дюнкеркским договором 1947 г. {♦}   

 

17 марта в Брюсселе уже не две, а пять европейских стран – Великобритания, Бельгия, 
Люксембург, Нидерланды и Франция – подписали Договор об экономическом, 
социальном и культурном сотрудничестве и коллективной обороне. Он был заключен на 
50 лет. В преамбуле договора говорилось о том, что одной из его целей является 
противодействие появлению новой военной опасности со стороны Германии. Этот 
договор получил название «Брюссельского пакта». Он провозгласил создание Западного 
союза как многостороннего экономического и политико-военного союза 
западноевропейских стран, воевавших против Германии или ставших жертвой ее 
агрессии.  

 

Подписание Брюссельского договора было успехом европеистского подхода к 
обеспечению безопасности. Тем не менее, оно было с удовлетворением встречено в США, 
для которых было важно умиротворить Францию и успокоить страхи голлистов по поводу 
американской политики в германском вопросе. Понимая, что Западный союз, в который 
кроме Британии и Франции вошли только небольшие и слабые страны, не имел 
потенциала сдерживать германскую угрозу, американская сторона стремилась найти 
способ включить Францию в поиск дополнительных гарантий безопасности, главной из 
которых – по мысли американских политиков – должны были стать американские 
обязательства. 17 марта 1948 г., отмечая подписание Брюссельского пакта как успех, 
Г.Трумэн заявил, что американские войска останутся в Европе до тех пор, пока там не 
будет гарантирован прочный мир. Спустя полтора месяца, 11 мая 1948 г. США 
предложили начать переговоры о расширении системы военно-политических гарантий в 
Европе посредством заключения Североатлантического договора с участием 
западноевропейских государств и США.  

К содержанию главы 

 

Европейская идея в международных 

      отношениях 40-х годов