ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5530

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

кризиса перепроизводства. В самом деле, значительная часть средств на оказание помощи 
Европе фактически пошла на счета американских компаний-производителей .  

 

Причем, в момент получения помощи в 1948 г. европейские страны уже прошли пик 
разрухи. Повсюду, за исключением Германии, был достигнут довоенный уровень 
производства. Поэтому «план Маршала» для многих европейских стран был не средством 
спасения от экономического краха, а инструментом ускорения хозяйственного развития.  

 

Американская помощь была средством привязки европейских стран к американской 
экономике и инструментом, который позволял Вашингтону влиять на развитие Западной 
Европы. Переориентация восточноевропейских стран на экономические связи с СССР 
лишила западноевропейские государства традиционных источников продовольствия, 
сырья и рынков. Им невольно пришлось переключаться на импорт из США, имевшихся у 
некоторых европейских государств колониальных владений и стран периферийных 
регионов мира.  

 

Соединенные Штаты, опасаясь кризиса платежей, выделяли европейским странам 
долларовые кредиты для оплаты товарных закупок как в самих США, так и в третьих 
странах. Вследствие этого наблюдались приток американских долларов в экономики 
развивающихся государств и начальная долларизация последних. Американские 
валютные поступления в колонии стимулировали в них производство продовольствия – 
так же, как и добычу нефти в странах Ближнего Востока.  

 

«План Маршалла» убедил США в слабости старых колониальных держав и неизбежности 
их ухода с периферии международной системы. Президент Г.Трумэн стал размышлять о 
противостоянии с коммунизмом вне Европы. Чем неустойчивей казалась в Вашингтоне 
обстановка в Старом Свете, тем сильнее были настроения в пользу освоения 
альтернативных по отношению к нему экономических связей. На рубеже 40-х и 50-х годов 
стал возрастать интерес США к ресурсам Канады, стран Латинской Америки, бассейна 
Тихого океана и Северной Африки.  

 

Наконец, план Маршалла нейтрализовал в Европе настроения в пользу «обогащения по 
Гитлеру, Муссолини или Сталину» – через создание систем государственного 
патернализма или насильственной уравнительности. Он способствовал осуществлению 
альтернативного варианта движения к общественному богатству – через политическую 
демократизацию и модернизацию отношений предпринимателей с работающими. Итогом 
экономической реконструкции в Европе стала «товаризация» массового сознания, которая 
заменяла собой идеологизацию, типичную для межвоенного периода.  

 


background image

План реформировал европейский капитализм через внедрение в него американских 
стандартов, производственных практик и норм, {♦}  этики производственных отношении, 
научной организации производства, обновление оборудования и экспорт новых идей. 
Американское экономическое мышление принесло новый для Европы лозунг – «и 
прибыли, и зарплаты». Характерный для экономической модели США упор на 
стимулирование потребления в условиях европейских обществ способствовал 
разрушению консервативных социальных иерархий и облегчал диалог классов, отсутствие 
которого могло вести к новым революциям.  

К содержанию главы 

 

Перелом ситуации в Восточной Европе 

      и образование Коминформа (октябрь 1947) 

 

«План Маршалла» обозначил грани расхождений между СССР и западными союзниками. 
Советский Союз отверг идею экономического единения с Западом на американских 
условиях, что само по себе предполагало разделение международной системы. Разрыв 
между западной и восточной частями мирового экономического организма вынуждал обе 
части заботиться о том, чтобы вернуть себе самодостаточность и компенсировать потери 
от разрыва органических, веками складывавшихся хозяйственных связей. Западная Европа 
под руководством США пошла по пути субрегиональной экономической, а затем и 
военно-политической интеграции. Восточная Европа, влекомая Советским Союзом, тоже 
стала перестраиваться в обособленный политико-хозяйственный и военный комплекс.  

 

Дипломатическое признание западными державами Венгрии, Польши и Румынии, а затем 
раскол с Западом из-за «плана Маршалла» дали основание Москве отказаться от 
сдерживания революционности компартий восточноевропейских стран. Советское 
руководство, осознав, что США приступили к созданию сферы своего влияния в Западной 
Европе, решило способствовать большевизации Европы Восточной.  

 

Добиваясь ослабления конкурентов, компартии опирались на командные позиции, 
которые они успели приобрести в органах внутренних дел и иных силовых структурах. 
Многопартийность становилась формальностью. Позиций некоммунистических партий 
подрывались при помощи провоцирования расколов в них. Такая тактика была применена 
в отношении Партии мелких сельских хозяев в Венгрии и Польской крестьянской партии. 
Обе партии ослабели и в конце концов стали союзниками коммунистов.  

 

Но самым мощным средством в руках коммунистов была фабрикация дел по обвинению 
оппозиции в заговорах против государства. В Болгарии, где после формирования 
правительства Георгия Димитрова 1946 г. сохраняло влияние оппозиционное крыло 
Болгарского земледельческого народного союза, его лидер Никола Петков был обвинен в 


background image

1947 г. в заговоре и казнен. Тогда же в Румынии был приговорен к пожизненному 
заключению лидер Национал-царанистской партии Юлиу Маниу, а сама партия – 
распущена. В Венгрии премьер-министр Ф.Надь в мае 1947 г. после разоблачения очеред-
{♦}ного «заговора» отказался вернуться на родину из Швейцарии. Вынужден был 
эмигрировать, как уже говорилось, и бывший вице-премьер Польши С.Миколайчик.  

 

Коммунистам не всегда удавалось захватывать власть сразу. В Венгрии на выборах 
августа 1947 г. им удалось получить лишь 21,5% голосов и пришлось сохранить коалицию 
с ослабленными «мелкими хозяевами» (представители последних занимали посты 
премьер-министров до 1952 г.). С целью избавить коммунистов от соперников на левом 
фланге, Москва стала инициировать объединения коммунистических партий с социал-
демократическими. Группировки социал-демократов, которые не желали объединяться с 
коммунистами, вынуждали самораспуститься, а их лидеров – отправляли в эмиграцию.  

 

После отречения в конце 1947 г. короля Михая V во всех восточноевропейских странах 
была установлена республиканская форма правления. Народные фронты из партийных 
коалиций превратились в зонтичные структуры, руководимые компартиями и 
объединявшие все имевшиеся в той или иной стране общественные организации. К осени 
1947 г. в странах Восточной Европы, за исключением Чехословакии и Венгрии, 
коммунисты определяли направленность правительственных курсов.  

 

22 сентября 1947 г. в польском курортном городке Шклярска Поремба по инициативе 
И.В.Сталина и И.Б.Тито началось совещание руководителей девяти коммунистических 
партий Европы (СССР, Югославии, Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Болгарии, 
Франции и Италии), на котором было принято решение о создании Информационного 
бюро коммунистических партий. На совещании выступил Ю.А.Жданов с докладом «О 
международном положении», в котором он развил тезис о противостоянии на 
международной арене двух лагерей – «лагеря империалистического и 
антидемократического, с одной стороны, и лагеря антиимпериалистического и 
демократического, с другой». Этот тезис был одобрен представителями компартий.  

 

Сообщение для прессы об этом совещании было сделано только в начале октября. 
Местопребыванием Коминформа и редакции издаваемой им газеты «За прочный мир, за 
народную демократию!» стал Белград. Задачей Коминформа стал обмен информацией и 
координация действий компартий. Коминформ фактически представлял собой 
модифицированную версию Коминтерна, распущенного в 1943 г. Это был не только шаг 
по пути консолидации коммунизма в Восточной Европе, но и инструмент передачи 
советского влияния в социалистические и коммунистические круги западноевропейских 
стран.  

К содержанию главы 

 


background image

Образование в Салониках правительства 

      «Свободной Греции» 

 

Гражданская война в Греции продолжалась, и греческие коммунисты получали помощь от 
Югославии и Албании. Но И.В.Сталин по-прежнему занимал в греческом вопросе 
осторожную позицию. На словах выражая солидарность с греческими коммунистами, он 
не считал, что Греция является частью советской зоны безопасности и не {♦} намеревался 
провоцировать Запад. Не случайно представители компартии Греции не были приглашены 
на совещание в Шклярска Поремба.  

 

В Москве опасались, что слишком активная помощь греческим коммунистам со стороны 
И.Б.Тито и Э.Ходжи может испортить и без того натянутые отношения СССР с США и 
Британией, тем более что фактически греческие коммунисты вели борьбу с британцами, 
исключительно благодаря помощи которых греческое правительство было способно 
продолжать войну с коммунистами. Начиная со второй половины 1947 г. И.В.Сталин стал 
говорить о необходимости прекратить гражданскую войну в Греции. В сентябре 1947 г. в 
Салониках греческие коммунисты провозгласили создание правительства «Свободной 
Греции» во главе с коммунистом Маркосом Вафиадисом. СССР его не признал.  

К содержанию главы 

 

Германский вопрос на сессиях СМИД в 1947 г. 

 

Германский вопрос был источником напряженности в отношениях между ведущими 
державами. Попытки урегулировать его в 1947 г. на двух очередных сессиях СМИД – IV 
сессии в Москве в марте – апреле и, тем более, V сессии в Лондоне в ноябре – декабре 
1947 г., уже после раскола из-за «плана Маршалла» – привели к переговорному тупику. 
Соединенные Штаты и Британия стремились начать работу по восстановлению Германии, 
чтобы обеспечить оживление хозяйственной жизни Западной Европы. Не желая идти на 
открытую конфронтацию с Москвой, они пытались обеспечить хотя бы ее терпимое 
отношение к своей политике. В целях нейтрализации военных озабоченностей СССР 
западные дипломаты предложили заключить сроком на 25 лет Договор о разоружении 
Германии, который исключал бы восстановление германской военной машины, но 
разрешал снять ограничения на развитие германского промышленного потенциала.  

 

Этот проект был воспринят Советским Союзом с подозрением, так как, по мнению СССР, 
он не закрывал путей к возрождению германского военно-промышленного комплекса. 
Реализация американо-британского плана могла лишить правовых обоснований советское 
военное присутствие в Восточной Германии и в Восточной Европе в целом, а полагаться 
на действенность одних только договорных гарантий против ремилитаризации Германии в 
Москве, учитывая предвоенную историю, считали неразумным.  


background image

 

Советская дипломатия выдвинула собственный, тоже нереалистичный, план заключения 
на 50 лет Договора о демилитаризации Германии. Если западный проект предлагал 
отказаться от курса на ослабление германского потенциала, сменив его на линию ее 
подконтрольного включения в систему послевоенных международных отношений, то 
советский – предусматривал продолжение линии на ослабление германской экономики 
через размельчение слоя уцелевших землевладельцев и промышленников под лозунгами 
демонополизации. Надежд на компромисс не было. V сессия СМИД закрылась, не 
назначив даты следующей встречи. {♦}   

 

10 декабря 1947 г. государственный секретарь США Дж.Маршалл детализировал позицию 
США в отношении экономической ситуации в Германии: выплаты репараций текущей 
продукцией (на чем продолжал настаивать СССР) должны быть прекращены, надо 
позволить оккупированной Германии сбалансировать свой бюджет и отложить выплаты 
ее долгов оккупирующим державам до завершения периода экономической стабилизации. 
США продолжили линию на восстановление германской промышленности.  

К содержанию главы 

 

Государственный переворот в Чехословакии 

 

И.В.Сталину в Восточной Ьвропе симпатизировали мало. Но даже не доверявшие ему 
умеренные региона полагали, что после войны он пойдет на проведение реформ и 
избирательную либерализацию. Президент Чехословакии Э.Бенеш рассуждал именно 
таким образом. Как опытный политик, знавший положение дел в стране и переживший 
кризис 1929 – 1933 гг., он сознавал, что «в чистом виде» концепция демократии в 
Чехословакии не сработает. Бенеш склонялся к необходимости найти разумное сочетание 
демократии с сильной властью. Выбирать приходилось между представительной 
демократией и политической эффективностью. Бенеш предпочитал второе. Его не 
шокировало сотрудничество с коммунистами до тех пор, пока оно базировалось на 
равновесии политических сил, отражающем реальную структуру настроений в стране.  

 

Чехословацкие коммунисты не были самыми ортодоксальными. Премьер-министр 
К.Готвальд был коммунистом, но он допускал возможность пути к социализму, минуя 
диктатуру пролетариата и развивая сотрудничество как с Советским Союзом, так и 
Западом. К середине 1947 г. чехословацкий кабинет был в Восточной Европе самым 
либеральным и гибким в вопросах внешнеполитической ориентации.  

 

«Мягкость» позиции Праги была замечена в Москве, и после создания Коминформа 
чехословацким коммунистам «в порядке обмена опытом» стали советовать отказаться от 
«соглашательства с буржуазными партиями» и «увлечения парламентаризмом». Реагируя