ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5391

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Карибского моря и Панамского канала. Условная линия коммуникаций, вдоль которой 
должны были иметь право беспрепятственно летать американские самолеты, проходила 
через Северную Африку, Ближний Восток, Индию и Юго-Восточную Азию, включая 
города Касабланка, Алжир, Триполи, Каир, Дахран (Саудовская Аравия), Карачи, Дели, 
Калькутта, Рангун (Янгон), Бангкок, Сайгон и Манила. В то же время США уделяли 
внимание фундаментальным мирохозяйственным вопросам. Американская политическая 
мысль исходила из необходимости устранить из международных отношений сами 
причины появления агрессивности тех или иных стран. В Вашингтоне полагали, что война 
в Европе имела экономические корни, была обусловлена разорением Германии после 
Первой мировой войны и невозможностью хозяйственного восстановления Европы в 
межвоенный период в результате экономического раскола, торговых войн, замкнутости 
страновых рынков, эгоизма национальных финансовых элит, их нежелания и неумения 
договариваться между собой в интересах стабилизации мировой экономики. Опыт 
преодоления последствий мирового кризиса 1929-1933 гг. в США при помощи 
государственного вмешательства добавлял американской стороне уверенности в том, что 
стабилизация мирового хозяйства в целом тоже может быть достигнута с помощью 
общемировых координирующих механизмов. Отсюда – значение, которое в США 
придавали строительству структур международного экономического регулирования 
наряду с системой регулирования политического. То и другое вместе должно было 
обеспечить целостность послевоенного мира, глобальный порядок, способный обещать 
избавление от кризисов и войн.  

Глава 1. ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОСЛЕВОЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ (1945 – 1946) 

Содержание главы 

 

Создание основ мироэкономического регулирования на завершающем этапе Второй 
мировой войны. Бреттон-Вудсская система. 

 

Позиция Советского Союза в отношении Бреттон-Вудсской системы. 

 

Договорно-правовые основания отношений между великими державами. 

 

Сан-Францисская конференция 1945 г. и создание ООН. 

 

Особенности функционирования ООН. 

 

Соотношение возможностей США и СССР. 

 


background image

Особенности послевоенной обстановки в Западной Европе. 

 

Советские и американские представления о потенциальных военных угрозах. 

 

Особенности международных решений по германскому вопросу в 1945 г. 

 

Вызревание противоречий в вопросах урегулирования в отношении Германии.  

 

Ситуация вокруг Австрии.  

 

Вопрос о бывших итальянских колониях. 

 

Спор из-за Триеста. 

 

Зарождение концепции «сдерживания» СССР. «Длинная телеграмма» Кеннана. 

 

Обострение вопроса о пребывании советских войск в Иране. 

 

Попытки ограничения роли ядерного фактора в международных отношениях. 

 

«План Баруха» и срыв работы комиссии ООН по атомной энергии. 

 

Греческий вопрос в отношениях между великими державами. 

 

Дипломатический конфликт СССР с Турцией.  

 


background image

Вопрос о дипломатическом признании восточноевропейских стран.  

 

Ситуация в странах Центральной и Восточной Европы.  

 

Положение в советской Прибалтике. 

 

Разногласия в связи с выработкой мирных договоров с европейскими союзниками 
Германии. Парижская конференция 1946 г.  

 

Вопрос об итало-югославской границе и завершение работы по проектам мирных 
договоров с германскими союзниками. 

 

Обострение разногласий по германскому вопросу. 

 

Расхождения среди западных стран по проблемам германской политики. 

 

Международная обстановка в Европе и мире не благоприятствовала этому. Для 
послевоенной ситуации были характерны три главные черты: 1) вызванные войной 
разрушения и экономические трудности, 2) разочарование избирателей в правых и 
центристских политических партиях и рост левых настроений, 3) неустойчивость 
внешнеполитических ориентации отдельных государств и правительств на фоне 
существования двух центров политического притяжения – Советского Союза и США. {♦}   

Создание основ мироэкономического регулирования 

      на завершающем этапе Второй мировой войны. 

      Бреттон-Вудсская система 

 

Включаясь в строительство новых регулирующих механизмов, США отступали от 
традиции изоляционизма, которую после Первой мировой войны поколебал, но не смог 
побороть президент Вудро Вильсон. К концу Второй мировой войны изоляционизм стал 
утрачивать позиции в политической жизни страны. Америка осознавала свою зависимость 
от окружающего мира и необходимость влиять на него. Американские должностные лица 
полагали, что Вашингтон должен сыграть лидирующую роль в создании новых 
международных институтов для стабилизации валют, смягчения финансовых кризисов и 


background image

стимулирования мировой торговли. Имея мощную экономику, прочную финансовую 
систему и технологическое превосходство, США рассчитывали занять в международных 
отношениях такие же главенствующие позиции, какими обладала Великобритания в 
«европейском концерте» XIX века.  

 

Ключевыми инструментами экономической стабилизации международной системы 
суждено было стать трем институтам – Международному валютному фонду (МВФ), 
Международному банку реконструкции и развития (МБРР), а также Генеральному 
соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). МВФ должен был сосредоточиться на 
формировании кодекса поведения государств в валютной сфере, обеспечении контроля за 
стабильностью международной валютной системы и оказании финансовой помощи в 
преодолении дефицитов платежных балансов. Крупнейшим шагом МВФ было 
восстановление золотодолларового стандарта, то есть регламентирование обмена золота 
на доллар по официальному курсу и фиксирование твердых обменных паритетов 
основных мировых валют. МБРР должен был стать инструментом содействия развитию 
отстающих стран посредством предоставления целевых кредитов и поощрения 
инвестиций через предоставление гарантий инвесторам. Предназначением ГАТТ было 
содействие либерализации международной торговли через поэтапное снижение 
таможенных тарифов и отмену внешнеторговых ограничений.  

 

Конференция для обсуждения вопросов о создании МВФ и МБРР состоялась в США, в г. 
Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хемпшир), с 1 по 23 июля 1944 г. Согласно ее решениям оба 
института приступили к работе уже в 1945 г. На Бреттон-Вудсской конференции вопросы 
режимов международной торговли не обсуждались. Подписание ГАТТ затянулось, оно 
состоялось в Женеве в октябре 1947 г. В дальнейшем МБРР наряду с Международной 
ассоциацией развития и некоторыми другими институтами стал одной из главных частей 
Всемирного банка, хотя в литературе выражения «Всемирный банк» и «Международный 
банк реконструкции и развития» часто употребляются как синонимы. МБРР и МВФ стали 
частями системы учреждений ООН. {♦}   

 

ГАТТ вместе с МВФ и МБРР с 40-х годов образовали комплекс мироэкономических 
регулирующих механизмов, который принято называть Бреттон-Вудсской системой. Она 
действовала в первоначальном виде до начала 70-х годов, после чего претерпела 
модернизацию. Создание Бреттон-Вудсской системы было успехом американской 
дипломатии и дипломатии ООН, а также одним из наиболее значимых в XX в. шагов к 
стабилизации мироэкономического развития.  

К содержанию главы 

Позиция Советского Союза в отношении 

      Бреттон-Вудсской системы 

 


background image

Поначалу в Вашингтоне рассматривали Советский Союз в качестве важного компонента 
послевоенной системы экономической безопасности и рассчитывали на советско-
американское сотрудничество в ее обеспечении. Предполагалось, что фундаментом такого 
сотрудничества будут экономические связи двух стран. В меморандуме госдепартамента 
от 11 октября 1945 г. о позиции Вашингтона относительно будущей Международной 
торговой организации (так первоначально именовалась система ГАТТ) подчеркивалось, 
что в ее существовании должны быть заинтересованы все: Советский Союз – потому что 
ему в случае присоединений к ГАТТ будет предоставлен режим наибольшего 
благоприятствования, другие страны – поскольку они получат заверения от СССР по 
поводу того, что его государственная внешнеторговая политика будет определяться 
исключительно коммерческими соображениями. Другие страны получат также выгоды от 
того, что советское правительство возьмет на себя обязательство закупать на мировом 
рынке определенный минимум товаров.  

 

Благожелательную позицию по отношению к Советскому Союзу заняла американская 
сторона и в ходе конференции в Бреттон-Вудсе. Была достигнута договоренность о 
весомом представительстве Москвы в руководящих органах МВФ. По мнению 
американского историка Р.Будса, «приверженцы многосторонней торговли в США 
считали, что совершенно необходимо участие СССР в любой организации, 
предусматривавшей проведение мероприятий по стабилизации и реконструкции» 
послевоенной мировой экономической системы. Согласно достигнутым в Бреттон-Вудсе 
договоренностям, по размерам квоты голосов при принятии решений в МВФ Советский 
Союз стоял на третьем месте после США и Великобритании и, соответственно, должен 
был располагать внушительным представительством в исполкоме МВФ. В советских 
официальных кругах планы участия СССР в работе МВФ также воспринимались 
позитивно и расценивались как средство повышения международного престижа 
Советского Союза.  

 

Позиция США по отношению к сотрудничеству с Москвой была доброжелательной и на 
других международных конференциях, посвященных проблемам послевоенного 
экономического сотрудничества. Вашингтон искал компромисса с Москвой, рассматривая 
участие советской стороны в работе этих органов в качестве одной из {♦} гарантий успеха 
их работы. СССР в 1944 – 1945 гг. принял участие в создании МВФ, МБРР, Европейской 
экономической комиссии, Международной организации гражданской авиации и ряда 
других организаций международно-экономического профиля. Перспективы советско-
американского сотрудничества на двусторонней основе и в рамках многосторонних 
организаций выглядели благоприятно.  

 

Но постепенно позиция советской стороны начала меняться. Сталинское руководство 
понимало, что, несмотря на предоставленные ему завышенные квоты голосов при 
принятии решений в бреттон-вудсских институтах, советские представители в них не 
смогут ни навязывать там свои проекты решений, ни даже на равных отстаивать свои 
позиции. США вместе с Великобританией и другими западными странами обладали в 
этих органах механическим большинством, а право вето ни для одной из стран-участниц 
предусмотрено не было. Следовательно, Москве невольно предстояло соизмерять свою 
политику с устремлениями других государств, прежде всего западных, без расчета на