ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5508

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

получило широкое распространение). Никогда прежде лейбористы не позволяли себе 
открыто формулировать подобные цели.  

 

В последующие годы лейбористское правительство провело серию важных законов, 
касавшихся национализации неблагополучных отраслей британской промышленности и 
укрепления системы социального обеспечения. Эти меры требовали финансового 
обеспечения, а экономическое положение Британии оставалось бедственным. Страна не 
только не могла выплатить долги военного времени, но и нуждалась в новых вливаниях. В 
декабре 1945 г. она получила кредит в размере 3,75 млрд долл. от США, а затем – еще 1,25 
млрд долл. от Канады. Эти средства были израсходованы уже к концу 1947 г. Лондон 
ощущал себя в зависимости от международных кредиторов. Лидеры консерваторов 
критиковали правительство, внося дополнительную нервозность в политически и 
финансово неустойчивую ситуацию.  

 

Еще более напряженной выглядела обстановка во Франции. К концу войны власть в 
стране перешла к временному правительству Шарля де Голля. Страна была охвачена 
настроениями вины за допущенные просчеты и ошибки, желанием найти виновных в их 
совершении и не допустить повторения прошлого. В августе 1945 г. французский суд 
приговорил к смертной казни бывшего «президента» режима Виши генерала Анри 
Филиппа Петена. Хотя Петен ввиду его весьма преклонного возраста (86 лет) еще в 1944 
г. был фактически отстранен нацистами от власти и вывезен в Германию, после окончания 
войны его доставили оттуда в Париж, где он в 1945 г. предстал перед судом. С учетом 
военных заслуг времен Первой мировой войны (Петен был героем сражения под 
Верденом) казнь была заменена пожизненным заключением. Петен умер в {♦} тюрьме в 
1951 г. в возрасте 95 лет. Более суровым французский суд оказался к Пьеру Лавалю, 
бывшему главе коллаборационистского правительства Виши в 1940 и 1942 – 1944 гг. 
Согласно вынесенному приговору Лаваль был казнен в Париже 9 октября 1945 г.  

 

Политическую ситуацию во Франции определяли две силы – патриотические военные, 
группировавшиеся вокруг Ш. де Голля, и левые силы, составлявшие костяк местных 
отрядов Сопротивления во время войны. Для принятия новой конституции Франции 
временное правительство Ш. де Голля предложило провести выборы в Учредительное 
собрание. В ходе этих выборов 21 октября 1945 г. критиковавшая Ш. де Голля компартия 
получила 160 мест, умеренно правые, сотрудничавшие с генералом – 152, а социалисты, 
которые поддерживали Ш. де Голля с оговорками – 141. Генерал де Голль, тем не менее, с 
почестями был утвержден главой уже не временного, а коалиционного правительства 
национального единства. Но в кабинете возник конфликт, так как его глава не хотел 
предоставить коммунистам ни одного из ключевых правительственных мест, хотя они 
были партией большинства. Спор был улажен посредством выделения коммунистам 
должности вице-премьера и заместителя министра вооружений. Компромисс оказался 
непрочным, 20 января 1946 г. де Голль ушел в отставку в знак протеста против действий 
левых, не позволявших ему проводить политику по его усмотрению.  

 


background image

Ситуация не успокаивалась. В мае 1945 г. на референдуме проект новой конституции, 
предложенный левым составом Учредительного собрания, был отклонен большинством 
голосов, вслед за чем в июне 1946 г. во Франции были проведены повторные выборы в 
Учредительное собрание. На это раз левые партии собрали голосов меньше. Наибольшее 
представительство оказалось у Народно-республиканского движения (НРД, Моvement 
Republicain Populaire). Новый временный кабинет министров возглавил лидер НРД Жорж 
Бидо, правительство которого обеспечило доработку отвергнутого проекта конституции и 
его одобрение 13 октября 1946 г. на повторном референдуме. Вопреки мнению Ш. де 
Голля и сторонников «сильной власти» была фактически восстановлена довоенная 
система «третьей республики» со всеми ее слабостями. Существенным дополнением в 
новой конституции стало положение о преобразовании старой системы колониального 
управления французскими зарубежными владениями во Французский союз – французский 
аналог британского Содружества наций.  

 

Выборы (пятые – за год) по новой конституции в ноябре того же года в Национальное 
собрание Франции принесли большинство голосов коммунистам (186). НРД получило 
166, а социалистическая партия – 103 места. По итогам выборов кабинет меньшинства 
сформировал ветеран французской политики социалист Леон Блюм. Политическая 
система «четвертой республики» во Франции, как и в межвоенный период, осталась 
неустойчивой. Правительства продолжали часто меняться. Значительным было влияние 
левых. {♦}   

 

На фоне бурных событий во Франции положение в Италии казалось более спокойным. 
Италия, где в результате переворота 25 июля 1943 г. был отстранен от власти диктатор 
Бенито Муссолини, при новом правительстве маршала Пьетро Бадольо в сентябре 1943 г. 
подписала перемирие с командованием высадившихся в Италии американо-британских 
сил и формально на условиях безоговорочной капитуляции вышла из войны.  

 

Однако арестованный Б.Муссолини был освобожден по приказу А.Гитлера 
высадившимися в Риме германскими парашютистами, вывезен из столицы на север 
Италии, где провозгласил создание собственного независимого правительства 
«Итальянской Социальной Республики». В Италию с севера вошли германские войска, 
при помощи которых Муссолини вернул себе контроль над многими крупными городами 
и даже Римом. Правительство П.Бадольо и королевская семья бежали на юг, в г. 
Бриндизи, под защиту наступавших с юга американо-британских войск. Лишь к концу мая 
1944 г. американо-британские части завершили освобождение северных районов Италии, 
что позволило правительству П.Бадольо распространить свою власть на всю страну. 
Муссолини был захвачен в плен итальянскими антифашистами при попытке бегства в 
Швейцарию и 28 апреля 1944 г. расстрелян без суда.  

 

В мае 1946 г. под давлением общественного мнения король Виктор Эммануил III, 
связавший себя с фашистами, отрекся от престола. Новым королем был провозглашен его 
сын Умберто П. Но в июне 1946 г. избиратели Италии на референдуме высказалось за 
отмену монархии, и страна была провозглашена республикой. Савойская династия 


background image

утратила трон. Королевская семья отказалась признать итоги голосования и выехала из 
страны. На выборах в итальянский парламент в 1946 г. определились три главные 
политические силы – христианские демократы получили 207, социалисты – 115, а 
коммунисты – 104 из 556 депутатских мест. Левое влияние, таким образом, заметно 
проявляло себя и в Италии.  

 

Неспокойно было в Бельгии, где разразился конфликт вокруг института монархии. В 1940 
г. во время нападения на Бельгию германских войск бельгийский король Леопольд III без 
консультаций с кабинетом отдал 28 мая 1940 г. приказ о капитуляции. Правительство и 
основные политические партии страны не признали законности этого акта, попытавшись 
(без успеха) оказать сопротивления агрессии. Престиж королевской власти в стране был 
подорван. Леопольд III в годы оккупации жил в одном из своих дворцов близ Брюсселя. 
Его репутация пострадала еще больше после того, как именно в годы оккупации он 
вступил в морганатический брак, который не был одобрен ни населением, ни высшими 
кругами бельгийского общества. В 1944 г. короля вывезли в Германию, где в 1945 г. он 
был освобожден американскими войсками.  

 

После освобождения Леопольд заявил о намерении вернуться в Брюссель и продолжить 
исполнять функции бельгийского монарха. {♦} Но это заявление вызвало в стране в июле 
1945 г. правительственный кризис. Внутри управлявшего страной коалиционного 
правительства католиков и социалистов возник конфликт. Первые считали возможным 
возвращение короля, вторые выступали категорические против. 17 июля 1945 г. 
бельгийский парламент принял постановление, запрещавшее королю приезжать в страну 
без специального разрешения парламента. Выборы 17 февраля 1946 г. не разрядили 
ситуацию, так как ни одно из нескольких сменявших затем друг друга правительств не 
смогло найти компромисс из-за разногласий между социалистами, католиками и 
коммунистами. Лишь к марту 1947 г. в стране было сформировано относительно 
устойчивое коалиционное правительство католиков и социалистов, занявшееся решением 
неотложных экономических проблем страны. Вопрос о монархии оставался открытым до 
1950 г., когда по итогам референдума Леопольду III было разрешено вернуться в страну. 
После приезда в Брюссель король отрекся от престола в пользу своего сына Болдуина, 
который взошел на престол по достижении совершеннолетия в сентябре 1951 г.  

 

На этом фоне островками консерватизма выглядели Португалия и Испания. Но их 
международное положение было тоже по-своему сложным. В Португалии с 1932 г. у 
власти оставался диктатор Антониу Салазар, занимавший пост премьер-министра и 
министра иностранных дел. Он испытывал определенные симпатии к А.Гитлеру и даже 
назначил официальные траурные церемонии после получения известия о его смерти в мае 
1945 г. (таким же образом на смерть Гитлера реагировали правительства Ирландии, 
Испании и Аргентины). Однако в целом в годы войны политика Португалии была 
преимущественно пробританской. Лиссабон опасался вступать в открытый союз с США и 
Британией, чтобы не спровоцировать вторжения германских войск через Францию. Он 
придерживался строго нейтралитета и не соглашался допускать на свою территорию 
британские или американские войска. Португалия также противилась высадке сил 
антигитлеровской коалиции на принадлежавших ей Азорских островах, хотя с 1943 г. 


background image

стала разрешать США и Британии использовать их для обеспечения полетов союзных 
ВВС.  

 

С мая 1945 г., учитывая происходящие вокруг перемены, правительство Салазара стало 
смягчать свою внутреннюю политику. Была разрешена деятельность умеренной 
оппозиции, объявлена частичная политическая амнистия, смягчена цензура. В ноябре 1945 
г. были проведены первые за 20 лет, хотя и недемократические, всеобщие выборы. 
Лиссабон стремился улучшить отношения с победителями. В июне 1946 г. ему удалось 
убедить их вернуть Португалии контроль над пунктами военно-воздушного базирования 
на Азорских островах, которые США и Британия получили на время войны.  

 

После установления в Испании в 30-х годах диктатуры Франсиско Франко режим 
продолжал оставаться неконституционным. Франко именовался регентом (формально 
монархия считалась не упразд-{♦}ненной, потому что он просто игнорировал акт 
отречения короля Альфонсо XIII; см. т. 1 наст, изд.) и главой государства. Испания, 
числясь официальной союзницей Германии по «антикоминтерновскому пакту» с 1939 г., 
придерживалась нейтралитета в мировом конфликте и благоразумно не воевала против 
стран антинацистской коалиции. Тем не менее, по мере приближения падения 
гитлеровского режима франкистское правительство чувствовало себя все менее уверенно. 
Рассчитывая на колебания в окружении диктатора, 22 марта 1945 г. живший в Мадриде 
наследник испанского трона принц Хуан де Бурбон (сын Альфонсо XIII и отец ныне 
царствующего короля Испании Хуана-Карлоса I) неожиданно обратился к Франко с 
требованием подать в отставку и восстановить в стране королевское правление. 
Франкистское руководство отвергло эти претензии. И хотя в 1947 г. Франко формально 
повторно провозгласил Испанию королевством, он решил не допустить воцарения принца 
Хуана, а передать престол со временем сыну Хуана и внуку Альфонсо XIII, принцу 
Хуану-Карлосу, «в обход» его отца.  

 

8 мая 1945 г., видя политический крах Германии, испанское правительство сочло нужным 
официально разорвать с ней дипломатические отношения. В то же время на своей 
территории Испания предоставила политическое убежище высокопоставленным деятелям 
гитлеровского режима. Мадрид отказывался выдавать их вопреки требованиям стран 
антигитлеровской коалиции. Стремясь оказать давление на франкистов, 20 июня 1945 г. 
делегаты Сан-Францисской конференции, на которой обсуждался вопрос об утверждении 
Устава ООН, отказались принять Испанию в ряды ее членов. В марте 1946 г. Генеральная 
ассамблея ООН приняла резолюцию с призывом к испанскому народу свергнуть режим 
Франко и вступить на путь демократического развития, а в декабре того же года – 
рекомендовала членам ООН разорвать с Испанией дипломатические отношения. Страна 
оказывалась перед лицом международной изоляции.  

К содержанию главы 

Советские и американские представления 

      о потенциальных военных угрозах 


background image

 

Военно-технологический скачок, который осуществили США, добившись в 1945 г. 
монопольного обладания ядерным оружием, укреплял их позиции как страны, способной 
установить мировую гегемонию. Противостоять Соединенным Штатом мог только 
Советский Союз как сильнейшая держава Евразии, хотя положение дел в СССР и настрой 
советского руководства на восстановление послевоенных разрушений исключали 
появление в Москве мотиваций в пользу большой войны, тем более – с США.  

 

Тем не менее, стратегическое военное планирование в Соединенных Штатах и Советском 
Союзе перестраивалось с учетом новых реальностей. Для США в Евразии в конце 40-х 
годов нельзя было представить иного потенциального противника, кроме СССР. Для 
Советского Союза единственным возможным соперником могли {♦} быть только 
Соединенные Штаты. В обеих столицах стали разрабатываться военные планы, 
переориентированные на изменившиеся представления о военных угрозах. В этих планах 
стороны уделяли внимание двум факторам: опасности восстановления потенциала 
германской агрессии и угрозе конфликта между сильнейшими державами лагеря 
победителей. Причем, германская угроза с учетом ситуации в Германии представлялась 
отдаленной, а угроза конфликта между Москвой и Вашингтоном – более вероятной.  

 

Уже в октябре 1945 г. в среде американских военных появился рабочий документ – 
меморандум Объединенного разведывательного комитета при Объединенном комитете 
начальников штабов (ОКНШ) США 018 80/7), озаглавленный «Возможности России». В 
тексте говорилось: «Советская внешняя политика является экспансионистской, 
националистической и имперской по своей сути, причем нет оснований рассчитывать на 
ее изменение в обозримом будущем... СССР предположительно в состоянии захватить 
всю Европу сейчас или к 1 января 1948 г. ... СССР в состоянии увеличить свои нынешние 
силы на Ближнем и Среднем Востоке и добиться, по крайней мере, своих исходных целей 
в Турции и Иране во временном интервале от сегодняшнего дня до 1 января 1948 г. ... 
Советы, видимо, в состоянии создать атомную бомбу через 5 или 10 лет и сделают все, что 
в их силах, чтобы сделать этот период короче». Американские военные, подробно изучали 
возможности ослабить обороноспособность СССР посредством нанесения ядерных ударов 
по 20 крупнейшим городам Советского Союза. Есть основания полагать, что в СССР 
имелись не менее подробные военные планы на случай конфликта с США, но они не 
опубликованы и остаются для исследователей недоступными.  

 

В силу специфики военного планирования, оборонные ведомства всех стран обязаны 
регулярно разрабатывать сценарии военных кампаний против гипотетических 
противников. Американские и советские военные действовали в русле общей практики. 
Но ни американские, ни советские военные не играли решающей роли в принятии 
политических решений о войне и мире. В США военный истеблишмент находился под 
жестким гражданским контролем президента и конгресса. В Советском Союзе 
генералитет был под оком партийного контроля в лице политбюро ЦК ВКП(б) (с 1952 г. – 
КПСС). Наличие планов военных кампаний друг против друга в Вашингтоне и Москве не 
было равнозначно наличию готовности обеих сторон воевать друг с другом. Война могла 
разразиться лишь случайно.