ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2759
Скачиваний: 10
Остатки вооруженных сил Колчака, Деникина, Врангеля и т.п. летом-осенью 1920 г. эвакуировались за
рубеж. Частично они были приняты в состав местных вооруженных сил (в Югославии и Болгарии),
частично - превратились в военные группировки, использовавшиеся для нападения на советскую Россию из-
за рубежа (в Китае, Иране, Монголии, Афганистане).
Избранная европейскими государствами тактика заключалась в признании большевиков фактическим
правительством России при одновременном проведении линии на дискриминацию РСФСР и ограничение ее
международной роли. Не исключались и методы ведения "тайной войны" с целью дестабилизации власти
большевиков.
12. Прекращение экономической блокады
Победа в гражданской войне давала основание считать советский режим достаточно устойчивым, чтобы
поддерживать с ним экономические и торговые отношения. Идея "санитарного кордона" оставалась
актуальной политически, но экономически она становилась нерентабельной. Деловые круги сопредельных с
Россией стран, а затем и других государств Европы и Азии стали высказываться в пользу урегулирования
экономических отношений с Россией и возобновления хозяйственного сотрудничества с ней. 16 января 1920
г. Верховный совет Антанты принял решение отменить в отношении России экономическую блокаду.
В 1920-1921 гг. состоялись первые экономические переговоры России с западными партнерами по линии
Всероссийского центрального совета потребительских обществ, делегации которого посетили Эстонию,
Данию, Швецию и Великобританию. Обсуждались в первую очередь вопросы экспорта российского сырья и
золота.
В мае-июне 1920 г. экономические вопросы послужили поводом для неофициальных переговоров в
Лондоне между советским торговым представителем Л.Б.Красиным и британским премьером Ллойд
Джорджем, в ходе которых британская сторона увязала разрешение накопившихся между Россией и
западными странами экономических проблем с восстановлением нормальных отношений. Речь шла о
гарантиях ненападения со стороны России для стран Прибалтики, признании царских долгов и недопущении
антибританской пропаганды. Эта инициатива была в целом расценена на Западе положительно. На
проходившей 21-22 июня 1920 г. в Булонь-сюр-Мер (Франция) очередной сессии Верховного совета
Антанты было решено продолжить переговоры с торговыми представителями России.
Источники и литература
Коминтерн и идея мировой революции. Документы. М.: Наука, 1998.
Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М.: Международные отношения,
1990.
Россия в изгнании. Судьбы российских эмигрантов за рубежом. М.: ИВИ РАН, 1999.
Советская внешняя политика. 1917-1945 гг. Поиски новых подходов. М.: Международные
отношения, 1992.
Улунян Ар.А. Коминтерн и геополитика: Балканский рубеж. 1919-1938 гг. М.: ИВИ РАН, 1997.
Штурман Д. О вождях российского коммунизма. Кн. 1, 2. М.: Русский путь, 1993.
Глава 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗОНЕ БЛИЖНЕГО ПЕРИМЕТРА РОССИЙСКИХ
ГРАНИЦ (1918 - 1922)
Под бременем мировой войны и революции Российская империя стала распадаться. На ее окраинах в
условиях краха центральной власти и разложения армии происходил подъем национальных движений.
Этому способствовал лозунг о праве наций на самоопределение, декларируемый и самой РСДРП(б), и
ведущими зарубежными государствами. Национальный вопрос превратился из внутриполитического в
международный.
Советскому правительству приходилось совмещать в своей политике идеи мировой революции и
принципа права наций на самоопределения с задачей остановки распада государства и его восстановления.
Речь шла о нахождении приемлемой модели многоэтничной федерации с включением в нее по возможности
большей части территорий прежней Российской империи.
1. Подход большевиков к национальному вопросу
Взгляды лидеров РСДРП(б) на самоопределение были связаны с их общими представлениями о
перспективах мирового революционного процесса. Как известно, концепция большевиков строилась на идее
К.Маркса и Ф.Энгельса о мировой революции. С ней сопрягалось учение о пролетарском
интернационализме как теории общности исторических судеб и солидарности рабочего класса всех стран,
не зависевшей, как было принято считать, от его этнической принадлежности. Принималось без
доказательств предположение о том, одно только понимание этой общности интересов будет инструментом
сплочения рабочего класса всего мира и залогом единства международного коммунистического движения.
Реализация принципа самоопределения рассматривалась не как самоцель, а лишь как промежуточная
(скорее всего скоротечная) фаза на пути к объединению в единой пролетарской общности
наднационального, надгосударственного порядка.
Правда, в отношении к лозунгу самоопределения в руководстве РСДРП(б) не было единства. Часть
лидеров большевиков долгое время негативно воспринимала возможность реализации этого принципа,
полагая, что это может расколоть ряды рабочего класса. Тем не менее, в ходе подготовки революции
РСДРП(б) сочла нужным привлечь на свою сторону национальные движения в качестве союзников. Вот
почему идея права наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных
государств была принята на вооружение.
Лидеры РСДРП(б) подчеркивали нецелесообразность реализации права на самоопределение в форме
отделения с точки зрения единства разнонациональных отрядов рабочего класса. Поэтому самоопределение
поддерживалось не безоговорочно. Оно расценивалось положительно, если вело к установлению власти
пролетариата и отрицательно, если имело результатом установление власти буржуазии. Противоречия,
неизбежно связанные с трактовками конкретных ситуаций в сфере реализации самоопределения, вызывали
разногласия и непоследовательность в проведении национальной политики.
В Декрете о мире 26 октября 1917 г. среди внешнеполитических принципов советской власти значились:
равенство больших и малых наций при решении международных проблем, отказ от аннексий и захватов
чужих территорий, помощь пролетариату зарубежных стран в достижении мира и освобождении от всякой
эксплуатации. 2 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров принял "Декларацию прав народов России". В
ней провозглашалось полное раскрепощение народов от национального гнета. Были сформулированы
основные положения национальной политики советской власти: "1) Равенство и суверенность народов
России. 2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования
самостоятельного государства. 3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных
привилегий и ограничений. 4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп,
населяющих территорию России". 20 ноября 1917 г. СНК принял "Обращение к трудящимся мусульманам
России и Востока". В нем заявлялось, что верования и обычаи трудящихся мусульман, их национальные и
культурные учреждения неприкосновенны. В этом же документе говорилось о разрыве всех тайных
договоров царского и Временного правительств в отношении Константинополя и разделов Персии и
Турции. Содержался и призыв к народам Востока подняться на борьбу против империализма, чтобы стать
хозяевами своей судьбы.
В целом первые документы советской власти носили пропагандистский характер и отличались
неопределенностью формулировок. Но принципы пролетарского интернационализма и самоопределения
активно использовались в деятельности Коминтерна. Они существенно влияли и на политику советского
правительства - прежде всего в отношении новых сопредельных государств.
2. Войны за установление новых границ Польши
27 марта 1917 г. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов принял обращение к польскому
народу, в котором ясно говорилось о праве Польши стать независимой. 29 марта Временное правительство
приняло аналогичное воззвание и предложило, чтобы новое независимое Польское государство находилось
в военном союзе с Россией. При этом Временное правительство сделало важную оговорку о передаче
вопроса о польских границах на усмотрение будущего Всероссийского учредительного собрания.
Великобритания и Франция до 1917 г. воздерживались от пропольских официальных высказываний.
Однако после декларации российского Временного правительства о признании права Польши на
независимость союзные державы стали добиваться формирования из разрозненных польских национально-
патриотических групп единого правительства, которое могло бы стать деятельным партнером Антанты.
Официально независимость Польши предполагалось признать после завершения войны. Советское
правительство, надеявшееся на революцию в Польше и ее добровольное присоединение к Советской России
занимало в польском вопросе выжидательную позицию.
Надо сказать, что к этому времени на польских территориях, оказавшихся под контролем австро-
германского блока, уже существовало сильное национально-патриотическое движение поляков, пытавшихся
добиться независимости Польши под эгидой Германии. Одновременно во Франции при поддержке Антанты
также существовали политические группы поляков, которые стремились к той же самой цели, но при опоре
на державы Согласия. Изменение политики российских властей было в этой ситуации во многом связано с
их стремлением сохранить репутацию в глазах польского населения и предотвратить полную утрату
влияния на процессы, происходившие на территории бывшего Царства Польского, которое входило в состав
Российской империи.
Среди лидеров польского национального движения выделялся известный военный деятель Юзеф
Пилсудский, поляк по национальности и бывший подданный Российской империи как уроженец Царства
Польского. В предвоенные и военные годы он был одним из самых популярных в Польше борцов с русским
царизмом. В 1915 г. в Кракове, на территории тогдашней Австро-Венгрии, он организовал Высший
национальный совет Польши. От имени Совета при поддержке стран Четверного союза был сформировал
польский легион под командованием Пилсудского, который сражался в составе сил австро-германского
блока против России и Антанты.
Германия и Австро-Венгрия обещали польскому движению создать независимое Польское государство
после победы над Россией. Однако уже в 1916 г. Пилсудский отказался от командования польским легионом
в знак протеста против отказа Германии и Австро-Венгрии немедленно провозгласить независимую Польшу
на этнических польских территориях, которые к тому времени в результате поражения русской армии
оказались под контролем австро-германских войск. Желая удержать поляков на своей стороне, Берлин и
Вена 5 ноября 1916 г. провозгласили независимость Королевства Польского и создали Государственный
совет, в который вошел и Пилсудский. Однако реальной власти совет не получил, и Пилсудский снова подал
в отставку, протестуя против фактического отказа Германии предоставить Польше независимость. Он был
арестован и отправлен в Магдебург, где находился до самой ноябрьской революции в Германии.
Тем временем 15 августа 1917 г. в Париже под эгидой Антанты другая группа польских националистов
во главе с Романом Дмовским провозгласила Польский национальный комитет, которому французское
правительство тоже разрешило формировать свои вооруженные силы на французской территории.
Дмовский был признан главой временного правительства Польши за рубежом. В ответ на это германские
власти 12 октября 1918 г. создали в зоне своего контроля Регентский совет как орган управления польскими
землями. Основу вооруженных сил этого совета составил бывший польский легион Пилсудского. Вскоре во
главе этих вооруженных сил снова стал Пилсудский, освобожденный из-под ареста и вернувшийся в
Варшаву из Германии. Оба польских "правительства" вступили в переговоры. Посредником выступил
известный польский музыкант Игнация Падеревский, который имел личные связи и с Дмовским, и с
Пилсудским.
Российские революционеры также не теряли надежд восстановить влияние в Польше. 3 марта 1918 г. в
ходе Брест-Литовского урегулирования Советская Россия юридически подтвердила отказ от права
ссылаться на приобретения, полученные в результате разделов Польши. В руководстве РСДРП(б) состояли
видные революционеры польского происхождения (Ф.Э.Дзержинский и др.), сохранявшие влияние в
польских лево-революционных кругах. 6 ноября 1918 г. левые польские партии провозгласили создание в
Люблине собственного первого левого правительства Польши. Но это правительство не смогло
распространить свою власть на все польские земли, а контролировало лишь их восточную часть. Правые и
умеренные силы польского общества не поддерживали левых, и власть люблинского правительства
просуществовала лишь до января 1919 г.
Движение Польши к независимости ускорилось после поражения Германии. Вывод германских войск из
Варшавы, последовавший за подписанием Компьенского перемирия, позволил Регентскому совету 3 ноября
1918 г. официально провозгласить независимость Польши. Вслед за тем совет передал всю военную власть
Пилсудскому и заявил о самороспуске.
Реальной силой польского руководства стала армия. Ее первой кампанией была оккупация Восточной
Галиции, на территории которой лидеры украинского национального движения в октябре 1918 г.
провозгласили Западно-Украинскую Народную Республику (ЗУНР). В концу ноября 1918 г. все ее
территория была оккупирована польскими силами. Силы Пилсудского развернули кампанию и на западе,
вытеснив в декабре 1918 г. германские войска из Познани. Одновременно они вступили в столкновение с
Чехословакией из-за территории Тешинской Силезии (бывшее Герцогство Тешинское).
Между тем, группы Пилсудского, Дмовского и Падеревского в Париже достигли соглашения о
формировании коалиционного кабинета и назначении Пилсудского временным президентом. На
подконтрольных польским группам территориях были проведены выборы в конституционное собрание, и в
январе 1919 г. новый Основной закон Польши провозгласил ее назависимым государством в границах Речи
Посполитой 1772 г. (год первого раздела Польши). Боевые действия польский сил "по восстановлению
польских исторических границ" стали еще активнее.
3. Интересы западноевропейских держав в польском вопросе
Политика Германии в отношении Польши была противоречивой. Берлинское правительство первым,
признав регентский совет Польши правительством де-юре, начало с ней переговоры о совместной борьбе
против большевизма. Но разногласия из-за ряда территорий Восточной Пруссии, на передаче которых
Польше настаивала и сама польская сторона, и Антанта, серьезно осложняли отношения Берлина и
Варшавы. Объективно Германия была заинтересована в сохранении в Польше неустойчивого положения.
Считалось, что втягивание Варшавы в пограничную войну на востоке отвлечет ее от вопроса о границах с
Германией.
В то же время Польша опиралась на поддержку стран Антанты. Сильное Польское государство могло
уравновешивать и Германию, и Россию, содействуя стабилизации Версальского порядка.
Антикоммунистическая, антигерманская и антироссийская одновременно Польша могла бы играть в
Центрально-Восточной Европе роль своего рода водораздела между российскими и германскими
революционерами и быть гарантией против слияния российского и германского потоков "мировой
революции", если бы таковая в самом деле могла разразиться.
Вопрос о восточных границах Польши явился предметом обсуждения Парижской мирной конференции.
Варшава настаивала на восстановлении Польши в исторических границах. Антанта настороженно отнеслась
к польскому проекту. Великобритания считала возможным построить Польское государство в этнических
границах. Белоруссию западные страны были склонны воспринималась как часть России, а Волынь и
Восточную Галицию - Украины. Союзные державы еще не исключали возможности падения большевиков и
возрождения России в качестве традиционного партнера Запада.
4. Ситуация на Украине
Октябрьские события в Петрограде вызвали революционную волну и на Украине, где ее эпицентром
стали пограничные с Россией восточноукраинские земли. 11 декабря 1917 г. Первый всеукраинский съезд
советов в Харькове провозгласил Украину республикой советов рабочих, солдатских и селянских депутатов.
Был избран ЦИК Украинской Советской Социалистической Республики и сформировано правительство -
Народный секретариат. 16 декабря СНК РСФСР признал советское правительство Украины. В составе
Народного секретариата не предполагалось учреждать специального ведомства по иностранным делам, так
как планировалось, что эти функции будет выполнять наркомат иностранных дел Советской России.
Харьковское правительство довольно успешно повело вооруженную борьбу против Центральной Рады в
Киеве и вскоре вытеснило его оттуда. Однако после заключения Брест-Литовского договора, когда на
украинскую территорию были введены германские войска, советская власть на Украине была повсеместно
свергнута. В марте 1918 г. Центральная Рада вместе с австро-германскими оккупационными войсками
вернулась в Киев.
Правительство Рады не могло предотвратить политику реквизиции продовольствия, к которой прибегали
германские войска, но оно не хотело и сотрудничать с германским командованием. При поддержке
германских сил в Киеве произошел переворот, в результате которого режим Рады был свергнут, и к власти
пришел генерал-лейтенант бывшей императорской армии П.П.Скоропадский. 16 (29) апреля 1918 г.
созванный в Киеве так называемый Съезд хлеборобов, состоявший из представителей помещиков и
зажиточных украинских крестьян, провозгласил Скоропадского гетманом Украинской Державы. Идея
Скорорпадского состояла в построении под покровительством Германии независимой Украины.
Но правительство Скоропадского было слишком прогерманским, "старорежимно-монархическим" и
умеренным, чтобы пользоваться поддержкой радикальных местных украинских националистов. Поэтому
после Компьенского перемирия и появления перспективы скорого ухода германских войск местные
националисты 14 ноября 1918 г. образовали собственный орган власти, оппозиционный по отношению к
Скоропадскому. Этим органом стала Директория под председательством В.К.Винниченко. Главным
атаманом Украины был назначен С.В.Петлюра.
Компьенское перемирие от 11 ноября 1918 г. предусматривало пребывание немецких войск в
оккупированных районах России до особого распоряжения союзников или прибытия туда подразделений
стран-победительниц. Германское командование попыталось сделать режим Скоропадского более
приемлемым для Антанты. Поскольку Антанта в тот момент не стремилась слишком сильно ослаблять
Россию, уменьшая ее в размерах, она настороженно относилась к украинскому сепаратизму. С учетом
мнения внешних сил Скоропадский отказался от идеи независимости Украины под эгидой Германии и даже
объявил о готовности в перспективе участвовать в "воссоздании единого Российского государства".
Реорганизованное в более монархическом духе гетманское правительство во главе с бывшим царским
министром земледелия С.Н.Гербелем попыталось наладить военно-политические контакты с командованием
"белой" Добровольческой армии Деникина. В помощь гетманским вооруженным силам с разрешения
германских военных властей генералы Голембиовский, Кирпичов, Рубанов, полковник Святополк-Мирский
стали формировать в Киеве дружины из бывших царских офицеров, юнкеров и учащейся молодежи под
флагом Добровольческой армии и во главе с деникинским представителем генералом Ломновским.
Скоропадский передал командование своей армией генералам проантантовской ориентации: графу Келлеру
(с 5 ноября 1918 г.), а затем князю Долгорукову (с 12 ноября 1918 г.). Но позиции Скоропадского быстро
слабели. Германские оккупационные власти, раздраженные заигрываниями Скоропадского с Антантой,
перестали ему доверять, начав сначала тайно, а затем открыто снабжать оружием сторонников Директории.
Тем более, что в военном смысле, как скоро выяснилось, силы Скоропадского противостоять большевикам
были не в состоянии.
Между тем, отмена Брест-Литовского мира юридически позволяла большевикам отказаться от
признания независимости Украинской Державы, что и было сделано правительством Советской России 24
декабря 1918 г. официальным заявлением. После этого советское правительство приступило к
восстановлению контроля центральной московской власти над украинскими областями. На Украину
выдвинулись вооруженные формирования большевиков.
С учетом новой ситуации и военной слабости Скоропадского ставку на петлюровскую Директорию как
единственную реальную антибольшевистскую силу на Украине стали делать и страны Антанты. Гетманский
режим лишился поддержки. 29 ноября (12 декабря) 1918 г. между представителями Директории и высшим
командованием Германии на Украине было заключено соглашение. Немцы официально отказались от
оказания помощи Скоропадскому. Теперь войска Директории во главе с Петлюрой могли смело наступать
на Киев, который и был взят 1 (14) декабря 1918 г. Скоропадский подписал акт об отказе от власти и отбыл в
Германию. Его дружинники, сражавшиеся под "добровольческим" флагом, не смогли оказать сопротивления
петлюровцам. Генерал Келлер был убит, а князь Долгоруков бежал в Одессу.
В Киеве установилась власть радикального крыла украинских националистов в лице Директории и
Петлюры. Но она продержалась всего 47 дней. 5 февраля 1919 г. город был взят Красной армией.
Петлюровские силы отошли на запад. Но отступив от Киева, они сохранили под контролем значительную
часть территорий на Правобережье Днепра и продолжили оттуда сопротивление большевикам, ведя
переговоры с зарубежными правительствами и не оставляя надежд вернуться в Киев.
На Украине была установлена власть Временного рабоче-крестьянского правительства,
местопребыванием которого стал снова Харьков. Однако и эта власть оказалась непрочной. Силами "белой"
армии украинские большевики были повторно свергнуты. Правительство УССР укрылось в России и вторая
реставрация советов на Украине произошла только осенью 1919 г.
5. Вопрос о Западно-Украинской Народной Республике
В процессе распада Австро-Венгрии в конце октября 1918 г. во Львове, административном центре
входившей в австро-венгерские владения Восточной Галиции, был образован Украинский национальный
совет во главе с Е.Петрушевичем. 9 ноября 1918 г. совет объявил о создании Западно-Украинской Народной
Республики и сформировал ее правительство - Державный секретариат.