ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2662

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

      В.Вильсон потерпел серьезное поражение в одном из самых главных своих начинаний. США, 
превращавшиеся в сильнейшую страну мира, юридически и во многом фактически оказалась вне 
Версальского порядка. Это обстоятельство не могло не сказаться на перспективах международного 
развития. 

16. Малая Антанта и формирование новой системы союзничества Франции в Европе

 

      Невозможность полноценного участия США в Лиге наций резко ослабила ее действенность, и без того 
недостаточную без присоединения к Лиге Советской России. Франция, разом лишившись надежд на 
гарантии США и Великобритании, принялась лихорадочно сколачивать в Восточной и Юго-Восточной 
Европе блоки малых стран, тщетно пытаясь с их помощью восполнить те военно-стратегические гарантии, 
которые она прежде надеялась получить на случай возобновления германской агрессии со стороны великих 
держав. 

      В 1921-1922 г. при ее активном лоббировании удалось сформировать так называемую Малую Антанту - 
политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии. Началом его формирования стала чехословацко-
югославская конвенция (Белград, 14 августа 1920 г.), направленная против возможных посягательств 
Венгрии, от которой обе страны получили весьма значительные территориальные приращения. На той же 
антивенгерской основе в Бухаресте была подписана 21 апреля 1921 г. и чехословацко-румынская конвенция. 
Она была дополнена 7 июня 1921 г. югославско-румынским соглашением о взаимопомощи в случае 
нападения как Венгрии, так и Болгарии. Все договоренности сопровождались военными конвенциями. 
Фактически они составили единый блок военно-политических обязательств. 

      18 июля 1921 г. появился договор о военном союзе между Румынией и Польшей, смысл которого 
состоял в сотрудничестве для обеспечения безопасности своих восточных границ - то есть, по сути дела, 
границ с Советской Россией. Хотя обязательства по этому союзу носили только двусторонний характер и не 
распространялись на другие государства, косвенно польско-румынский союз оказывался подключенным к 
Малой Антанте. Все четыре восточноевропейские страны оказались в отношениях тесного политико-
военного партнерства с Францией и их сотрудничество между собой и с французским правительством 
рассматривалось в Париже как важнейшая структура многостороннего сотрудничества в интересах 
безопасности и опора политики Франции на континенте. 

      Помимо патронажа над Малой Антантой важным инструментом военной политики Франции стали ее 
двусторонние договоры и соглашения о сотрудничестве с Бельгией (1920), Польшей (1921), Чехословакией 
(1924), Румынией (1926) и Югославией (1927). 

17. Причины неустойчивости Версальского порядка

 

      Послевоенное урегулирование страдало двумя главными пороками. Во-первых, Версальский порядок не 
был всеобъемлющим. Из него "выпадали" Россия и США - две крупнейшие державы, без которых 
обеспечение стабильности в Европе к середине ХХ века было уже невозможно. Великие европейские 
державы - Франция и Великобритания - смогли восстановить многополярную структуру европейских 
отношений приблизительно в той форме, которая казалась им идеальной. В духе европейского равновесия 
XIX века они позаботились о том, чтобы на континенте не было ни одной страны, которая бы слишком явно 
вырывалась вперед по своим геополитическим и иными возможностям. 

      Поэтому усилиями Франции была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена 
в крайне тяжелое экономическое положение Германия. Но поэтому же усилиями Британии сама Франция не 
получила преобладания на материке и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего 
влияния. Внешне это было похоже на политику "баланса сил" в духе К.Меттерниха и Р.С.Кестльри. Но это 
был старый европейский баланс без старой Европы. То европейское равновесие было возможно при участии 
Пруссии, находившейся на месте единой Германии, и России. Новую европейскую безопасность предстояло 
строить в условиях объединившейся Германии и уменьшившейся в размерах, изолировавшейся от 
европейских дел России. 

      Первое из этих новых обстоятельств было учтено, и Германию раздробили. Это позволяло отсрочить 
конфликт между европейскими странами и естественным тяготением немцев к объединению. Второе - не 
было сразу даже осмысленно. Отчасти оттого, что участие США в европейских делах казалось достаточным 
возмещением за уход из европейской политики России. Срыв расчетов на сотрудничество с Соединенными 
Штатами в этой ситуации подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно. 


background image

      Во-вторых, фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического 
взаимодействия европейских стран. Новое государственное размежевание полностью разрушило 
экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо емкого, обширного, проницаемого и 
достаточно открытого рынка Европы "немногих больших пространств" - Франции, Австро-Венгрии, 
Германии и России - Европа после Версаля оказалась территорией, разбитой на несколько десятков 
маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков и рыночков. Часто политически 
неприязненные друг другу новые малые государства остро соперничали и в экономической области, 
полностью сосредоточившись на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь компенсироваться 
для их преодоления совместными усилиями. Самоопределение породило экономический раскол, преодолеть 
который европейские страны не могли, что создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации 
в Старом Свете. Как прозорливо заметил сразу после Парижской конференции Дж.Кейнс, в версальских 
основоположениях было слишком много политики и слишком мало заботы об экономическом порядке. Для 
совместных решений по финансовым и экономическим проблемам Европа не была готова. Проблемой, в 
решающей степени усугублявшей ситуацию, было экономическое разорение Германии, задавленной 
тяжестью наложенных на нее репарационных выплат и неспособной поэтому выйти из состояния депрессии 
с быстротой, необходимой для экономического подъема во всей Европе. 

Источники и литература

 

 

Архив полковника Хауза. Т. 3-4. М.: Соцэкгиз, 1939-1941.  

 

Версальский мирный договор. Итоги империалистической войны, серия мирных договоров / Пер. с 
фр. Ю.Н.Ключникова и А.Сабанина. М.: Литиздат, 1925.  

 

Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Т. 1-2. М.: Издательство иностранной литературы, 
1957.  

 

Европа между миром и войной. М.: Наука, 1992.  

 

Илюхина Р.М. Лига наций. 1919-1934. М: Наука, 1982. Гл. 1.  

 

История дипломатии. Т. 3. М.: Политиздат, 1965.  

 

Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997. С. 193-218.  

 

Клейменова Н.Е., Сидоров А.Ю. Версальско-вашингтонская система международных отношений. 
1918-1939. М.: МГИМО МИД РФ, 1995. Гл. 2.  

 

Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. М.: Международные отношений, 1989. Гл. 9.  

 

Шацилло В.К. Президент В.Вильсон: от посредничества к войне // Новая и новейшая история. 1993. 
N 6.  

 

Elcock H. Portrait of a Decision: The Council of Four and the Treaty of Versailles. L.: Eyre Methuen, 
1972.  

 

Kennedy P. The Rise and Fall of the Great Powers. Economic Change and Military Conflict From 1500 to 
2000. N.Y.: Random House, 1987. Гл. 6.  

 

Keylor W.R. The Twentieth-Century World. An International History. New York; Oxford: Oxford 
University Press, 1992. Гл. 2.  

 

Lansing R. The Peace Negotiations: A Personal Narrative. Boston; New York, 1921.  

 

Sharp A. The Versailles Settlement: Peacemaking in 1919. L., 1991.  

 

Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО РАСКОЛА В 

МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ (1918 - 1922)

  

 

      Приход в октябре 1917 г. к власти большевиков означал серьезные изменения как во внутренней, так и 
во внешней политике России. Нет оснований полагать, что базовые геополитические и экономические 
соображения, а также историко-культурные архетипы русского и российско-имперского типа поведения в 
международных отношениях совсем утратили смысл и значение для революционного Петрограда, а затем 
Москвы, куда 12 марта 1918 г. была перенесена столица. Но революционная идеология, особенно в первое 
послеоктябрьское десятилетие, повлияла на курс нового правительства. В отдельные периоды она 
практически полностью определяла внешнеполитические приоритеты государства, создавая огромные 
трудности как для самой Советской России и СССР, так и для всей международной системы. 

1. Концептуальная основа внешней политики большевиков

 


background image

      Ключевой идеей внешнеполитической философии нового режима была "мировая революция", 
предполагавшая в более или менее близкой перспективе развертывание революций, аналогичных 
российской, в большинстве стран Запада и Востока и установление "диктатуры пролетариата" во всемирном 
масштабе. В соответствии с логикой большевиков, в государствах-участниках Первой мировой войны 
должны были неизбежно произойти пролетарские революции, а сама война - перерасти "из 
империалистической в гражданскую". 

      Призыв к прекращению войны, заключению мира без аннексий и контрибуций, с которым выступили 
российские революционеры, был нацелен на достижение трех задач. Во-первых, он служил лозунгом, 
способным объединить вокруг большевиков на антивоенной основе широкие слои измученного войной 
населения. Во-вторых, заключение мира позволяло сосредоточиться на внутренних вопросах, чтобы 
реализовать радикальные коммунистические преобразований в России. В-третьих, антивоенная волна и 
ожидавшиеся на Западе революции должны были способствовать установлению там политических режимов, 
родственных большевистскому. Это могло бы привести к созданию целого блока государств с однотипным 
общественно-политическим строем, способных противостоять "буржуазным государствам". 

      В руководстве большевистской партии в 1917-1918 гг. шли вполне серьезные дебаты о том, какое 
направление считать приоритетным: внутри- или внешнеполитическое. Отдельные деятели высшего 
руководства РСДРП(б) - "левые коммунисты" Н.И.Бухарина и, отчасти, Л.Д.Троцкий допускали, что при 
определенных обстоятельствах внутренние задачи, в том числе задачи удержания власти в руках 
большевиков, могут быть принесены в жертву интересам содействия развертыванию мировой революции. 
Предполагалось, что насильственное свержение советской власти иностранными интервентами вызовет 
массовое возмущение солидарных с российской революцией "трудящихся и эксплуатируемых" масс во всем 
мире, и эти массы обратят гнев на собственные правительства. Тем самым будет раздут "мировой 
революционный пожар", итогом которого станет свержение эксплуататорского строя во всемирном 
масштабе. В дальнейшем разногласия внутри советского руководства были устранены, и была сделана 
ставка на укрепление власти большевиков и превращение России в базу "мировой революции". 

      Говоря о революции на Западе, большевики рассчитывали прежде всего на социальные взрывы в 
Германии и Австро-Венгрии. Особые надежды возлагались на последнюю, так как именно общественное 
брожение в образовавшихся в восточно-европейском регионе новых государствах, казалось большевикам, 
несло в себе мощный революционный потенциал. Германская революция 1918-1919 гг. и создание 
региональных советских правительств в Германии (Баварская Советская Республика, 7 апреля - 5 мая 1919 
г.; Бременская Советская Республика, 10 января - 4 февраля 1919 г.), возникновение Венгерской Советской 
Республики (21 марта - 1 августа 1919 г.), революционные выступления в Австрии и странах Восточной 
Европы - все это давало надежду руководителям РКП(б) на приближение мировой революции. Такая 
аргументация представлялось тем более убедительной, что сторонники большевизма в странах Восточной и 
Центральной Европы были достаточно многочисленными и обладали влиянием на общественные слои в 
новосозданных государствах. В руководстве российских большевиков речь шла о планах революции в 
Чехословакии, Польше и даже Италии. Кроме того, рассматривался вопрос о возможности поддержки 
"мировой революции" в Европе со стороны стран Востока - Китая, Индии, Ирана и Турции. Азиатские 
страны, по мнению теоретиков большевизма, могли стать третьим после России и Европы мировым 
революционным центром. Революция на Востоке, как ожидалось, была способна подорвать колониальное 
могущество ведущих европейских держав - Великобритании и Франции. Антиколониальное движение, 
ориентированное на российских большевиков, должно было привести к соединению "западных" и 
"восточных" революционных центров. Так воплотилась бы идея "мировой революции". 

      Очевидно, что доктринальные рамки внешней политики большевиков не допускали возможности 
сколько-нибудь конструктивного сотрудничества с ведущими мировыми державами или возобновления 
чего-либо, подобного антантовскому союзу с Лондоном и Парижем. Москва ориентировалась скорее на 
левые, "революционные", то есть антиправительственные силы в развитых странах, безуспешно пытаясь 
вступить с ними в союз "через головы империалистических правительств". Смысл политики большевиков 
был понятен западным державам. 

2. Создание Коминтерна

 

      Реализация этих внешнеполитических схем была немыслима без укрепления пробольшевистских сил за 
пределами России. В результате раскола в мировом социалистическом движении в годы мировой войны из 
него выделилось левое революционное крыло, близкое большевизму по идейно-политическим установкам. 
В нем советское руководство увидело своего главного партнера. В начале декабря 1917 г. Совнарком принял 
секретное постановление о предоставлении любых видов помощи "левому интернационалистическому 
крылу рабочего движения всех стран". Это был шаг к созданию нового, на этот раз коммунистического 


background image

Интернационала, мысль о котором была высказана Лениным еще в начале войны, когда Социалистический 
интернационал отрекся от идеи надгосударственной социалистической солидарности и раскололся на 
национальные группы патриотов-оборонцев, поддержавших правительства своих стран. 

      Несмотря на тяжелые условия гражданской войны советское руководство стало прорабатывать вопрос о 
созыве конференции партий и групп, порвавших с Социнтерном. Большинство этих групп поддерживало 
тезис о диктатуре пролетариата, ориентировалось на свершение социалистических революций в своих 
странах, скептически относилось к принципам "буржуазного парламентаризма" и соглашалось с 
необходимостью концентрации власти в руках советов как новых органов революционной власти. 

      3 февраля в Берне состоялась первая послевоенная конференция западноевропейских социалистов, 
которая обсуждала вопрос о возобновлении работы Социнтерна. Это явно указывало на стремление к 
консолидации левых сил в Европе на умеренно-реформистской основе. Большевики сочли, что медлить 
опасно. В марте 1919 г. в Москве был созван конгресс нового, революционного Коммунистического или III 
Интернационала, в котором приняли участие представители ряда левых групп, в разное время отколовшихся 
от социалистического движения. 24 марта 1919 г. от имени конгресса было официально объявлено о 
создании Коминтерна. 

      В принятой на нем "Платформе международного коммунистического движения", одним из авторов 
которой являлся Бухарин, выдвигался ряд задач: завоевание пролетариатом власти; замена буржуазного 
парламентаризма властью советов; оказание экономической и иной взаимопомощи пролетариатом 
различных стран. Высшим органом новой организации провозглашался Конгресс. Руководство работой 
Коминтерна в период между созывами Конгресса возлагалось на Бюро исполкома. Коминтерн стал важным 
инструментом воздействия Советской России на ситуацию за ее пределами. 

      Основной задачей Коминтерна стала координация планов коммунистических и революционных групп в 
разных странах, а фактически - и их разработка при содействии и участии российских представителей. Речь 
шла о формировании слаженной мировой стратегии коммунистов разных стран, их подчинении единой 
цели, как ее понимали в Москве. В Советской России стали открываться представительства зарубежных 
компартий. Была развернута сеть учебно-тренировочных центров, в которых готовились кадры 
профессиональных революционеров из числа зарубежных граждан для работы в соответствующих странах. 
Через каналы Коминтерна революционные группы зарубежных стран получали из Советской России 
разнообразную материальную помощь, информационно-пропагандистские материалы, организационно-
методическую и экспертную поддержку. По линии Коминтерна была развернута подпольная работа. Она 
включала пропаганду и военно-конспиративные мероприятия. Деятельность Коминтерна послужила 
основанием для обвинений Москвы в "экспорте революции". 

3. Отношения Советской России с Германией и Антантой после октябрьского переворота

 

      Германия еще на заключительных этапах Первой мировой войны рассматривала большевиков, 
выступавших под лозунгом "революционного пораженчества" - то есть призыва к "поражению своего 
отечества" в мировой войне и переводу империалистической войны в революционную гражданскую войну - 
как своих потенциальных союзников. Германский Генеральный штаб стремился использовать большевиков 
как оружие, способное нанести поражение России изнутри. Поэтому Берлин оказывал помощь 
эмигрантским большевистским кругам и способствовали распространению их деятельности в России. 
Германия видела в большевиках наиболее приемлемых партнеров и с готовностью откликнулась на 
предложение Петрограда начать мирные переговоры. 

      Державы Антанты после октябрьского переворота не признали новый режим. Но они и не отзывали 
послов из Петрограда, сохраняя канал для диалога с большевиками, которых Антанта пыталась убедить в 
необходимости продолжить войну с Германией. Эти попытки не приносили результатов. Декрет о мире 
напугал союзников, указав на готовность нового российского правительства вступить в мирные переговоры 
со всеми странами, значит и с Германией. В этой ситуации Франция и Великобритания разработали план 
действий на случай сепаратного выхода России из войны и установления ею дружеских отношений с 
Германией. Его целью было не допустить усиления стратегических позиций австро-германского блока за 
счет ликвидации русского фронта. Поскольку большевики де-факто рассматривались как союзники 
Германии, меры Антанты были направлены и против них. 

      Уже в ноябре 1917 г. Антанта содействовала соглашению между командованием румынских 
вооруженных сил и представителями российской императорской армии на юго-западном фронте о 
недопущении установления советской власти на Украине и в Бессарабии. Этим дело не ограничилось, и 


background image

союзные державы пошли гораздо дальше, заключив 23 декабря 1917 г. секретное франко-британское 
соглашение о разделе "зон действия" в России на случай ее выхода из войны. В соответствии с ним к 
французской зоне ответственности были отнесены Бессарабия, Украина и Крым, а к британской - Кавказ, 
Кубань и Дон. Задача состояла в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не допустить германские войска в 
эти районы. 

      Тем не менее, единства взглядов в русском вопросе между союзниками не было. Невзирая на 
антироссийские настроения европейских союзников, президент США Вильсон счел уместным направить 
приветственную телеграмму в адрес IV-го Всероссийского чрезвычайного съезда советов, оглашенную на 
его заседании 14 марта 1918 г. В этом послании подчеркивалось стремление США поддержать Россию в 
борьбе с Германией, но одновременно и пояснялась невозможность оказать практическую помощь 
немедленно. Великие державы все еще рассчитывали на продолжение российского сопротивления 
Четверному союзу. 

      Начало советско-германских переговоров в Брест-Литовске нанесло удар по этим иллюзиям, а 
заключение сепаратного мира между Германией и Советской Россией 3 марта 1918 г. подтолкнула Антанту 
к непосредственным военным акциям на российской территории. 

4. Иностранная интервенция в России и ее формы

 

      Вопрос об иностранном вмешательстве в российские дела принадлежит к числу сложных отчасти 
потому, что это вмешательство осуществлялось в двух разных формах. Во-первых, союзные державы и 
Германия непосредственно проводили на территории России военные операции - военные десанты, захваты 
территорий, городов, портов и стратегических объектов, ограниченные боевые операции. Во-вторых, 
зарубежные государства активно вмешивались в начавшуюся вскоре в России гражданскую войну, оказывая 
существенную военно-техническую, экономическую и политическую поддержку то одним, то другим 
группам, претендовавшим на государственную власть в России. Начав с прямого вмешательства, после 
Брест-Литовского мира, державы впоследствии стали склоняться к необходимости сокращения своей 
прямой вовлеченности в русские дела и увеличения помощи местным антибольшевистским 
белогвардейским и иным формированиям. 

      Интервенция началась весной 1918 г. В ней участвовали такие крупные государства как США, 
Великобритания, Франция, Япония, Греция, а также Германия, Турция и ряд других государств. Для России 
мировая война уже закончилась, но для Антанты и Германии она еще продолжалась. Поэтому ввод 
французских и британских войск на российские территории был связан со стремлением Антанты не 
допустить перехода под контроль Германии важнейших опорных пунктов в России - портов и стратегически 
выгодных позиций. 

      После Брест-Литовского мира в процессе продвижение на Украину германские войска заняли ряд 
важнейших черноморских портов - Одессу (13 марта 1918 г.), Николаев (17 марта) и Севастополь (1 мая). 

      В качестве контрмеры в марте 1918 г. британско-американский десант высадился в Мурманске. В 
составе этого десанта были итальянские и сербские подразделения. В августе 1918 г. после 
антибольшевистского переворота в Архангельске британские войска заняли и Архангельск. 

      5 апреля 1918 г. японские войска высадились во Владивостоке. Одновременно в Приморье были 
размещены британские, американские, французские, итальянские, румынские и даже польские контингенты. 
Из Приморья интервенты стали продвигаться на запад в Приамурье и Забайкалье. В октябре 1918 г. 
британские войска достигли Иркутска, где они вступили в соприкосновение с мятежным чехословацким 
корпусом, зона контроля которого стала новым очагом интервенции. 

      Чехословацкий корпус оказался в Сибири по соглашению от 28 января 1918 г. между Советской России 
и Антантой о репатриации находившихся в русском плену чехов и словаков. Поскольку последние были 
настроены в целом против Австро-Венгрии, союзные державы намеревались сформировать из них 
Отдельный чехословацкий корпус, чтобы использовать его против Четверного союза. Россия не противилась 
идее репатриации чехословаков, но настаивала на их эвакуации из российских пределов по восточному 
маршруту - то есть через Владивосток, откуда при желании страны Антанты могли их перебросить в Европу 
морем. К моменту заключения Брест-Литовского мира эвакуация чехословаков была далека от завершения, 
и эшелоны с ними растянулись на огромном расстоянии по всей Сибири. После советско-германского мира 
среди чехословаков распространились слухи о намерении Москвы воспрепятствовать их репатриации. 20 
мая 1918 г. произошло вооруженное выступление личного состава чехословацкого корпуса против