ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2694

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

      В Тегеране же демарш Британии имел скорее эффект, противоположный ожидавшемуся. На волне 
всплеска антианглийских настроений в октябре 1924 г. военный министр Реза-хан официально возглавил 
правительство. Последовало расширение ирано-советских экономических отношений - в 1924 г. между 
двумя странами был подписан торговый договор, вслед за чем было создано несколько совместных 
предприятий. 

      Нет оснований считать политику Реза-хана просоветской. Это была политика рационального 
национализма, исключавшего чрезмерную зависимость от любой из сильных держав. Но объективно в тот 
период сближение с Москвой отвечало интересам Ирана больше, чем восстановление патронажа Британии. 
Более того, действия британской стороны в Иране подталкивали Тегеран к партнерству с Москвой. 
Британское правительство поддерживало движение курдов, добивавшихся создания независимого 
государства на части иранской территории. В 1922 г. правительство было вынуждено организовать военную 
экспедицию в Иранский Курдистан, где оно полностью разгромило курдское сопротивление. В 1924 г. при 
поддержке британских агентов на юге Ирана было поднято восстание арабских племен под руководством 
шейха Хазаля, стремившегося создать на подвластной ему территории "независимый Арабистан". Реза-хан 
двинул туда войска и шейх был вынужден капитулировать. Эти события только подрывали позиции 
Британии в Иране. 

      В 1924 г. по инициативе советского правительства между Великобританией и СССР в Лондоне был 
подписан протокол, согласно которому теперь уже и юридически потеряло силу англо-русское соглашение 
1907 г. о разделе сфер влияния в Иране. 

2.14. Завершение войны в Бухаре

 

      Договор с Афганистаном позволил активизировать советскую политику в регионе. В декабре 1921 г. 
Красная Армия разгромила отряды бухарского эмира в Гиссаре и заняла Душанбе. Эмир со своими 
приверженцами бежал в Афганистан, где нашел убежище у Амануллы-хана. 

      Переломить ход событий попытался прибывший на территорию Бухарской республики в октябре 1922 г. 
из Москвы и встречавшийся там с В.И.Лениным Энвер-паша, в прошлом заметный деятель младотурецкого 
движения и бывший военный министр османского правительства, пользовавшийся определенной 
известностью и в Средней Азии. Большевистское руководство ошибочно полагало, что его удастся 
использовать для пропагандистской работы среди мусульман Средней Азии. Прибыв на место, однако, 
Энвер-паша убедился в антиисламской направленности политики большевиков и немедленно стал на 
сторону их противников. Однако союз Энвера-паши с местными басмачами не сложился, так как Энвер-
паша категорически не принял варварские методы последних. 

      На какое-то время ему удалось объединить часть антибольшевистского сопротивления. Силы Энвер-
паши вытеснили большевиков из Душанбе и к марту 1922 г. подошли к Бухаре. Энвер требовал вывода 
Красной Армии из Бухары, Хивы и Туркестана и признания его главой "мусульманского государства 
народов Средней Азии". 

      Однако в августе 1922 г. его отряды в результате контрнаступления Красной Армии были оттеснены к 
афганской границе и там разгромлены. Энвер-паша был убит в бою. Боевые действия против уцелевших 
басмаческих формирований во главе с Ибрагим-беком велись еще в течение года. Осенью 1923 г. они 
потерпели новое тяжелое поражение на территории Восточной Бухары, а сам Ибрагим-бек бежал в 
Афганистан. Как массовому явлению басмаческому движению в Средней Азии был нанесен решающий 
удар, однако оно не было ликвидировано окончательно. До начала 30-х годов продолжались столкновения 
отрядов басмачей с частями Красной Армии и пограничниками. Эти отряды просачивались из Афганистана, 
где в эмиграции продолжал жить изгнанный бухарский эмир. 

2.15. Ломка исторически сложившей структуры региональных отношений в Средней Азии

 

      В 1924-1925 гг. победившая советская власть произвела радикальное национально-государственное 
переустройство Средней Азии. На территориях Хивы, Бухары и Туркестана образовались Туркменская и 
Узбекская советские социалистические республики, вошедшие в СССР. В составе Узбекской ССР были 
образованы Таджикская автономная область и Кара-Киргизская автономная область. Границы между ними 
были проведены не всегда точно в соответствии с этническим составом населения соответствующих 
территорий и в ряде случаев вопреки ему. В частности, в собственно Узбекистан, помимо территории 
Таджикской автономии, были включены другие обширные районы, населенные таджиками. Включение 
среднеазиатских территорий в состав СССР способствовало их переориентации на экономические и 


background image

культурные связи с Россией и изолировало их в качестве самостоятельных политических субъектов от 
международно-политических процессов, развивавшихся на Среднем Востоке. 

2.16. Становление и особенности афганского нейтрализма

 

      Добившись полной политической независимости и подписав соответствующие договоры с Советской 
Россией и Великобританией, установив дипломатические отношения с Турцией, Ираном и рядом стран 
Европы, афганский эмир Аманулла приступил к реализации программы модернизации. Важнейшим ее 
элементом была экономическая реформа, узаконившая частную собственность на землю. Политические 
реформы включали введение первой афганской конституции, отменившей наиболее архаичные феодальные 
институты и упразднившей рабство. Основной закон закрепил независимый статус Афганистана и его 
нейтралистский внешнеполитический курс, провозгласил права и свободы подданных и их равенство перед 
законом. Была проведена реформа государственного управления: созданы Государственный совет как 
консультативный орган при эмире - Лоя Джирга (общенациональное собрание вождей племен и 
духовенства) - и правительство. Реформы ущемили позиции консервативных слоев - ортодоксальных 
мусульманских богословов, вождей племен и крупных феодалов. 

      Позиции СССР в Афганистане в начале 20-х годов были устойчивыми. Афганская сторона, получая 
небольшую материальную помощь из СССР, не скрывала, однако, своих симпатий к Бухаре, все еще надеясь 
видеть ее независимой. Это вызвало некоторую напряженность в советско-афганских отношениях. Со 
временем вопрос о Бухаре начал терять свое значение. С одной стороны, эмир Аманулла продолжал 
оказывать покровительство жившему в Кабуле бывшему бухарскому эмиру, с другой - он принимал меры к 
недопущению пограничных конфликтов с СССР. На афганской территории нашли убежище тысячи 
беженцев из новообразованных советских республик Средней Азии - узбеки, таджики, туркмены. 

      В 1926 г. СССР и Афганистан подписали договор о нейтралитете. Нейтрализм стал основой 
традиционной внешней политики Афганистана на последующий период. Вплоть до падения Амануллы в 
1929 г. Советский Союз поддерживал его реформы и антибританскую политику. 

      Отношения между Кабулом и Лондоном при Аманулле оставались напряженными. Британская сторона 
практически потеряла возможность влиять на внутри- и внешнеполитический курс Кабула. Эмир активно 
поддерживал антиколониальные настроения в Индии и вел антибританскую пропаганду среди проживавших 
на индийской территории пуштунских племен. 

      В 1927-1928 гг. афганский эмир предпринял крупный зарубежный вояж, посетив Британскую Индию, 
Египет, Италию, Германию, Францию, Великобританию, СССР и Иран. Целью поездки были своего рода 
"демонстрация флага" независимого Афганистана и установление новых межгосударственных связей. В 
Индии Аманулла не удержался от призывов к единству индусов и мусульман в интересах достижения 
независимости от Британии. В Лондоне Амануллу встретили вежливо, но в оказании сколько-нибудь 
серьезной экономической и военной помощи ему было, как и можно было ожидать, отказано. Британская 
сторона рассчитывала на возможность смены власти в Кабуле. 

2.17. Таджикский фактор в региональных отношениях в конце 20-х годов

 

      По возвращении эмир выдвинул программу более радикальных реформ. Этот шаг вновь был воспринят 
враждебно консервативными кругами. Борьба с реформизмом эмира приняла в стране довольно 
своеобразную форму, вылившись в 1928 г. не в верхушечный переворот, а в крупное восстание таджикских 
крестьян к северу от Кабула и одновременно пуштунских племен в Восточной провинции. Во главе 
антиправительственной борьбы оказался выходец из афганских низов таджик Бачаи Сакао. Его 
поддерживали оппозиционно настроенные клерикально-консервативные силы. На стороне 
антиправительственных сил тайно действовала и британская агентура. Восставшие требовали отмены 
реформ и низложения "нечестивого" эмира. 

      В Москве события в Афганистане вызвали живейший интерес. В политбюро ВКП(б) и кругах 
Коминтерна активно обсуждался вопрос об оказании военной помощи и иного содействия "восставшим 
революционным трудящимся" Афганистана. Однако сомнения вызывали природа восстания и то 
обстоятельство, что антиправительственные силы скрытно поддерживала Великобритания. Советское 
руководство приняло решение воздержаться от вмешательства в Афганистане, но продолжить наблюдения 
за происходящими там событиями, с тем чтобы повторно вернуться к их обсуждению по ходу дел. 
Одновременно в Москве стал ускоренно прорабатываться сценарий повышения уровня государственности 
таджиков, проживавших на территории СССР. Было предложено преобразовать Таджикскую автономную 


background image

республику в составе Узбекской ССР в союзную. Вопрос был подготовлен, но окончательного решения по 
нему советское руководство не принимало, внимательно следя за ситуацией. Во всяком случае, Москва не 
считала возможным поддержать эмира Амануллу. 

      В январе 1929 г. таджикско-пуштунская оппозиция захватила Кабул. Аманулла бежал в Кандагар. Власть 
перешла к лидеру восставших Бачаи Сакао, который и провозгласил себя новым эмиром. При его активном 
содействии на территории Афганистана прошли реорганизация и объединение находившихся там 
разрозненных басмаческих отрядов, бежавших в первой половине 20-х гг. из Средней Азии. 
Предполагалось, что это новое басмаческое формирование может возглавить бывший бухарский эмир. В 
феврале 1929 г. он провел в Кабуле совещание полевых командиров, наметив план боевых действий на 
советской территории. 

      Такая расстановка сил уже, несомненно, означала угрозу для СССР. Вопреки сценарию "поддержки 
революционных трудящихся", было принято решение оказать помощь Аманулле. В апреле 1929 г. в 
Северный Афганистан была введена бригада Красной Армии, силы которой столкнулись с отрядами 
правительства Бачаи Сакао. Однако советское вмешательство оказалось непродолжительным. Аманулла не 
смог продолжать борьбу в таких условиях и предпочел в конце мая 1929 г. покинуть Афганистан, 
эмигрировав в Италию через территорию Британской Индии. С его отъездом присутствие советских войск в 
Афганистане теряло всякое правовое обоснование, и они были выведены. 

      16 октября 1929 г. в Таджикистане была провозглашена Таджикская Советская Социалистическая 
Республика. 

2.18. Нормализация положения в Афганистане. Окончательная ликвидация басмачества

 

      Хотя британское правительство вряд ли сожалело о падении Амануллы, оно не рискнуло признать власть 
самозванного эмира Бачаи Сакао. Его справедливо считали нелегитимным, чрезмерно реакционным. Кроме 
того, лидер восстания был таджиком - представителем меньшинства в стране, где политику традиционно 
определяли пуштуны. Пуштунская знать со своей стороны тоже не собиралась смиряться с произошедшей 
узурпацией власти. Внутри афганской старой элиты началась борьба за власть, победителем из которой при 
поддержке Великобритании вышел родственник Амануллы, генерал Надир-хан, который и был 
провозглашен королем Афганистана под именем Надир-шаха в октябре 1929 г., когда его войска заняли 
Кабул. 

      В 1931 г. Надир узаконил свою власть, добившись принятия новой конституции умеренно-
консервативного характера. Однако и новый режим, по сути дела, продолжил во внешней политике линию 
нейтрализма. Кабул старательно избегал осложнений в отношениях с Великобританией. Но и с Советским 
Союзом афганское правительство стремилось сохранять дружелюбные отношения. 

      В 1931 г., едва укрепившись в Кабуле, Надир-шах пошел на достижение договоренности с СССР 
относительно басмаческих отрядов на афганской территории. Поскольку во внутриафганской войне лидеры 
басмачей поддерживали таджика и мятежника Бачаи Сакао, Надир-шах имел основания желать их 
устранения с внутриафганской политической арены. В этом смысле его интересы были параллельны 
пожеланиям Москвы. В конце 1931 г. силы Надир-шаха во главе с его министром обороны Шах Махмудом 
были направлены в северные районы страны, где на советско-афганской границе они совместно с частями 
Красной Армии полностью уничтожили последние вооруженные формирования басмачей. Последний из 
басмаческих командиров Ибрагим-бек, вторгшийся на советскую территорию из Афганистана в 1931 г., 
терпел одно поражение за другим и в конце концов был вынужден сдаться советским властям. В 1932 г. он 
был казнен по решению органов ОГПУ. 

      В 1931 г. между СССР и Афганистаном был заключен новый договор о нейтралитете, в основном 
повторивший условия аналогичного договора 1926 г. Бухарский эмир Саид Алим-хан умер в эмиграции в 
Кабуле в 1936 году. 

2.19. Начало германского проникновения в Иран

 

      В 1925 г. в Иране произошел очередной переворот: династия Каджаров была низложена, а премьер-
министр Реза-хан был провозглашен новым шахом под именем Реза-шаха Пехлеви. Курс нового монарха 
предусматривал устранение из Ирана всякого иностранного влияния и укрепление международных позиций 
страны. 


background image

      Извлекая уроки из прошлых неудач, британская дипломатия в новых условиях стала прилагать усилия 
для поиска взаимопонимания с иранским руководством. Лондон отказывается от методов прямого 
политического нажима и военных угроз. Их место занимают предложения оказать помощь в экономическом 
развитии страны. Стабильными оставались и советско-иранские отношения. В 1927 г. был подписан 
советско-иранский договор о ненападении и нейтралитете, подтвердивший обязательства сторон 
воздерживаться от участия во взаимно враждебных союзах и соглашениях. 

      Вместе с тем, рамки балансирования между Британией и СССР начинали казаться тесными для более 
активной иранской политики. Интересы национального развития подвигали иранское правительство к 
поиску новых зарубежных партнеров. В 1926 г. правительство Реза-шаха задумало сооружение 
трансиранской железной дороги. Британские власти поддержали эту идею, обещав оказать финансовую 
помощь, но предложили провести новую ветку в широтном направлении - от турецкой границы к границе с 
Британской Индией. Этот вариант был отклонен Тегераном. Дорогу было решено построить с севера на юг, 
соединив порт Бендер-Шах на Каспийском море с портом Бендер-Шахпур на побережье Персидского 
залива. Иранская сторона отказалась от технического содействия Британии и России, передав концессию 
фирмам США и Германии. 

      В мае 1927 г. иранское правительство официально известило все великие державы, пользовавшиеся 
специальными юридическими привилегиями, о намерении отменить эти привилегии в 1928 г. Эта мера была 
в самом деле осуществлена в 1928 г. В результате британская сторона потеряла контроль над иранскими 
финансами и оказывалась в равных условиях с другими иностранными государствами. 

      В конце 20-х - начале 30-х годов Реза-шах осуществил серию реформ, значительно изменивших облик 
страны. Была введена новая административная система, реорганизована армия, выросла сеть коммуникаций. 
Одновременно происходило укрепление личной власти шаха. Подавив племенной сепаратизм, он 
превратился в полновластного диктатора. В политике режима стали все более явно преобладать 
национализм, апелляции к былому величию Ирана, ксенофобия. 

      Нараставший национализм во внутренней жизни, однако, слабее отразился во внешней политике страны 
- она была активной и все более диверсифицированной. Иран постепенно отдалялся от СССР и 
Великобритании, а образовывавшийся вакуум заполнялся Германией. Это стало более заметно после 
прихода к власти в Берлине нацистов. Отношения с Германией стали рассматриваться в Тегеране как 
противовес советско-британскому влиянию. 

      Усилилось проникновение германского капитала, которое началось еще в 20-е гг. открытием в Иране 
компанией "Юнкерс" воздушных линий. В 1927 г. германский финансовый советник сменил американского 
на посту директора Национального банка Ирана. Германия оттеснила Советский Союз с положения 
главного внешнеторгового партнера Ирана. Германские фирмы монополизировали поставки в страну 
многих видов сельскохозяйственной продукции и промышленного оборудования. В политико-
идеологической сфере германский нацизм вполне сочетался с иранским шовинизмом на базе 
пропагандируемой немцами общности арийских интересов Германии и Ирана. 

3. Формирование подсистемы международных отношений в Латинской Америке

 

      В первой половине ХХ века этот процесс происходил в Латинской Америке с заметным отставанием по 
сравнению с Европой, Восточной Азией и даже регионами Ближнего и Среднего Востока. Это было связано 
прежде всего с тремя основными причинами: во-первых, с географической удаленностью от главных 
центров мировых военно-политических катаклизмов; во-вторых, с доминированием в регионе Соединенных 
Штатов Америки, которые, следуя логике "доктрины Монро" ("Америка для американцев"), содействовали 
относительной изоляции Латинской Америки от "большой" мировой политики и препятствовали 
вовлечению латиноамериканских стран в дела европейских держав; в-третьих, с относительно слабым 
развитием горизонтальных политических и иных связей между самими латиноамериканскими 
государствами, которые в 20-е и 30-е годы еще только выходили на уровень взаимодействия в масштабах 
всего материка. 

      В силу географической близости, политического и экономического влияния, США представали более 
естественным партнером латиноамериканских стран по сравнению с расположенными далеко за океаном 
европейскими государствами. Связи с Соединенными Штатами способствовали развитию местных 
экономик, при необходимости США могли стать источником военной поддержки для той или иной 
латиноамериканской страны. Вместе с тем, фактическая гегемония США в Латинской Америке создавала 


background image

постоянную угрозу силового вмешательства Вашингтона в дела более слабых соседей и определяла их 
уязвимость перед лицом дипломатического и политического давления со стороны США. 

      Государства Латинской Америки к моменту завершения Первой мировой войны оставались 
слаборазвитыми и экономически зависимыми от крупных держав Запада, прежде всего - от Великобритании 
и США. Их роль в системе мирохозяйственных связей в основном определялась экспортом аграрно-
сырьевой продукции для индустриальных государств. Структура экономики латиноамериканских стран 
отличалась монокультурным и моноэкспортным характером. Аргентина и Уругвай производили пшеницу, 
мясо и шерсть; Бразилия - кофе и каучук; в Боливии добывалось олово, в Чили - медь; Перу выступала в 
качестве поставщика цветных металлов, Куба - сахарного тростника. Страны Центральной Америки просто 
именовались "банановыми республиками". 

      К 1914 г. иностранные капиталовложения в Латинской Америке составили 10 млрд. долл., из них на 
долю Великобритании приходилось 4,9 млрд. долл., США - 1,7 млрд. долл., Франции - 1,2 млрд. долл., 
Германии - 0,9 млрд. долл. Хотя США, приступившие к экономической экспансии в регионе на 50 лет позже 
Британии, занимали второе место по объему инвестиций, по темпам внедрения в латиноамериканские 
экономики американский капитал значительно опережал соперников. Это стало особенно заметно после 
Первой мировой войны, когда вследствие ослабления торговых связей с Европой государства Латинской 
Америки во многом переориентировались на США. 

      Американские инвестиции направлялись в наиболее динамичные и важные отрасли экономики региона: 
нефтяную, обрабатывающую промышленность, в торговлю, в банковское дело. В указанный период в 
регионе функционировали 1164 американские компании, в основном - нефтяные, горнорудные, 
промышленные, торговые и сельскохозяйственные. На Латинскую Америку приходилась треть зарубежных 
инвестиций США. 

      Используя разнообразные средства, Соединенные Штаты приобрели господствующие позиции на Кубе, 
в Мексике, в государствах Центральной Америки и Карибского бассейна. В Южной Америке, благодаря 
расчетливо предоставлявшимся займам и субсидиям, североамериканские компании, существенно потеснив 
британские, завоевали прочные позиции в Венесуэле, Чили, Колумбии, Боливии. Преобладающее влияние 
британского капитала сохранялось лишь в Уругвае, Парагвае, Аргентине и, частично, в Бразилии. На 
протяжении 20-х годов экономическое доминирование Соединенных Штатов в Латинской Америке стало 
бесспорным. 

3.1. Методы проведения политики США

 

      "Доктрина Монро", провозглашенная в 1823 г. и делившая весь мир на две системы международных 
отношений - европейскую и американскую, - вначале во многом отвечала потребностям развития стран 
Южной Америки. В известной мере она обеспечивала им военно-политическую безопасность и 
благоприятные условия для материального прогресса. Но одновременно она способствовала росту 
экономической и политической зависимости от северного соседа. По мере того как в Латинской Америке 
стало формироваться понимание негативных сторон этой зависимости, в национально-патриотических 
слоях местных обществ закреплялось и негативное отношение к самой "доктрине Монро" и к политике, 
проводившейся на ее основе. Вызревание антиамериканских настроений было в значительной степени 
связано с грубыми методами, к которым прибегали США в отстаивании своих интересов. 

      Финансовое и экономическое проникновение в Латинскую Америку осуществлялось американскими 
компаниями при активной поддержке официальных властей США. Политика тесного взаимодействия 
государства и частного капитала в вопросах экономической экспансии еще в 10-х годах получила название 
"дипломатии доллара". (Впервые это выражение употребил президент США Уильям Тафт в 1912 г.) 
Имелось в виду, что условия займов и кредитов Соединенных Штатов латиноамериканским странам 
определялись в зависимости от готовности правительств этих стран создавать наиболее благоприятные 
условия для деятельности американских компаний на своей территории. Именно таким образом воздействуя 
на правительства Венесуэлы и Колумбии, госдепартамент США смог в 20-е годы оказать поддержку 
американским компаниям в приобретении нефтяных концессий в этих странах. 

      Манипулируя предоставлением займов и играя на зависимости от них латиноамериканских 
правительств, США могли довольно эффективно влиять на расстановку политических сил в 
латиноамериканских республиках, содействуя поражению одних и приходу к власти других политических 
партий. Это были вынуждены учитывать местные политические лидеры. Используя политику займов и 
одновременно оказывая финансовую поддержку его политическим противникам, американская