ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2734

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

РАЗДЕЛ III. РАЗРУШЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ СИСТЕМЫ МИРОВОГО 

РЕГУЛИРОВАНИЯ

  

 

      Первое послевоенное десятилетие практически полностью ушло на создание нового международного 
порядка и инструментов, которые могли бы его поддерживать в отношениях между государствами. При всех 
его недостатках, сложившееся мировое устройство ориентировало на уменьшение опасности повторения 
большой войны, в определенной степени утверждало позитивные нравственные ориентиры и создавало 
некоторые организационные основы для ограничения конфликтности посредством использования 
многосторонних переговорных механизмов как в рамках Лиги нацией, так и вне ее. Новый порядок 
оставался неокрепшим, а механизмы его регулирования были недостаточно эффективными. 
Международные институты не обладали ни авторитетом, ни опытом, ни полномочиями, которые бы 
соответствовали остроте проблем международной обстановки, которая резко осложнилась в начале 30-х 
годов во многом под влиянием мирового экономического кризиса. 

Глава 9. "ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ" 1929-1933 ГОДОВ И РАСПАД МЕЖДУНАРОДНОГО ПОРЯДКА 

В ТИХООКЕАНСКОЙ АЗИИ

  

 

      Возникновение самого продолжительного и глубокого экономического кризиса ХХ в., включившего в 
орбиту своего влияния не только ведущие государства Европы и Северной Америки, но и 
латиноамериканские, азиатские и африканские страны, которые в то время находились на периферии 
мировой системы хозяйства, было связано с комплексом факторов в экономике, политике и духовной сфере. 
С точки зрения циклов развития, "великая депрессия", как назвали кризис его современники, знаменовала 
собой важную фазу в развитии глобального индустриального общества и исчерпанность классической 
модели "стихийного рыночного хозяйства" с характерными для нее регулярно повторявшимися кризисами 
перепроизводства. Хотя на поверхности "великая депрессия" выступала всего лишь как очередное (с циклом 
в 10-15 лет) нарушение пропорций между спросом и предложением, новизна ситуации определялась 
остротой и масштабностью потрясений, а также внезапным распространением кризисных явлений из центра 
на периферию международной системы, из сферы хозяйства в политику и идеологию. Воплощая 
хаотическое начало, всегда присутствующее в отношениях между государствами, кризис парализовал, а 
затем обратил вспять наметившиеся в 20-х годах тенденции к упорядочению международных отношений. 

1. Предпосылки мирового экономического кризиса

 

      Глобальность кризисных явлений 1929-1933 гг. была обусловлена распространением волн депрессии из 
Северной Америки и Западной Европы на все государства мира, хотя и в неодинаковой степени. Согласно 
статистике, наибольший ущерб понесли США, Канада, Германия и Польша (падение объемов производства 
в нижней "точке" по сравнению с 1928 г. более чем на 50%); ощутимый - Австрия, Нидерланды и 
Чехословакия (соответственно - на 30-40%); сравнительно небольшой - Великобритания, Япония, Дания, 
Румыния (около 20%). Тяжело переживали кризис аграрно-индустриальные страны Латинской Америки. С 
этим безрадостным фоном, по официальным заявлениям Москвы, контрастировали высокие темпы роста 
экономики СССР, переведенной к 1929 г. на плановую основу. Однако сокращение сельскохозяйственного 
производства, голод на селе и восстановление карточной системы свидетельствовали о влиянии кризиса и на 
советскую экономику. 

      Кризис охватил традиционные и новые отрасли хозяйства, хотя последние - в меньшей степени, что 
объяснялось сравнительно высоким удельным весом государственного сектора в "молодых" отраслях. 
Более, чем вдвое сократился выпуск средств производства. Примерно на такую же величину упал объем 
торговли, транспортных перевозок и фрахта. Продукция сельского хозяйства не могла найти сбыта на 
рынках из-за уменьшения платежеспособности населения, вызванной массовыми увольнениям работников 
нерентабельных предприятий, а также возникновения значительной разницы между ценами на 
промышленные и сырьевые товары, то есть "ножниц цен". В финансовой сфере на протяжении 1929-1933 гг. 
отмечались всплески инфляции, падение стоимости акций, дестабилизация ситуации на валютных биржах, 
заставившая США, Великобританию и Францию окончательно расстаться с планами восстановления 
"золотого стандарта". 


background image

      Никогда прежде экономические потрясения не сопровождались такими масштабными социально-
политическими последствиями. Высокий уровень безработицы, характерный для разгара кризиса (к концу 
1931 - началу 1932 г. насчитывалось более 26 млн. безработных), падение уровня жизни среднего класса - 
служащих, интеллигенции, мелких предпринимателей, разорение фермеров - не полный перечень факторов, 
которые уничтожили надежды на преодоление трудностей. Была существенно подорвана вера в 
традиционные ценности либерализма, которые в сочетании с успехами науки обещали открыть дорогу к 
благоденствию. 

2. Влияние депрессии на положение в ведущих государствах

 

      Первые симптомы катастрофы (падение спроса и затоваривание складов готовой продукции) были 
отмечены в экономике США летом 1929 г. Однако на поверхность эти явления вышли только после двух 
пиков спекулятивного ажиотажа вокруг акций крупнейших компаний 24 и 29 октября того же года, когда 
соответственно дневные продажи ценных бумаг составили 12,8 и 16,4 млн. на Нью-Йоркской фондовой 
бирже. Период с июня по октябрь 1929 г. можно назвать временем непосредственного формирования 
кризисных тенденций. В дальнейшем развитии "великая депрессия" прошла этапы: развертывания (конец 
1929 - середина 1931 г.), максимума (конец 1931 - середина 1932 г.) и выхода из кризиса (конец 1932 - 1933 
г.). Распространение "кризисных волн" на новые страны и их затухание происходили асинхронно. 

      Для США наиболее серьезное падение продукции тяжелой промышленности пришлось на вторую 
половину 1932 - первую половину 1933 г. Характерной чертой ситуации явились банкротства 130 тыс. 
промышленных, торговых и финансовых компаний, которые привели к невероятному увеличению 
количества лиц, лишенных работы (до 25% трудоспособного населения к 1933 г.). Другим отличительным 
признаком депрессии стало массовое разорение фермеров, ряды которых пытались пополнить безработные 
переселенцы из городов. Фактически все запоздалые попытки администрации Г.Гувера бороться с кризисом 
путем государственного регулирования финансов оказались несостоятельными. 

      Практически сразу за катастрофой на фондовой бирже Нью-Йорка кризис охватил экономику Германии, 
развитие и техническое переоснащение которой особенно сильно (из-за проблемы репараций) зависели от 
зарубежных инвестиций. Непрерывное падение производства продолжалось в стране с конца 1929 до 
августа 1932 г. Бездействовали целые промышленные районы, более чем в 2,5 раза упали объемы внешней 
торговли, безработица охватила почти 50% лиц наемного труда (абсолютный рекорд среди развитых стран). 
Сформированное весной 1930 г. правительство Генриха Брюнинга попыталось преодолеть кризис путем 
сокращения расходов на социальное страхование, увеличения налогов, повышения импортных пошлин на 
сельскохозяйственные продукты, но эти меры только обострили социально-политическую ситуацию. 

      Вступление в полосу кризиса Великобритании, по сравнению с США и Германией, оказалось 
замедленным. Наибольшей глубины кризис достиг только весной 1933 г., поразив преимущественно старые 
отрасли (добычу угля, выплавку стали, судостроение), а также финансы. Вынужденная отмена в 1931 г. 
привязки британской валюты к золоту вызвала обесценивание фунта и цепную реакцию падения курсов 
валют малых стран, входивших в "стерлинговый блок" - Ирландии, Дании, Швеции и т.д. К 1932 г. впервые 
за многие десятилетия в платежном балансе Соединенного Королевства возник дефицит. 

      На берега Сены волны кризиса докатились в конце 1930 г. Однако сам процесс его преодоления 
растянулся до 1936 г. Наиболее сложная ситуация в экономике Франции сложилась в 1932 и 1935 г., хотя 
падение производства не было таким глубоким, как в США и Германии. В особенно тяжелом положении 
оказались металлургия, машиностроение и текстильная промышленность. От кризиса пострадали средние 
слои в городе и мелкие сельские собственники. Правящая элита страны попыталась встать на путь 
осуществления системы мер по государственному регулированию экономики, названной во Франции 
"дирижизмом", особенно в сфере военно-промышленного комплекса. 

      Апогей экономического кризиса в Италии пришелся на 1932 г., когда по отдельным отраслям 
промышленности падение производства составило 300% от уровня 1929 г. Заметное воздействие на 
экономическую ситуацию на Апеннинах оказало сокращение объема внешней торговли - к 1934 г. в 3 раза 
по сравнению с докризисным периодом. Отличительной чертой внутренней политики правительства 
Б.Муссолини по преодолению "великой депрессии" стало принудительное объединение частных компаний в 
22 промышленные корпорации, осуществленное с 1930 по 1934 г. 

      Тесные экономические связи между США и Японией привели к тому, что японская экономика испытала 
серьезные потрясения, особенно в угольной, металлургической, хлопчатобумажной отраслях и 
судостроении. Довольно сильно пострадал аграрный сектор японского хозяйства. В то же время общая 


background image

незавершенность процесса индустриализации (как и в СССР) уменьшила остроту экономической ситуации, 
а выход из "великой депрессии" был найден в принятии курса на развертывание военно-инфляционной 
конъюнктуры с отказом от золотого стандарта иены. 

      Первоначально многие политики и экономисты выступали с позиций свертывания государственного 
вмешательства в экономику в расчете на "самооздоровление" хозяйственных организмов государств. Однако 
к 1931 г. стало очевидно, что надеждам на "автосанацию" сбыться не суждено. На этом фоне вызывали 
интерес в целом сравнительно успешная борьба с кризисом в странах с сильными позициями 
государственного сектора (Италия, Япония), а также опыт СССР. В пользу использования государственного 
регулирования стали высказываться теоретики и политики (Дж.М.Кейнс, Ф.Д.Рузвельт), предлагавшие 
принять меры к ограничению рыночной стихии и формулированию "правил игры" в макроэкономике. В 
рамках поворота к государственному вмешательству, тем не менее, сложилось два противоположных 
варианта действий. Первый был связан с ограничением или ликвидацией демократических свобод и 
переходом на позиции национальной замкнутости (автаркии). Второй предусматривал сохранение 
демократических институтов и развитие международного сотрудничества в интересах совместной борьбы с 
кризисом. Наиболее легким в реализации и доступным для усвоения массами казался комплекс мер первого 
типа, то есть государственного регулирования, связанного с созданием мощного ВПК, усилением 
протекционизма в торговле, ограничением личных прав граждан. 

3. Нарастание политической напряженности в странах, пострадавших от кризиса

 

      Ломка международной экономической структуры в результате мирохозяйственной депрессии 1929-1933 
гг. имела разрушительные последствия для неокрепшего мирового порядка. Рост безработицы обусловил 
нарастание социальной напряженности. Давление со стороны избирателей испытывали правительства и 
"старых" демократических держав, и молодых государств Восточной Европы, и стран, переживших подобно 
Германии и России волны внутренних смут и переворотов. Однако нарастание внутреннего конфликта в 
разных странах приносило не одинаковые результаты. 

      В не очень многочисленных демократических странах существовали механизмы регулирования 
социальных противоречий. Традиции выборности, относительно сильные демократические институты в 
целом позволяли им ослаблять общественное недовольство и одновременно сохранять политическую 
стабильность. Но в большинстве государств Старого Света от Португалии до Японии сохранялись традиции 
авторитарной власти. В России, Венгрии, Японии институты примирения противоречивых интересов разных 
слоев общества вообще не возникли. В других странах, едва появившись, либерально-демократические 
режимы сразу же обнаружили свою слабость перед лицом последствий Первой мировой войны (Италия, 
Югославия) или кризисного обострения общемировых экономических проблем (Португалия, Германия, 
Испания), усугубленных (в Китае, например) внешним вмешательством. 

      Депрессия усилила идейную поляризацию. Главным стал водораздел между либеральной демократией и 
авторитаризмом. Одни государства сделали выбор в пользу преодоления трудностей через модернизацию 
демократических систем. Другие - напротив, считали необходимым слом плюралистических структур ради 
концентрации сил на борьбе с экономическим спадом. Немало стран колебалось между диктатурой и 
ограниченными реформами (Польша, страны Прибалтики, Румыния, Югославия, Болгария). 

4. Реформистская перспектива преодоления трудностей

 

      В 1929 г. в Великобритании возвратилось к власти правительство лейбористской партии во главе с 
Рамсеем Макдональдом. Он возглавлял британский кабинет до 1935 г. (с 1931 г. в правительство были 
приглашены консерваторы, и оно стало коалиционным). Лозунгом нового кабинета была борьба с кризисом 
через национальное согласие. Как левой (коммунистической), так и правой (фашистской) опасности 
британская элита противопоставила сотрудничество умеренных сил - от социал-демократических и 
либеральных до умеренно правых. Британский правящий слой сумел добиться консолидации власти 
параллельно с уступками ожиданиям населения. 

      Экономический кризис подтолкнул к реформизму Испанию. В январе 1930 г. возглавлявший с 1923 г. 
испанское правительство диктатор, генерал Примо де Ривера, в ответ на предложение короля Альфонсо ХIII 
подать в отставку совершенно неожиданно подчинился, и в феврале 1931 г. в стране было восстановлено 
действие Конституции. В апреле состоялись муниципальные выборы, на которых сторонники монархии 
потерпели поражение. Победившие республиканцы призвали Альфонсо ХIII отречься от престола. В ответ 
король покинул страну, но отказался от формального отречения. К власти пришло коалиционное 
правительство социалистов, либералов и республиканцев при участии нескольких монархистов. Испания 


background image

была провозглашена республикой. Была намечена программа умеренных преобразований, проведение 
которых, однако, было сразу же осложнено конфликтами нового режима с католической церковью, с одной 
стороны, и оппозицией анархистов и коммунистов, с другой. 

      С лета 1932 г. поворот к реформам наметился во Франции. К власти возвратились радикал-социалисты 
во главе с Эдуардом Эррио. Радикально-социалистическая партия формировала кабинеты до 1936 г. Она 
стремилась стабилизировать экономическое положение путем умеренных преобразований. После 1936 г., 
когда к власти во Франции пришло возглавляемое социалистом Леоном Блюмом правительство Народного 
фронта (1936-1938), реформистские тенденции во Франции даже усилились. Однако в отличие от 
Великобритании, преобразования во Франции проводились на фоне почти непрерывных смен кабинетов. 
Политическая обстановка в стране была неустойчивой. 

      В 1933 г. мощный всплеск реформизма произошел в США. На президентских выборах 1932 г. 
убедительную победу одержал представитель демократической партии - Франклин Делано Рузвельт. 
"Сильная" социальная политика и активная экономическая роль государства определяли основное 
содержание предложенного президентом "нового курса". Демократическая администрация смогла 
приостановить ухудшение экономической конъюнктуры, а затем добиться постепенного смягчения 
последствий кризиса. Несмотря на критику прессы, возражения части деловых кругов, сопротивление 
конгресса и протесты социально уязвимых слоев населения, в основном американское общество согласилось 
с направленностью "нового курса". Упрочение позиций позволило Ф.Рузвельту начать подготовку к 
проведению активной международной политики. 

5. Становление мобилизационных (тоталитарных) моделей развития

 

      Либеральный реформизм не был доминирующим течением. В СССР, Японии, Германии, как еще в 20-х 
годах в Италии, депрессия способствовала утверждению мобилизационных моделей развития - то есть 
особого типа административно-политического и хозяйственного управления при помощи неограниченного 
диктата и террора в отношении несогласных. 

      СССР не составлял исключения из общемирового контекста. Негативное воздействие кризиса на 
советское хозяйство было усугублено экономической политикой ВКП(б), в руководстве которой 
преобладали радикальные воззрения Сталина. Стремление распространить прямой контроль правящей 
партии на все стороны жизни страны не совмещалось с сохранением элементов рыночного хозяйства, как 
это с 1921 г. допускалось НЭПом. С конца 20-х годов сталинское руководство ликвидировало остатки 
экономической свободы в СССР. Национальное производство было введено в жесткие рамки пятилетних 
планов. 

      В свою очередь, сами эти планы оказались экономической основой для преобразования первоначальной, 
ленинской модели диктатуры партии, выступающей от имени рабочего класса, в механизм тоталитарного 
контроля. Заложенный Лениным тип государства с самого начала был репрессивным. Однако он допускал 
существование в обществе определенной интеллектуальной и общественной оппозиции - при условии 
безоговорочной лояльности последней к правительствующим функциям большевиков. Сталин 
реформировал эту модель. Его воззрениям отвечал тип устройства, при котором господство высшего слоя 
партийной и чиновничьей бюрократии строилось на абсолютном праве государства не только 
контролировать все стороны личной и общественной жизни граждан, но и силой навязывать им образ жизни 
и мышления, соответствующий интересам вождя и его ближайшего окружения. Тоталитарное общество в 
СССР стало приобретать законченную форму именно в 30-х годах. 

      В том же направлении эволюционировала политическая система Японии. Изначально рассчитанная на 
сохранение сильной власти монарха, она фактически создавала неограниченные возможности для 
внеконституционного правления. Полномочия парламента были ограничены, а его постановления - 
преодолевались волей императора. Но монарх не был свободен в своих решениях. В силу им же однажды 
изданных указов император в ряде случаев не имел возможности даже назначить главу кабинета, не получив 
предварительно согласия со стороны руководства вооруженных сил. 

      За влияние на монарха боролись старая аристократия, из которой формировалось высшее 
чиновничество, и кадровые военные. Последние мало зависели от министров кабинета, даже и от военного, 
поскольку по закону 1878 г. японский генеральный штаб подчинялся непосредственно императору. 
Правительство часто было не в состоянии контролировать полевых командиров, особенно если вверенные 
им войска были дислоцированы не на Японских островах, а на материке (в Корее и Китае). В 30-х годах 
влияние военных на внешнюю политику страны было определяющим. Дважды (в 1932 и 1936 годах) в 


background image

Японии предпринимались попытки военных переворотов. Хотя обе они не удались, шантаж и угрозы 
военных в адрес гражданских политиков привели к фактическому отстранению последних от выработки 
государственных решений. Военные сыграли ключевую роль в принятии решения о выходе Японии из Лиги 
наций в марте 1933 г. 

      Советский Союз и Япония были перворазрядными мировыми державами, но в центре европейской и 
мировой политики оставалась германская проблема. Ситуация в Германии складывалась тревожно. С 1930 
по 1932 г. безработица в стране выросла с 3 до 7 млн. человек. Страна попала под удар кризиса, так и не 
восстановившись после Первой мировой войной. Население не доверяло умеренным партиям - социал-
демократам, католикам-центристам и умеренным националистам. Возможности США, Великобритании и 
Франции оказать экономическую помощь Германии в тот момент были ограничены. Более того, финансовая 
политика Франции (в частности, ее позиция в вопросе о послевоенных долгах) усугубляла состояние 
германского хозяйства. Все это способствовало росту восприимчивости масс к националистической 
пропаганде. 

      Это учла Национал-социалистическая рабочая партия Германии во главе с Адольфом Гитлером. 
Критическое положение страны нацисты объясняли враждебными происками западных держав (прежде 
всего - Франции) и отсутствием патриотически настроенного правительства. Бессильной политике 
"умеренных" нацисты противопоставили лозунг создания нового германского государства, в котором бы 
объединились все этнические немцы "в соответствии с правом всех народов на национальное 
самоопределение", как подчеркивал Гитлер. Обрамляющей идеей платформы нацистов было мракобесное 
утверждение о засилии евреев в экономике и политике Германии и ведущих держав мира. Соединенные 
Штаты рассматривались как один из центров заговора мирового еврейства против Германии. Другим его 
оплотом нацисты считали мировой коммунизм - на основании того, что основоположниками 
коммунистической мысли были философы еврейского происхождения. 

      30 января 1933 г. президент Германии фельдмаршал Пауль фон Гинденбург поручил Гитлеру 
сформировать коалиционное правительство. Численное большинство в нем принадлежало умеренным 
националистам, но нацисты получили легальный доступ к пропаганде и контроль над репрессивными 
органами. 27 февраля 1933 г. они организовали провокацию с поджогом здания рейхстага, в котором были 
обвинены главные конкуренты нацистов - коммунисты. В атмосфере всеобщего страха перед якобы 
наступающим политическим хаосом на выборах в рейхстаг 5 марта 1933 г. Национал-социалистическая 
партия одержала победу. Гитлер был вновь назначен канцлером. 23 марта рейхстаг проголосовал за 
предоставление канцлеру абсолютных полномочий сроком на четыре года. С этого времени в стране 
установилась диктатура. 

6. Новая линия идейного раскола мира и проблема доверия в международных отношениях

 

      Размежевание между демократической и тоталитарной политическими традициями в мире проявлялось 
на уровне практической внешней политики. Демократические страны концентрировали внимание на 
решении внутренних задач. Они экономили ресурсы и избегали дорогостоящих внешнеполитических 
авантюр с учетом реакции избирателей, выступавших против военных расходов. Во Франции и 
Великобритании со времен Первой мировой войны оставались сильные пацифистские настроения. Эти 
страны выступали за сохранение в международных отношениях статус-кво. 

      Тоталитарные государства - Япония, Италия и Германия - склонялись к силовым решениям 
внешнеполитических задач. Они были недовольны своими международными позициями и выступали за их 
расширение. Три страны составляли группу "ревизионистских" держав. 

      Советский Союз занимал промежуточное положение. Формально правящая ВКП(б) не отказывалась от 
идеи мировой революции и претензий на руководство коммунистами всех стран. Это могло означать, что в 
принципе идеологически СССР не примирился с существовавшим в мире соотношением позиций. Москва 
не была лояльна Версальскому порядку, поскольку он недостаточно учитывал интересы безопасности 
СССР. Это сближало Советский Союз с другими тоталитарными державами. 

      Но одновременно антикоммунизм нацистского режима вызывал опасения СССР. Идейно большевизм с 
его сильным акцентом на наднациональный (пролетарский) интернационализм явно противостоял 
германскому нацизму, итальянскому фашизму и японскому милитаризму с их шовинистической 
составляющей - при том, что официальную идеологию СССР, Германии, Японии и Италии сближало общее 
для них неприятие либеральной демократии. В Москве не делали принципиального различия между 
Германией и ее бывшими противниками на западе; всех их советские идеологи зачисляли в разряд