ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2697

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

      В связи с расширением военных действий и бомбардировкой Цзиньчжоу китайский представитель вновь 
обратился к Лиге наций с просьбой обсудить создавшееся положение и снова потребовал отвода японских 
войск с оккупированных территорий. Однако и в данном случае члены Лиги отказались от принятия 
решительных мер в отношении Японии. Но они пригласили на обсуждения в Женеву специального делегата 
США как страны-участницы и инициатора пакта Бриана - Келлога, в нарушении которого в сложившейся 
обстановке можно было обвинять Японию. 

      Действия Японии в первой половине октября привели к некоторому изменению в политике США. 
Вашингтон перестал поддерживать идею прямых переговоров между Китаем и Японией и стал склоняться в 
пользу совместных действий стран-членов Лиги наций. США направили в Женеву своего представителя с 
полномочиями наблюдателя, который должен был участвовать в обсуждении японо-китайского конфликта 
только в случаях, затрагивающих применение пакта Бриана - Келлога. 

      Между тем председатель Совета Лиги министр иностранных дел Франции Аристид Бриан обратился к 
Китаю и Японии с просьбой совместно выработать взаимоприемлемые условия урегулирования конфликта. 
Но Чан Кайши снова отказался вести прямые переговоры с Токио до вывода японских войск с 
оккупированной территории. В поисках выхода Бриан предложил резолюцию (принята 24 октября), которая 
предусматривала отвод всех японских войск к дате следующего заседания Совета, то есть к 16 ноября 1931 
г. Китай поддержал эту резолюцию, а Япония голосовала против. В итоге Бриан признал резолюцию не 
имеющей юридической, но имеющей моральную силу. Отказался одобрить резолюцию и госсекретарь США 
Стимсон, полагая, что включение ссылки на срок вывода войск придает резолюции ультимативный 
характер, а предъявление ультиматума должно предполагать готовность применить силу в случае его 
отклонения, к чему США не были готовы. 

      Надеясь перехватить инициативу, японская сторона направила в Нанкин предложение провести 
двусторонние переговоры о подавлении антияпонских движений в Китае и Маньчжурии, уважении 
договорных прав Японии и защите японских граждан в Маньчжурии. В зависимости от исхода 
предлагавшихся переговоров в Токио были готовы обсуждать и проблему вывода войск. В ответ китайское 
правительство повторило свою прежнюю позицию: исходным пунктом разрешения спора должен быть 
предварительный вывод японских войск в установленный срок. Британия была склонна поддержать 
позицию Японии, однако США энергично высказались в поддержку Китая. 

      16 ноября 1931 г. на очередном заседании Совета китайский делегат потребовал применить к Японии ст. 
16 Устава, предусматривавшую введение экономических санкций. Но на этот раз американский 
представитель, имевший инструкции президента США Герберта Гувера сопротивляться введению любых 
санкций против Японии, убедил китайского делегата снять свой проект. Тогда по совету Бриана японский 
представитель сам внес предложение направить в Маньчжурию комиссию для изучения обстановки на 
месте. 

      Тем временем боевые действия в Маньчжурии разворачивались. В конце ноября 1931 г. Китай 
потребовал от Совета Лиги немедленно принять меры для создания в Маньчжурии нейтральной зоны в 
районе г. Цзиньчжоу с временным размещением в ней под командованием Лиги наций войск нейтральных 
государств - Великобритании, Франции, Италии и др. Эта идея была подсказана Китаю Соединенными 
Штатами и стала его последней попыткой остановить продвижение японских войск с помощью Лиги. 
Однако в ответ Китай получил настойчивую рекомендацию Совета отвести китайские войска из 
Маньчжурии за линию Великой китайской стены во избежание столкновения с японскими частями. Войска 
Чан Кайши были вынуждены уйти из Маньчжурии. 

      10 декабря 1931 г. Лига наций приняла решение об образовании комиссии для изучения обстановки в 
Маньчжурии. В январе 1932 г. она была создана. Комиссия состояла из представителей пяти стран, ее 
возглавил британский дипломат Виктор Александр Джордж Литтон. Дальнейшее обсуждение положения в 
Маньчжурии решено было отсрочить до представления доклада комиссии Литтона. 

15. Политика СССР в отношении конфликта на Дальнем Востоке

 

      Вторжение японских войск в Маньчжурию поставило СССР в сложное положение. Советский Союз 
имел с Японией продуктивные отношения после их восстановления в 1925 г. Эти отношения были лучше 
отношений СССР с Великобританией, Францией, США и Китаем. Но налицо был факт прямой агрессии, 
угрожавшей как советским экономическим интересам в Маньчжурии (КВЖД), так и безопасности советских 
дальневосточных границ. Для СССР с его относительно слабой системой обороны на Дальнем Востоке было 
важно избежать втягивания в маньчжурский конфликт и противостояние с Японией. 


background image

      Этими соображениями и руководствовалась Москва. Советские лидеры сначала расценили события в 
Маньчжурии как результат предварительного сговора Японии с другими великими державами. Следуя этой 
неверной посылке, советское руководство считало нецелесообразным дипломатическое вмешательство 
СССР. Военное вмешательство Советского Союза вообще исключалось. При этом советская пресса 
клеймила интервенцию Японии в Китае, Лигу наций как орудие войны и США как сторонника раздела 
Китая. 

      Разительной противоположностью на этом фоне выглядела официальная линия советского 
правительства, которое заявило о строгом нейтралитете и невмешательстве. Среди великих держав СССР в 
этот период занимал наиболее осторожную позицию. Внешне спокойное отношение советского 
правительства к маньчжурским событиям, отсутствие демаршей в отношении Токио вызывало в 
дипломатических и журналистских кругах Запада и Китая подозрения о наличии тайного соглашения между 
СССР и Японией относительно положения в Маньчжурии или о невмешательстве Москвы в японо-
китайский конфликт подобно тому, как Япония проводила линию невмешательства в советско-китайский 
конфликт на КВЖД в 1929 г. При этом в Японии, напротив, полагали, что СССР готовится вмешаться и 
выступит, как только сконцентрирует достаточное количество войск на Дальнем Востоке. 

      Осенью 1931 г. в китайской и японской прессе стали распространяться неподтвержденные слухи о 
военной помощи Советского Союза Китаю в противояпонской агрессии. Китайская сторона распускала их с 
целью разжечь конфликт между Москвой и Токио, японская - чтобы выяснить действительные намерения 
СССР и предостеречь его от подобных шагов. Японское правительство даже запросило объяснения у 
Москвы. В Москве ответили, что военной помощи Китай от СССР не получает. 

      В самом деле, во время маньчжурской кампании 1931 г. вопрос об оказании советской помощи 
китайским частям никем не ставился. Лишь в начале 1932 г., когда оккупация Маньчжурии была почти 
завершена, возник вопрос о предоставлении советской помощи китайским провинциальным 
формированиям, продолжавшим сражаться с захватчиками и испытывавшим недостаток в вооружениях. 
Однако неоднократные обращения за оружием к местным советским представителям весной-летом 1932 г. 
успехом не увенчались. 

      Советским дипломатам в Маньчжурии было запрещено вступать в контакты с местными китайскими 
военачальниками, хотя китайские представители неоднократно пытались такие контакты наладить. 
Советское правительство считало эти попытки провокациями, рассчитанными на вовлечение СССР в 
конфликт с Японией. 

      Такие подозрения усугублялись тем, что китайские военные действительно стремились вести бои вблизи 
советско-маньчжурской границы и переходили ее со своими отрядами, укрываясь от преследования 
японцев. Поступали даже сведения о намерении японских войск преследовать китайские части на советской 
территории. Особенно многочисленные факты перехода китайцами советской границы имели место в конце 
1932 - начале 1933 г. Первоначально советские власти интернировали всех китайских военнослужащих и 
отправляли их вглубь СССР. Когда количество интернированных стало исчисляться тысячами, местным 
властям на Дальнем Востоке были даны указания впредь интернировать только командный состав, а 
остальных разоружать, предлагать им выполнение тех или иных работ, а в случае отказа от работы изгонять 
обратно в Маньчжурию. 

      Опасения вызвать раздражение Японии проявилось в отказе СССР пропустить через советскую 
территорию в Маньчжурию комиссию Лиги наций (во главе с лордом Литтоном) и предоставить ей 
информацию о положении дел на местах, которая имелась у советских представителей в Маньчжурии. 

16. "Доктрина Стимсона"

 

      С самого начала маньчжурских событий Соединенные Штаты занимали очень осторожную позицию, 
опасаясь осложнить свои отношения с Японией. В Вашингтоне считали, что умеренное японское 
правительство Рэйдзиро Вакацуки и особенно японское министерство иностранных дел во главе с Кидзюро 
Сидэхара не причастны к маньчжурской операции, которая проводилась без их ведома по инициативе 
военных кругов. Поэтому США стремились предоставить К.Сидэхара возможность самому овладеть 
ситуацией, нейтрализовать влияние армейских чинов. Американская дипломатия не делала попыток 
прибегать к угрозам или открытой критике японского правительства, считая, что внешнее давление лишь 
разожжет пламя национализма и сыграет на руку военной партии в Токио. 


background image

      На такой позиции Соединенные Штаты оставались до середины ноября 1931 г. При этом они 
сотрудничали с Лигой в попытках мирно урегулировать конфликт. США были заинтересованы в 
маньчжурском вопросе в силу территориальной близости Китая к Филиппинам, принадлежавших 
Соединенным Штатам, а также желания сохранить регион стабильным и открытым для американской 
торговли. 

      По мере нарастания признаков готовности японских властей в Маньчжурии развивать наступление, 
невзирая на международную реакцию, позиция Вашингтона стала постепенно ужесточаться. Когда в ноябре 
1931 г. японская армия стала продвигаться на север Маньчжурии в провинцию Хэйлунцзян, в Вашингтоне 
пришли к выводу о том, что токийский кабинет не способен сдержать собственных военных, не прочь 
воспользоваться плодами их побед. Возник вопрос о выработке новой американской позиции. 

      Стимсон предлагал ясно заявить Японии о том, что ее действия являются нарушением пакта Бриана - 
Келлога и договора девяти держав по Китаю от 1922 г. Он также предлагал применить против Японии 
экономические санкции, как того добивался Китай. Однако президент Г.Гувер полагал, что введение 
санкций неизбежно приведет к войне, участвовать в которой у США не было оснований, поскольку их 
жизненным интересам ничто не угрожало. Точка зрения президента стала определяющей. 

      В декабре 1931 г. кабинет Р.Вакацуки в Токио пал. К власти пришло правительство Цуеси Инукаи. Оно 
внушало американской стороне еще меньше надежд, чем прежде, в смысле способности поводить более 
сдержанную политику в Китае. Ход событий подтверждал такое впечатление. В конце декабря японские 
войска начали очередное наступление на юго-западе Маньчжурии - в последней неоккупированной ее части. 
К 3 января 1932 г. оккупация всей Маньчжурии была завершена. 

      Поскольку вопрос об экономических санкциях против Японии обсуждаться не мог, американское 
руководство решило, что лучшим средством противодействия Японии будет отказ от признания результатов 
ее агрессии. 7 января 1932 г. Стимсон направил Японии и Китаю идентичные ноты с изложением позиции 
США в отношении японских захватов в Китае. Соединенные Штаты заявили, что они не признают и не 
будут признавать никакого фактического положения дел и никаких договоров, которые будут навязаны 
Китаю насильственными методами, противоречащими пакту Бриана - Келлога, наносить ущерб правам и 
интересам США и американских граждан в Китае, включая те, что относятся к суверенитету, независимости 
или территориальной и административной целостности Китая или к международной политике в отношении 
Китая, известной под названием политики "открытых дверей". Новая линия американской администрации 
вошла в историю под названием "доктрины Стимсона" или "доктрины непризнания". Она была одним из 
первых свидетельств поворота США к признанию потенциальной угрозы со стороны Японии в зоне 
Восточной Азии. 

      Ни Великобритания, ни Франция американский демарш не поддержали. Не высказался в его поддержку 
и СССР. 

      В конце января 1932 г. японские силы попытались захватить Шанхай - крупнейший китайский порт и 
торгово-промышленный и финансовый центр, где было сосредоточено множество экономических 
представительств зарубежных государств. Однако на этот раз на японское наступление последовала 
энергичная реакция Запада: США и Великобритания направили из Перл-Харбора и Сингапура свои военно-
морские силы в район Шанхая. Японские части были вынуждены отступить, тем более что противостоящая 
им на подступах к Шанхаю китайская армия впервые смогла оказать достаточно упорное сопротивление. 

      Таким образом, в начале 1932 г. из всех великих держав, включая Советский Союз, США занимали в 
отношении японской агрессии в Китае наиболее решительную позицию. Отчасти с этим был связан 
последовавший вскоре вынужденный отказ Японии от развертывания дальнейшей экспансии в Китае. 

17. Создание Маньчжоу-го

 

      Завершив в феврале 1932 г. оккупацию Маньчжурии, Квантунская армия приступила к осуществлению 
плана создания на этой территории формально независимого государства под японским протекторатом. 1 
марта 1932 г. в Маньчжурии было образовано новое "государство" - Маньчжоу-го - со столицей в Чанчуне. 
Японские военные власти торопились осуществить это до приезда в Маньчжурию комиссии Лиги наций во 
главе с Литтоном, чтобы поставить внешние державы перед свершившимся фактом. Главой этого 
"государства" стал Пу И, последний представитель династии Цин, царствовавшей в Китае до Синхайской 
революции 1911-1913 гг. Весь чиновничий аппарат Маньчжоу-го полностью находился под контролем 
Квантунской армии, ей же принадлежала вся полнота власти в Маньчжоу-го. Несколько позже японцы 


background image

присоединили к Маньчжоу-го провинцию Жэхэ, завладев в общей сложности территорией около 2 млн. кв. 
км с населением более 30 млн. человек. 

      В начале мукденских событий японское правительство заявило о том, что не имеет территориальных 
притязаний в Маньчжурии. Но оно не могло помешать командованию войск на материке осуществить его 
собственные планы. События развивались при минимальном участии кабинета в Токио. Правительство 
Ц.Инукаи было вынуждено санкционировать действия военных в Китае. Однако сам премьер-министр 
выступил против признания Маньчжоу-го как независимого государства. В мае 1932 г. в обстановке 
шовинистической истерии он был убит в Токио во время путча, организованного экстремистски 
настроенными японскими офицерами. 

      Ни одна из великих держав, за исключением самой Японии, не признала Маньчжоу-го. Даже новый 
токийский кабинет признал это образование только в сентябре 1932 г., подписав с ним протокол о взаимном 
сотрудничестве в обеспечении национальной безопасности и о размещении на территории Маньчжоу-го 
японских войск. Командующий Квантунской армией по должности стал послом Японии в Чанчуне. Он и 
стал фактическим правителем Маньчжурии. 

18. Миссия Литтона

 

      Комиссия Литтона по расследованию событий в Маньчжурии по поручению Лиги наций прибыла на 
место лишь в апреле 1932 г., когда японские силы уже не только завершили оккупацию, но и успели создать 
структуры управления нового псевдо-государства Маньчжоу-го. Позиция самого Литтона заключалась, по 
его собственным словам, не в том, чтобы заставить Японию уйти из Маньчжурии, а в том, чтобы создать 
условия, позволяющие ей там остаться. 

      Работа по расследованию и сбору материала продолжалась в течение двух месяцев. В сентябре комиссия 
закончила составление доклада, который был опубликован в октябре 1932 г. Доклад и послужил основой 
для новой дискуссии по маньчжурским событиям в Лиге наций. Комиссия пришла к выводу о том, что 
акции японской стороны 18 сентября 1931 г. были спланированной агрессией, а не действиями в целях 
самообороны. В докладе констатировалось, что Маньчжурия является территорией Китая и японо-
китайский конфликт возник из-за того, что Япония в течение длительного времени осуществляла 
полицейские и административные функции в зоне, граничащей с принадлежавшей ей Южно-Маньчжурской 
железной дорогой (ЮМЖД). 

      Отмечая успехи правительства в Нанкине в деле объединения страны, комиссия отвергла исходную 
концепцию японской стороны, в соответствии с которой Китай рассматривался как "дезорганизованное 
государство". Эта концепция не была признана достаточным оправданием для действий японских 
вооруженных сил. В докладе также указывалось, что Маньчжоу-го является образованием, созданным по 
воле Японии, а не в результате движения местного населения за самоопределение Маньчжурии. Наконец, 
комиссия признала факт нарушения Японией международных договоров и Устава Лиги наций вследствие 
захвата японскими войсками Маньчжурии и отделения ее от остальной части Китая. 

      По сравнению с констатирующей частью рекомендации комиссии были осторожнее. В них не 
содержалось предложений о санкциях против Японии. Напротив, отмечалось, что конфликт не может быть 
решен простым восстановлением статус-кво. В докладе многократно подчеркивалось наличие у Японии 
"особых" интересов в Маньчжурии и указывалось на необходимость эти интересы обеспечить. При этом, 
правда, комиссия Литтона рекомендовала не признавать Маньчжоу-го в качестве независимого государства, 
а предлагала созвать международную конференцию для определения нового статуса Маньчжурии как 
автономной единицы в составе Китая. 

      Одновременно Маньчжурии предлагалось гарантировать внутреннюю и внешнюю безопасность 
посредством создания корпуса жандармерии с участием иностранных инструкторов. Иностранных 
советников предлагалось также назначить на должности при маньчжурском провинциальном правительства 
и в его финансовые структуры. Разрешение маньчжурского вопроса предлагалось на основе учета мнений 
всех заинтересованных государств, включая Китай, Японию, СССР и западные державы при соблюдении 
принципа "открытых дверей" в Китае. Таким образом, авторы доклада высказывались за 
"интернационализацию" проблемы Маньчжурии и установление над ней международного контроля. 

      В ноябре 1932 г. в Женеве доклад Литтона был поставлен на обсуждение Совета Лиги. В ходе дискуссии 
японский представитель И.Мацуока выступил против принятия доклада за основу разрешения 
маньчжурского вопроса. Вопрос был передан на рассмотрение Ассамблеи Лиги наций. Ее заседания 


background image

началась в декабре. Многие малые страны готовы были поддержать предложения Китая о санкциях против 
Японии и настаивали на непризнании законности японских действий в Маньчжурии и легитимности режима 
Маньчжоу-го. Однако Великобритания, Франция и Италия стремились умиротворить Японию, и их 
делегаты, по сути дела, вновь высказались за проведение при содействии Лиги наций прямых переговоров 
Японии и Китая с целью разрешения конфликта. 

      Эта позиция во многом совпадала с мнением самой японской стороны. Представитель Японии в Лиге 
угрожал, что в случае принятия Ассамблеей точки зрения малых стран Япония выйдет из состава Лиги 
наций. Ассамблея не пришла ни к какому решению, а доклад комиссии Литтона по инициативе британской 
стороны был передан для дальнейшего обсуждение в "комитет 19-ти", созданный в марте 1932 г. для 
наблюдения за развитием маньчжурского вопроса. 

      Подготовленный комитетом компромиссный проект резолюции, исключающий упоминание о 
непризнании Маньчжоу-го, тем не менее, не удовлетворил японскую сторону. Против также выступили 
США и Китай. В итоге проект был отклонен. 

19. Предложения о заключении советско-японского пакта о ненападении

 

      Продвижение японских войск к советским границам создало угрозу дальневосточным рубежам СССР и 
требовало принятия контрмер. Требовалось укрепить обороноспособность советского Дальнего Востока. В 
1931-1932 гг. там шла закладка нового советского города Комсомольска-на-Амуре и нового крупнейшего в 
мире авиационного завода. По решению политбюро ЦК ВКП(б) началось создание военно-морских сил 
Дальнего Востока, переименованных в 1935 г. в Тихоокеанский флот. Особое внимание уделялось 
сухопутным войскам, численность которых к 1933 г. была увеличена до 150 тыс. человек и не уступала 
численности японских сил в Маньчжурии и Корее. С 1933 г. военное строительство на советском Дальнем 
Востоке стало осуществляться ускоренными темпами. 

      Важным политическим мероприятием советского правительства явились предпринимавшиеся с конца 
1931 г. попытки заключить с Токио пакт о ненападении. Соответствующие предложения делались Японии 
Москвой и ранее - в 1926-1928 гг. и в 1930 г. Но все они отклонялись Токио. Новое предложение Японии 
было сделано 31 декабря 1931 г. наркомом иностранных дел СССР М.М.Литвиновым министру 
иностранных дел Японии К.Иосидзаве, когда тот находился проездом в Москве по пути из Парижа. 

      В течение всего 1932 г. и в 1933 г. советские дипломаты многократно поднимали этот вопрос в беседах с 
японскими официальными лицами в Москве и Токио. Взамен обязательства Японии воздерживаться от 
применения силы советская сторона была готова обещать ни при каких обстоятельствах не вводить своих 
войск в Маньчжурию для защиты КВЖД, продать дорогу маньчжурскому правительству, признать его де-
факто (но не де-юре) и даже заключить с ним договор о ненападении. Стремясь продемонстрировать 
японской стороне свое лояльное отношение к Маньчжоу-го, советское правительство даже разрешило 
открыть на советской территории маньчжурские консульства. Признание Маньчжоу-го де-юре тоже не 
исключалось при определенных обстоятельствах. Однако японская сторона отказывалась от переговоров о 
пакте и не давала официального ответа на советское предложение в течение года. Формальные доводы 
Токио против пакта были разнообразны. Отмечалось, что он слишком напоминает военный союз и его 
заключение несвоевременно, указывалось на неготовность общественного мнения Японии принять такой 
пакт, делались ссылки на наличие других договоров между Японией и СССР, гарантировавших 
стабильность их отношений и т.д. 

      В 1932 г. на советско-японские обсуждения стал влиять китайский фактор. Китайское правительство, 
опасаясь сближения СССР с Маньчжоу-го, решило предложить Москве заключить пакт о ненападении с 
Китаем и одновременно восстановить дипломатические отношения, разорванные в 1929 г. Советские 
руководители не поверили в искренность намерений Китая, но сочли, что в возможность советско-
китайского пакта может поверить Япония, которая в этом случае ради его срыва согласится на заключение 
пакта с СССР. Поэтому переговоры с Китаем начались и о них было сообщено в прессе. Через полгода, 12 
декабря 1932 г. советско-китайские дипломатические отношения были в самом деле восстановлены. Однако 
реакция Токио была противоположной ожидаемой. Советско-китайское сближение только насторожило 
Японию. 13 декабря 1932 г. японское правительство официально отклонило советское предложение об 
открытии переговоров по вопросу о пакте. 

20. Выход Японии из Лиги наций